Страдание святых мучеников Назария, Гервасия, Протасия и Кельсия. Житие преподобной Параскевы. Житие преподобного Николы Святоши. Память святого священномученика Сильвана. Яхромская икона Божией Матери (XV). В 1759 г. день рождения Государыни Императрицы Марии Феодоровны, супруги Императора Павла I, в Штеттине (до перехода в православие - София-Доротея-Августа-Луиза, принцесса Виртембергская). В 1895 г. было закончено сооружение первой линии Транссибирской магистрали (закладка произведена 19 мая 1891 г.).
В 1759 г. день рождения Государыни Императрицы Марии Феодоровны, супруги Императора Павла I, в Штеттине (до перехода в православие – София-Доротея-Августа-Луиза, принцесса Виртембергская)
В 1895 г. было закончено сооружение первой линии Транссибирской магистрали (закладка произведена 19 мая 1891 г.)
Завтра, Среда, 28 Октября 2009 года (15 Октября 2009 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святых мучеников Назария, Гервасия, Протасия и Кельсия
Страница 1
Страдание святых мучеников Назария, Гервасия, Протасия и Кельсия
Святой Назарий родился в Риме; отец его был еврей, а матерь, по
имени Перпетуя, – христианкою: святое крещение она приняла от самого апостола
Петра. Придя в отроческий возраст, Назарий долго размышлял, какой держаться ему
веры – отцовой или матерней. Наконец он решил быть подражателем своей святой
матери, молитва коей много способствовала его просвещению, – и был крещен
епископом Лином1.
Когда
святой Назарий достиг совершенного возраста, то оказался совершенным и в
добродетелях: усердно служа Господу, он заботился не о своем только спасении,
но и о спасении других, ибо многих неверующих обратил ко Христу. Но скоро
Назарий ушел из Рима; он взял от своих родителей приходившуюся ему часть
имения, и стал там благодетельствовать неимущим; придя же в Медиолан, он раздал
там все, что имел, творя милостыню убогим и служа своим имением узникам,
страдавшим за Христа.
Тогда, в
царствование нечестивого Нерона2, было
великое гонение на христиан, и многие исповедники Христовы были содержимы в
оковах и мучимы; святой Назарий, служа им, утверждал их в вере и укреплял на
мученический подвиг. В это время правителем Анулином были взяты и заключены в
темницу некие святые мученики Гервасий и Протасий. Святой Назарий часто
приходил к ним и утешал их своею благочестивою беседою: он весьма полюбил их,
ибо видел, что они исполнены Божественной любви и пламенно желают положить души
за Господа, положившего за нас душу Свою на кресте. Назарий питал к ним такую
любовь,что не хотел разлучаться с ними,
и предпочел вместе с ними пострадать и умереть. Правителю той области скоро
сделалось известным о Назарии, что он, посещая заключенных в темнице узников,
приносит им все необходимое и утверждает их в христианской вере. Посему он
повелел взять Назария и привести к нему; на суде он прежде всего спросил его,
кто он и откуда. Узнав, что Назарий по происхождению – римлянин, по вере же –
христианин, Анулин убеждал его не отвергаться отеческих богов, которых римляне
из древности почитают жертвами и поклонением. Святой же не только не хотел
слушать его советов, но и говорил ему совершенно противное, порицая его ложных
богов и исповедуя Единого Истинного Бога, Иисуса Христа. Тогда правитель
повелел бить его в уста. Но святой не переставал мужественно говорить и
обличать нечестие его. После того правитель еще более разгневался и повелел
бить мученика палками, потом с бесчестием изгнал его из города. Блаженный
Назарий, будучи изгнан, радовался, что сподобился принять раны за Христа и, как
изгнанный правды ради, вспоминал слова Христовы: «блаженны вы, когда будут
поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф.5:11).
Он скорбел только о том, что разлучился ссвоими возлюбленными друзьями,Гервасиеми Протасием, вместе с
которыми желал и умереть. Это его желание Господь исполнил впоследствии, а в то
время ему должно было еще в иной стране послужить спасению людей и отвратить
многих от заблуждения. В следующую же ночь явилась ему в видении блаженная
матерь его, повелевая ему идти в Галлию и там трудиться в благовествовании
Христовом. Встав, он пошел, по указанию своей матери, в ту страну и, проповедуя
Христа, просвещал там светом веры людей, сидящих во тьме и сени смертной3. Когда святой Назарий был в
городе, называемом Мелия4, он взял здесь от
некоторой благородной и верующей женщины трехлетнего отрока, по имени Кельсия,
крестил его и воспитал в благочестии. Отрок возрастал летами и разумом,
исполняясь Божией благодати; когда же он пришел в возраст, то последовал за
своим учителем, святым Назарием, учась от него высшей премудрости и слагая в
своем сердце его Боговдохновенные слова и отеческое поучение. Отрок был
настолько мудрым о Христе, что сравнялся с своим учителем, и равно с ним служил
спасению людей; проповедуя Христа, он вместе с Назарием терпел гонения и
мучения, впоследствии же сподобился и одинакового с ним мученического венца.
Диновий,
правитель той страны, узнав, что Назарий распространяет христианство по многим
городам, тотчас же взял его вместе с Кельсием и обоих заключил, после побоев, в
темницу, намереваясь предать их по утру всевозможным мучениям. При наступлении
утра, жена правителя, увидев, как Кельсия, красивого отрока, вели на казнь,
сжалилась над ним и, припадши к своему мужу, умоляла его, чтобы он помиловал
отрока и отпустил его, вместе с учителем его Назарием; своею неотступною
мольбой она до тех пор не оставляла правителя, пока не упросила его отпустить
обоих на свободу. Отпуская их, правитель сказал:
–
Ходатайство жены моей освобождает вас от всякого мучения.
Но святые
мученики скорбели о том, что не достигли желаемого мученического венца и не
окончили земного поприща, чтобы разрешиться от тела и жить со Христом5. По дороге оттуда, они пришли в город
Тимир6 и, по обыкновению распространяя там
Евангельское учение, приобрели Христу много душ.
Но диавол,
не вынося того, возбудил гнев идолопоклонников; восстав на святого Назария и
Кельсия, нечестивые взяли их и отослали к своему лютому царю Нерону. Святые,
став пред царем, исповедали Творца Христа Бога, за что Назария повергли на
землю и попирали ногами, Кельсия же били розгами. Принуждаемые к принесению
жертвы богам, они ниспровергли словом своим идолов их на землю, и были за то
отданы на съедение зверям; но звери не причинили им вреда. Потом они были
ввержены в море, но пошли по водам, как по ровному полю. Увидев это, слуги царя
уверовали во Христа; приняв крещение от святого Назария, они оставили царский
двор и, удалившись от мирского мятежа, стали служить Христу.
Святая Параскева1 родилась в
Сербии, вблизи города Каллиократия, в селении Епиват2. Родители ее были благочестивые люди: они неуклонно
исполняли все заповеди Божии и славились всюду своими благотворениями и
милостынями. Кроме дочери Параскевы был у них сын. Его отдали они в училище, а
дочь воспитывалась в доме своих благочестивых родителей. Брат Параскевы, когда
достаточно научен был Священному Писанию, с согласия родителей, принял
пострижение под именем Евфимия. Евфимий впоследствии был епископом в Мадите3, где прославился добродетельною жизнью и при жизни
и по смерти сотворил множество преславных чудес.
По смерти
своих родителей Параскева стала проводить жизнь, полную скорбей и лишений.
Подражая усердно жизни святых, она умерщвляла постом и бдением свое тело и
порабощала его духу. Воспламеняясь Божественным желанием жить для Господа,
Параскева не пожелала долго жить в многомятежном мире сем, но, покинув все
мирское, скрылась от мира и, достигнув пустыни Иорданской4, стала проводить здесь равноангельскую жизнь. Подражая
Боговидцу пророку Илии и Иоанну Крестителю, она питалась только пустынными
злаками, употребляя их притом лишь в малом количестве, и то по закате солнца.
Постепенно истаевая, то от жара, то от холода, она обращала свои взоры только к
Единому Богу, могущему спасти смиренных сердцем «от вихря, от бури»
(Пс.54:9). Кто в состоянии поведать о том, сколько слез пролила преподобная?
Кто расскажет о частых и неумолкаемых стенаниях ее? Кто подробно передаст об ее
коленопреклонениях непрестанных и различных подвигах телесных? Один Всевидящий
Бог взирал на подвиги преподобной. У нее не было там забот о мирской суете: она
заботилась только лишь об очищении души, об ответе на будущем суде и встрече с
Небесным Женихом. «Тебе, женише мой, ищу» – говорила преподобная Параскева и
постоянно держала в уме изречение из книги Песни песней: «Скажи мне, ты,
которого любит душа моя» (Песн.1:6).Она о том больше всего заботилась, как
бы украсить свой светильник и вместе с мудрыми девами выйти на встречу
Небесному Жениху, услышать сладкий Его глас и насладиться лицезрением красоты
Его. «Когда приду и явлюсь пред лице Божие!» (Пс.41:3) – непрестанно
говорила святая.
Когда,
таким образом, преподобная Параскева пребывала в пустыне, лукавый враг
позавидовал ее добродетелям и пытался мечтаниями и призраками устрашить ее.
Многократно превращаясь в различных зверей, он устремлялся на святую, дабы
создать для нее препятствие на пути подвигов. Но добрая Христова невеста
Параскева «Всевышнего избрал ты прибежищем твоим» (Пс.90:9) и при Его
помощи, – знамением святого креста Его, – отгоняла врагов и разрывала, как бы
паутину, все козни диавола, и совершенно низложила его. Святая, при своей
женской природе, имела поистине мужской разум и победила диавола, как Давид –
Голиафа. Украсив свою душу такими подвигами и добродетелями, Параскева
сделалась возлюбленной невестой Христовой, так что на ней исполнилось
пророческое слово: «И возжелает Царь красоты твоей» (Пс.44:12). Итак Сей
Царь вселился в нее со Отцом и Святым Духом и пребывал в ней, как и в святой
Своей церкви, ибо святая Параскева, сохранив свою душу от греха и осквернения,
соделалась церковью Живого Бога.
Однажды
ночью Параскева, после долговременного уже пребывания в пустыне, по обыкновению
своему, с умилением простирая руки к небу, стояла на молитве. Внезапно, в
образе пресветлого юноши, она увидела ангела Божия, который, подойдя к ней,
сказал:
– Оставь
пустыню и возвратись в свое отечество, ибо там подобает тебе оставить тело на
земле, а душою прейти ко Господу.
Преподобная,
проникнув в смысл видения, уразумела, что в нем сказывается Божие повеление;
она радовалась тому, что близко время разрешения ее от тела, но ей жаль было
расставаться с пустынным уединением, – ибо ничто так не очищает души и не
приближает ее к Первообразу, как пустыня и безмолвие. Однако, повинуясь воле
небесной, преподобная оставила пустыню и отправилась в отечество.
Прибыв в
царствующий град Константинополь, она вошла там в прекрасный храм Премудрости
Божией, равно также побывала и во Влахернской церкви и, поклонившись пред
чудотворной иконой Богоматери, пошла на свою родину в Епиват, где прожила
некоторое время, не изменяя своего обычного пустынного подвига, – поста и
молитв. Когда же наступило время ее отшествия к Богу, Параскева помолилась
усердно о самой себе и обо всем мире и во время молитвы предала Богу свою
блаженную душу. Тело ее было погребено верующими, по христианскому обычаю, но
не на общем кладбище, – как тело странницы, никому не сказавшей о себе, откуда
она5.
Бог,
восхотевший прославить Свою угодницу, по прошествии многих лет, открыл мощи ее
при следующих обстоятельствах.
