Житие и страдание святого священномученика Киприана и святой мученицы Иустины. Житие святого Андрея, Христа ради юродивого. Мученики Давид и Константин. Святая благоверная великая княгиня - инокиня Анна Кашинская (1368). Преподобный Кассиан Угличский (1504). В 1552 г. - взятие Казани русским войском под предводительством Царя Самодержца Иоанна Грозного.
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие и страдание святого священномученика Киприана и святой мученицы Иустины
Страница 1
Житие и страдание святого священномученика Киприана и святой мученицы Иустины
В
царствование Декия1 жил в
Антиохии2
некий философ3 и
знаменитых волхвователь4, по
имени Киприан, родом из Карфагена5.
Происходя от нечестивых родителей, он еще в детстве посвящен был ими на
служение языческому богу Аполлону6.
Семи лет он был отдан чародеям для научения волхвованию и бесовской мудрости.
По достижении десятилетнего возраста, он был послан родителями для
приготовления к жреческому служению, на гору Олимп7, которую язычники называли жилищем богов; там было
бесчисленное множество идолов, в коих обитали бесы. на этой горе Киприан
научился всем диавольским хитростям: он постиг различные бесовские превращения,
научился изменять свойства воздуха, наводить ветры, производить гром и дождь,
возмущать морские волны, причинять вред садам, виноградниками и полям, насылать
болезни и язвы на людей, и вообще научился пагубной мудрости и исполненной зла
диавольской деятельности.Он видел там
бесчисленные полчища бесов с князем тьмы во главе, которому одни предстояли,
другие служили, иные восклицали, восхваляя своего князя, а иные были посылаемы
в мир для совращения людей. Там видел он также в мнимых образах языческих богов
и богинь, а равно различные призраки и привидения, вызыванию коих он учился в
строгом сорокадневном посте; ел же он по захождении солнца, и то не хлеб и не
какую-либо иную пищу, а дубовые желуди.
Когда ему минуло пятнадцать лет, он стал слушать уроки семи
великих жрецов, от которых уведал многие бесовские тайны. Затем он пошел в
город Аргос8, где, послуживши
некоторое время богине Гере9,
научился многим обольщениям у жреца ее. Пожил он и в Таврополе10, служа Артемиде, а оттуда пошел
в Лакедемон11, где и
научился разными волхвованиями и наваждением вызывать мертвецов из могил и
заставлял их говорить. Двадцати лет от роду Киприан пришел в Египет, и в городе
Мемфисе12 обучался еще
большим чародействам и волшебствам. На тридцатом году он пошел к халдеям13и, научившись там звездочетству,
закончил свое учение, после чего возвратился в Антиохию, будучи совершенным во всяком
злодеянии. Так он стал волхвователем, чародеем и душегубцем, великим другом и
верным рабом адского князя14,
с коим беседовал лицом к лицу, удостоившись от него великой чести, как о том он
сам открыто засвидетельствовал.
– Поверьте мне, – говорил он, – что я видел самого князя
тьмы, ибо я умилостивил его жертвами; я приветствовал его и говорил с ним и с
его старейшинами; он полюбил меня, хвалил мой разум и пред всеми сказал: «вот
новый Замврий15, всегда
готовый к послушанию и достойный общения с нами! И обещал он мне поставить меня
князем, по исхождении моем из тела, а в течение земной жизни – во всем помогать
мне; при сем он дал мне полк бесов в услужение. Когда же я уходил от него, он
обратился ко мне со словами: «Мужайся, усердный Киприан, встань и сопровождай
меня: пусть все старейшины бесовские удивляются тебе». Вследствие сего, и все
его князья были внимательны ко мне, видя оказанную мне честь. Внешний вид его
был подобен цветку; голова его была увенчана венцом, сделанным (не в
действительности, а призрачно) из золота и блестящих камней, вследствие чего и
все пространство то освещалось, – а одежда его была изумительна. Когда же он
обращался в ту, или другую сторону, все место то содрогалось; множество злых
духов различных степеней покорно стояли у престола его. Ему и я всего себя
отдал тогда в услужение, повинуясь всякому его велению.
Так рассказывал о себе сам Киприан после своего обращения.
