Преподобный отец наш Евмений, епископ Гортинский. Память святой мученицы Ариадны. Преподобная (благоверная княгиня) Евфросиния Суздальская (1250). Преподобный Иларион Оптинский (1873). Мученики Бидзин, Шалва и Элизбар Ксанские (1660). Старорусская икона Божией Матери (1888). В 1914 г. явление иконы Божьей Матери "Августово явление" или "Августейшая победа".
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Преподобный отец наш Евмений, епископ Гортинский
Страница 1
Преподобный отец наш Евмений, епископ Гортинский
Святой Евмений еще с юных лет благоугодил
Богу своею добродетельною жизнью. Он шествовал тесным путем, ведущим в царство
небесное, внимая словам Господа: "подвизайтесь войти сквозь тесные
врата" (Лк.13:24). Кто хочет войти в эти врата, тот должен сложить в
себя два Тяжких бремени: заботу об имуществе и попечение о теле. Евмений
отказался от своего имущества и раздал его нищим, памятуя, как трудно богатому
войти в царствие Божие. Ибо кто, обремененный пристрастием к богатству, может
войти в тесные врата небесные? Добрый совет подал Господь юноше, спросившему
его о том, что ему сделать, чтобы наследовать жизнь вечную: "Если
хочешь быть совершенным, – сказал ему Господь, – пойди, продай имение
твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах" (Мф.19:21).
Служащий маммоне1 не может служить
Богу, и обремененный тяжестью богатств не пройдет сквозь узкие двери небесные,
подобно тому, как не может пройти верблюд сквозь игольные уши. Как тот, кто
хочет пройти чрез тесное место, должен бывает снять с себя не только ношу, но и
одежду; так желающий быть на небесах раздает нищим не только излишки своего
имущества, как неудобопереносимое бремя, но и самое необходимое, даже одежду,
прикрывающую тело, подражая этим Господу. Таков именно был и святой Евмений: он
всё считал за сор, от всего отказался, всё оставил, чтобы идти за Христом, Его
только обрести и приобрести. Отказавшись от имущества, сняв его с себя как бы
одежду, он приодел им нищих, нагих и нуждающихся. Обнажившись от всех земных
пристрастий, он вступил на тесный путь нищеты, проходя узкие врата, приводящие
к богатству небесному. Отказался преподобный и от другого бремени – забот о
теле; своими подвигами, трудами, воздержанием, постом, бдением он умертвил
плотские похоти и утончил свое тело, удаляясь от всякого плотоугодия и
сластолюбия; ибо "подвижники, – как говорит Апостол, –
воздерживаются от всего" (1Кор.9:25). Он воздерживался от всего, что
утучняет тело, тяготит мысль и рождает страсти. Он не давал сна очам своим,
пока не очистил душу и тело от страстей и сделался обителью Святого Духа. Так,
сложив с себя тяжелые бремена имущества и всяких плотских страстей, он соделал
себя способным к прохождению узкого пути и тесных врат, ведущих в жизнь вечную.
Так как добродетельная жизнь святого Евмения сияла, как бы
светильник, и была для всех весьма полезна, то он был избран и возведен на
престол Гортинской церкви2,
и, как свеча, стоящая на подсвечнике, просветил свою паству, осиявая, как
солнце, церковь Христову своими делами и поучениями: ибо свету мира подобает
делами предварять слово, подобно тому как сияние предваряет для взора самый
светильник. И так святой Евмений, пребывая на епископском престоле своем, учил
духовных чад своих прежде всего делом, чистою и богоугодною жизнью своею
являясь образцом для своего стада, а затем поучал их и словом. Сначала сам
соделавшись как бы светом, потом просветил и других; сам дни и ночи поучался в
законе Господне, а потом и других тому же наставил; сам, стяжав чистую совесть,
очистил совесть и других. Он был весьма милостив, согласно значению своего
имени3, и жизнь его была полна
делами милосердия. он был отцом для сирот, богатством нищих, подателем для
просящих, утешителем скорбящих, врачом страждущих и предивным чудотворцем.
