← Декабрь 2003 → | ||||||
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
10
|
12
|
13
|
14
|
||
15
|
20
|
21
|
||||
25
|
27
|
28
|
||||
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://religare.ru/
Открыта:
10-10-2002
Статистика
0 за неделю
Александр Кырлежев. РПЦ-2003: итоги и планы
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Вторник: А.Кырлежев. События. Комментарий
РПЦ-2003: итоги и планы
Московское епархиальное собрание Конец года – время подведения итогов. В Русской Православной Церкви традиционное предновогоднее мероприятие – это епархиальное собрание г. Москвы, на которое собирается московское духовенство и представители приходов, а главным событием которого становится выступление патриарха. Дело в том, что патриарх является не только возглавителем всей Русской Церкви, но и епископом города Москвы, о чем говорит и его титул: Московский и Всея Руси. Обычно епископ города – это глава всей епархии (то есть соответствующей области), но в Москве – в силу исторической традиции и, особенно, значения и масштаба города – ситуация иная: патриарх как правящий архиерей управляет (лично и с помощью своих викариев) только городскими церквами, а территория Московской области составляет особую епархию, во главе которой стоит митрополит Крутицкий и Коломенский (в настоящее время – митрополит Ювеналий). Таким образом, епархиальное собрание г. Москвы – это встреча патриарха со "своим" епархиальным духовенством и представителями паствы. В то же время подобные выступления патриарха, конечно, всегда не лишены общецерковного и общественного значения. Доклады на епархиальном собрании, как правило, имеют форму "отчета о проделанной работе", а также содержат оценки состояния церковной жизни, в том числе и критические, своего рода наставления первоиерарха духовенству. Таким образом обозначается некоторая "внутрицерковная линия", которой и предлагается следовать. К настоящему времени полный текст доклада патриарха на епархиальном собрании, которое состоялось 23 декабря в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя и в котором приняли участие 930 человек, пока не опубликован, поэтому особо комментировать, собственно, нечего. Вместе с тем нынешнее собрание было в некотором отношении особенным – и не только потому, что в прошлом году патриарх по болезни не смог выступить перед клириками своей епархии. Во время епархиального собрания был организован телемост, который позволил слушать патриаршее выступление в режиме реального времени более 700-м представителям 14-ти епархий (Барнаульской и Алтайской, Владивостокской и Приморской, Воронежской и Борисоглебской, Екатеринбургской и Верхотурской, Иваново-Вознесенской и Кинешемской, Казанской и Татарстанской, Калужской и Боровской, Московской, Нижегородской и Арзамасской, Рязанской и Касимовской, Саратовской и Вольской, Ставропольской и Владикавказской, Томской и Асиновской, Ярославской и Ростовской). Как сообщает сайт Седмица.Ру, "проведение телемоста стало возможным благодаря системе трансляции, налаженной попечением Церковно-научного центра "Православная Энциклопедия" и компании "Евразия Телеком", при содействии Центра дистанционного обучения семинарии московского Сретенского монастыря". Как обычно, в своем докладе патриарх привел последние статистические данные. Вот некоторые из них: в Русской Православной Церкви
В Москве православных храмов и часовен – 681 (7 Кремлевских соборов, 2 Кафедральных собора, 5 храмов при Синодальных учреждениях, 357 приходских храмов, 114 Патриарших подворий, 64 монастырских подворий, 65 часовен и 67 храмов и часовен строятся).
Учебные заведения РПЦ: 5 Духовных Академий, 1 Богословский институт, 2 Православных университета, 33 Духовные Семинарии, 44 Духовных училища, 14 Пастырских курсов, 3 Епархиальных женских училища, а также ряд регентских, иконописных и церковноприходских Воскресных школ. В текущем учебном году в Московских Духовных школах обучается 687 студентов стационарно и 880 священнослужителей заочно; в Свято-Тихоновском Богословском институте (на восьми факультетах) – 1203 студента по стационару и 2211 по заочному отделению; в московских семинариях: Сретенской – 47, Николо-Угрешской – 88, Перервинской – 98 студентов. Среди значимых событий в церковной жизни в уходящем году патриарх особо отметил свой визит в Эстонию, московские переговоры с делегацией Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) и торжества, посвященные 100-летию канонизации преп. Серафима Саровского, которые имели "ярко выраженный церковно-государственный характер". В течение года патриарх имел четыре встречи с президентом РФ В.В. Путиным, во время которых обсуждались проблемы церковно-государственных отношений (в том числе связанные с новыми изменениями Налогового Кодекса). Патриарх также сообщил, что в октябре 2004 году состоится Архиерейский Собор РПЦ (что соответствует действующему церковному Уставу, согласно которому Архиерейские соборы должны проводится один раз в четыре года). Опубликованный фрагмент доклада патриарха заканчивается словами: "По милости Божией еще один год Церковь пережила в мире и согласии. Церковная жизнь в уходящем году не изобиловала резкими всплесками, которые наблюдались 10-15 лет тому назад. Сохранялось внутреннее церковное единство, все более благоукрашались и возвращались к своему изначальному состоянию порушенные храмы и монастыри, несмотря на тяжелое экономическое положение, строились новые храмы. Это не может не радовать Нас. Однако есть многое, что Нас озадачивает и печалит". О задачах и печалях мы узнаем из полного текста патриашего доклада. 26 декабря состоялось очередное заседание Св. Синода РПЦ, ряд решений которого следует отметить. Весьма важное решение принято по итогам богословской конференции "Православное учение о Церкви", которая состоялась в ноябре, а именно: "Считать целесообразным проведение Синодальной богословской комиссией исследований и семинаров о роли и служении мирян в Церкви в свете православной экклезиологии". Определена также и тема очередной общецерковной конференции, которая запланирована на ноябрь 2005: "Эсхатологическое учение Церкви". Не секрет, что тема мирян в Церкви – одна из важнейших и, так сказать, самых проблемных для современного богословия и церковного сознания. Она активно обсуждалась в период подготовки к Поместному собору 1917-1918 годов, то есть еще до революции, а также в эмигрантском православном богословии XX века. Обсуждается она и сейчас. По этому вопросу существует целый спектр мнений, вплоть до противоположных. С одной стороны, именно миряне собственно и составляют "тело" церкви. Их роль не может не возрастать в современных условиях, когда общество в целом отказывается от различных форм патернализма и настаивает на полноценном статусе каждого своего члена – как общественного, политического и культурного "деятеля". Отсюда и различные формы участия гражданина в государственном управлении и в построении т.н. гражданского общества. Соответственно, некоторые считают, что миряне как полноценные члены церковного сообщества должны принимать значимое, реальное участие в церковном управлении и организации церковной жизни (через право выбора священнослужителей, через фиксированное членство в приходской общине с обязанностью ее материальной поддержки и даже через прямое участие в органах высшего церковного управления, как это было установлено Собором 1917-1918 гг.). С другой стороны, в церкви существуют традиции, освященные ее учением и церковной историей. Канонически полнотой церковной власти обладает только епископат, который также призван к церковному учительству. Для мирян как рядовых членов Церкви, не облеченных священным саном, остаются иные церковные служения, которых немало: это и катехизация, и социальная диакония, и различные формы приходской работы, в том числе с молодежью, с детьми и др. Миряне пишут иконы, поют в церковных хорах, помогают в возрождении храмов и их благоустройстве. Все это так, но вместе с тем сегодня возникают и другие вопросы. Они связаны с той ролью, которую православные христиане могут и должны играть не только собственно в общинной жизни или в церковном управлении, но и в общественном и культурном пространстве. Ведь есть члены Церкви, которые в то же время являются врачами, учителями, учеными, политиками, военными, дипломатами, художниками, журналистами и т.