Отсюда ясно, каким человеком был Киприан: как друг бесов,
совершал он все их дела, причиняя вред людям и обольщая их. Живя в Антиохии, он
много людей совратил ко всяким беззакониям, многих погубил отравами и
чародейством, а юношей и девиц закалал в жертву бесам. Многих он научил своему
гибельному волхвованию: одних – летать по воздуху, других – плавать в ладьях по
облакам, а иных ходить по водам. Всеми язычниками он был почитаем и
прославляем, как главнейший жрец и мудрейший слуга их мерзких богов. Многие
обращались к нему в своих нуждах, и он помогал им бесовскою силою, которой был
исполнен: одним содействовал он в любодеянии, другим во гневе, вражде, мщении,
зависти. Уже весь он находился в глубинах ада и в пасти диавольской, был сыном
геенны, участником бесовского наследия и их вечной гибели. Господь же, не
хотящий смерти грешника, по Своей неизреченно благости и не побеждаемому
людскими грехами милосердию, соизволил взыскать сего погибшего человека,
извлечь из пропасти погрязшего в адской глубине и спасти его, чтобы показать
всем людям Свое милосердие, ибо нет греха, могущего победить Его человеколюбие.
Спас же Он Киприана от гибели следующим образом.
Жила в то время там же, в Антиохии, некая девица, по имени
Иустина. Она происходила от языческих родителей: отцом ее был идольский жрец,
по имени Едесий, а мать ее звали Клеодонией. Однажды, сидя у окна в своем доме,
девица сия, тогда уже пришедшая в совершенный возраст, случайно услышала слова
спасения из уст проходившего мимо диакона, по имени Праилия. Он говорил о вочеловечении
Господа нашего Иисуса Христа, – о том, что Он родился от Пречистой Девы и,
сотворив многие чудеса, благоизволил пострадать ради нашего спасения, воскрес
из мертвых со славою, вознесся на небеса, воссел одесную Отца и царствует
вечно. Сия проповедь диакона пала на добрую почву, в сердце Иустины, и начала
скоро приносить плоды, искореняя в ней терния неверия. Иустина захотела лучше и
совершеннее научиться вере у диакона, но не осмелилась искать его, удерживаемая
девическою скромностью Однако, она тайно ходила в церковь Христову и, часто
слушая слово Божие, при воздействии на ее сердце Святого Духа, уверовала во
Христа. В скором времени она убедила в сем и свою мать, а затем привела к вере
и своего престарелого отца. Видя разум своей дочери и слыша ее мудрые слова,
Едесий рассуждал сам с собою: «Идолы сделаны руками человеческими и не имеют ни
души, ни дыхания, а потому – каким образом они могут быть богами». Размышляя о
сем, однажды ночью он увидел во сне, по Божественному соизволению, чудесное видение:
видел он великий сонм светоносных ангелов, а среди них был Спаситель мира
Христос, Который сказал ему:
В
царствование греческого императора Льва Великого – Мудрого1, сына императора Василия Македонянина2, жил в Константинополе
некий муж, по имени Феогност. Он купил множество рабов, в числе коих находился один
отрок, славянин родом, по имени Андрей3.
Сей отрок был прекрасен собою и отличался добрым нравом. Феогност полюбил его
больше других рабов, назначил его своим довереннейшим слугою и отдал его для
обучения священным книгам. Изучив Священное Писание, Андрей часто ходил по
церквам, молился Богу и читал священные книги. Однажды ночью, когда он стоял на
молитве, злокозненный диавол, видя сие, позавидовал сему доброму делу и стал
сильно ударять в двери той комнаты, где находился юноша. Андрей пришел в ужас,
перестал молиться, поспешно лег на постель и оделся козлиною шкурою Увидав сие,
сатана обрадовался и сказал другому диаволу:
– Видишь ли ты сего юношу: недавно еще он вкушал бобы, а
теперь вот он уже вооружается на нас!
Проговорив сие, сатана исчез. Блаженный же от страха крепко
уснул и во сне имел следующее видение. Ему казалось, будто он был на большой
площади, по одну сторону которой стояло множество эфиопов, а по другую
множество святых мужей в белых одеждах. Между обеими сторонами происходило как
бы состязание и борьба. Эфиопы, имея на своей стороне одного черного исполина,
с гордостью предлагали облеченным в белые одежды, чтобы те представили из своей
среды такого борца, который был бы в силах бороться с их черным эфиопом,
тысяченачальником их бесчисленного легиона. Черновидные эфиопы хвастались своей
силой, но белоризцы ничего им не отвечали. Блаженный Андрей стоял там же и
смотрел, желая узнать, кто решится вступить в борьбу с сим страшным
противником. И вот он увидал спустившегося с высоты прекрасного юношу, который
держал в руках три венца: один из них был украшен чистым золотом и драгоценными
камнями, другой крупным, блестящим жемчугом, а третий – наибольший из венков –
сплетен был из неувядаемых белых и красных цветов и ветвей Божия рая. Сии венцы
были столь чудной красоты, что ее и ум человеческий не может постигнуть, и
нельзя описать ее на языке человеческом. Увидав сие, Андрей помыслил, как бы
ему получить хотя бы один из тех трех венцов. Подойдя к явившемуся юноше, он
сказал:
– Ради Христа, скажи мне, продаешь ли ты сии венцы? Хотя сам
я и не могу купить их, но подожди меня немного, я пойду и скажу моему
господину, – он заплатит тебе за сии венцы, сколько ты пожелаешь.