Однажды святой молитвою умертвил устремившегося на него большого змея; но еще
большее чудо сотворил он, поправ адского змия – диавола, победив его молитвою и
отогнав от врученного ему Христова стада. И не только в Гортине, но и в Риме4 святой Евмений вооружился против
бесов. Прибыв в Рим, он своими знамениями и чудесами привел многих в изумление:
он изгонял из людей бесов, исцелял больных и умиротворял враждующих и
гневающихся. После того, он был и в Фиваиде5, где во время бездождия низвел своею молитвою с
неба дождь, – и в той стране впоследствии мирно скончался, перешедши из
временной жизни в жизнь вечную и нескончаемую6. Его святое тело было перенесено в Гортин,
на место его служения, и с честью погребено там.
Кондак, глас 2:
Светом божественным просветився всеблаженне, просвещаешь и
ны, любовию поющыя твое честное и славное и святое отче преставление, иерарше
Евмение, моля непрестанно о всех нас.
1 Слово "маммона" –
халдейского или сирийского происхождения – означает имение, богатство, блага
земные, поскольку человек полагает в них свою надежду и, таким образом,
выражает не только богатство, но и любовь и привязанность к нему. В Новом
Завете маммона представляется как бы неким божеством, покровительствующим
богатству (см. Мф.6:24).
2 Гортина, или Гортин, – в
древности значительный город на острове Крите, при р. Лефее (Ныне Иеропотамо).
Развалины древнего города сохранились и доныне.
3 Евмений, в переводе с
греческого, значит: благосклонный, доброжелательный, милостивый.
4 Здесь следует разуметь под
именем Рима Константинополь, получивший наименование нового, или второго Рима;
такое толкование наиболее соответствует смыслу всего жития и ходу описываемых в
нем событий.
5По словам церковных песнопений,
св. Евмений отправился в Фиваиду не добровольно, а сослан был туда врагами
православной веры (канон, песнь 7, тропарь 2). Сослан он был за то "что
умалил мрачныя ереси" (седален) монофелитов, признававших во Христе одну
только волю – Божественную.
6 Деятельность и кончина св.
Евмения относится к VII столетию.
Святая мученица Ариадна пострадала за
Христа в царствование нечестивого императора Адриана1. Она была рабою некоего Тертила,
правителя города Примнисы в Фригии2.
Когда сей Тертил, по случаю рождения своего сына, совершал торжество в
идольском храме, принося там жертвы, поклоняясь бесам и ликуя со всеми
домашними друзьями и соседями своими, святая Ариадна осталась дома и не хотела
войти в идольское капище, чтобы праздновать вместе с господином своим. Тогда
господин ее, разгневавшись на нее, стал бить без всякой жалости и, наконец,
повесив, приказал строгать ее железом. После сего он заключил Ариадну и долго
морил ее голодом, принуждая отказаться от Христа и поклониться бездушным
идолам; но потом он выпустил ее из темницы, и она ушла из города. Тогда Тертил
раскаялся, что отпустил ее, и погнался за ней с своими слугами. Ариадна,
оглянувшись и видя погоню, побежала; подойдя к одной скале, она стала молить
Бога, чтобы Он избавил ее из рук врагов. И тотчас, по Божественному повелению,
скала расселась, святая вошла внутрь камня, и половины рассевшейся скалы снова
соединились. Сие чудо соделал явившийся там ангел Господень. Тогда гнавшиеся за
ней смутились от страха: они стали сражаться между собою и, копьями изранив
друг друга, погибли. Так Господь избавил рабу Свою от руки нечестивых, как
птицу от сетей ловцов. Молитвами ее да избавит Он и нас от врагов наших и
вместе со святою Ариадной сподобит нас торжествовать в радости небесной в веки.
Аминь.
1 Кончина святой мученицы
последовала в конце царствования Адриана.
2 Фригия – большая область
Малой Азии, обнимала первоначально всю среднюю часть западной половины
полуострова, кроме того позднее причислявшийся к Мизии южный берег Пропонтиды
(Мраморного моря) до Геллеспонта (Дарданеллы). Границы ее: на западе – Мисия,
Лидия и Кария, на юге – Ликия, Писидия и Ликаония, на востоке – Каппадокия, на
севере – Галатия и Вифиния.
