Перенесение мощей святого отца нашего Иоанна Златоустого. В 1689 г. произошла женитьба царевича Петра Алексеевича на Евдокии Ф. Лопухиной. В 1886 г. умер писатель Иван Сергеевич Аксаков (род. 26 сентября 1823 г.). В 1904 г. геройская гибель крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" (капитаны Руднев и Беляев) в неравном бою с японской эскадрой.
В 1725 г. почил Император Петр I Алексеевич Великий в Петербурге. Царица Екатерина I объявлена Императрицей
В 1693 г. рождение Императрицы Анны Иоанновны в Москве, дочери Царя Иоанна V Алексеевича и Царицы Прасковьи Феодоровны, племянницы Императора Петра I
В 1798 г. родился Его Императорское Высочество Великий Князь Михаил Павлович в Санкт-Петербургском Зимнем дворце (1798-1849) , четвертого сына Императора Павла I и Императрицы Марии Феодоровны
В 1051 г. избран первый митрополит из русского духовенства Илларион, автор "Слова о Законе и Благодати"
В 1881 г. умер великий писатель Федор Михайлович Достоевский (род. 30 октября 1821 г.)
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Перенесение мощей святого отца нашего Иоанна Златоустого
Страница 1
Перенесение мощей святого отца нашего Иоанна Златоустого
После того как прошло тридцать и
даже более лет со времени кончины1 великого
вселенского учителя, святого Иоанна Златоустого, в городе Команах2, - святейший Прокл, бывший некогда учеником
его, а затем заместителем, его престола3,
совершая летом, в память его, богослужение в Великой Константинопольской
церкви, произнес слово к народу, прославляя угодника Божьего многими похвалами.
"Никто
не может, - говорил он, - восхвалить святого Иоанна по достоинству, - разве
только другой бы такой же Иоанн ныне явился. Подобно переполненной водами реке,
память его, слагающаяся из воспоминания его бесчисленных трудов, подвигов и
наставлений, напаяет души верных. В нем сияют лучи благодати Божьей, в которых
одному с ясностью является солнце Божества, другому представляется очищение
православия от ересей, иному показывается гибель идолов, для иного
обнаруживается лживость заблуждений, иной видит утверждение веры и исправление
нравов, для иного блистают небесные венцы. О, архиерей, память которого подобна
исполненному благоуханий воздуху! О, имя Иоанново, соответствующее делам! О
прозвание Златоустым, явственно показывающее, каким он был в проповеди слова
Божьего! О, язык, высший небес! О, учитель, распространяющий евангельские
громы! Это - Иоанн, подобный Иоанну Предтече Господнему, проповедовавшему
покаяние. Тот был проповедник, этот - богогласная труба. Тот был непоколебим,
этот непобедим. Тот - девственник, этот - защитник чистоты. Тот крестил в
пустыне, этот в городе расстилал мысленные сети. Тот обличал прелюбодея, этот
грозно обличал хищников. Тот был брошен в темницу, этот заточен в изгнании. Тот
был усечен мечом, этот желал принять такую же смерть за истину. Много у него
было подвигов на земле; много венцов уготовано ему на небе. Иоанн ныне взывает
вместе со святым апостолом Павлом: я - Христово благоухание (2Кор.2:15), ибо я
все места очистил от заблуждений, как бы от зловония: в Ефесе я устранил обманы
Мида, во Фригии матерь ложных богов я сделал бесчадною, в Кесарии я разорил
народные блудилища, в Сирии я упразднил богопротивные сонмища, в Персии я
посеял семя благочестия. Повсюду я насадил корни православной веры; весь мир
посредством своего учения я просветил познанием Бога. Составляя книги, я всюду
распространил сети спасения. С Иоанном Богословом я богословствовал о Слове
Отчем. Вместе с рыбарями я бросил в мир мрежи православия. - О, Иоанн! Жизнь
твоя по истине была исполнена скорби, но смерть твоя почетна, гроб твой славен,
награда твоя велика!"
Когда
беседовал так Святой Прокл в церкви, народ, горевший любовью к святому Иоанну
Златоустому, не мог дождаться конца беседы, но громким голосом все, точно
одними устами, взывали к святейшему Проклу, прося его поторопиться возвращением
святых мощей Иоанна из Коман в Константинополь. Громкие клики раздавались в
церкви так долго, что патриарх не мог окончить своей беседы. Тотчас после
отпуска церковного, святейший Прокл отправился к царю Феодосию4,
сыну Аркадия, внуку Феодосия Великого, и просил его о перенесении честных мощей
Иоанна Златоустого, говоря:
-
Возврати, царь, евангельски родившего тебя святым крещением и святительскими
руками внесшего тебя в церковь, как некогда старец Симеон Господа. Церковь
взывает к тебе: красота моя поблекла, уста закрылись, великолепие омрачилось.
Дикий вепрь растерзал пастырей Златоустовых овец, и кровожадные звери
уничтожили плоды уст моих. Зависть осквернила святыню служителя моего; как в
лесной дубраве секирами, отсекли его от меня и заключили его в гробе молчания.
Друзья еретиков говорили между собою: заградим уста, говорившие многое против
нас. Посрамим его речи, ибо никто уже не сможет так учить и никто уже не
возразит нам. Доколе, царь, будет враг поносить меня ради Златоустого? Возврати
мне того, который был подобием Жениха моего Христа. Даруй мне, своей матери,
твоего духовного отца. Хотя и отстранила его от меня твоя плотская мать, но ты
не следуй ее немилостивому сердцу и дурному намерению, а поревнуй святыне духа,
без которой никто не увидит Господа. Прошла слава Евдоксии5,
а Церковь всегда пребывает. Я - твоя мать на вечные времена. Дай мне
возможность повсеместно распространять радость возвращением Златоустого, и ты
будешь иметь во мне ходатаицу о тебе пред Богом. Приобрети душу Златоустого в
качестве молитвенницы о тебе. Будь сыном правды, утверждаемым отеческою
молитвою!
Так,
сказав многое от лица Церкви, он склонил царя к согласию. Были посланы в Команы
почетнейшие мужи с серебряною ракою, чтобы перенести святые мощи Иоанна
Златоустого с великим почетом. Когда они прибыли туда и показали царское
послание команскому епископу и всему народу, наступила великая скорбь между
людьми, печаль и рыдание по поводу лишения такого Великого сокровища. Народ не
хотел отдавать святых мощей. Много рассуждали по этому поводу; однако, не могли
противиться царскому повелению. Когда же посланные царем люди хотели взять из
гроба святые мощи, они тотчас стали тяжелее камня и всякой другой тяжести, так
что, при всех усилиях, невозможно было сдвинуть их с места. Посланные много
потрудились, но ничего не достигли. Поняв из этого, что святой не соизволяет,
чтобы его мощи были взяты оттуда, они тотчас письменно известили об этом царя.
Царь, посоветовавшись с святейшим патриархом и другими святыми мужами, понял
свою ошибку, - именно, что он не с молением, а с повелением послал взять из
Коман мощи святого Иоанна. Он задумал написать к нему послание, как бы к
живому, прося прощения за свое дерзновение и умоляя его, чтобы он соизволил
возвратиться на свой престол и утешить свое стадо. Он написал своею рукою
следующее: