Память святого Апостола Андроника и Иунии, помощницы его. Память святого мученика Солохона. Преподобная (благоверная княгиня) Евфросиния Московская (1407). Святитель Стефан, Патриарх Константинопольский (893). В 1606 г. москвичами низложен и казнен и сожжен самозванец Лжедмитрий I, его прах из пушки был выпущен в сторону запада. В 1865 г. Русские войска генерала М. Черняева захватили Ташкент. В 1867 г. в России введен институт выборных мировых судей. В 1656 г. началась Русско-шведская война. В 1904 г. японские войска захватили Русский порт Дальний в Китае. В 1626 г. родился Вильгельм II, принц Оранский, штатгальтер Голландской республики. В 1802 г. Русский физик Василий Петров открыл явление электрической дуги. Василий Петров (1761-1834), один из первых российских электротехников, академик Петербургской АН (1809). В 1895 г. родился Алексей Черемухин, Русский конструктор, создатель первых советских вертолетов. В 1939 г. в Тарханах создан музей в родовом имении Лермонтова.
В 1606 г. москвичами низложен и казнен и сожжен самозванец Лжедмитрий I, его прах из пушки был выпущен в сторону запада
В 1865 г. Русские войска генерала М. Черняева захватили Ташкент
В 1867 г. в России введен институт выборных мировых судей
В 1656 г. началась Русско-шведская война
В 1904 г. японские войска захватили Русский порт Дальний в Китае
В 1626 г. родился Вильгельм II, принц Оранский,
штатгальтер Голландской республики
В 1802 г. Русский физик Василий Петров открыл явление электрической дуги. Василий Петров (1761-1834), один из первых российских электротехников, академик Петербургской АН (1809)
В 1895 г. родился Алексей Черемухин, Русский конструктор, создатель первых советских вертолетов
В 1939 г. в Тарханах создан музей в родовом имении Лермонтова
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Память святого Апостола Андроника и Иунии, помощницы его
Страница 1
Память святого Апостола Андроника и Иунии, помощницы его
Святой
Апостол Андроник принадлежит к лику семидесяти Апостолов; он уверовал во Христа
ранее святого Апостола Павла, которому он приходился сродником, как об этом
свидетельствует Апостол Павел в послании к Римлянам, говоря: "Приветствуйте
Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между
Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа" (Рим. 16:7).
Святой Андроник был епископом
Паннонии1; однако он не был
проповедником и учителем только одного какого-либо города или одной какой-либо
страны, - но он учил по всей вселенной; он путешествовал по разным странам,
всюду проповедуя имя Христово и искореняя обольщение бесовское. Помощницею во
всех его проповеднических трудах была преславная Иуния. Андроник, вместе с
Иуниею умер для мира ради Христа, дабы многих привести к познанию Бога
истинного. И действительно, Андроник вместе с Иуниею своею проповедью разрушил
многие храмы идольские и вместо них создал церкви христианские, всюду прогоняя
из людей духов нечистых и врачуя недуги немощных и больных. Когда же святые
Андроник и Иуния, исполняя общий долг всех людей, приняли конец смертной, то
они были награждены от Господа венцем Апостольства и страдальческого подвига,
так как они много пострадали от язычников. Честные мощи их были обретены вместе
с мощами многих других святых мучеников в Евгении2.
О сих мощах было возвещено христианам по особому откровению Божию, как об этом
подробно сказано в повествовании под 22-м числом февраля месяца.
Кондак, глас 2:
Звезду пресветлую, богоразумия
светом просвещшаго языки, Апостола Христова Андроника восхвалим, и с ним во
благовестии потрудившуюся Иунию премудрую, вопиюще: молите Христа Бога
непрестанно о всех нас.
1 Именно, он был
епископом Сирмии Паннонской. Паннония представляла из себя одну из значительных
южнодунайских областей римской империи, границы ее составляли: на западе -
Альпы, на юге - река Сава, на востоке и севере - река Дунай - В истории
христианской Церкви Паннония замечательна как место проповеднической
деятельности святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, первоучителей
славянских
2 Кончина святых
Андроника и Иунии последовала во второй половине 1-го в. - Евгениею называлась
местность в Константинополе, замечательная тем, что здесь было обретено много
честных мощей в царствование императоров Аркадия (с 396 г. по 408 г.) и Гонория
(с 396 по 423 г.). В числе прочих мощей были обретены и мощи святых Андроника и
Иунии. В XII в. здесь был выстроен в честь
Ап. Андроника храм императором Андроником 1-ым (правил о 1183 г. по 1185 г.). -
Память св. Андроника совершаетоя еще 30 июля вместе с памятью Апостолов из
семидесяти: Силою, Силуаном, Крискентом и Епенетом.