Преподобная Евфросиния родилась в 1212 году
и была старшей дочерью святого мученика Михаила, великого князя Черниговского.
Благоверный князь Михаил и его супруга Феофания долго
не имели детей и часто посещали Киево-Печерскую обитель, где молились Богу о
даровании им детей. Трижды являлась им Пресвятая Богородица и сказала, что
молитва их услышана — родится у них дочь, которую нужно назвать Феодулией, — она будет служительницей Влахернской
церкви.
Настало время рождения дочери и нарекли ее, по слову Богоматери, Феодулией (раба Божия). Крестили новорожденную в
Киево-Печерской обители, и восприемником ее стал сам игумен.
У нее было
четыре брата и сестра Мария (супруга замученного татарами князя Василия
Ростовского (1238 г., память 4 (17) марта).
Родители с удивлением и
благоговением смотрели на Феодулию. Если кормилица ее
питалась мясом, то Феодулия, еще находясь в пеленках,
отказывалась брать грудь кормилицы весь день. Однажды матери было видение: она
на крыльях возлетает к небу и отдает Богу свою дочь.
Феодулия
подрастала, и благоверный князь Михаил сам стал учить ее Священному Писанию «по
книгам и прочим премудростям». В остальном же наставником юной княжны был
боярин Феодор, отличавшийся мудростью и ученостью. Житие отмечает
образованность Феодулии, глубокое знание античной
литературы: «Она познала все книги Вергилийски и витийски, сведуща была в книгах Аскилоповых
и Галеновых, Аристотелевых и Омировых и Платоновых...». В этом списке —
философы Платон и Аристотель, поэты Гомер и Вергилий, врачи Эскулап и Гален.
Воспитывалась Феодулия в глубокой вере и благочестии,
превосходя своих сверстниц в красоте и успехами в учении.
В юности увидела она во сне
Страшный Суд: море огня и Райские обители. Пресвятая Богородица призывала ее
разделить блаженство праведных, а Господь держал в деснице Своей
Книгу Жизни. В другом видении ей был показан Киево-Печерский монастырь и иноки
его, славящие Господа. В то же время игумении
Суздальского монастыря было откровение о том, что к ней должна придти юная
дева, которую необходимо принять в обитель.
В 1233 году Феодулия
была просватана за святого благоверного князя Феодора Ярославича (1233 г.;
память 5(18) июня), родного брата святого Александра Невского. Родители
согласились, и Феодулия покорилась родительской воле,
но тайно молилась Божией Матери сохранении девства, так как чувствовала
призвание к иноческой жизни. И снова Пресвятая Дева в сонном видении повелела
послушаться родителей, сказан при этом: «Скверна не
коснется твоего тела».
Феодулия
отправилась в Суздаль для бракосочетания, но брак не состоялся. Когда гости уже
собрались на пир, жених неожиданно скончался, как повествует о том летопись: «Преставися князь Феодор Ярославич Больший... И еще млад. И
кто не пожалует сего? Свадьба пристроена бе, меды посычены, невеста приведена, а князья позваны. И бысть в веселия место плач и сетование».
Феодулия
не вернулась домой и умолила игуменью монастыря в честь Положения ризы Пресвятой
Богородицы во Влахерне принять ее. Игумения согласилась, помня о бывшем ей откровении и 25
сентября, в день преподобной Евфросинии Александрийской, Феодулию
постригли с именем Евфросинии. Родители приняли это как волю Божию и
покорились.
Юная инокиня ревностно выполняла
правило монашеской жизни, удивляя сестер рассудительностью, высокой духовностью
и зрелостью ума. Большую часть дня Евфросиния проводила в молитве — в храме или
в келье, а по ночам изучала слово Божие. Иногда она целые недели проводила не вкушая пищи — только пила немного воды. Вскоре
после пострига Евфросиния удостоилась явления Спасителя, который заповедал ей
бодрствовать и укрепляться в подвиге.
Господь попустил ей постоянную
брань с бесами, Евфросиния много времени терпела их нападения и молилась об
укреплении своем в этой брани. Игумения сказала ей:
«Без нападения врага не было бы твердых воинов царских, и Господь попускает
любящим Его терпеть искушения, дабы явились добродетели их».