Близ того
места, где была погребена преподобная, в подвигах безмолвия на столпе
подвизался некий столпник. Случилось что туда же было выброшено волнами тело
какого-то корабельщика, заболевшего во время плавания тяжкой болезнью и
скончавшегося. От трупа сего начал исходить удушливый смрад, так что по той
дороге невозможно было и проходить; смрада сего не мог стерпеть даже и столпник,
подвизавшийся около того места, и он принужден был сойти со столпа. Посему он
приказал выкопать глубокую яму и закопать в ней смердящий труп. Когда рабочие
копали яму, то, по Божественному смотрению, они обрели лежащее в земле
нетленное тело и сильно удивились сему. Но так как рабочие были люди неопытные
и несведущие, то на случившееся не обратили никакого внимания, как на
малозначительное и ничтожное дело. Они рассуждали так между собою:
«Проходит образ мира сего... Владычество переходит от народа к
народу... Господь низвергает престолы властителей и посаждает кротких на место
их» (1Кор.7:31;
Сирах.10:8,17). Благоверный князь Никола1 с самой ранней юности своей уразумел эту
непрочность скоропреходящего владычества на земле. Он ясно видел, что только на
небе существует царство непреходящее, вечно пребывающее, исполненное тех
неизреченных вечных благ, кои уготовал Господь для любящих Его. Посему он –
подобно тому, как некогда индийский царевич Иоасаф2, – оставил славу и богатство, почесть и власть
своего временного, земного княжения ради вечного, небесного царствия и, пришед
в Печерский монастырь, облекся во святой иноческий чин3. В иночестве блаженный Никола так просиял святостью
своей жизни, что все, видя добрые его дела, усердно прославляли за него
Господа. И, прежде всего, преуспевал он в послушании. Сначала святой Никола
работал на братию в поварне; здесь он своими руками рубил дрова и смиренно
носил их с берега на своих плечах, неленостно исполняя и все остальное, что
было необходимо для приготовления пищи. Он уже много потрудился, когда узнали о
его подвигах братья его Изяслав и Владимир; они стали удерживать его от такой
работы. Но сей истинный послушник выпросил у них со слезами, чтобы они
позволили ему еще один год в поварне поработать для братии. И вот он здесь с
полным старанием и усердием прослужил братии в течение целых трех лет. После
сего он как человек испытанный и ко всему способный, был приставлен стеречь
монастырские ворота, и в этом послушании, никуда кроме церкви не отходя, он
также пробыл три года. Оттуда он был приставлен прислуживать при братской
трапезе; и это послушание он проходил с усердием и таким старанием, что
пользовался расположением всей братии.
Пройдя,
таким образом, благочинно все эти степени послушания, он по разрешению игумена
и всей братии принял на себя подвиг безмолвия, дабы в тишине заботиться о своем
спасении. Исполняя сие послушание, он своими руками устроил при келлии сад, и в
продолжение всех лет иноческой жизни его никогда не видали без дела; он всегда
имел в руках своих какую-нибудь работу, а на устах непрерывно сию молитву
Иисусову: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя!» Он никогда ничего не
вкушал, кроме общей монастырской пищи на трапезе, и то в небольшом количестве.
Если ему, против его желания, как князю, приходилось получать что-либо от
близких ему, тогда он все это немедленно раздавал на нужды странников, нищих и
на строение церковное, так что на средства его в церковь приобретено было много
книг.
Сей
блаженный князь, еще во время владения своим княжеством, имел при себе очень
искусного врача по имени – Петра, сирийца родом, который пришел с ним и в
монастырь. Врач этот, видя добровольную нищету своего господина, оставил его и
проживал в Киеве, врачуя там многих. Впрочем, он неоднократно приходил к
блаженному и, видя его в великих лишениях и безмерном посте, служащим в кухне и
стражем у ворот монастырских, так увещавал оставить сей образ жизни:
– Князь,
тебе следует позаботиться о своем здоровье, дабы тебе непомерным трудом и
воздержанием не ослабить совсем своей плоти, ибо, если ты изнеможешь, для тебя
станет неудобоносимым иго, которое ты Христа ради пожелал взять на себя. Ведь,
Бог не ищет поста или подвига выше сил, но только чистого и смиренного сердца.
