Житие святого отца нашего Григория Богослова, патриарха Константинопольского. Память святой мученицы Фелицаты и семи сыновей ее. Память преподобного Поплия. Память преподобного Мара Певца. Преподобный Анатолий Старший, Оптинский (1894). Святитель Моисей, архиепископ Новгородский (1362). Икона Божией Матери, именуемая "Утоли моя печали" (1640). В 1721 г. при Царе Петре Великом, для управления Русской Церковью, был учрежден Святейший Синод, ставший Соборным Патриархом. В 1920 г. в Иркутске был убит адмирал А.В. Колчак (род. 22 октября 1874 г.).
В 1903 г. по настоянию Императора Николая II, определением Святейшего Синода, старец иеромонах Серафим Саровский был прославлен в лике святых
В 1883 г. издано Постановление об учреждении церковно-приходских уездных училищ, гимназий и университетов в России; введено безсословное и безплатное обучение
В 1904 г. японцы совершили ночное нападение на русский флот в Порт-Артуре. Начало войны 1904-1905 гг
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие святого отца нашего Григория Богослова, патриарха Константинопольского
Страница 1
Житие святого отца нашего Григория Богослова, патриарха Константинопольского
Отечеством святого Григория
Богослова была вторая, или южная Каппадокия, город Назианз1,
по имени которого он и называется Назианзином. Родители его были благородные и
почтенные люди: отец по имени также Григорий и мать Нонна. Но отец его раньше
был неверующим, так как происходил от неверующих родителей: от отца язычника и
матери иудейки. В своей вере он и следовал обоим, придерживаясь как языческого
заблуждения, так и иудейского неверия. В этом и состоит так называемое
ипсистарийское лжеучение2. Матерь же святого
Григория, блаженная Нонна, происходила от христианских родителей, и сама была
благочестивою христианкою. С раннего детства она была воспитана в благовестии и
совершеннейшим образом научена страху Божьему, который есть начало всякой
премудрости. По Божьему же предназначению, она была соединена брачным союзом с
неверующим мужем, чтобы и его привести к святой вере: "Ибо неверующий
муж освящается", по слову Апостола, "женою верующею"
(1Кор.7:14). Так и случилось. Нонна, постоянно убеждая своего мужа богомудрыми
речами и со всем усердием молясь о нем Богу, привела его, с помощью Божьей, к
христианской вере. Мужу ее было от Бога такое видение во сне: ему казалось, что
он поет из псалма Давидова слова, которых он никогда не имел в своих устах, а
разве только слышал когда-либо от своей супруги, часто молившейся. Сам он
никогда не молился: он и не знал, как молиться, и не хотел этого. Слова же,
которые он пел в сонном видении, были следующие: "Возрадовался я, когда
сказали мне: `пойдем в дом Господень" (Пс.121:1). Во время этого пения
он ощущал в сердце особенную сладость, и, проснувшись, возрадовался, а затем
рассказал об этом своей супруге. Она уразумела, что Сам Бог призывает мужа ее к
Своей святой Церкви, - начала еще усерднее поучать его христианской вере и
наставила его на путь спасения. В это время случилось святому Леонтию, епископу
Кесарии Каппадокийской, отправлявшемуся на первый вселенский собор, созванный в
Никее3, остановиться в городе Назианзе. К
нему привела блаженная Нонна своего мужа, и Григорий был крещен руками
святителя. По принятии святого крещения, он начал праведную и богоугодную
жизнь, подобающую истинному и совершенному христианину. При этом он настолько
преуспел в благовести и добрых делах, что избран был впоследствии на епископский
престол в том же городе Назианзе (о чем будет речь ниже).
Живя с
таким мужем в честном супружестве, блаженная Нонна желала стать матерью
младенца мужского пола. Она воссылала усердные молитвы к Подателю всех благ,
чтобы Он даровал ей сына, и еще ранее зачатия его обещала, как некогда Анна
Самуила4, посвятить его на служение Богу.
Господь, исполняющий волю боящихся его и внимающий их молитвам, исполнил
прошенье сердца благочестивой жены, и в ночном сонном видении Своим откровением
предсказал ей имеющего от нее родиться отрока. И видела блаженная Нонна, еще
раньше рождения сына, каков он будет лицом, и предузнала его имя. Когда затем
она родила младенца мужского пола5, то
нарекла его по имени отца Григорием, как это было ей предвозвещено в сонном
видении. Она возносила великое благодарение Богу и его промыслу вручала
рождённого отрока; с полным усердием она приносила в дар Богу то, что получила
от Него по молитве. Однако не тотчас крестили младенца. В те времена
существовал у многих христиан добровольный обычай отлагать крещение до зрелого
возраста, и до того года, на котором Христос Господь наш крестился от Иоанна в
Иордане, - чаще всего до тридцати трех с половиною лет6.