Евфросиния не занимала
начальственной должности в обители, но жизнью своей и подвигами она так
возвысила ее значение, что обитель стала лучшим женским монастырем на Руси.
Сестры ее почитали, и сама игумения постоянно
обращалась за советом. Преподобная предложила
разделить монастырь на две половины: девичью и вдовью. Городские жены посещали
церковь во имя Пресвятой Троицы на половине вдов, а девицы — главную
монастырскую Ризоположенскую церковь, находившуюся на
половине дев.
Преподобный Иларион (в миру Родион Никитич Пономарев) родился в
пасхальную ночь с 8 на 9 апреля 1805 года в семье Никиты Филимоновича и Евфимии Никифоровны Пономаревых. Его отец был
человек благочестивый и занимался портновским ремеслом. Впоследствии вслед за
сыном и он принял монашество в Оптиной пустыни с
именем Нифонт, трудился на скитской пасеке и
скончался в 1849 году.
Все детство и юность его прошли
в родительском доме в Новохоперском уезде Воронежской губернии. Родион в
детстве был тихого, кроткого нрава. Будучи при этом еще и неловким, он редко
играл со своими сверстниками, любил сидеть дома и помогал отцу в его ремесле.
Мать Родиона предрекала отроку с
семилетнего возраста монашество. Он еще с детства чувствовал в себе стремление
стать монахом и думал, что портновское ремесло ему пригодится в монашеской
жизни.
В 1829 году, будучи 24 лет от
роду, Родион переехал с семейством своим в город Саратов, где провел девять лет
жизни. Будучи ревнителем благочестия, он неотступно следовал уставам
Православной Церкви и отечески назидал за
нравственностью и неуклонным исполнением христианских обязанностей рабочими своей
артели. Родион Никитич обучил своих рабочих церковному пению и чтению,
празднословие и непристойные шутки во время работы всячески воспрещались. Сам
Родион был чрезвычайно мягок, кроток и миролюбив.
В Саратове под покровительством
Преосвященного Иакова Родион Никитич мужественно боролся с раскольниками
различных толков за чистоту Православия.
Постепенно, с духовной
зрелостью, приходит и окончательная решимость оставить
все и последовать Христу. Еще не зная, какую выбрать обитель, Родион часть
1837-го и весь 1838 годы проводит в поездках по замечательнейшим монастырям
России. Посетив многие обители, он успокоился духом лишь в КозельскойОптиной пустыни, обретя то, что искал на протяжении
почти двух лет, — старческое окормление и духоносных мужей, способных с Божией помощью и его соделать достойным наследником Небесного Царствия. 13 марта
1839 года он был уже принят в число скитской братии.
В то время в монастыре пребывали
блаженные старцы Леонид и Макарий. Родиона поселили
на жительство по соседству с келией бывшего валаамского игумена отца Варлаама,
оказавшего благодетельное влияние на будущего старца. Исповедовались братья у преподобногоМакария, вместе с тем
Родион ежедневно ходил на откровение помыслов в монастырь к старцу Леониду.
После назначения 1 декабря 1839 года преподобного Макарияскитоначальником Родион был избран им в келейники и в
этом послушании пробыл в течение двадцати лет, то есть до дня блаженной кончины
старца Макария в 1860 году. Взяв на себя спасительный
крест послушничества, возрастая во внутреннем делании, преподобный Иларион всемерно понуждал себя к несению и телесных трудов.
Кроме послушаний, которые преподобный Иларион нес как
келейник своего старца, он также по нуждам скитской братии и хозяйства был
огородником, садовником, варил квас, пек хлебы, занимался на пасеке уходом за
пчелами.
В последние дни своей жизни
старец Макарий благословил преподобного Илариона продолжать старческую деятельность, вручив его
духовному руководству многих из своих духовных детей, чем подчеркнул преуспеяние
преподобного Илариона во внутреннем делании.
Приняв от своего старца это
послушание, преподобный старец Иларион нес его до
последнего дня жизни.