д. и т.п. В чем их церковное служение и призвание? Как их "церковность" влияет или может влиять на их повседневную профессиональную деятельность? Могут ли они говорить от имени Церкви, и если могут, то на каком основании и в каком статусе? Ведь не секрет, что традиционно в обществе Церковь представляет именно духовенство, которое в то же время (так сказать, по роду своих занятий) в какой-то мере оторвано от жизни общества, замкнуто в своем "кругу", в своем особом "профессиональном" секторе. Все эти и другие вопросы, связанные с ролью и служением мирян, требуют серьезного осмысления – прежде всего богословского, а затем и церковно-практического. Их разрешение имеет и очевидное общественное значение. А поэтому их постановка на уровне Св. Синода представляется чрезвычайно важной и своевременной. В современных условиях церковь призвана из "клерикальной структуры" и "корпорации духовенства" преобразоваться в подлинное сообщество христиан, объединенных общим видением мира и человека и, соответственно, общими целями. В этом сообществе свое место – у "профессиональных" священнослужителей, и свое – у мирян, которые, вместе с клириками, составляют единый "народ Божий". Однако такое понимание выдвигает на первый план очень трудную и серьезную задачу, а именно – задачу постановки церковного, в том числе богословского, образования мирян, соответствующего их "статусу" и призванию как полноценных членов Церкви, действующих по преимуществу в культурно-общественном пространстве, "в миру". И еще один "не секрет": уровень церковно-богословского образования мирян в РПЦ пока еще, мягко говоря, не очень высок. Более того, часть наиболее общественно активных мирян демонстрируют приверженность таким представлениям, которые ни подлинно церковными, ни богословскими назвать нельзя. Судя по всему, именно поэтому Синод РПЦ принял решение посвятить очередную общецерковную богословскую конференцию теме эсхатологии, так как именно в области представлений о "последних вещах", о конце мира и разного рода его "признаках" в настоящее время существует множество сомнительных и в прямом смысле ложных теорий и идей, овладевающих православными массами. Возвращаясь к заседанию Св. Синода РПЦ, следует отметить тот факт, что Синод подтвердил решение ОВСЦ МП относительно приостановки контактов с Епископальной Церковь в США – "в связи с имевшим место "рукоположением" епископа-гомосексуалиста… противоречащим Священному Писанию и нормам христианской морали". Соответственно, приостановлена и работа Совместного координационного комитета по сотрудничеству между Русской Православной Церковью и Епископальной Церковью в США. Это во всех смыслах резкое решение, показывающее, насколько далеко зашли либеральные тенденции в западном протестантизме, которые буквально блокируют экуменические контакты православных. В свое время таким препятствием в отношениях с англиканами стало рукоположение женщин, но после этого диалог все же продолжился (здесь следует отметить, что сам статус англиканского священства как священства с православной точки зрения является, по крайней мере, проблематичным). Теперь же, с усилением внутренней поляризации англиканского сообщества, то есть противостояния традиционалистов и либералов, межцерковные отношения просто зашли в тупик. Это тем более печально, что у РПЦ сложились хорошие связи с американскими англиканами (то есть Епископальной церковью в США), с которыми было налажено выгодное сотрудничество. Епископалы никогда не создавали трудностей в России, так как не занимаются здесь никаким миссионерством, являясь "поместной" англиканской церковью. Многие их епископы и верующие с величайшим почтением, если не сказать с почитанием, относятся к святителю патриарху Тихону (бывшему американским православным епископом в начале XX века и уже тогда поддерживавшему добрые отношения с епископалами), и к православной традиции в целом. Это позитивное отношение епископалов к РПЦ нашло ответное признание и в соответствующем решении Синода, в котором, в частности, сказано: "Подтвердить открытость к контактам и сотрудничеству с теми американскими епископами, которые сохраняют верность евангельскому нравственному учению". В решениях Синода обозначены и важнейшие события, запланированные на будущий год. Среди них: Продолжение Серафимовских торжеств. В данном случае это – празднование 250-летия со дня рождения св. Серафима Саровского. Соответствующий оргкомитет, возглавляемый, как и прошлый, полпредом президента в Приволжском федеральном округе С.