Святой мученик Солохон жил во времена царя Максимиана1, был родом египтянин, званием же был
христианин. Он служил в чине воина у трибуна Кампана, имевшего под своим
начальством три тысячи воинов. Когда, по приказанию царскому, Кампан со своим
полком прибыл из Египта в Халкидон2, то было
повелено всем полководцам вместе с их воинами приносить жертвы идолам. Исполняя
приказ царский, Кампан приступил к жертвоприношению.
В то время, как воины полка Кампанова приносили жертвы
идолам, святой Солохон вместе с двумя воинами, Памфиром и Памфалоном, исповедал
себя христианином и во всеуслышание заявил, что он ни в каком случае не
отречется от Христа, даже если бы его предали самым жестоким мукам, но обещал
до конца жизни своей пребывать верным Христу. Когда после этого святые преданы
были разным лютым мукам и были жестоко избиваемы, то Памфамир и Памфалон
предали души свои в руки Божии, святой же Солохон продолжал мужественно во
всеуслышание исповедывать имя Христово. Узнав об этом, Кампан весьма
разгневался и приказал своим слугам раскрыть мечем уста мученика и вливать ему
в рот кровь идоложертвенную. Но мученик, крепостью зубов своих сокрушил железо,
затем расторг свои узы и предстал свободным пред мучителем, величая имя
Христово и порицая нечестие Кампаново. В это время послышался с неба голос,
укреплявший святого в страданиях и призывавший его к мужеству. Вслед затем
святой был предан многим другим мукам: мучители били его без милосердия,
влачили за ноги по черепицам и острым камням; затем повесили его за правую руку
к дереву, прикрепленному к дому, к левой же ноге его привязали большой камень;
в таком положении висел святой от шестого часа до часа девятого; при этом
мучители всячески увещевали Солохона отречься от Христа, но он не исполнил их
нечестивого желания. Когда святой к вечеру был снят с мучилищного древа и
поставлен на землю, то, к всеобщему удивлению, он мог стоять как здоровый.
Наконец уже поздним вечером Кампан, придя в ярость, взял в руки трость, которой
писали, и с гневом вонзил ее в ухо святому, так что она прошла сквозь всю
голову его. Когда воины ушли с места мучения, то сюда пришли христиане, которые
и взяли честное тело святого мученика, весьма ослабевшего от мучений; положив
его на постель, они принесли его в дом одной вдовы христианки. Здесь святой
вкусил немного хлеба и выпил воды. Немного укрепившись, он начал беседовать с
христианами, окружавшими постель его, увещевая их быть непоколебимыми и
мужественными в исповедании веры Христовой. Затем, подняв очи свои к небу и помолившись
достаточное время Богу, святой предал дух свой Христу3,
Богу нашему, Которому воссылается слава во веки. Аминь.
1 Максимиан,
император римский, царствовал с 284 г. по 305 г.
2 Халкидон - или,
правильнее, Калхедон, - первоначально мегарская колония на берегу
Мраморного моря. При христианских императорах Халкидон был столицей
малоазийской области Вифинии. В истории христианской Церкви Халкидон замечателен
как место 4-го Вселенского собора, созванного в 451 г. императором Маркианом (с
460 г. по 467 г) для осуждения монофизитской ереси (монофизитская ересь была
основана Евтихием, архимандритом константинопольским, учившим, что человеческое
естество в Иисусе Христе было совершенно поглощено божественным естеством и
потому в нем следует признавать лишь одну природу божественную).
3
Кончина святых мучеников Солохона, Памфамира и Памфалона последовала в к. 3-го
в. или в нач. 4-го в.
Имя
преподобной Евфросинии в миру — Евдокия («Благоволение»). Она была дочерью
Суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны. По
благословению святителя Алексия митрополита Московского 18 января 1366 г.
совершилось бракосочетание Евдокии с великим князем Московским Димитрием
Ивановичем. Свадьбу торжественно отпраздновали по обычаям тех лет в Коломне.
Этот брак имел большое значение для судьбы Московского государства, скрепляя
союз Московского и Суздальского княжеств. Бракосочетание юных князя и княгини
«преисполнило радостию сердца русских», как говорит летописец.
В
трудное время был заключен этот брак. Заканчивался сорокалетний период
относительного спокойствия на Руси: наступало время практически не
прекращающихся войн с многочисленными врагами — внешними и внутренними. Кроме
постоянного противостояния внешним врагам — Орде и Литве, продолжалось кровавое
соперничество русских княжеств.
Кроме
того, почти в самый год бракосочетания князя Димитрия с Евдокией свирепствовала
в Москве «моровая язва», народ умирал тысячами, по московским улицам слышан был
плач и причитания осиротелых людей. К этой беде присоединилась еще одна — страшный
пожар в Москве. Море огня охватило улицы города, безжалостно пожирая деревянные
постройки. Горели дома, имущество, скот, гибли люди.