С 8 апреля 1863 года, на старца Илариона было возложено новое послушание: он был назначен
начальником скита и общим духовником монастыря. Истинным пастырем добрым был
преподобный старец Иларион: во всякое время, даже в
последние дни тяжелой своей предсмертной болезни, заботился он о своих чадах и
был всегда готов прийти на помощь их духовным и житейским нуждам. При занятиях
с братством обители у старца не было отказа никому и из посторонних
посетителей. Горя любовью к святой вере православной, старец каждого
приезжавшего в обитель неверного или раскольника вразумлял и обращал к матери
нашей Православной Церкви.
Верность и любовь к
Милосердному Спасителю нашему Господу Иисусу Христу, самоотверженное следование
по пути евангельских заповедей Его сделали сердце смиренного старца вместилищем
многих даров Духа Святого, которые в изобилии изливались на
прибегавших к его помощи. Наряду с благодатным даром духовного рассуждения
преподобный Иларион имел дар прозорливости, был мужем
учительным, ведущим истинно подвижническую жизнь. Однако не только почитание и
любовь выпадали на его долю, но иногда и хулу и клевету приходилось терпеть преподобному. Но все это он переносил с великим смирением и
снисхождением ко всем немощам людским.
В 1870 году здоровье старца
ухудшилось, но несмотря на это он посещал все
богослужения.
4 марта 1872 года, в субботу
Великого поста, старец служил последнюю литургию. В воскресенье 5 марта старец
слег окончательно, а 9 марта был пострижен в схиму с сохранением имени Иларион.
За четыре недели преподобный
предсказал день своей кончины. Наконец 18 сентября/1 октября 1873 года,
причастившись Святых Таин, старец мирно почил о Господе в половине шестого утра
в полном сознании и памяти. Видевшие преподобного Илариона
на смертном одре зрели перед собой пример удивительного смирения, кротости и
терпения.
Мученики Бидзин (Чолокашвили), Шалва и ЭлизбарКсанские - грузинские
князья, освободившие от персов Кахетию (Восточную Грузию). По требованию шаха Аббаса II все трое были выданы ему, с согласия грузинского
царя Вахтанга V (1658 - 1675), принявшего ислам и
известного под именем Шах-Наваза.
Когда святых связанными
представили шаху, то на обычный опрос отвечали, что они христиане. Никто не мог
заставить переменить убеждение исповедников, стоявших на твердом исповедании
веры Христовой. Шах Аббас, испробовав все возможные
средства, включая посулы, угрозы и пытки, отослал Бидзина, Элизбара и Шалву к бывшему правителю Кахетии султану Алдаранскому, жившему тогда в Испагани.
Султан, видя непоколебимость их, приказал отрубить после жестоких мучений главы
Элизбару и Шалве, что и исполнено было на глазах Бидзина.
Бидзина же он велел одеть в знак позора в женское
платье и возить по городу на осле. Когда же и после
этого Бидзин не поколебался в вере, его предали новым
терзаниям и мучениям: тело его было разделено по суставам и, наконец, отсечена
честная глава.
Это событие совершилось 18
сентября 1660 года (по другим сведениям, мученики пострадали при шахе Сефи, сыне Аббаса II, в 1664
году). Святые тела мучеников были выброшены в выгребные ямы за городом. Ночью
над ними воссиял свет, струившийся с неба. Увидев это, местные армяне унесли и
сокрыли святые мощи в своей церкви. Через некоторое время мощи были перенесены
в Карталинию и с честью погребены в Икортском монастыре близ города Гори.
Старорусская икона Божией Матери называется так потому, что
она долгое время находилась в Старой Руссе, куда была принесена греками из Ольвиополя еще в первые времена
христианства на Руси. В Старой Руссе икона находилась до XVII века. Во время
моровой язвы 1655 года одному жителю города Тихвина было откровение, что мор
прекратится, если туда будет принесена чудотворная Старорусская икона, а
Тихвинская икона будет отправлена в Старую Руссу. После перенесения икон мор
прекратился, но тихвинцы не вернули иконы и лишь в
XVIII веке разрешили снять копию со Старорусской иконы, которая 4 мая 1768 года
была привезена в Старую Руссу. В честь этого события было установлено
празднество. 17 сентября 1888 года в Старую Руссу был возвращен и подлинник и
установлена вторая праздничная дата.