Память святых Апостолов Иасона и Сосипатра и святой мученицы Керкиры девы. Страдание святых мучеников Максима, Дады и Квинтилиана. Память во святых отца нашего Кирилла, епископа Туровского. В 1939 г. по приговору военной коллегии Верховного Суда СССР был расстрелян похищенный в 1937 г. агентами НКВД во Франции русский генерал Е.К. Миллер (род. в 1867 г.) – участник Первой мировой войны, один из руководителей Белого движения на Севере России, председатель РОВСа.
В 1939 г. по приговору военной коллегии Верховного Суда СССР был расстрелян похищенный в 1937 г. агентами НКВД во Франции русский генерал Е.К. Миллер (род. в 1867 г.) – участник Первой мировой войны, один из руководителей Белого движения на Севере России, председатель РОВСа
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Память святых Апостолов Иасона и Сосипатра и святой мученицы Керкиры девы
Страница 1
Память святых Апостолов Иасона и Сосипатра и святой мученицы Керкиры девы
Святой Апостол Иасон происходил из города
Тарса1, был первым христианином в этом
городе, а святой Апостол Сосипатр был родом из Ахаии2.
Присоединившись к святой вере Христовой, они оба сделались учениками святого
Апостола Павла, который в послании к Римлянам называет их даже родственниками
(Рим.16:21). Иасон был поставлен епископом в своем родном городе Тарсе, а
Сосипатр принял на себя руководство Иконийской церковью; оба доблестно пасли и
приумножали свое стадо. Отправившись на запад, они достигли острова Керкиры3 и соорудили там прекрасную церковь во имя
святого первомученика Стефана, совершали в ней богослужение и многих
присоединили к Христовой вере. Оклеветанные перед Керкилином, царем острова,
они были заключены в тюрьму, где сидели семь разбойников: Саторний, Иакисхол,
Фаустиан, Ианнуарий, Марсалий, Евфрасий и Маммий. Святые Апостолы увлекли их
своими боговдохновенными беседами к святой вере и сделали овец из волков. Тогда
царь приказал разварить в котле смолы, серы и воска и бросить туда этих семь
новопросветленных узников. Так они мученически скончались и получили венцы от
Господа. Уверовал во Христа и тюремный сторож. За это ему отсекли сперва левую
руку, потом обе ноги и, наконец, когда он не переставал призывать имя Христово,
голову. И он сопричислился к лику святых мучеников. А святых Апостолов Иасона и
Сосипатра царь вывел из темницы и передал на мучение князю Киприану. Тот крепко
их связал и отослал опять в тюрьму.
Увидев из своих палат
такое страдание святых мучеников и узнав, что они страдают за Христа, дочь
царя, по имени Керкира, объявила себя христианкой, сняла с себя драгоценные
наряды и украшение и раздала их нищим.
Узнав об этом, отец
ее исполнился глубокой печали и приложил все усилие, чтобы отвратить ее от веры
Христовой. Когда всё оказалось безуспешным, царь в сильной ярости запер ее в
отдельной темнице и приказал отдать ее на растление одному блуднику - Мурину.
Когда Мурин подошел к дверям тюрьмы, внезапно прибежал медведь, схватил его и
стал терзать. Услышав шум и увидев в окно, что происходит, сидевшая в тюрьме
царская дочь отогнала зверя именем Христовым, исцелила раны Мурина и, открыв
истины святой веры, сделала его христианином.
- Велик Бог христианский - громко восклицал Мурин и за это,
потерпев страшные мучение, скончался среди страданий и предстал перед Господом
в сонме мучеников.
Тогда царь приказал
воинам обложить темницу дровами и зажечь их, чтобы вместе с темницею сгорела и
его дочь. Сделали, как было приказано, и темница сгорела. Но девица оказалась
жива и невредима: огонь не коснулся ее. Увидев такое чудо, многие из народа
уверовали во Христа.