Юноша же, просияв лицом, сказал ему:
– Поверь мне, возлюбленный, что если бы ты принес мне золото
всего мира, я не продал бы ни тебе, никому другому, ни одного цветка из сих
венцов, потому что сии венцы составлены из небесных Христовых сокровищ, а не из
украшений суетного мира. Ими увенчиваются те, кто поборает тех черных эфиопов.
Если ты хочешь получить – и даже не один, а все три венца, – то вступи в
единоборство с тем черным эфиопом и, когда победишь его, возьмешь от меня все
венцы, которые ты видишь.
Услышав сие, Андрей исполнился решимости и сказал юноше:
– Поверь мне, что я сделаю сказанное тобою, только научи
меня хитростям его.
Юноша сказал:
– А разве ты не знаешь, в чем заключается его ловкость? Не
эфиопы ли страшны и грозны по виду? – а между тем они слабы силами. Не бойся же
его громадного роста и страшного взгляда: он слаб и гнил как подгнившая трава!
Укрепляя сими речами Андрея, прекрасный юноша стал учить
его, как бороться с эфиопом.
Он говорил:
– Когда эфиоп тебя схватит и начнет бороться с тобою, ты не
бойся, но схватись с ним крестообразно, и – узришь помощь Божию.
После сего блаженный выступил вперед и сильным голосом
крикнул эфиопу:
– Выходи на борьбу!
Устрашая и грозя, эфиоп подошел, схватил Андрея и в
продолжение весьма долгого времени переворачивал Андрея то в ту, то в другую
сторону. Эфиопы стали рукоплескать, а одетые в белые ризы как будто побледнели,
потому что они боялись, как бы сей эфиоп не ударил Андрея о землю. Андрей был
уже одолеваем эфиопом, но, оправившись, крестообразно устремился на него. Бес
рухнул, как громадное подрубленное дерево, и при падении ударился лбом о камень
и закричал: «Горе, горе!» Одетые же в светлые одежды пришли в великую радость.
Они подняли Андрея на своих руках кверху, стали лобызать его и торжествовали
его победу над эфиопом.
Тогда черные воины с большим посрамлением обратились в
бегство, а прекрасный юноша отдал Андрею венцы и, облобызав его, сказал:
– Ступай с миром! С сего времени ты будешь нашим другом и
братом. Иди же на подвиг добродетели6 будь нагим и юродивым ради Меня4, и ты явишься в день Моего царствия
причастником многих благ.
Выслушав сие от того прекрасного юноши, блаженный Андрей
пробудился от сна и удивлялся необычайному сновидению. С того времени он
сделался Христа ради юродивым.
На другой день, восстав от сна, он помолился, взял нож, и
пошел к колодцу; тут снял он с себя одежду, и, представляясь лишенным разума,
изрезал ее на части. Ранним утром пришел за водой к колодцу повар и, увидев
Андрея как бы пришедшего в исступление, пошел и рассказал о сем их господину.
Скорбя об Андрее, господин их пошел к нему и нашел его как бы несмыслящим и
говорящим неразумно. Подумав, что Андрей одержим бесом, он наложил на него
железные вериги и приказал вести к церкви святой Анастасии. Андрей в течение
дня представлялся лишенным разума, а ночью молился Богу и святой Анастасии. В
глубине же своего сердца он размышлял о том, приятно ли Богу предпринятое им
дело, или нет, и хотел получить о сем извещение.
Святые мученики Давид и Константин, князья Арагветские, с детства воспитанные в православной вере,
были не только достойными правителями и мужественными военачальниками, но и
благочестивыми христианами. Храбро защищали святые братья Грузию от мусульманских
завоевателей. Но силы были неравными. Арабский военачальник Мурван-Абдула-Касим,
захватив братьев-князей в плен, пытался льстивыми обещаниями склонить их к
принятию мусульманства. Но они твердо исповедали Христа. Тогда Мурван-Кру ("кру" - глухой)
с помощью чародеев хотел добиться отречения их от православной веры. Но святые
братья Давид и Константин все ухищрения языческого суемудрия преодолели
молитвой. Видя непреклонность святых исповедников, магометанин приказал
подвергнуть их жестоким мучениям, а затем утопить в реке Риони (в 740 году).
Река вынесла тела братьев, освещенные тремя столпами света. Христиане взяли
тела святых мучеников из реки и погребли в пещере горы Цхалцители
в городе Кутаиси.
В XII веке, во время охоты царя Баграта Великого (1072 - 1117), нетленные мощи святых
братьев были обретены в пещере, осиянной светом. Царь выстроил в их честь
церковь Мучеников (Моцамети) и основал Моцаметский монастырь. Мощи святых братьев прославились многочисленными
исцелениями.
Святая благоверная великая княгиня - инокиня Анна Кашинская
Страница 1
Святая благоверная великая княгиня - инокиня Анна Кашинская
(1368)
Святая благоверная великая княгиня Анна —
дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка
святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшее
мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере. Побратимом деда
благоверной Анны был святой Петр, царевич Ордынский, крещеный татарин,
канонизированный Русской Православной Церковью. В 1294 году благоверная княжна
Анна вступила в брак с князем Михаилом Тверским.
Много скорбей выпало на долю святой Анны. В 1294 году скончался
ее отец. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом.
Вскоре после этого сильно заболел молодой князь. Во
младенчестве умер первенец великокняжеской четы - дочь Феодора. В 1317 году
началась трагическая борьба с князем Юрием Московским. В 1318 году благоверная
княгиня прощается навечно со своим супругом, уезжающим в Орду, где он был
зверски замучен. В 1325 году старший сын ее, Димитрий
Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского — виновника смерти отца,
убил его, за что был казнен
ханом. Год спустя жители Твери перебили всех татар во главе с двоюродным братом
хана Узбека. После этого стихийного восстания вся тверская земля была
опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома
Тверское княжество не испытывало никогда. В 1339 году в Орде погибают ее второй
сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела
их разняли по суставам.
Благоверная великая княгиня была
приуготовлена к монашеству всей своей предыдущей жизнью. По кончине мужа
испытания следовали одно за другим и, казалось, их
невозможно пережить, не предавшись отчаянию, однако Анна вынесла все. В женском
естестве мужескую крепость имела еси... - так
ублажает Церковь святую Анну Кашинскую за ее душевную
стойкость. Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла
монашество сначала в Твери, а затем, по просьбе младшего сына Василия,
перебралась в специально выстроенный для нее монастырь. Здесь она и
преставилась в 1368 году в схиме, тело ее было погребено в Успенском
монастырском храме.
Имя благоверной княгини Анны с течением
времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно, и
только в 1611 году вследствие явления ее благочестивому клирику пробудилось в
жителях города Кашина особое благоговение к своей небесной покровительнице,
невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до
благочестивою царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на
Московском Соборе 1649 года постановлено было открыть мощи княгини Анны.
Перенесение мощей благоверной Анны Кашинской
состоялось 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни
одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.
Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, и
Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию
святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской.
Это необычайное событие - единственное в истории Русской Православной Церкви.
Хотя церковная развенчанность
благоверной княгини Анны длилась 230 лет, благодарная народная память хранила
крепкую веру в предстательство пред Господом своей
небесной покровительницы. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом,
перед началом учебных занятии, принимая какое-нибудь серьезное решение, не
говоря уже о всяких бедах болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны.
В 1908 году почитание благоверной княгини
Анны было восстановлено, и уже в 1909 году в городе Грозном в области Терского
казачества возникла женская община в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской. В 1910 году был освящен храм во имя святой Анны Кашинской в Петербурге.
В тревожные годы войны и революции образ
благоверной княгини Анны стал русским людям даже ближе и понятнее.
Вспоминалось, что благоверная Анна тоже провожав мужа
и сыновей в ту опасную неизвестность, откуда часто не возвращаются, хоронила и
оплакивала их, тоже принуждена была бежать и скрываться, в то время как враги
громили и жгли ее землю.
Преподобный Кассиан
Грек, Угличский чудотворец, вмиру Константин, происходил из рода князей Мангупских. Он прибыл в Москву в составе посольства к
великому князю Иоанну III вместе с царевной Софией Палеолог. Решив посвятить
свою жизнь на служение Богу, преподобный отклонил
предложение остаться при дворе великого князя и поселился у Ростовского
епископа Иоасафа. Когда епископ удалился на покой в
Ферапонтов монастырь, за ним последовал Константин. В обители преподобный проводил строгую подвижническую жизнь.
Монашество он принял после чудесного
ночного видения преподобного Мартиниана, побуждавшего
принять постриг. Через некоторое время святой Кассиан
оставил монастырь и недалеко от города Углича, при слиянии Волги и Учмы, основал обитель в честь Успения Божией Матери.
Слава о преподобном широко
распространилась, и "начали мнози люди приходити благословения ради и видетипустыннолюбное жительство
и беседовати с ним". Святой Кассиан
всех принимал с любовью, наставляя на путь спасения "тихимисловесы".
Преподобный
скончался в глубокой старости 2 октября 1504 года. В Угличской
летописи записано много чудес, происшедших по молитвам преподобного,
в частности, защита им своей обители от польских воинов в 1609 - 1611 годах.