Впоследствии этот обычай, по уважительным причинам, был устранен тем же святым
Григорием Богословом, Василием Великим, Григорием Нисским и другими великими
отцами. Таким образом, Святой Григорий был крещен, не тотчас по рождении, но,
согласно древнему обычаю, принятому у христиан, крещение его было отложено до
возраста лет Христовых.
Отрок был
воспитываем согласно христианским обычаям. Когда он достиг школьного возраста,
его тотчас начали учить книгам. Возрастая годами, Григорий возрастал и разумом.
В соответствие своему имени7, он был
рассудителен, бодр духом, усерден в учении, и превосходил по уму своих
сверстников. Даже отроческие годы не служили ему препятствием понимать то, чему
поучаются достигшие совершенного возраста и разума. Еще в детстве он
обнаруживал такое поведение, какое свойственно старцам. Детские игры, пустые
забавы и всякого рода зрелища, он ненавидел, а упражнялся в гораздо лучшем и
проводил время в учении, а не в праздности. Когда он достиг юношеского возраста,
благочестивая мать многими своими материнскими наставлениями поучала его
благовести. Она поведала ему, что он есть плод ее молитвы, что усердными
молитвами она испросила его у Бога, и еще прежде зачатия обрекла его на
служение Богу. Добрый юноша слагал слова матери в сердце своем и просвещался
душою в вере, надежде и любви к Христу, истинному Богу. Более всего он возлюбил
целомудрие души и чистоту тела, а равно поставил себе законом тщательно хранить
свое девство до самой кончины. К этому он был вразумлен частью многократными и
сердечными материнскими наставлениями, а частью бывшим ему в юношеских годах
сонным видением. О последнем он сам, много спустя, рассказывал так: однажды, во
время сна, ему показалось, что вблизи него стояли две девицы, облеченные в
белые одежды. Обе были красивы лицом; возрастом и годами одинаковы. На них не
было никаких наружных украшений: ни золота, ни серебра, ни жемчуга, ни
драгоценных камней, ни дорогих ожерелий; они не были украшены ни шелковыми
мягкими одеждами, ни золотыми поясами; они не гордились ни красотою лица, ни
роскошными бровями, ни распущенными волосами, ни какими-либо другими
особенностями, которыми мирские девицы стараются нравиться и уловлять сердца
юношей. Одетые просто в чистые белые одежды и скромно опоясанные, они имели не
только головы, но и лица, покрытые тонкими покрывалами. Глаза их были опущены
вниз; ланиты краснелись от девического смущения и свидетельствовали о
целомудрии; уста напоминали цвет ярко-красной розы; молчанием своим он
обнаруживали величайшую скромность. Святой Григорий, смотря на них, ощущал в
своем сердце великую радость и думал, что это не земные существа, а высшие,
превосходящие природу человеческую. Он, видя, что он очень доволен созерцанием
их, возлюбили его и обнимали его, как дитя свое. Тогда он спросил их: кто он, и
откуда пришли? Первая сказала, что она есть Чистота, а другая назвалась
Целомудрием. При этом они разъяснили, что предстоят пред престолом Царя славы
Христа и услаждаются красотою небесных девиц. Они говорили:
Святой Григорий, папа римский1, поучает нас о сей святой мученице Фелицате в
своем толковании на Евангелие следующими словами2.
"Когда евреи сказали Господу: "вот Матерь Твоя и братья Твои стоят
вне, желая говорить с Тобою" (Мф.12:47), Господь назвал братьями и
сестрами и матерью Своими верующих во Имя его и творящих волю Отца его
Небесного, не по плотскому родству, но по единению духа. Сия святая Фелицата
была римлянка, из богатой семьи; у нее было семь сыновей. Возлюбив Христа, она
раздала все свое имущество нищим и исповедала пред языческим царем и судьями,
что она христианка3. Претерпевая тяжесть
гонения, она укрепляла сердца детей в любви к небесному отечеству. Она по вере
была рабою Христовою, сыновья же ее наименовались братиями Христовыми по
единению веры и мужественному терпению". "Мы видели - продолжает
святой отец, - в женской груди мужескую доблесть: бесстрашно предстала она на
смерть, поучая тем истинному Богопознанию. Таким образом, и я эту жену назвал
не только мученицею, но и более, нежели мученицею, потому что она взирала на
мучения семи сынов своих и, сама, подвергаясь истязаниям, желала только, чтобы
дети прежде нее вошли в царство небесное и не уклонились бы от пути к нему;
святая мать - мученица боялась за живых детей, радовалась за умирающих и
возвеличилась тем, что семь сыновей прежде ее вошли в царство небесное, куда за
ними последовала и сама она восьмая, восприяв с детьми своими мученическую
кончину ради Имени Господа нашего Иисуса Христа"4.
1
Святой Григорий Двоеслов; память его - 12 марта.
2
Здесь разумеется беседа III, произнесенная к народу в храме св. Фелицаты в День
ее мученичества.
3
Жрецы обвинили св. Фелицату перед императором в том, что, распространяя
христианство, она оскорбляет богов. Император передал св. мать вместе с детьми
префекту Публию.
4
Сыновья св. Фелицаты носили имена: Яннуарий, Феликс, Филипп, Сильван,
Александр, Виталий и Марциал. Страдания сих св. мучеников относятся ко времени
императора Антонина, царствовавшего с 138 по 161 г. Первый из сыновей св.
Фелицаты жестоко был сечен и брошен в темницу; второй засечен был свинцовыми
прутьями; третий и четвертый убиты - палками, пятый - сброшен с высокого места;
шестой и седьмой усечены мечем, после чего обезглавлена была и мать их.
Преподобный Поплий принадлежал к
сословию сенаторов1 и происходил из города
Зевгма2, на Евфрате. Избрав место на высокой
горе, в тридцати верстах от города, святой Поплий построил небольшую хижину и
затем роздал все, полученное от родителей, имущество нищим; сам же стал
пребывать в добродетельном и постническом житии, слава о котором широко
распространилась. К преподобному начали стекаться во множестве желавшие
разделять его подвиги; им он приказывал устраивать тесные кельи, в которых
посещал своих учеников очень часто, строго наблюдая, чтобы у них в кельях не
было ничего, кроме самого необходимого; хлеб, который оказывался у монахов,
преподобный Поплий взвешивал на весах и, если у кого находилось более
определенного количества хлеба, того называл чревоугодником, чрезмерно
заботящимся о своем теле; тех же, у которых находил приготовленное кушанье,
называл вкушающими скверну. По ночам святой отец не искал себе покоя, а обходил
келью учеников, останавливаясь снаружи у дверей каждого. Молча отходил
преподобный, если заставал обитателя кельи на молитве; если же тот спал, Святой
Поплий ударял рукою в дверь и сурово укорял леностного инока. Благодаря
постоянному общению преподобного с учениками, многие из них уподобились святому
в подвижничестве; двое из таковых Феотекн и Авфоний, по преставлении
преподобного Поплия, несли на себе попечение о братии и настоятельство в
обители, основанной святым подвижником. Блаженный же Поплий мирно совершил
великий свой подвиг и отошел к Господу3.
Преподобный Мар в юности отличался
красивой наружностью и обладал хорошим голосом; во время праздников в честь
святых мучеников он в совершенстве исполнял обязанности певца. Больше всего
возлюбил он Бога и свято соблюдал его заповеди. Окруженный многими искушениями,
святой Мар сохранил тело свое в девственной невинности, а душу - в непорочности
и чистоте. Отвратив свою душу от мирских соблазнов, юноша удалился в селение
Омиру1 и устроил себе там небольшую хижину,
в которой провел тридцать семь лет; много страдал в этой хижине преподобный от
сырости, которая вредно действовала на его здоровье, но не хотел оставить своей
хижины и прожил в ней до конца своей жизни. Преподобный Мар отличался простотою
и не терпел лукавства, а бедность считал за величайшее благополучие. Прожив
девяносто Лет, он довольствовался одеждами из козьей шерсти, а для подкрепления
телесных сил употреблял немного хлеба с солью. Долго питал Святой в своей душе
горячее желание присутствовать при совершении божественной литургии. Когда же
священник совершил у него сие великое и спасительное Тайнодействие, преподобный
Мар говорил, что душа его была исполнена неизреченной сладости, и он долго
предавался размышлению, в глубоком смущении не дерзая взирать на небо. Совершив
долгий свой и спасительный подвиг, Святой мирно предал дух свой Богу и ныне
блаженствует в вечных обителях.