Наконец святая была
повешена мучителями на дереве, удушена едким дымом, расстреляна стрелами и
предала дух свой Богу. После ее кончины царь стал преследовать веровавших во
Христа. Те, боясь мучений, бежали на соседний остров и там укрывались. Узнав об
этом, царь сам поплыл к тому острову, намереваясь наказать их страшными
мучениями. Но когда он был в открытом море, то, преследуемый гневом Божиим,
потонул в морской пучине, как некогда фараон. Христиане, избавившись от этого
мучителя, вознесли Господу благодарственные песнопения. Святые Апостолы Иасон и
Сосипатр, освобожденные из темницы, невозбранно учили народ слову Божию.
Когда на престол
вступил другой царь и узнал о святых Апостолах, то схватил их и приказал
разварить в железном котле смолы, серы и воска и бросить туда святых. Но
Апостолы, благодатью Христовою стояли в том котле неопаленными, а многие из
стоявших кругом неверных были обожжены огнем. Другие, видя такое чудо,
уверовали во Христа. Уверовал и сам царь и, наложив камень на шею, с рыданием
воскликнул:
- Боже Иасонов и Сосипатров, помилуй меня!
Тогда святые
Апостолы, собравши всех уверовавших, научили их слову Божию и, наставив царя,
крестили его во имя Отца, Сына и Святого Духа и дали ему имя Севастиан. Через
несколько дней сын царя заболел и умер. Тогда святые Апостолы, помолившись
Богу, воскресили его из мертвых. Много и других чудес совершили они и построили
вместе с царем благолепные церкви. Совершив свой святой подвиг и приумножив
стадо Христово, Апостолы в преклонных летах скончались и отошли радостно ко
Христу Богу.
Кондак, глас 4:
Явистеся яко звезды
пресветлыя, просвещающее всю вселенную светом проповедания, Апостоли
божественнии, Иасоне и Сосипатре: спасайте верою чтущих вас.
Страдание святых мучеников Максима, Дады и Квинтилиана
Страница 1
Страдание святых мучеников Максима, Дады и Квинтилиана
На второй год царствования нечестивых
императоров римских Диоклитиана и Максимиана1,
при наместниках Тарквинии и Гавинии, диавол излил страшный гнев на христиан. От
этих царей и наместников вышло такое повеление:
- Хотя мы знаем, что все наши подданные благоговейно
почитают богов, однако заботясь о лучшем устроении государства, всех, кто живет
в настоящее время в землях Римской империи, просим и убеждаем и самим всемерно
почитать и любить богов и стараться прочих приводить к тому же. Если же
найдется такой, кто где-либо упомянет имя Христово, то он подлежит нашему
гневу.
Слыша такой приказ, все народы спешили, собравшись,
принести, согласно повелению, жертвы богам и приветствовать своих начальников
такими словами:
- Радость и долголетнее здравие нашим владыкам за такую
заботу о почитании богов!
Наместник Тарквиний
сказал собравшимся:
- Видя такое ваше усердие, просим вас собраться завтра,
чтобы вместе принести жертвы богам; а теперь повеселитесь с нами и отдохните от
далекого пути, завтра же после жертвоприношения каждый пусть возвратится в свой
город. На утро все собрались, устроили богомерзкий праздник, принося жертвы
идолам и были отпущены Тарквинием по домам. На следующий день один из
нечестивых идолопоклонников доложил Тарквинию:
- В городе находятся три мужа, которые вчера ослушались
вашего приказа и не принесли жертвы, а про себя говорят, что поклоняются
Единому Богу, Сущему на небесах.
Тарквиний тотчас
послал своих слуг схватить ослушников. Нашедши их в деревне Озовии молящимися
Богу, слуги заковали их в оковы и скоро привели в город Доростол, где в это
время случайно были оба наместника. Выл уже вечер, когда пришли в город и
известили о захваченных христианах. Тарквиний велел стеречь узников до утра.
Святые всю ночь молились и восклицали:
- Господь наш, Иисус Христос! Подай нам с небес Твою силу на
помощь, чтобы нам одолеть наших врагов и сподоби нас по благости Твоей принять
венцы победы.
Утром Тарквиний и
Гавиний сели на суде и приказали поставить перед собой захваченных христиан.
Увидев их, Тарквиний спросил:
- Эти ли люди пренебрегают нашими повелениями и самовольно
исповедуют свою веру?
Потом спросил святых,
как их имена. Святой Максим ответил:
- По вере я христианин, как и эти мои братья, а по
человечеству я прозываюсь Максимом.
- Ты заявил, - сказал правитель, - что служишь не нашим
богам, а какому то другому. Твой товарищ как называется?
Тот ответил сам, что
зовут его Дадой и что он так же христианин, как и его брат. На вопрос
Тарквиния, как прозывается третий, Квинтилиан назвал свое имя и заявил, что он
тоже христианин. Секретарь Магнилиан записал показание каждого. Наместник
Гавиний спросил его, записал ли он имена. Магнилиан сказал, что прочтет, если
получит приказание.
- Прочти, - сказал Гавиний. Секретарь прочитал:
- Имена предстоящих христиан, по их показанию, следующие:
Максим, Дада, Квинтилиан.
Тогда Тарквиний
обратился к святым с такими словами:
- Жизнь ваша в ваших руках. Если хотите жить, идите,
принесите жертву матери богов и сделайтесь ее жрецами, потому что жрец ее умер
и отошел к великому небесному царю Зевсу, чтобы там служить ему.
- Нечестивый и бесстыдный человек! - отвечал Максим.- Или ты
не боишься Господа, именуя богом и называя царем скверного прелюбодея. Знайте,
безумные люди, Царь небесный - Христос, обо всех заботящийся и всем
управляющий. Знайте и то, что мы, создание Бога Истинного, никогда не исполним
пагубного повеления вашего!
Наместник Гавиний
призвал к себе Даду и Квинтилиана и без успеха вел с ними долгую беседу,
убеждая их признать свое нечестивое и пагубное учение. Святые отвечали:
- Мы стоим за то же, что сказал брат наш Максим. Он чтец в
нашей католической церкви, хорошо понимает Священное Писание и знает, что нам
полезно. А ты, пораженный бесовским безумием, не знаешь, что для тебя
необходимо. Если бы ты пожелал послушать нас, то узрел бы свет.
Тогда Гавиний и
Тарквиний сказал:
- Вот мы всячески увещеваем вас и советуем, что лучше, а вы
не покоряетесь и остаетесь при своем сумасбродстве.
- Нет, - отвечал святой Максим, - это вы беснуетесь, желая
обратить в бесовскую веру людей, живущих добродетельно Я служащих Единому Богу.
Делайте с нами, что хотите, но никогда не отвратите нас от истинной веры.
Тогда Гавиний и
Тарквиний стали совещаться, что сделать со святыми и велели отвести их в
темницу. Те с радостью пошли, беседуя о своем спасении. Находясь в тюрьме, они
вели духовную беседу, и Максим много поучал Даду и Квинтилиана от Священного
Писания. В полночь они уснули и видели во сне диавола, ополчившегося на них с
оружием. Встав от сна, они увидели Ангела, говорившего им:
Память во святых отца нашего Кирилла, епископа Туровского
Страница 1
Память во святых отца нашего Кирилла, епископа Туровского
Блаженный Кирилл был сын богатых родителей,
родился и получил воспитание в городе Турове1.
Не любя богатства и славы тленного мира сего, он с особенным усердием занимался
изучением божественных книг и в совершенстве изучил Священное Писание. Когда
наступило время, он пришел в монастырь2.