Ты работаешь на иноков, как купленный раб; ведь, к такой нужде ты не привык, да
это и недостойно тебя, так как ты князь. Для твоих благородных братьев
Владимира и Изяслава твоя нищета есть скорбь и великое уничижение, так как от
столь великой славы и почести ты дошел до таких лишений, что умерщвляешь свое
тело и из-за недостаточной пищи впадаешь в недуги. Ты прежде питался вкусными
плодами, а теперь подверг себя тяжким лишениям, вкушая сырую зелень и сухой
хлеб. Но берегись, как бы тебе совершенно не заболеть, и тогда ты, не имея более
сил, лишишься жизни, и я не в состоянии буду помочь тебе; итак, ты готовишь
своим братьям плач неутешный. Вот и бояре, некогда служившие тебе и благодаря
тебе прежде знатные, – и те, потеряв свои надежды, сожалеют о тебе и пребывают
в большом унынии. Но они устроили себе большие дома и теперь живут в них, а ты
не имеешь, где главы преклонить, и сидишь то при мусорных кучах, то в поварне,
то при вратах. Кто из Русских князей поступал так? Уже не блаженный ли отец
твой Давид, или приснопамятный твой дед Святослав? Да и из бояр никто не
пожелал бы такой бесславной жизни, кроме одного Варлаама4, бывшего здесь игуменом.
Итак, если
ты не послушаешь моегосовета, – то
преждевременно умрешь.
Подобные слова
врач Петр, научаемый братьями святого Николы, часто говорил ему, когда сидел с
ним то в поварне, то при воротах.
Блаженный
всегда на это отвечал ему:
– Брат
Петр! Часто думая о спасении души своей, я решил, что не должно щадить плоти,
дабы она не вступала в борьбу с духом и не возбуждала в душе моей брани.
Утомляемая же подвигом воздержания, она смиряется, но не изнемогает; а если бы
и изнемогла, то ведь апостол сказал: «сила моя в немощи совершается»
(2Кор.2:5). И еще: «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении
с тою славою, которая откроется в нас» (Рим.8:12). Бог желает смиренного и
чистого сердца, но его не может быть без поста и подвига, потому что пост –
матерь целомудрия и чистоты. И еще сказано: «Он смирил сердце их работами»
(Пс.106:12). Я благодарю Бога за то, что Он освободил меня от мирских забот и
соделал меня рабом для Своих рабов, – сих блаженных черноризцев; ведь я, будучи
князем, под видом работы для них, работаю для Царя царей. Братья же мои пусть
заботятся о себе самих: «каждый понесет свое бремя» (Гал.6:6). Довольно
с них моего наследия, которое я для того оставил вместе с земным княжением,
чтобы получить наследие в царствии небесном: «для Него я от всего отказался,
и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Филип.3:8). К чему же ты
угрожаешь мне смертью, укоряешь в моей нищете и в воздержании от излишних яств?
Ведь, и ты, когда лечишь телесную болезнь, не повелеваешь ли больному быть
воздержным, а некоторых яств и совсем избегать? А мне таким же способом нужно
врачевать недуги душевные. Если я и умру телесно, то ведь мне «смерть»
Христа ради «приобретение» (Филип.1:21). Если же я сижу при мусорных
кучах, – то почему ты меня считаешь хуже бояр? ведь, мне надлежит царствовать с
Иовом, о котором сказано, что он был знаменитее всех сынов востока (Иов.1:3).
Святой священномученик Сильван происходил родом из Газы, где он был
пресвитером. За свою ревность к распространенно веры Христовой, был сослан на
работы в рудниках Фена1; впоследствии он был обезглавлен вместе с 40
христианскими воинами2.
Яхромская
икона Божией Матери явилась отроку Косме (память 18 февраля), сопровождавшему
больного. Косма остановился на берегу реки Яхромы,
недалеко от Владимира, и больной уснул. Внезапно Косма
увидел яркий свет и услышал голос: "Внемли и разумей глаголы жизни, яви
житие богоугодное и пожелай радости праведных, да насладишься вечных
благ". Свет исходил от иконы Успения Пресвятой Богородицы, явившейся на
дереве. Отрок Косма снял икону, поднес к больному, и
тот немедленно исцелился. После этого Косма
направился в Киево-Печерскую обитель, где был пострижен и возрос для
самостоятельных духовных подвигов. По тайному внушению Божию
преподобный Косма взял с собой чудотворную икону и
удалился на берег Яхромы в то место, где обрел этот образ. Преподобный Косма соорудил храм, в честь Успения Божией Матери, в
котором поставил Яхромскую икону. Впоследствии там
образовалась обитель.