Житие преподобного отца нашего Арсения Великого. Память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Преподобный Арсений Печерский, Трудолюбивый (XIV). В 1773 г. в результате ночного штурма Русские войска под командованием А.В. Суворова взяли Туртукай в ходе русско-турецкой войны. В 1900 г. Россия аннексировала Манчжурию.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие преподобного отца нашего Арсения Великого
Страница 1
Житие преподобного отца нашего Арсения Великого
Преподобный Арсений родился в Риме от
благочестивых родителей - христиан, которые воспитали его в страхе Божием и
обучили его наукам. Арсений был мужем не только добродетельным, но и весьма
мудрым: он изучил сочинения всех риторов и философов и хорошо знал как
греческий, так и латинский языки. Однако он оставил суетную жизнь мирскую и
пренебрег эллинским любомудрием; он вступил в сонм клириков, посвятив себя на
служение Богу, так как искал премудрости истинной, восхваляемой святым
апостолом Иаковом, той премудрости, которая "чиста, мирна, скромна", послушлива, преисполнена "милости и добрых плодов"
(Иак.3:17). Арсений, приняв на себя сан диакона великой римской церкви,
проводил жизнь целомудренную, стараясь соделать из себя достойное жилище
святого и всеосвящающего Духа.
В это время восточною частью Римской империи управлял
Феодосий Великий1, а западною - Грациан2. Феодосий, имея двух сыновей - Аркадия и
Гонория, искал для них такого учителя, который бы научил их не только
человеческой, но и божественной мудрости; Феодосий хотел, чтобы дети его были
обучены не только философии и другим эллинским наукам, но и добродетельной
богоугодной жизни христианской. С этою целью Феодосий приказал искать по всей
империи своей такого человека, однако найти не мог, потому что посланные его
находили много умных и ученых людей, проводивших жизнь не богоугодную, и,
наоборот, встречали людей жизни благочестивой, но совершенно не обученных
светским наукам. Поэтому Феодосий вынужден был написать к западному императору
Грациану о том, что ему для обучения детей нужен такой именно человек, как
сказано выше. Грациан же, посоветовавшись об этом с папою Дамасом3, сказал ему: "Стыдно будет царству
нашему, если мы не найдем в нем человека добродетельного и мудрого, какого
просит император Феодосий. Нам нужно найти такого человека, который мог бы
сыновей его и философии научить, и наставить страху Божию не только словом, но
и примером своей добродетельной жизни".
Тщательно поискав по всему Риму, они не нашли более
премудрого и более добродетельного мужа, как Арсения диакона, проводившего
жизнь добродетельную и превосходившего многих своими подвигами и уже не юного
возрастом. Призвав его к себе, они передали ему желание царя восточного и
приказали Арсению идти к нему. Но Арсений всячески отговаривался, говоря, что
он уже давно оставил все мирские науки, так как решил посвятить себя на
служение Богу в звании клирика; Арсений говорил, что он уже давно забыл все
речи риторов, так как решил посвятить все силы свои на служение Церкви и
алтарю.
Однако чем более Арсений отговаривался, тем более император
с папой увещевали его исполнить их просьбу, так как они просили его о деле,
полезном всему христианскому миру и Церкви Божией. Они говорили ему, что он
должен научить детей царских не только книжной мудрости, но и христианскому
благочестию, дабы они не верили в языческие басни, а защищали бы и
распространяли веру христианскую.
Тогда Арсений против своей воли повиновался приказанию
императора и папы. Они отправили его в Константинополь к императору Феодосию с
великою честью.
Когда преподобный прибыл в Константинополь, то был принят
здесь императором Феодосием очень милостиво: увидев его, Феодосий даже по
внешнему виду признал в нем человека Божия, преисполненного мудрости и
боговедения, и весьма обрадовался его прибытию. Воздав благодарение Богу,
Феодосий привел к Арсению детей своих, Аркадия и Гонория, и вручил их ему,
сказав:
- Теперь ты будешь им более отцом нежели я, потому что
труднее воспитать их, чем родить. Я поручаю их тебе и твоему благоразумию;
воспитай их так, как я прошу тебя; приучи их к добродетели и обучи их премудрости;
как отец их духовный, позаботься о том, чтобы они избегали разных юношеских
соблазнов. За все это ты получишь награду от Бога. Честный Арсений! О, если бы
ты возрастил их в благочестии и добродетельной жизни! Как бы я радовался сему и
как бы благодарил за это Бога! Все это я говорю тебе при сыновьях моих, дабы
они все это сами слышали и видели. Не взирай на то, что они царские сыновья;
воспитывай их в послушании и повиновении себе, потому что я хочу, чтобы они
повиновались тебе во всем, как своему отцу и учителю, и слушались бы тебя, как
твои чада и ученики.
