Страдание святого священномученика Василия, епископа Амасийского. Житие во святых отца нашего Стефана, епископа Пермского. Память святой праведной Глафиры. Преподобный Иоанникий, Девиченский чудотворец (1440). В связи с капитуляцией гитлеровской Германии в нашей стране празднуется День Победы.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святого священномученика Василия, епископа Амасийского
Страница 1
Страдание святого священномученика Василия, епископа Амасийского
После погибели нечестивого изверга,
римского царя Максенция2, который, как
враг Божий, был сражен силою Креста Господня, явившегося на небе Константину
Великому, и погиб, как некогда Фараон, в водной пучине, римское царство на
западе, наконец, вздохнуло после жестоких казней. На востоке гонение на
христиан продолжались со стороны другого врага Божия, императора Максимина3, хулившего истинного Бога и жестоко
преследовавшего верных служителей Христа. Благоверный царь Константин послал
против него на восток Ликиния4, выдав
за него свою сестру. Ликиний веровал тогда в Господа нашего Иисуса Христа и с
помощью Божией так поразил Максимина, что последний едва спасся бегством с небольшим
отрядом; но спасшись от руки Ликиния, не убежал от руки Божией. Когда он
скрывался в Киликийском городе Тарсе5,
то внезапно всё тело его покрылось неизлечимыми ранами, так что от нестерпимых,
как огонь, страданий он кидался на землю, тело, как растаявший воск, отпадало
кусками от костей, и грешная душа его держалась только в скелете без тела и
крови. Наконец, и кости стали с мучительной болью отпадать одна от другой, и
он, сознавшись, что в своем нечестии и жестокости преследовал и убивал
неповинных рабов Христовых, проклял своих богов и умер.
Ликиний,
овладевши всем востоком, торжественно вступил вместе с своей супругой в
Никомидию. Сперва царствовали мир и тишина повсюду на веселие и радость верным,
отдохнувшим после жестокого гонения Максимина, но враг всего доброго - диавол
снова погрузил христиан в море скорбей. Ликиний, укрепившись на востоке,
отступил от Христа Бога и возвратился к мерзостному идолослужению, в котором
был воспитан. Только ради того, чтобы разделить престол с Константином и
жениться на его сестре-христианке, принял он Христову веру и клялся Константину
никогда не отступать от христианства, но всегда защищать его. Потом, сделавшись
восточным императором, забыл милости Христа Бога, помогшего ему победить
Максимина и завладеть востоком, забыл благодеяние паря Константина, отвернулся
от него, как и от Христа, сделался его злым врагом. В Никомидии он открыто
отвергся от христианства, стал покланяться идолам и велел повсюду восстановить
языческие жертвоприношение, а верных снова начал преследовать. Прежде всего, он
изгнал из царских палат всех христиан: и сановников, и слуг, и оруженосцев,
стал смеяться над Христовым милосердием, возвратился к языческим верованиям и
предался без стыда плотским грехам. Он погряз в разврате и насильно совращал к
любодеянию сенаторских жен и дочерей, особенно христианок, чтобы надругаться
над святыми и самим Христом Богом. Видя это, супруга его, верная христианка, по
имени Констанция, скорбела всем сердцем и тайно в письмах рассказывала обо всем
брату своему Константину.
Среди ее
служанок во дворце была одна девица, прекрасная лицом и целомудренная, по имени
Глафира, христианка, происходившая из благородной итальянской семьи. Ее увидел
Ликиний и, разжигаемый нечистою похотью, приказал старшему из
постельников-евнухов, по имени Венигну, сообщить ей о своей страсти. Венигн
сказал Глафире, что царь, оказывая ей великую честь, полюбил ее, хочет
повидаться с нею и приказал приготовиться к принятию царя. Но благочестивая
девица, нося в себе страх Божий, возмутилась таким предложением и с позором
прогнала евнуха, укоряя его в бесстыдстве и беззаконии. Опасаясь возбудить
подозрение и ревность царицы, Глафира рассказала ей всё и умоляла ее в таких
словах:
- Ради
Господа, Создавшего небо и землю, Которого ты боишься и Которому верно служит
твой брат Константин, не допусти, чтобы мое девство было нарушено беззаконным
развратником.
Услышав
такие слова, царица горячо полюбила Глафиру за ее целомудрие и страх Божий и
стала обдумывать, как бы ее укрыть. Когда царь спросил о ней, то царица
приказала пустить во дворце такой слух, что Глафира сошла с ума и лежит больна,
при смерти. Слух дошел до царя, и он перестал думать о Глафире. Тогда царица,
выждав время, тайно отпустила из дворца благочестивую Глафиру, наделив ее в
изобилии золотом, серебром, драгоценными камнями, богатою утварью, лучшими
одеждами и всякими другими вещами. Приставив к ней для услуги многих рабов и
рабынь, царица поручила ее попечению некоторых из своих честных и благочестивых
слуг, приказала им проводить девицу в Армению, никому об ней ни говоря ни
слова, и там проживать, пока Бог не изменит обстоятельств к лучшему. Слуги дали
царице слово исполнить приказание с величайшей осторожностью. Они одели Глафиру
и ее прислужниц в мужскую одежду и благополучно вывели их из Никомидии. После
долгого путешествия, приближаясь уже к Армении, они дошли до города Амасии, где
жил Понтийский митрополит.
Красота
города пленила Глафиру; она предложила спутникам остаться в нем, если там
найдутся христиане и приказала расспрашивать прохожих. На встречу попался один
юноша, живший в доме уважаемого Амасийского гражданина - Квинтия. Этот юноша
догадался, что странники - христиане, ищущие своих единоверцев, и сообщил об
этом своему господину. Квинтий тотчас сам вышел к путникам, пригласил их прийти
в его дом и там жить, сколько пожелают. Он сказал, что он сам христианин, и что
в городе есть много христиан, и что они имеют почтенного епископа, подобного
Апостолам. Странники с радостью слушали эти слова, пошли к Квинтию, который
предоставил им для жилья отдельное покойное помещение.
Житие во святых отца нашего Стефана, епископа Пермского
Страница 1
Житие во святых отца нашего Стефана, епископа Пермского
Святой Стефан родился1 в г. Устюге. Его благочестивый отец
Симеон, по происхождению Русский, был чтецом при Богородицкой соборной церкви.
Жена его Мария была так же примерной христианкой, в жилах которой текла тоже
русская кровь. У прекрасных родителей был прекрасный и сын, с своего раннего
детства приводивший их в радость и восхищение. Отданный ими учиться еще
маленьким дитятей, он, благодаря своей живой памяти, острому уму и выдающемуся
прилежанию, с замечательной быстротой и редкостной твердостью усвоял учение. Не
прошло еще и года его обучения, а он уже по достоинству занял должность
канонарха и чтеца при том же храме, при котором служил его отец. Превзошедши
многих родных и чужих сверстников своим знанием Божественного Писания, он еще
более превосходил их своею добродетельной жизнью. Он возрастал в детстве,
чистоте, целомудрии и трудолюбии и избегал общения с развращенными и
проводящими время в суетных играх и забавах. Многие, прочитанные им, книги
Ветхого и Нового Заветов породили в его уме мысль о суете настоящей
кратковременной жизни, быстро протекающей как река и скоро увядающей подобно
травному цвету. Вместе с тем Священные книги зажгли в его сердце чувство
неугасимой любви к Богу. Под давлением господствующей мысли он принял
монашество от игумена Максима в Ростовском монастыре святого Григория
Богослова. В монастыре было богатое собрание книг. Здесь Стефан проводил
поистине монашескую жизнь, удовлетворяя в то же время свою жажду знания. Пост,
молитва, слезы покаяние, смирение, терпение, незлобие, послушание, любовь,
изучение днем и ночью закона Господня - вот добродетели, которые украшали
новопостриженного. Кроме того, он сам написал много книг, свидетельствующих
доныне о его богомыслии и трудолюбии. За свою добродетельную жизнь он поставлен
был во диакона Ростовским епископом Арсением2,
при котором было совершено и его пострижение в монашество. Чрез несколько лет
он, по повелению правителя всероссийской митрополии Михаила, прозванного Митяем3, хиротонисан Коломенским епископом
Герасимом во пресвитера.
Новопоставленный
иеромонах услыхал, что Пермская земля, издавна находившаяся во власти
Московского государства, не просвещена еще святым крещением и предана всецело
идолопоклонству. При мысли о таком множестве человеческих душ, погибающих во
тьме неведение истинного Бога, святого Стефана охватило непреклонное желание
идти к пермянам и спасти их от вечной погибели. Но чтобы достойным образом
пролить в эту тьму истинный свет познание Бога - Творца мира, новому Апостолу
нужно было перевести на пермский язык важнейшие священные книги. Стефан
основательно изучил этот язык и составил пермскую азбуку4.
Стремясь к лучшему пониманию Священного Писания и его наиболее точной передаче
на пермский язык, преемник Апостольской миссии хорошо познакомился и с
греческим языком. Теперь он приобрел возможность вполне осмысленно читать
священные книги на трех языках: русско-славянском, греческом и пермском.
Прекрасно
зная, что человек не может совершить никакого доброго дела без благодатной
помощи Божией, он долго и слезно молил Бога благословить его путь.
Как
послушный сын Церкви, не начинающий ни одного важного дела без разрешения ее
духовных властей, святой Стефан отправился к тогдашнему наместнику Российской
митрополии Коломенскому епископу Герасиму. Представ пред ним, он открыл ему
свое пламенное желание: или обратить ко Христу пермян5,
или же пострадать от них и положить свою жизнь за нашего Спасителя во
исполнение Апостольских слов: "вам дано ради Христа не только веровать
в Него, но и страдать за Него" (Флп. 1:29). Епископ удивился его
усердию ко Христу и желанию спасения человеческих душ. Уразумев в нем Божие
призвание и действие Святого Духа, епископ прославил Владыку Христа и
благословил блаженного Стефана на предстоящий ему подвиг. Вместе с тем он дал ему
частицы святых мощей, антиминсы, святое миро и всё необходимое для освящения
церкви.
Получив
разрешение от духовной власти, Стефан, как примерный гражданин, озаботился
упрочить свое дело законным содействием гражданской власти, и получил от
великого князя охранные грамоты.
Всесторонне подготовившись, Стефан отправился в путь. По прибытии
в безбожную Пермскую землю он принес прилежные ко Господу молитвы и начал,
подобно овце среди волков, ходить посреди строптивого и развращенного рода и
учить его христианской вере. Некоторые, слушая его проповедь, сперва удивлялись
этому новому учению. Потом же мало-помалу начинали познавать истину, принимали
святую веру, крестились и держались наставлений проповедника. Многие же не
только не хотели его слышать, но и делали ему множество неприятностей. Одни
всячески ругали его. Другие нападали на него с дубинами, намереваясь его убить.
Третьи хотели его сжечь. Но рука Господня защищала раба Божия от убийственных
рук и смерти ради наибольшего прославления Своего святого имени.
Окрестив и
научив христианским истинам несколько душ, он создал для малого стада словесных
Христовых овец благолепную церковь близ устья реки Выми, впадающей в большую
реку Вычегду, где впоследствии была устроена его обитель. Новосозданную церковь
он посвятил воспоминанию чесного и славного Благовещения Пресвятой Богородицы.
Этим посвящением он выразил мысль, что как Благовещение было началом нашего
спасения, так и первая Пермская церковь появилась в начале просвещения Пермской
земли.
Целомудренная и исполненная страха
Божия девица Глафира находилась в услужении у супруги императора Ликиния1 Констанции. Узнав о нечистых намерениях
развратного Ликиния, она удалилась из Никомидии2
в Амасию3, и здесь проживала под защитою и
охранением епископа Василия4. Вытребованная
Ликинием к себе для наказания, она отправилась к нему вместе с епископом
Василием, но по дороге скончалась5 и отошла в
обители небесные.
1
Император, римский Ликиний царствовал с 311 г. по 324 г.
2
Никомидия - город в малоазийской области Вифинии, расположенный в
северо-восточном углу залива, образуемого Мраморным морем. Никомидия была
построена в 264 г. до Р.Хр. вифинским царем Никомедом I, по имени которого и
была названа. Никомидия была любимым местопребыванием римских императоров и их
полководцев когда они совершали походы на Восток. В настоящее время на месте
древней Никомидии находится местечко Исмид.
3
Амасия находилась в северной части Малой Азии, на берегу Черного моря.
4
См. житие святого Василия выше, под этим же числом.
Преподобный Иоанникий еще в отрочестве
оставил дом своего детства в Зете, стремясь к уединению и созерцательной жизни.
Он выстроил себе келью в лесистой местности Черной реки, продолжив тем самым
традицию преподобного Петра Коришского, который провел здесь долгие годы в
молитве и брани с бесами. Вокруг него собралось множество учеников,
привлеченных его великими подвигами и святостью. Избегая людских похвал, он
перешел в Девиченский лес и продолжал подвизаться в безмолвии. За это ему был
ниспослан дар непрестанной молитвы со слезами и дар изгнания бесов. Услышав о
его святости, деспот Георгий привел к нему свою больную дочь и в благодарность
за ее исцеление построил Девиченский монастырь. Преподобный Иоанникий почил в
старости, и мощи его являются до наших дней источником многих чудес и исцелений.