Приняв иноческое пострижение, он стал служить Богу больше всех иноков, постом и
бодрствованием изнуряя тело свое, и чрез это сделал себя чистым обиталищем
Святого Духа. В это время он многим принес пользу тем, что учил и примером
своим поощрял монахов пребывать в повиновении и послушании игумену, почитать
его, как Бога, и во всем слушаться его и говорил, что тот монах, который не имеет
послушания своему игумену согласно данному обету, не может спастись. Стремясь
затем к более совершенным подвигам, блаженный Кирилл заключил себя в столп, где
некоторое время и пребывал, подвизаясь в посте и молитве. Тут он составил много
благочестивых сочинений, чем приобрел известность во всей окрестной стране. По
усердной просьбе князя3 и граждан города
митрополит возвел его в епископский сан и поставил епископом города Турова4, носившего в то время такое название и
находившегося вблизи Киева.
В сане епископа
блаженный Кирилл доблестно подвизался в управлении церковью Божиею. Он, на
основании Священного Писания, обличил ересь Феодорца5,
названного так в поругание, и предал его проклятию6.
Много посланий, основанных на словах Евангелия и пророческих книг, он написал и
князю Андрею Боголюбскому7, а также
посылал ему поучения, составленные им на Господские праздники, и многие другие
душеполезные свои сочинения. Написав всё это и составив множество других
сочинений, блаженный Кирилл распространил их среди своей паствы. Его трудами и
до сих пор пользуются православные русские люди, просвещая и утешая себя8. Проведши в таких благочестивых подвигах
свою жизнь и достойно управив врученное ему стадо, блаженный Кирилл отошел в
вечный покой бесконечной жизни9.
Приидите же ныне,
братия, прославим сего святителя такими словами: радуйся, славный святитель и
учитель, больше всех других стяжавший себе славу второго Златоуста в России.
Радуйся ты, который своим блестящим словом наставил все страны земли Русской в
духовной мудрости. Принося тебе эту малую похвалу, молимся тебе: молись за нас
Вседержителю, Которому ты ныне дерзновенно предстоишь, да избавит Он нас от
постигших нас бедствий и от безбожных агарян10,
всегда угнетающих нас, да по твоим молитвам получим мы от Господа милость,
прощение грехов и вечное блаженство в будущей жизни.
1 Город Туров, ныне местечко
Минской губернии, Мозыревского уезда, находился на реке Тирипети, на половине
расстояние между нынеш. ними городами Мозырью и Пиноком. По свидетельству
летописи он был основан варягом Туром, который в правление Ольги или Святослава
пришел из-за моря вместе с другим варягом Рогвольдом, основавшим княжество
Полоцкое.
2 Блаженный Кирилл подвизался
в Борисоглебском монастыре, находившемся близ Турова. Этот монастырь
упоминается в житии блаженного Мартина. Память его празднуется 28 июня.
3 Тут разумеется князь
Ярослав Георгиевич или Ярославович, княживший в Турове с 1146 года.
4 Год вступления блаженного
Кирилла на кафедру неизвестен.
5 Под именем Феодорца здесь
разумеется любимец князя Андрея Боголюбского Феодор, сперва суздальский игумен,
а потом епископ Ростовский, совершивший разные злодейства и около 1169 г.
казненный. В Новгородской летописи он назван "белым клобучком" за
самовольное ношение белого клобука вместо чёрного.
6 Святитель Кирилл
присутствовал на соборе 1169 года, на котором Феодорец был судим и осужден, как
еретик и злодей, и вместе с другими епископами участвовал в его осуждении.
7 Думают, что послание эти
касались и дела Феодорца, но ни одно из этих посланий неизвестно.
8 Из сочинений блаженного
Кирилла до нас дошли: 9 слов, произнесенных в храме пред народом, 3 статьи,
изложенные в форме посланий или наставлений к инокам, и более 20 молитв и канон
молебный. Подлинность этих сочинений несомненна.
9 Блаженный Кирилл скончался
около 1183 года, оставив кафедру раньше этого года из любви к уединенной жизни.
10 Разумеются татары.
Проложная память о блаженном Кирилле составлена несомненно во времена
владычества татар над Русью. Эта память из рукописного Пролога XIV века вошла
впервые в печатный Пролог издание 1642 и 1643 годов.