Вручив детей своих Арсению, Феодосий приказал построить им
училище около дворца, чтобы ему самому было удобно приходить к ним и наблюдать
за их обучением и жизнью; блаженному же Арсению император оказал большие
почести: дал ему место среди своих советников и приказал называть его не только
отцом детей его, но и отцом своим, так что Арсения все называли "отец
государя и детей его". Есть еще известие о том, что блаженный Арсений был
восприемником при святом крещении сыновей царских, Аркадия и Гонория, так как
тот и другой были крещены не в младенческом, а в юношеском возрасте.
Взяв под свое руководство детей царских, Арсений ревностно
заботился об их воспитании и обучении; он изучал с ними греческие и латинские
книги и вместе с тем наставлял их к благочестивой жизни, изъясняя им священное
Писание; в особенности Арсений поучал их тому, как должны будут они вести себя
тогда, когда Господь благоволит дать им управление государством; он говорил им,
что они должны украшать себя не столько венцом царским, сколько добрыми делами
благочестия; - хотя царствовали и нечестивые, беззаконные люди, каковы были все
языческие императоры, но цари христианские должны быть людьми добродетельными,
должны и Богу угождать, и людям делать добро, если хотят, чтобы память о них
переходила из поколения в поколение.
Память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Страница 1
Память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Честное преставление сего святого апостола
и евангелиста, - наперсника, девственника и возлюбленного ученика Христова
Иоанна Богослова празднуется в двадцать шестой день сентября месяца; под этим
числом и помещено его житие. В нынешний же день совершается воспоминание его
честного праха, цельбоносно исходившего от гроба его.
Когда святой Иоанн Богослов дожил до столетнего возраста,
много потрудившись во благовестим Христовом, то вместе с семью учениками своими
вышел из города Ефеса1 и приказал им
ископать ему крестообразную могилу, в которой он и приготовился умереть, легши
в нее, еще будучи живым (как повествуется об этом в житии его). Христиане,
жившие в городе Ефесе, после смерти апостола, раскопали могилу его, однако не
нашли тела апостола; оплакав его честную кончину, они возвратились в город и
потом часто приходили на могилу апостола и возносили там усердные молитвы к
Богу, призывая себе на помощь и ходатайство пред Богом святого Иоанна
Богослова, При этом каждый год в этот день и месяц от гроба апостола исходил
как бы некий тонкий прах, творивший исцеления2.
Верующие собирали этот прах и врачевали им различные недуги и болезни. Поэтому
и вошло в обычай среди верующих в этот день, так же как и в сентябре месяце,
восхвалять и ублажать песнопениями сего великого угодника Божия, возлюбленного
Богом более всех прочих святых угодников3.
По молитвам его да дарует и нам Господь исцеление в недугах наших душевных и
телесных и да сподобимся и мы быть угодными и возлюбленными Христу Богу нашему.
1 Ефес стоял на берегу Эгейского моря, в Малой Азии;
славился обширною торговлею и был одним из главных центров науки и искусства в
древности. В настоящее время от этого, некогда знаменитого города, остались
лишь одни развалины.
2 Об этом прахе или манне говорит блаж. Августин и
Григорий Турский. Об нахождении персти от гроба Иоанна Богослова упоминает и
русский паломник XII в. игумен Даниил.
3 В синайских евангелиях этот праздник называется ροδιομός - т.е. розовник; думают, что самая манна, исходившая
от гроба Иоанна Богослова, называлась ρόδις - розовая мазь, розовый порошок; но вернее разуметь
под "розовником" празднование употреблением роз, подобно тому как у
нас употребляются цветы в Троицын день.
Жил в ХIV веке. Он
назван трудолюбивым потому, что подвизаясь в пещерах Киево-Печерской обители,
он не знал отдыха, и никто никогда не видел его в праздности. Преподобный либо
молился, либо исполнял монастырское послушание и до захождения солнца никогда
не употреблял пищи. За свое смирение и трудолюбие Господь наградил преподобного
Арсения даром чудотворения. После многих трудов и подвигов св. Арсений отошел ко Господу, и нетленное тело его было положено в Дальних
пещерах.