Житие святого пророка Исаии. Страдание святого мученика Христофора. Сказание о перенесении мощей святителя Николая, архиепископа Мирликийского. Преподобный Иосиф Оптинский (1911). День тезоименитства Святого Царя-искупителя Николая II Александровича. В 1916 г. Русские войска начали прорыв австрийского фронта (Брусиловский прорыв). В 1698 г. впервые установлены дипломатические отношения между Россией и Мальтийским орденом. В 1780 г. Екатерина II отправилась в месячное турне по западным губерниям России. В 1801 г. при Русском Императоре Александре I создан Негласный комитет. В 1742 г. Русский штурман Семен Челюскин на собачьих упряжках достиг мыса, названного вскоре мысом Челюскина – северной оконечности Евразии. В 1892 г. в Киеве пущен первый в России электрический трамвай. В 1823 г. А. Пушкин начал в Кишиневе работу над поэмой "Евгений Онегин". В 1918 г. большевиками расстрелян русский адмирал Щастный, спасший Балтфлот от немцев.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие святого пророка Исаии
Страница 1
Житие святого пророка Исаии
ВремяпророческогослужениясвятогоИсаии1 было тяжелым временем в
жизни народа еврейского: во дни этого великого пророка царство израильское
окончило свое существование, а иудейское доживало последние годы пред
Вавилонским пленением. Эта печальная участь - подчинение "избранного
народа" под тяжелую руку языческих царей была ему наказанием от Господа за
то, что он вышел из послушания Богу, все более и более погрязая в беззаконии и
идолопоклонстве. Особенно было велико отступление от завета Божия в царстве
израильском, которое за это и постигло ускоренное наказание, "в царстве же
иудейском по временам просвечивала надежда на лучшее будущее", и если не
совсем погас огонь святой ревности по Боге в Иудее и Господь еще медлил с
исправляющим ее наказанием, то этим Иудейское царство обязано главным образом
пророческой деятельности святого Исаии.
Святой пророк Исаия, происходивший из колена Вениаминова,
родился около 760 г. до Р. Х.; он был сын Амоса, о котором в книгах священного
Писания ничего не сообщается и которого иудейское предание отождествляет с
Амосом, братом царя Амасии. Местом постоянного жительства святого Исаии был
Иерусалим - столица Иудейского царства. На годы сознательного детства и
отрочества пророка падает славное правление мудрого и доброго царя Озии; это
царствование без сомнения имело благотворное религиозное и политическое влияние
на душу будущего пророка. Ничего собственно неизвестно о днях ранней юности
святого Исаии, но явление ему славы Господней и избрание его Господом на
великое служение дают непререкаемое свидетельство о благочестии пророка и в это
время жизни; о том же говорят и его пророческие речи, из которых видно
прекрасное знание им священных книг своего народа; очевидно, с ранних лет
святой Исаия поучался в законе Божием. Как человек благочестивый, он взял и
жену себе богобоязненную, от которой имел двух сыновей; о жене его известно,
что она тоже была пророчицей (Ис.7:3; 8:3,18).
На пророческое служение святой Исаия был призван в год
смерти царя Озии (в 737 г.) особым видением. Однажды он присутствовал в храме
за Богослужением; пред глазами его находились двор священников и святилище.
Взирая молитвенно к святилищу, святой Исаия вдруг увидел, что храм стал
раздвигаться; пред его духовными очами открывается внутренность святилища,
затем исчезает завеса, скрывавшая таинственное святое святых, где изумленному и
потрясенному пророку является торжественное видение Владыки неба и земли,
"сидящего на престоле высоком и превознесенном", - стоящем как бы
между небом и землею; края царственных риз Божиих наполняли храм. Вокруг
Господа "стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал
каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг
к другу, и говорили: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. Вся земля полна
славы Его!" От громогласного славословия серафимов "поколебались
верхи врат и храм наполнился курениями". Святой Исаия пришел в ужас и
испуганно воскликнул:
- Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами и живу
среди народа также с нечистыми устами2, и
глаза мои видели Царя, Господа Саваофа3.
Тогда к смятенному пророку прилетел один из серафимов,
державший в руке горящий уголь, взятый клещами с жертвенника, т.е., как
объясняет святой Василий Великий, - с "небесного алтаря". Он коснулся
уст пророка со словами:
- Вот, это коснулось уст твоих и беззаконие твое удалено от
тебя и грех твой очищен.
