Страдание святых чудотворцев и бессребреников Кира и Иоанна и святой мученицы Афанасии и трех дочерей ее Феоктисты, Феодотии и Евдоксии. Житие святого Никиты, епископа Новгородского. Память святых мучеников Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серапиона и Папия. Память святой мученицы Трифены. В 1563 г. Русские войска Царя и Великого Князя Иоанна IV Васильевича (род. в 1530 г., правил 1533-1584) осадили Полоцк (великое княжество Литовское). В угоду жителям воевода сдал город. Царь Иоанн велел разорить латинские церкви, крестить всех евреев, а непокорных топить в р. Двине. В 1724 г. издан Торговый устав с высокими пошлинами на ввозимые в Россию иностранные товары. В 1883 г. Царским Манифестом был введен в действие Свод Законов Российской Империи (15 томах).
В 1563 г. Русские войска Царя и Великого Князя Иоанна IV Васильевича (род. в 1530 г., правил 1533-1584) осадили Полоцк (великое княжество Литовское). В угоду жителям воевода сдал город. Царь Иоанн велел разорить латинские церкви, крестить всех евреев, а непокорных топить в р. Двине
В 1724 г. издан Торговый устав с высокими пошлинами на ввозимые в Россию иностранные товары
В 1883 г. Царским Манифестом был введен в действие Свод Законов Российской Империи
(15 томах)
Завтра, Воскресение, 14 Февраля 2010 года (1 Февраля 2010 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святых чудотворцев и бессребреников Кира и Иоанна и святой мученицы Афанасии и трех дочерей ее Феоктисты, Феодотии и Евдоксии
Страница 1
Страдание святых чудотворцев и бессребреников Кира и Иоанна и святой мученицы Афанасии и трех дочерей ее Феоктисты, Феодотии и Евдоксии
Святой угодник Божий Кир родился и
получил воспитание в египетской стране, в городе Александрии, построенном
Александром Македонским. По своим познаниям они был знаменитый врач и исцелял
телесные болезни совершенно бесплатно, а своими боговдохновенными речами и
примером своей добродетельной жизни врачевал душевные недуги людей. Приходя к
больным, он излагал им не советы Галена, или Гиппократа1,
но наставления святых апостолов и пророков о том, как сохранить себя от
греховных недугов, которые бывают причинами телесных болезней: болезни душевные
- суть более тяжкие недуги по сравнению со всеми болезнями тела; когда душа
тяжко страдает грехами, то часто случается, что и тело подвергается тяжкой
болезни, попускаемой Богом в наказание за грехи. Так поучая больных, а равно,
проповедуя им и Божественное учение, Святой Кир многих язычников привел к
познанию Бога истинного и сделал их христианами, уврачевав своим замечательным
искусством их души и тела.
В это
время царствовал нечестивый царь Диоклетиан, воздвигали гонение на христиан.
Святой Кир, славный александрийский врач был обвинен пред начальником города в
том, что он - христианин и многих наставляет в христианской вере; начальник
повелел тотчас схватить его. Святой Кир, узнав об этом, бежал из города и из
страны египетской и пришел в Аравию. Это он сделал, не из страха мук, или
смерти за Христа, но частью-последуя словам Христовым: "когда вас гонят
в одном городе, бегите в другой" (Мф.10:23), частью из желания
продолжать свою помощь ближним, а частью желая лучше приготовить себя к
страданиям за Господа своего в иноческом звании. В виду этого, он, по прибыли в
Аравию, тотчас принял иноческий ангельский образ. Самое прибытие его в Аравию
произошло по особому Божьему промышлению, чтобы он и там привел многих к
Христу, избавил от греховного служения идолам, и наставил их на путь спасения.
Он оставил там и врачебное свое искусство, ибо получил от Бога дар
чудотворения, и уже не лечением и травами, а молитвами и словом исцелял всякие
болезни. Чрез эти его чудотворения прославлялось имя Христово и многое
множество идолопоклонников, оставляя свои заблуждения, обращались к Христу,
Истинному Богу.
В это
время жил в Едесе2 Святой Иоанн,
благочестивый христианин, имевший почетное воинское звание. Когда началось
Диоклетианово гонение на христиан, он оставил свое воинское звание и славу мира
сего, свое отечество, дом и родных, свое богатство, - все это считая суетою, и
пришел в Иерусалим, где, по прошествии некоторого времени, услышал о святом
Кире и о совершаемых им чудесах, слава которых распространилась повсеместно. Он
возымел сильное желание видеть святого Кира и жить вместе с таким великим
угодником Божьим. Для сего Иоанн отправился прежде всего в Александрию, отыскивая
Кира, но, не нашедши его там, усердно расспрашивал, где он. Затем, узнав, что
Святой Кир живет в Аравии, Иоанн поспешно отправился туда и, нашедши его,
привязался к нему всею душою и был как самовидцем его чудес, так и усердным
подражателем его добродетельной жизни.
В то же
самое время была схвачена, для истязания за имя Христа, одна боголюбивая
женщина, по имени Афанасия, со своими тремя дочерьми: Феоктистою, Феодотией и
Евдоксией, и была отведена в город Каноп3, в
котором жил языческий жрец Кассиан, а градоправителем был Сириан. Услышав об
этом, святые Кир и Иоанн стали опасаться, чтобы юные отроковицы не отпали от
Христа, как вследствие страха пред угрозами мучений, так и вследствие соблазна
льстивыми обещаниями, - тем более что они были очень юны: старшей из них
Феоктисте было пятнадцать лет, второй - Феодотии тринадцать, а младшей Евдоксии
- одиннадцать лет. Святой Кир сомневался и относительно твердости матери их
Афанасий, опасаясь, как бы она, ради дочерей, - чтобы не подвергнуть их тяжким
мучениям и не видеть беспощадно проливаемой их крови, не склонилась к
языческому нечестию; ибо известно, как матери, повинуясь естественному чувству,
болеют сердцем о детях своих. Поэтому он отправился в тот город, чтобы утвердить
в исповедании Христовой веры отроковиц и матерь их и подготовить их к
безбоязненному и мужественному перенесению мучений. За святым Киром последовал
и Святой Иоанн, оба они отправились в город Каноп. Явившись к Афанасий с
дочерьми, находившимся в заключении, они обширными вдохновенными речами
утверждали их в любви к Господу Иисусу Христу, и убеждали их ревностно предать
за Него свои души. Об этом тотчас было донесено градоправителю Сириану. Один из
язычников пришел к нему и сказал:
- В нашем
городе явились какие-то новые и никому неизвестные люди: один в иноческой
одежде, а другой в воинской. Они убеждают взятых ныне дев не покланяться нашим
богам, но оставаться в своей нечестивой вере, а равно не повиноваться царским
повелениям. Они убеждают их почитать одного лишь некоего Иисуса и Ему воздавать
Божественные почести, пренебрегая смертью.
Услышав об
этом, Сириан исполнился ярости и повелел тотчас схватить обоих мужей и привести
к себе. Святые Кир и Иоанн были немедленно схвачены и представлены нечестивому
судье Сириану на допрос. Посмотрев на них, он спросил:
Более других заслуживают почтения те
храбрые воины, которые имеют обычай вести борьбу с врагом не в общем строе, но
поодиночке устремляются на врага. Им хотя и попускает Господь много раз пасть
временно, чтобы они не превозносились, однако никогда не оставляет их до конца
без благодатной помощи, но восстановляет их и делает непобедимыми. Один из
таких храбрых воинов Христовых, именно блаженный Никита, приобрел себе
особенную известность после преподобного Исаакия затворника. О нем сообщает
достохвальный Поликарп со слов святого Симона следующее.
В бытность
игуменом преподобного Никона, один брат святого Печерского монастыря, по имени
Никита, начал просить игумена, чтобы он благословил ему подвизаться в
одиночестве и уединиться в затворе.
- Сын мой!
не будет тебе пользы, при твоей юности, сидеть праздно. Будет гораздо лучше,
если ты останешься с братией и, работая вместе, не потеряешь своей награды. Ты
сам видел, как брат наш Исаакий пещерник был соблазнен в затворе бесами и погиб
бы, если бы его не спасла великая благодать Божья по молитвам преподобных отцов
наших Антония и Феодосия.
Никита
ответил на это:
- Никогда,
отец мой, я не соблазнюсь при каком-либо искушении. Я имею намерение твердо
противостоять бесовским искушениям и буду молить Человеколюбца Бога, чтобы Он и
мне подал дар чудотворения, как некогда Исаакий затворнику, который и доселе
творит многие чудеса.
Тогда
игумен сказал ему более настойчиво:
- Твое
желание выше твоих сил. Берегись, сын мой, чтобы ты не пал за свое
превозношение. Я повелеваю тебе служить лучше братии, и за послушание свое ты
будешь увенчан от Бога.
Однако
Никита не хотел послушаться наставлений игумена: он не мог победить в себе
сильной ревности к затворнической жизни. Поэтому, к чему он стремился, то и
выполнил: он заключился в пещеру, крепко загородил вход и пребывал в молитве
один, никуда не выходя. Тем не менее, спустя всего лишь несколько дней, он не
избежал козней дьявола: во время молитвенного пения он услышал голос, молящийся
вместе с ним, и ощутил несказанное благоухание. Соблазнившись этим, он так
размышлял сам с собою: если бы это был не ангел, то не молился бы со мною, и не
было бы здесь благоухания святого Духа.
Он начал
еще прилежнее молиться, говоря:
- Господи!
явись мне Сам осязательно, чтобы я видел Тебя.
На это
последовал голос:
- Не
явлюсь я тебе, потому что ты юн; иначе ты возгордишься и можешь пасть.
Затворник
продолжал слезно просить:
- Никогда,
Господи, я не соблазнюсь. Меня научил игумен не внимать бесовским искушениям, -
но я исполню все, что Ты повелишь.
Тогда душе
пагубный змей, получив власть над ним, сказал:
-
Человеку, облеченному плотью, невозможно видеть меня. Поэтому, я посылаю ангела
моего, чтобы он пребывал с тобою, а ты твори его волю.
Затем
тотчас предстал пред ним бес в образе ангела. Никита пал на землю и поклонился
ему, как ангелу. Бес сказал ему:
- С этого
времени ты уже не молись, но читай книги. Этим путем ты будешь беседовать с
Богом, и будешь подавать полезные наставления приходящим к тебе, а я всегда
буду молить Творца всех о твоем спасении.
Затворник
поверил этим словам и, обольщенный, уже более не молился, но стал ревностно
читать книги. При сем, он видел беса постоянно молящимся о нем и радовался,
думая, что это ангел творит за него молитву. С приходящими же к нему он много
беседовал на основании Священного Писания о пользе души; он начал даже
пророчествовать. О нем повсеместно распространилась слава, и все удивлялись
исполнению его предсказаний. Однажды он послал к князю Изяславу1 с извещением: "сегодня убит князь Глеб
Святославич2; пошли немедленно сына своего
Святополка3 на княжеский престол в
Новгород". Как он сказал, так и исполнилось. Действительно, спустя
несколько дней, пришло известие об убиении князя Глеба. С этого времени еще
больше стали говорить о затворнике, что он пророк, и вполне верили ему и князья
и бояре. - На самом деле, бес, конечно, не знает будущего, но что он сам делал,
- если, например, он научил злых людей убить, или украсть, то он и возвещает.
Точно также, когда приходили к затворнику искавшие у него слова утешения, то
бес, почитавшийся им ангелом, сообщал ему все, случившееся с ними. Никита
пророчествовал, и все предсказанное им сбывалось.
Память святых мучеников Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серапиона и Папия
Страница 1
Память святых мучеников Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серапиона и Папия
Все сии святые мученики пострадали
за веру Христову в царствование Декия. Викторин, Виктор и Никифор были вложены
в каменную ступу и истолчены каменным пестом; Клавдий скончался, по отсечении
рук и ног; Диодор был сожжен огнем; Серапион усечен в главу; Папий ввержен в
море1.
Святая мученица Трифена происходила
из города Кизика1; она была дочерью
христиан: Анастасия синклитика2 и матери
Сократии. Святая добровольно предалась на страдание. Всенародно изобличив
идольское заблуждение и безумно чтущих идолов, как богов, она убеждала отречься
от суетного поклонения и обратиться к истинному Богу. За сие правитель города
Кесарий повелел ввергнуть их в разожженную печь, но святая мученица вышла
оттуда невредимой; потом она повешена была на высоком дереве и низвержена с
высоты на острые гвозди, после чего предана на снедение зверям, но они не
коснулись ее; наконец она была растерзана рогами рассвирепевшего вола.
Сохранилось известие, что там, где истекала ее кровь, истек источник воды, от
которого многие получали помощь и исцеления.