Преподобный Анатолий (вмиру Алексей Моисеевич Зерцалов) родился 24 марта 1824
года в семье диакона, служившего в храме села Бобыли Калужской губернии.
Родители воспитывали сына в строгости и благочестии, надеясь, что со временем
он выберет путь служения Богу.
После окончания Калужской духовной
семинарии Алексей поступил на службу в Казенную палату, но вскоре тяжело
заболел. В те времена чахотка считалась болезнью смертельной, и Алексей дал
обет: если исцелит его Господь, то примет он монашеский постриг.
Господь даровал ему жизнь, и
вскоре, в июле 1853 года, испросив родительского благословения, пришел он в Оптину пустынь. Старец Макарий сказал матери будущего
инока: «Благословенна ты, добрая женщина, на такой хороший путь отпустила
сына!» С этого дня преподобный старец Макарий стал руководить духовной жизнью
молодого послушника. Со временем, предчувствуя приближение немощей и кончины,
благословил обращаться за советом к преподобному старцу Амвросию.
17 ноября 1862 года брат Алексей
был пострижен в мантию с именем Анатолий. К этому времени он был уже в
послушании у преподобного Амвросия.
С самых первых лет пребывания в
обители жизнь будущего преподобного старца Анатолия была посвящена трудам на
пользу ближних. Когда он работал на кухне, то не оставалось времени даже на
сон, да и спать приходилось на дровах. А чтобы помолиться, побыть в редкие
свободные минуты наедине с Богом и своей совестью, приходилось уходить далеко в
лес... Позже старец Амвросий стал посылать преподобного Анатолия в монастырскую
гостиницу утешать скорбящих. А когда увидел
прозорливый старец, что ученик созрел для того, чтобы наставлять других в
духовном делании, то стал постепенно вводить его в старческий труд, готовя себе
ближайшего сотрудника и помощника.
В 1870 году преподобный Анатолий
был рукоположен в сан иеромонаха, а уже в следующем году получил назначение
настоятеля Спасо-Орловского монастыря с возведением в
сан архимандрита. Но любовь к родной Оптиной и старцу
Амвросию заставила отказаться от почетного назначения. Преподобный Амвросий
выпросил его себе сначала в помощники, потом в благочинные скита. А с 1874 года
за послушание старцу, преподобному Амвросию, принял преподобный Анатолий
должность скитоначальника. Ему же поручил старец
Амвросий и окормлениеновосозданнойШамординской женской обители. Преподобный Амвросий не
раз говорил сестрам: «Я редко беру вас к себе (на беседу),
потому что я за вас спокоен: вы с отцом Анатолием».
Преподобный Анатолий имел необыкновенно
милостивый, сострадательный характер. Если он узнавал о чьем-нибудь горе, то
так волновался, что у него начиналась ужасная головная боль. А потом начинало
болеть и сердце...
Взяв на себя заботы о Шамордине, он входил во все стороны жизни сестер, сам учил
их уставу богослужения, монашескому молитвенному правилу, пятисотнице,
церковному пению. Но все-таки первый вопрос к духовным дочерям у него был: «У
тебя все есть?» Двадцать один год был он для инокинь Шамордина
преданным, бесконечно любящим отцом и наставником.
О великой силе молитвы старца
Анатолия свидетельствовал сам преподобный старец Амвросий: «Ему такая дана
молитва и благодать, какая единому из тысячи дается».
С особой любовью говорил преподобный Анатолий о молитве Иисусовой,
говорил о том, что истинная молитва должна рождаться не под впечатлением
хорошего чтения и пения, а быть плодом великого труда, дерзновения и любви к
Богу.
Преподобный Анатолий обладал всей
полнотой даров Святого Духа: даром прозорливости и духовного рассуждения,
исцеления душевных и телесных недугов. Несколькими словами, исполненными любви
и духовного опыта, он умел утешить скорбящую душу, осторожно предупредить о
грядущих испытаниях, подготовить к близкой смерти.
Кончина старца Амвросия 10 октября
1891 года подорвала здоровье его любимого ученика: так глубоко и тяжело
переживал он свое сиротство, что овладел им смертельный недуг.
Преподобный Анатолий начал
угасать. Кротко и смиренно переносил он болезнь. 15 декабря 1893 года он тайно
принял схиму.
25 января/7 февраля 1894 года
преподобный старец Анатолий тихо почил во время чтения отходной. Он был
погребен у стен Введенского собора, рядом с любимыми своими учителями и
наставниками.
Святитель
Моисей, архиепископ Новгородский (1325 - 1330; 1352 - 1359), в миру Митрофан,
родился в Новгороде. В юности он тайно покинул родительский дом и
поступил в Тверской Отроч монастырь, где принял
иноческий постриг. Родители нашли его, и по их настоянию он перешел в Колмов монастырь близ Новгорода. В этой обители он был
рукоположен в сан иеромонаха, а затем в Юрьеве монастыре возведен в архимандрита.
После смерти архиепископа Давида святитель Петр (+ 1326; память 21 декабря)
посвятил его в 1325 году в сан архиепископа Новгородского. Однако святитель
Моисей недолго управлял новгородской паствой. Раздоры и междоусобные распри,
пожары и другие бедствия тяготили его душу, искавшую иноческого уединения. В
1330 году святитель удалился в Колмов монастырь на
покой. Но и здесь он оставался недолго. Отыскав пустынное место на Деревянице, он построил там каменную церковь Воскресения
Христова. В этом месте святитель провел в иноческих подвигах более двадцати
лет. Уступив настоятельным просьбам новгородцев, он снова возвратился к своей
пастве. Древний летописец так описывает святителя Моисея: "Он пас Церковь
свою, как пастырь добрый; защищал обиженных, берег бедных вдов; собрав
множество писцов, на свой счет написал много книг, многих он утвердил в
благочестии своими наставлениями". В 1354 году Константинопольский
Патриарх Филофей (1354 - 1355; 1362 - 1376) в знак
глубокого почитания святителя Моисея разрешил ему пользоваться древним
преимуществом Новгородских святителей - носить крестчатые ризы, которые и
прислал сам. Он также позволил святителю Моисею самому непосредственно
обращаться к Константинопольскому Патриарху. Семь лет продолжалось вторичное святительство архиепископа Моисея, ознаменовавшееся
строительством многих церквей в Новгороде и его окрестностях. В 1352 году
святителем был построен каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы на Болотове; в 1355 году устроен монастырь в местности,
называемой Сковородкой, с каменным храмом в честь святого Архистратига Божия
Михаила; в 1357 году построены храмы еще в трех монастырях: в Радоговицах при Волотовском
Успенском храме, в Духовом монастыре и в женском монастыре во имя святого Иоанна Богослова (первый и последний монастыри были
основаны святителем).
В 1359 году, почувствовав слабость и болезнь,
святитель удалился в основанную им Сковородскую
обитель во имя святого Архистратига Божия Михаила и подвизался в ней до самой
кончины, наступившей 25 января 1362 года. Он был погребен в соборном храме.
Архиепископ Новгородский Сергий в 1484 году, ехавший на кафедру из Москвы,
велел священнику открыть гроб святителя Моисея. "Не смею. Владыка,
дерзнуть открыть мощи святителя. Это твое дело, святительское, открывать гроб
святителя", - ответил священник. "Что на этого смерда и
смотреть!" - сказал разгневанный архиепископ, но был вскоре наказан.
Лишившись рассудка, он не смог управлять кафедрой и не выздоровел, пока не
принял схиму в Хутынском монастыре (+ 1504 в
Троице-Сергиевом монастыре).
Установление празднования святителю
Моисею на 19 апреля связано с обретением в 1686 году его нетленных мощей.
Икона Божией Матери, именуемая "Утоли
моя печали", прославилась в Москве многими чудесами со второй половины
XVIII века, а особенно во время чумы в 1771 году. Икона принесена в Москву
казаками в 1640 году в царствование Михаила Феодоровича (1613 - 1645) и
помещена в храме святителя Николая на Пупышах в
Садовниках. Одно время, вероятно, вследствие пожара и неоднократных перестроек
храма об иконе забыли, она была заброшена и находилась на колокольне в великом
небрежении. Но обильные милости, явленные через нее Божией Матерью, заставили
вспомнить забытую святыню и отвести ей подобающее место в храме, в котором
впоследствии был устроен придел в ее честь. Празднование чудотворной иконе,
совершаемое ежегодно 25 января, было установлено в 1760 году в память исцеления
больной женщины, удостоившейся видения этого святого образа и исцелившейся
после молебна перед ним 25 января в церкви Святителя Николая на Пупышах в Москве. К этому же времени относятся составленные
ей службы и акафист. Чтимые списки с иконы Божией Матери, именуемой "Утоли
моя печали", находятся во многих храмах Москвы и
других городов.