Стон
и плач народа достигал княжеского терема, оставляя свой след в сердце юной
княгини — и вот тогда-то явила себя Евдокия матерью и
покровительницей
обездоленных погорельцев, вдов и сирот.
Едва
Москва восстановилась из пепла, как в 1368 г. литовский князь Ольгерд осадил
Кремль, в котором затворились великий князь с княгиней, митрополит Алексий и
бояре. И снова горела Москва, опять слышались стоны и крики московских,
жителей, побиваемых литовцами. Вся Московская земля была опустошена.
Юная
княгиня непрестанно молилась о родной земле, всеми силами старалась облегчить
положение страждущих. Не прошло и пяти лет замужества, как князю Димитрию было
необходимо ехать в Орду в связи со спором о великом княжении с Тверским князем
Михаилом Александровичем (1399 г.). Первосвятитель Русской Церкви митрополит
Алексий не только благословил князя на эту поездку — восьмидесятилетний старец
сам сопровождал его до Коломны. В отсутствии супруга Евдокия со всем народом
молилась о благополучном возвращении князя. По молитвам святителя Алексия и
преподобного Сергия князь Димитрий Иванович вернулся из Орды в Москву с ярлыком
на великое княжение.
Вся жизнь
великокняжеской четы прошла под духовным руководством и благословением великих
святых земли Русской — святителя Алексия и преподобного Сергия, а также ученика
преподобного — святого Феодора, игумена Московского Симонова монастыря
(впоследствии архиепископа Ростовского), который был духовником Евдокии.
Преподобный Сергий крестил самого Димитрия и двух его детей, в том числе и
первенца Василия (у великокняжеской четы родилось 5 сыновей и 3 дочери). Это
был поистине благословенный христианский брак. Автор «Слова о житии...» князя
Димитрия находит удивительные и точные слова для описания совместной жизни
великокняжеской четы: «Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого.
И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у
обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так
же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне
раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнем
Божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались.
И
вот пришел 1380 год — новая разлука с мужем, снова скорбь и молитвы о спасении
Отчизны. Утешала надежда на победу, предсказанную преподобным Сергием. Княгиня
по праву разделила с великим князем подвиг борьбы за освобождение Руси от
монголо-татарского ига, — горячими молитвами и делами любви. В память победы на
Куликовом поле Евдокия построила внутри Московского Кремля храм в честь
Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был расписан великими иконописцами Древней
Руси Феофаном Греком и Симеоном Черным.
Нашествие
татарского хана Тохтамыша в 1382 г. стало новым страшным испытанием для Москвы
и всей Русской земли. Димитрий Иванович уехал собирать войско сначала в
Переславль, а затем в Кострому, оставив в Москве великую княгиню. Из-за
опасности взятия Москвы великая княгиня с детьми и митрополит Киприан с трудом
сумели выйти за городские стены, после чего Евдокия направилась вслед за
князем. На пути она едва на попала в плен. Через три дня осады войска Тохтамыша
взяли Москву и сожгли город, после чего обратили в пепелище большую часть
русских земель. По преданию, Димитрий Иванович плакал на развалинах Москвы и
похоронил убитых на собственные деньги.
В 1383 г.
Димитрий Иванович должен был явиться к Тохтамышу, чтобы отстоять у хана права
на великое княжение. Из-за крайнего озлобления Тохтамыша решили послать в Орду
старшего сына великого князя — Василия, которому было около 13 лет. Евдокия
отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание — сын был
задержан в Орде как заложник. Тохтамыш кроме дани потребовал за Василия выкуп 8
тысяч рублей. Сумма по тем временам была огромная и разоренное Московское
княжество не могло выплатить всю сумму. Поэтому Василию пришлось жить в плену у
хана два долгих года, после чего ему удалось бежать. 19 мая 1389 г. великий
князь Димитрий Иванович[1] скончался на сороковом году жизни. По
свидетельству современников этот день был днем печали и слез для многих русских
людей. Летописец записал «Плач великой княгини по умершем муже» — одно из
вдохновеннейших поэтических творений Древней Руси. Погребли великого князя в
Архангельском соборе Московского Кремля.
Святитель Стефан, Патриарх
Константинопольский, был младшим сыном императора Василия Македонянина и родным
братом императора Льва Премудрого. Священный сан он принял при Патриархе Фотии. Когда Патриарх Фотий в 886
году принужден был оставить патриарший престол, на Константинопольскую кафедру
был возведен святой Стефан. Святитель бдительно стоял на страже своей духовной
паствы, был милостив и заступался забеззащитных, заботился о вдовах и сиротах, отличался крайним
воздержанием. Скончался он мирно в 893 году и был погребен в Сикеллийском монастыре.