Тотчас же за этим пророк услышал таинственный глас Иеговы,
вопрошающий:
Исполненный священной уверенности, святой Исаия выступил с
выражением желания принять на себя ответственную и тяжелую обязанность быть
проповедником воли Божией для "жестоковыйного" еврейского народа:
- Вот я, пошли меня, - сказал он.
Господь не отверг предложения святого Исаии и изъявил Свое
согласие в таких словах:
- Пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не
уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите. Ибо огрубело сердце народа
сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не
уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их.
Исаия спросил Господа: долго ли народ будет пребывать в
таком нравственном огрубении, и получил от Него в ответ страшное откровение о
грядущих бедствиях, имеющих поразить Израиля:
- Доколе не опустеют города и останутся без жителей и дома
без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет (Ис.6:1-11)
Видение окончилось, и на святом Исаии почил Дух Божий,
открывавший перед ним таинственное и отдаленное будущее как настоящее и
укреплявший его в трудной борьбе с нравственными настроениями среди родного
народа.
Любящее народ сердце пророка не знало его политического
разделения, и послушный воле Божией он не ограничивал своего пророческого
служения пределами одного царства. Впрочем, когда святой Исаия выступил с
пророческою проповедью, дни царства Израильского были уже сочтены, и пророку
уже ничего не оставалось более как предсказать великое "горе", уже
нависшее над Самариею, столицею Северного царства:
О сем преславном мученике1 рассказывают нечто странное и
необыкновенное, будто он имел песью голову и происходил из страны людоедов2. Когда одним комитом3 он взят был на войне в плен, то не
обладал даром человеческой речи. Он помолился Богу, и Господь послал к нему
ангела, который сказал ему: "Мужайся, Репрев!" - таково было его
первое имя, - а потом прикоснулся к его устам и сообщил ему чрез это
способность говорить. Когда после сего он прибыл в один город, то стал обличать
тех, которые преследовали христиан. За это некий Вакх избил его, но он в ответ
на это сказал Вакху, что принимает со смирением от него побои только ради
заповеди Христа, а если бы он поддался гневу, то не устоял бы ни сам Вакх, ни
даже сила императора, которую он обратил бы в ничто. Вскоре за ним было
прислано двести человек воинов, чтобы привести его к императору4, и, когда они шли, то на пути совершенно
сухой жезл, бывший в руках святого, путешествия у воинов не хватило хлеба, то
он умножил его в изобилии. Это великое чудо привело в удивление воинов, и они
уверовали во Христа и вместе со святым были крещены Антиохийским епископом,
святымсвященномучеником Вавилою5, причем святому вместо Репрева дано было
имя Христофора. Когда святой приведен был к императору, то последний при виде
его почувствовал ужас и неожиданно упал навзничь, а потом, придя снова в себя,
задумал заставить его отречься от Христа, но не явными мерами насилия, а
хитростью сперва изменить его настроение, а потом ласкою склонить его к
исполнению своей воли. С этою целью он велел позвать двух женщин - блудниц,
красивых лицом и готовых отдать себя на блудное соединение, которые
соблазнительными беседами возбуждали в молодых людях непреодолимое, безумное
стремление к блудодеянию. Имя одной из этих женщин было Каллиникия, а другой -
Акилина. Император велел им войти к святому и внушить ему различные
соблазнительные мысли, как это было у них в обычае, чтобы, побуждаемый
преступною любовью к ним, он согласилсяотречьсяотверы во Христа и принести жертву языческим
богам, но святой Христофор стал их поучать вере во Христа и своим словом
отвратил их от идолослужения. Вернувшись к императору, они объявили себя
христианками, за что подвергнуты были жестоким мучениям и, потерпевши таким
образом страдания за веру во Христа, восприняли мученические венцы. Сильно
разгневавшись на этих женщин, император велел привести к нему святого
Христофора и стал издеваться над ним по поводу необыкновенного вида его лица,
но святой в ответ на это назвал его вместилищем действий диавола, ибо такой
смысл имело имя императора Декия. После этого император приговорил к смерти тех
двести человек воинов, которые были посланы, чтобы привести к нему святого
Христофора и которые приняли святое крещение вместе с ним, так как они пришли к
святому и на глазах императора поклонились ему. Он велел всем им отсечь головы,
а тела их сжечь, святого же Христофора приказал заключить в медный сосуд,
прибить его в нем гвоздями, а затем сосуд раскалить, но когда это было
исполнено, то святой остался невредимым. Не испытывая никаких страданий ни от
огня, ни от пригвождения,онстоялвраскаленномсосуде, как бы в какой приятной прохладе.
Многим из присутствовавших это показалось обманом, а верующим святой совершенно
правдиво и с радостью рассказал, что во время истязания он видел какого-то
весьма высокого ростом и прекрасного видом, одетого в белые одежды мужа,
который исходящим от него светом превосходил солнце и имел на главе своей
блестящий венец, что его окружало множество воинов, с которыми какие-то черные
и смрадные арапы вели борьбу, стараясь схватить и увлечь его, но этот страшный
вождь с гневом взглянул на них и своим взглядом привел в смятение и поразил все
это вражеское воинство, а ему дал силы без вреда перенести мучение. Слыша такой
рассказ и видя святого совершенно невредимым, многие из народа поверили ему и
обратились ко Христу, а затем вынули святого из раскаленного сосуда, за что и
были изрублены царскими палачами. После сего святому Христофору привязали на
шею камень и бросили его в колодец, но ангел извлек его оттуда, потом надели на
него раскаленную медную одежду и наконец отсекли ему мечом голову6. Память святого Христофора и других
святых мучеников, с ним пострадавших, празднуется в Кипариссии7 в день его кончины, близком ко днюкончинысвятоговеликомученикаГеоргия8.
Тропарь, глас 4:
Одеждами от кровей украшаяйся, Господеви предстоиши Царю
сил, Христофоре приснопамятне: отонудуже со безплотными и мученики поеши трисвятым
и страшным сладкопением: темже молитвами твоими спасай стадо твое.
1 Память святого Христофора весьма чтится как на
востоке, так еще больше на западе, особенно в Испании. На западе прибегают к
нему во время заразительных болезней.
Сказание о перенесении мощей святителя Николая, архиепископа Мирликийского
Страница 1
Сказание о перенесении мощей святителя Николая, архиепископа Мирликийского
В лето 1087, при царе греческом Алексии
Комнине2 и при патриархе Константи-
нопольском Николае Грамматике3, во время
княжения на Руси Всеволода Ярославича4 в
Киеве и сына его Владимира Всеволодовича Мономаха в Чернигове5, в греческую область вторглись измаильтяне6, как с той так и с другой стороны моря. Они
прошли по всем городам и селам, от Корсуня7
до Антиохии и до Иерусалима; при этом они иссекали мужчин, женщин же и детей
брали в плен и сжигали дома и имущества. Церкви и монастыри опустели, и города
перешли во власть неверных. Тогда были опустошены и Миры ликийские, в которых
почивало тело святителя Николая, тело драгое и всечестное, творившее дивные и
преславные чудеса. Преподобный сей муж мог бы защитить град свой и Церковь от
опустошения, но, по повелению Божию, не воспротивился, говоря: "Господи,
угодное пред очами Твоими сотворю".
Но Господь наш Иисус Христос не мог допустить, чтобы мощи
святителя почивали в опустошенном месте и никем не славились, по сказанному в
Писании: да торжествуют святые во славе (Пс.149:5); и еще: слава будет всем
святым Его (Пс.149:9).
В граде Бари, принадлежавшем тогда норманнам8, жил некий пресвитер, христолюбивый и
праведный. Ему явился во сне святой Николай и сказал: "Иди и скажи гражданам
и всему собору церковному, чтобы они пошли в град Миры, взяли меня оттуда и
положили здесь, ибо я не могу пребывать там, в опустошенном месте. Такова воля
Господа".
Сказав сие, святитель стал невидим. Пробудившись утром,
пресвитер поведал всем бывшее видение. Они возрадовались и говорили: "Ныне
возвеличил Господь милость Свою на людях Своих и на граде нашем, ибо сподобил
нас приять угодника Своего, святого Николая".
Тотчас они избрали из своей среды мужей благоговейных и
богобоязненных и отправили их в трех кораблях за мощами святителя.
Представляясь идущими для торговли, те мужи нагрузили свои корабли пшеницею и
отправились в путь.
Приплыв в Антиохию, они продали пшеницу и закупили все, что
было нужно. Тут они узнали, что венецианцы, находившиеся там, хотят их
предупредить и взять мощи святого Николая. Тотчас баряне с поспешностью
отправились, прибыли в Миры ликийские и пристали к городской пристани. Задумав
дело на спасение себе и граду своему, они вооружились и вошли в церковь святого
Николая. Здесь они увидели четырех иноков и спросили их, где почивают мощи
святого Николая. Те показали им место раки. Баряне раскопали помост церковный и
нашли раку, полную мира. Миро они вылили в сосуд, а мощи святого взяли и
отнесли на корабль, затем отплыли. Двое иноков остались в Мирах, а двое
сопровождали мощи святого Николая9.
Отправились они из града Мир месяца апреля в 11 день, а прибыли в град Бари
месяца мая в 9 день, в воскресенье вечером. Видя, что прибыли из града Мир с
мощами святого Николая, все жители града Бари, мужи и жены, от мала до велика,
вышли навстречу святителю со свещами и фимиамом, приняли мощи с радостью и
великою честью и положили их в церкви святого Иоанна Предтечи у моря.
Многие чудеса творили здесь мощи святителя. Прибыли они в
Бари в воскресный день вечером и уже в понедельник утром исцелили 47 больных,
мужей и жен, одержимых различными недугами: у одного болела голова, у другого
очи, у иного руки и ноги, сердце, а то и все тело страдало от духов нечистых.
Во вторник исцелились 22 больных, а в среду - 29. В четверг рано утром святой
Николай исцелил глухонемого, болевшего уже 5 лет. Затем святитель явился
некоему благочестивому иноку и сказал: "Итак, волею Божию, пришел я к вам
в страну сию, в день воскресный, в час девятый, и вот 111 человек исцелены
мною".
И еще другие чудеса по вся дни творил святой Николай,
подобный источнику, текущему без конца. И много даров приносили святому, золото
и серебро и многоценные одежды. Видя преславные его чудеса, граждане преисполнились
великою радостью, создали великую и прекрасную церковь во имя святителя и
чудотворца Николая10, и сковали для мощей
его раку серебряную позлащенную. В третье лето по перенесении мощей из Мир
ликийских они послали к Римскому папе Урбану, прося, чтобы он прибыл в Бари со
своими епископами и со всем клиром церковным для перенесения мощей святого
Николая. Папа прибыл в сопровождении епископов и клира; они вложили мощи
святого в серебряную раку, затем епископы и вельможи перенесли ее в новую,
великую церковь и положили в алтаре, месяца мая в 9 день. Перенесли они и
ветхий гроб святителя, в котором он был привезен из Мир, поставили гроб в
церкви и положили в него часть руки от мощей святого. Многие люди приходили и поклонялись
святому, целуя мощи его и раку. Римский папа Урбан, епископы и все граждане
сотворили в тот день великий праздник и прославление святому, которое творят и
до сего времени11. В те дни они утешались
пищею и питьем и, раздав щедрую милостыню убогим, возвратились в дома свои с
миром, славя и хваля Бога и святого угодника Его Николая.
Тропарь, глас 4:
Приспе день светлаго
торжества, град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует пеньми и
пеньми духовными: днесь бо священное торжество, в пренесение честных и
многоцелебных мощей святителя и чудотворца Николая, якоже солнце незаходимое
возсия, светозарными лучами, и разгоняя тьму искушений же и бед от вопиющих
верно: спасай нас яко предстатель наш великий николае.
Преподобный
Иосиф (вмиру Иван Литовкин)
родился 2 ноября 1837 года в семье сельского головы Ефима Литовкина и его жены
Марии. Четырех лет от роду Ваня потерял отца, а в одиннадцать лишился матери.
Недетская, тяжелая началась у него жизнь. Пришлось работать и в трактире, и в
бакалейной лавке, таскать пятипудовые мешки и прочие тяжести, сопровождать
обозы с товаром. Голодал, скитался, бывал бит жестоким хозяином. Но грубая,
страшная жизнь не развратила и не озлобила его.
Юноша
стремился к духовной жизни, однако до поры о монастыре он и не думал. Но когда наконец появилось хорошее место у таганрогского купца Рафаилова, желавшего даже выдать за него свою дочь,
неожиданно пришло письмо сестры Александры, принявшей к тому времени постриг с
именем Леонида в Борисовском монастыре. Она
советовала идти в Оптину пустынь, к старцам.
Преподобного
старца Макария к тому времени уже не было в живых, но
уже воссиял в Оптиной пустыни новый светильник —
преподобный старец Амвросий. «Батюшка, благословите в Киев», — на эти слова
юного Ивана Литовкина последовал неожиданный ответ великого старца: «Зачем тебе
в Киев, оставайся здесь». Так 1 марта 1861 года начался иноческий путь длиной в
полвека...
По
оптинскому обычаю, каждый новоначальный
должен был потрудиться в трапезной. На этом нелегком послушании обнаружились и
окрепли добрые качества души будущего старца: беспрекословное послушание,
трудолюбие, молчаливость и беззлобие. Навидавшись и натерпевшись всего вмиру, он понимал, какой бесценный
дар Божий — покой и тишина святой обители. И вскоре посетил его Господь великим
утешением. Брат Иван был определен в келейники к преподобному Амвросию.
Возможность
быть рядом с дорогим батюшкой радовала юного инока. Но бесконечные толпы
посетителей тяготили и расстраивали душевный покой. Не смея высказать старцу
свою скорбь, он решил потихоньку уйти к святыням Киева, безмолвию Афона. Но
прозорливый старец Амвросий остановил его.
Многие
скорби и тяготы перенес он в монастыре: и несправедливые упреки, и лишения, и
болезни. Десятилетиями у него не было даже своего угла, где бы мог он почитать,
помолиться, отдохнуть. Спал он в приемной, чуть не до полуночи полной
посетителями, а в час ночи надо было уже идти к
утрени...
Но
испытания только укрепили и очистили душу, сделали брата Ивана совершенным
послушником и монахом. В 1872 году он был пострижен в мантию с именем Иосиф, в
1877 году — рукоположен в иеродиакона, а 1 октября 1884 года за литургией в
честь торжественного открытия Шамординской женской
обители преподобный Иосиф был рукоположен в иеромонаха. К этому времени он уже
был старшим келейником старца Амвросия. Тихий серьезный, выходил он к
посетителям, внимательно выслушивал, в точности передавал ответ старца, ничего
не добавляя от себя. Но все чаще старец отсылал посетителей спросить совета у
келейника, и всех поражало, что его слова буквально совпадали с тем, что
говорил сам преподобный Амвросий.
В
1888 году преподобный Иосиф сильно простудился и заболел. Его отвезли в
больницу и 14 февраля, по благословению старца Амвросия, постригли в схиму. По
молитвам преподобного Амвросия смертельная болезнь отступила. В 1890 году
старец Амвросий, уезжая в Ша-мордино, впервые не взял
с собой верного помощника. «Тебе нужно здесь оставаться, ты здесь нужен», —
сказал ему старец. 1891 год был последним в жизни старца Амвросия. Теперь
преподобный Иосиф остался один. На него легли обязанности скитоначальника,
духовника оптинской братии и шамординских
сестер. Несмотря на слабое здоровье и непосильные труды, он не позволял себе
никаких послаблений: был строгим постником, очень мало спал, носил старую и
бедную одежду.
Он
стяжал от Господа полноту духовных даров, и многие испытали на себе его дар
прозорливости и исцелений. Он ни с кем не вел длинных бесед, умея в нескольких
словах выразить самое главное, наставить и утешить. Сила его благодатной
молитвы была выше и драгоценнее любых слов. Известен такой случай. Одна
женщина, живя в Оптиной, сильно заболела; она
попросила отвести ее в «хибарку» к преподобному. Он ее
принял и, дав ей в руки свои четки, пошел в спальню, сказав: «Подожди». А когда
он вышел, она совершенно забыла про свою болезнь.
Многим
помогал преподобный Иосиф. Крестьянка А. была больна, у нее очень опухли
околошейные железы. Два раза ей делали операцию, но опухоль еще больше
увеличилась, так что нельзя было повернуть шею. Крестьянка обратилась к преподобному за советом: делать операцию или нет? Он ей
сказал: «Операцию не надо делать, а отслужи молебен великомученику Пантелеимону, и так поправишься». Она отслужила молебен и
полностью исцелилась.
Преподобный
Иосиф в течение двенадцати лет был скито-начальником
и духовником братии, но к 1905 году начал прихварывать и ослабевать. Он долго
болел, терпеливо перенося все посылаемое от Господа.
Преподобный
Иосиф тихо отошел ко Господу 9/22 мая 1911 года. 12
мая совершилось погребение. Рука усопшего была мягкой и теплой, как у живого.