Житие святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Преподобный Ефрем Перекомский (1492). В 1823 г. родился писатель, публицист, славянофил Иван Сергеевич Аксаков (ум. 27 января 1886 г.). В 1934 г. в Марселе в результате международного заговора хорватскими усташами-террористами убит первый король Югославии Александр I Карагеоргиевич, отличавшийся искренней любовью к России (где он получил блестящее образование в 1904 г.) и покровительством русским, вынужденным покинуть Родину после 1917 г.
В 1823 г. родился писатель, публицист, славянофил Иван Сергеевич Аксаков (ум. 27 января 1886 г.)
В 1934 г. в Марселе в результате международного заговора хорватскими усташами-террористами убит первый король Югославии Александр I Карагеоргиевич, отличавшийся искренней любовью к России (где он получил блестящее образование в 1904 г.) и покровительством русским, вынужденным покинуть Родину после 1917 г
Завтра, Суббота, 10 Октября 2009 года (27 Сентября 2009 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
Страница 1
Житие святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
Святой
Апостол и Евангелист Иоанн Богослов был сын Зеведея и Саломии, дочери Иосифа
Обручника1. Он призван был на
проповедь Евангелия от рыбарских сетей. Когда Господь наш, Иисус Христос, ходя
при море Галилейском, избирал Себе из рыбарей апостолов и уже призвал двух
братьев, Петра и Андрея, то увидал тогда и других братьев, Иакова Зеведеева и
Иоанна, починивающих сети свои в лодке с отцом их Зеведеем, и призвал их2. Тотчас, оставив лодку и отца своего, они пошли за
Иисусом Христом.
При самом призвании своем, Иоанн назван был от Господа
"Сыном громовым", потому что богословие его, как гром, должно было слышаться
во всем мире и наполнить всю землю3. И ходил
Иоанн за благим Учителем своим, поучаясь исходящей от уст Его премудрости; и
был он весьма любим Господом своим Христом за совершенное незлобие свое и
девственную чистоту. Господь почтил его как изряднейшего и из числа двенадцати
апостолов: он был одним из тех трех ближайших учеников Христовых, которым много
раз Господь открывал Свои Божественные тайны. Так, когда Он восхотел воскресить
дочь Иаирову, то не позволил идти за Собой никому, кроме Петра, Иакова и
Иоанна. Когда на Фаворе восхотел показать славу Своего Божества, взял Петра,
Иакова, а также и Иоанна. Когда молился в вертограде, и там был не без Иоанна,
ибо сказал ученикам: "посидите тут,
пока Я пойду, помолюсь там; и взяв с собой Петра и Oбоих сыновей Зеведеевых"
(Мф. 26:36-37), т.е. Иакова и Иоанна. Всюду Иоанн, как возлюбленный ученик,
неотлучен был от Христа. А как любил его Христос, это видно из того, что Иоанн
возлежал на персях Его. Ибо, когда на Тайной Вечери Господь предсказал о Своем
предателе, и ученики начали переглядываться между собой в недоумении, о ком Он
говорит, тогда Иоанн возлежал на персях любимого Учителя; как сам он повествует
об этом в своем Евангелии: "один из
учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса; ему Симон Петр
сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит; он, припадши к груди
Иисуса, сказал Ему: Господи! Кто это?" (Ин. 13:23-25). Так любим был
Иоанн Господом, что один только он мог беспрепятственно возлежать на персях
Господних и дерзновенно спросить Его об этой тайне. Но и Иоанн проявил к
любившему его Учителю взаимную любовь свою, большую иных апостолов: ибо во
время вольных страданий Христа все они, оставивши Пастыря своего, бежали, а он
один неотлучно смотрел на все мучения Христовы, сердечно Ему сострадая, плача и
рыдая с Пречистою Девою Марией, Матерью Господа, и даже не отошел с Ней от
пострадавшего за нас Сына Божия до самого креста и смерти Спасителя. За это и
был он усыновлен от Господа при кресте Пречистой Деве Марии: вися на кресте
Господь, "увидев матерь и ученика
тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом
говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе"
(Ин. 19:26-27). И относился он к Ней, как к Матери своей, со всяким уважением и
служил Ей до честного и славного успения Ее. В день же Ее успения, когда
честное и святое тело Божией Матери несли на погребение, святой Иоанн шел перед
одром Ее с блистающим, как свет, царским скипетром, который принес Пречистой
Деве архангел Гавриил, возвещая Ей о принесении Ее от земли на небо.
После успения Пресвятой Богородицы святой Иоанн отправился
вместе с учеником своим Прохором в Малую Азию, где выпал ему жребий
проповедовать Слово Божие4. Идя туда, святой
Иоанн скорбел, так как предвидел напасти на море, о которых он и предсказал
ученику своему Прохору. Случилось, что, когда они сели в Иоппии на корабль и
начали плавание, в одиннадцатый час дня настала великая буря, а ночью корабль
разбился, и все бывшие на нем плавали в волнах морских, держась, кто за что
ухватился. В шестой же час дня море выбросило всех их с Прохором на берег в
пяти поприщах от Селевкии5: один только Иоанн
остался в море. Много и долго плакал Прохор и пошел в Азию один. На
четырнадцатый день пути пришел он к одному селению, при море лежащему, и
остановился здесь для отдыха. И вот в то время, как однажды он глядел на море и
тосковал об Иоанне, вспенившаяся волна морская с великим шумом хлынула на берег
и выбросила Иоанна живым. Прохор подошел посмотреть, кого выбросило море, и,
встретив Иоанна, поднял его с земли, и, обнявшись, они плакали и за все
благодарили Бога. Так святой Иоанн четырнадцать дней и ночей пробыл в море, и
благодатью Божией остался живым. Вошедши в селение, попросили они воды и хлеба
и, подкрепившись, отправились в Ефес6.
Когда же они вошли вместе в город, их встретила жена по
имени Романа (Ромека), прославившаяся даже до Рима злобою дел своих, которая
держала в том городе общие бани. И вот она, нанявши Иоанна и Прохора,
приставила их работать в бане и мучила. Хитростью своей она привлекла их обоих
в услужение себе: Иоанна приставила поддерживать огонь, а Прохора наливать
воду, того и другого на всю их жизнь, и немало оставались они в великой беде.
Был же в бане той демон, который ежегодно умерщвлял одного из моющихся в ней -
юношу или отроковицу. Когда строилась эта баня и полагалось основание, то, по
бесовскому наваждению, вкопали тут живыми юношу и отроковицу; с тех пор и стало
совершаться такое убийство. Случилось же в то время войти в баню некоему отроку
по имени Домн, сыну городского старшины Диоскорида. Когда Домн мылся в бане,
напал на него бес и удавил его, и был о нем великий плач. Стало это известно по
всему городу Ефесу; узнав об этом, и сам Диоскорид был так опечален, что от
скорби умер и он. Романа же много молилась Артемиде о том, чтобы она воскресила
Домна, и, молясь, терзала тело свое, но ничто не помогало. В то время как Иоанн
спрашивал Прохора о случившемся, Романа, увидев их беседующими, схватила Иоанна
и начала наносить ему побои, укоряя и возлагая вину смерти Домна на Иоанна.
Наконец, она сказала "Если ты не воскресишь Домна, я убью тебя".
Преподобный Ефрем Перекомский,
Новгородский, родился 20 сентября 1412 года в г.
Кашине. В святом Крещении названЕвстафием.
Его родители, Стефан и Анна, проживали недалеко от Кашинского
женского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы. Склонный к уединению, Евстафий еще в юные годы оставил родительский дом и
поселился в Калязинской обители во Имя Пресвятой
Троицы. Родители хотели возвратить сына домой, но он сам убедил их оставить мир
и принять монашество. Впоследствии они и завершили земной путь в отшельничестве.
Пробыв в обители три года, Евстафий по чудесному
откровению перешел в монастырь преподобного Саввы Вишерского
(память 1 октября) и там в 1437 году принял постриг с
именем Ефрем. Находясь в обители, преподобный Ефрем получил откровение от Господа,
повелевавшего ему удалиться в пустынное место. Получив благословение
преподобного Саввы, он в 1450 году перешел на озеро Ильмень, к устью реки Веренды, и на берегу реки Черной поставил келлию. Через некоторое время к преподобному Ефрему пришли
старец Фома с двумя иноками и поселились неподалеку отегокеллии. Со временем
стали собираться и другие отшельники к новой обители. По их просьбе преподобный
Ефрем принял в Новгороде от святителя Евфимия (+
1458; память 11 марта) сан священнослужителя.
Возвратившись из Новгорода,
преподобный Ефрем основал храм в честь Богоявления Господня на острове,
находившемся в устье реки Веренды. Для удобной
доставки монастырю воды преподобный прокопал в озеро Ильмень проток, отчего
обитель получила название Перекопской, или Перекомской. Впоследствии преподобный Ефрем основал
каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Ввиду недостатка искусных
строителей он послал к великому князю Василию Иоанновичу нескольких иноков с
прошением о присылке каменщиков, после чего в 1466 году строительство храма
было завершено.
Преставился преподобный Ефрем 26
сентября 1492 года и был погребен в храме Святителя Николая. В 1509 году из-за
частых наводнений, грозивших монастырю разрушением, обитель была перенесена в
другое место на берегу озера Ильмень. Явившийся игумену Роману преподобный
Ефрем указал место Клинково для расположения обители.
На месте погребения преподобного была построена часовня, поскольку все
монастырские храмы были разобраны. 16 мая 1545 года мощи преподобного Ефрема были
перенесены в новую обитель. С этого дня в монастыре ежегодно совершалась память
преподобного Ефрема Перекомского, утвердившаяся
окончательно после прославления святого подвижника на Соборе 1549 года. (Память
перенесения мощей преподобного Ефрема Перекомского
совершается 16 мая.)