В. Кириенко и митрополитом Минским Филаретом, уже утвержден и начал работу. II Межрелигиозный миротворческий форум стран СНГ в Москве 2-4 марта 2004 г. (первый форум состоялся 13-14 ноября 2000 г.). Особо отмечено, что эта инициатива Патриарха Алексия II и председателя Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде (Азербайджан) была поддержана не только религиозными лидерами России, Грузии, Армении и Азербайджана (на встрече в Москве 25 ноября) и Межрелигиозным советом России, но и Администрацией Президента РФ. В данном случае очевидна установка на "ярко выраженный церковно-государственный характер" указанных мероприятий. Очевидно также, что межрелигиозное сотрудничество – в рамках как РФ, так и СНГ – пока оставляет желать лучшего. Перед лицом разного рода религиозных экстермизмов и радикализмов и на фоне локальных межрелигиозных конфликтов такое сотрудничество политически необходимо. Вопрос, однако, в том, смогут ли религиозные лидеры действительно актуализировать т.н. миротворческий потенциал своих религий, не станет ли нынешнее миротворчество лишь повторением той декоративной деятельности, которая имела место в советские годы под руководством Совета по делам религий. Наконец, в новом году запланировано и мероприятие, являющееся, так сказать, профильным для портала "Религия и СМИ": I Фестиваль православных средств массовой информации в ноябре 2004 г. (в связи с 60-летием Журнала Московской Патриархии и 15-летием газеты "Церковный вестник"). К участию в фестивале предполагается пригласить не только епархиальные СМИ, но также представителей СМИ других Поместных Православных Церквей, а также "руководство и сотрудников светских средств массовой информации". Фестиваль приурочен к "датам". Первая из них – не совсем корректна, поскольку в 2001 году уже отмечалось 70-летие со времени основания "Журнала Московской Патриархии" (ЖМП) – официального печатного органа РПЦ. Но эта путаница вполне объяснима. Дело в том, что ЖМП возник в 1931 году как весьма скромное "издание митрополита Сергия (Страгородского)" – именно так и было обозначено на последней странице. Тогда это был скорее официальный бюллетень "Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и временного при нем Патриашего Священного Синода", чем журнал в собственном смысле. В 1931-1935 гг. вышло 24 номера в 16 выпусках (в 2001 году все они опубликованы в одном сборнике, изданном Издательским советом РПЦ). А тот ЖМП, что существует поныне, выходит ежемесячно с сентября 1943 года – так сказать, после второй легализации высшего церковного управления РПЦ. Именно его 60-летие будет отмечаться во время Фестиваля православных СМИ. Что же касается "Церковного вестника", то его первый номер действительно вышел в свет в 1989 году – в качестве первого "перестроечного" опыта издания церковной газеты (под названием "Московский церковный вестник"). Волею судеб, мне пришлось быть свидетелем его рождения. То было еще вполне советское время, хотя и уже после "переломного" празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988-м. Но всё было "под контролем" и "под патронажем", так что для создания профессиональной церковной газеты в Издательский отдел РПЦ был командирован некто товарищ Козлов, опытный журналист-международник. Он практически ничего не понимал в церковной жизни, зато был "кризисным газетчиком" (что-то издавал в Чехословакии после введения туда советских танков в 1968-м). Однако в целом атмосфера была воодушевляющая – ведь свершалось что-то совершенно новое! Сотрудники официозного ЖМП, перешедшие в редакцию МЦВ, на ходу учились газетному стилю и верстке, готовили новостные и "проблемные" материалы, пытались "говорить с обществом". С тех пор МЦВ пережил несколько этапов в условиях, когда возникали и множились разные церковные и околоцерковные газеты, и, наконец, приобрел нынешний формат: официальная центральная газета РПЦ "Церковный вестник". Еще одно важное синодальное решение – кадровое, а именно – смена в высшем церковном руководстве. Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода вместо митрополита Сергия (занимал эту должность с 1996) назначен архиепископ Калужский и Боровский Климент (Капалин), до этого бывший заместителем председателя ОВЦС (с 1990). Комментировать это назначение трудно. В отличие от своего бывшего начальника, митрополита Кирилла, архиепископ Климент никогда не был "публичным церковным политиком". В то же время и новая его должность – тоже не "публичная". В то же время управделами Патриархии – весьма важный пост, через него осуществляется связь церковного центра с епархиями. Он по должности является постоянным членом Синода – наряду с главами "поместных" церквей – частей РПЦ (Украина, Белоруссия, Молдова), митрополитами Санкт-Петербургским и Крутицко-Коломенским и председателем ОВЦС ("внешнего" ведомства РПЦ). Быть может, длительная работа архиепископа Климента в этом ведомстве является одной из причин его нового назначения – ввиду не только тех общих "церковно-внешнеполитических" задач, которые ныне встают перед РПЦ (русские православные за рубежом, международный имидж России и т.п.), но и, конкретнее, начавшегося процесса воссоединения РПЦ и РПЦЗ, который также принял "церковно-государственный" характер (после активного включения в него президента В.В. Путина). Тем более, что архиепископ Климент, до назначения зам. председателя ОВЦС, в течении восьми лет был управляющим приходами РПЦ в Канаде и в США. Перспективы воссоединения РПЦ и РПЦЗ Наконец, обратимся и к только что обозначенной теме отношений РПЦ и РПЦЗ, которая звучала как на московском епархиальном собрании, так и на заседании Синода. Св. Синод, в частности, постановил "возблагодарить Господа за состоявшиеся первые шаги на пути к восстановлению церковного единства"; "выразить удовлетворение в связи с визитом делегации Русской Зарубежной Церкви и прошедшими в Москве собеседованиями" (17-22 ноября 2003 г.); "приветствовать возможность предстоящего визита в Москву Высокопреосвященного Митрополита Лавра, Председателя Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви". Кроме того, "для дальнейшего обсуждения вопросов, связанных с преодолением существующего разделения", Синод образовал комиссию по ведению диалога с Русской Зарубежной Церковью под председательством архиепископа Корсунского Иннокентия. По составу комиссии никакого решения пока принято не было (во всяком случае, об этом нет сведений в т.н. "журналах" Св. Синода, опубликованных, как обычно, на сайте Седмица.Ру). Архиепископ Иннокентий (Васильев) является архиереем с "двойной идентичностью". Он служил в качестве священника в Сибири, затем был епископом в Хабаровске (1993-1995) и в Чите (1996-1999). С другой стороны, он выпускник МГИМО (1974), одно время (1995-96) был зам. председателя ОВЦС, а с 1999 года возглавляет западноевропейскую епархию РПЦ с центром в Париже. В статье от 27.11 мы уже касались темы РПЦ–РПЦЗ. С того времени состоялись запланированные ранее Всезарубежное пастырское совещания (8-12 декабря) и Архиерейский Собор РПЦЗ (13-17 декабря). По итогам Архиерейского Собора были приняты послание к пастве Русской Зарубежной Церкви и ответное письмо на обращение к митрополиту Лавру и членам Собора Патриарха Алексия. РПЦЗ также образовала комиссию "для обсуждения насущных вопросов со встречной комиссией Русской Православной Церкви Московского Патриархата". Каковы же сегодня перспективы воссоединения, как теперь уже говорят почти все, двух частей Русской Церкви? Никакого неожиданного "отката" в отношениях пока не произошло. Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр, судя по всему, приедет в Москву (возможно, в марте). Соответствующие комиссии созданы с обеих сторон и должны вести совместную работу (судя по сему, до, во время и после визита Лавра). Процесс, которому столь сильный импульс придал президент РФ В.В. Путин, как представляется, практически не остановим. Хотя во время "зарубежной дискуссии" и слышались какие-то голоса против воссоединения или же выражения сомнения и призывы к осторожности (в частности, со стороны "зарубежников в России"), в целом вопрос можно считать решенным. Нерешенными остались и, скорее всего, достаточно долгое время будут оставаться вопросы конкретных сроков (этапов) и форм воссоединения. Как верно заметили некоторые наблюдатели, речь в данном случае идет о соединении весьма и весьма неравных величин. РПЦЗ – мала и маргинальна, а потому она – и объективно, и субъективно – не может не бояться "поглощения". И не столько "идеологического" как такового (в РПЦЗ слишком много иммигрантов из постсоветской России, в РПЦ – единомысленных "зарубежникам" клириков и мирян), сколько организационного и, как следствие, так сказать, политического. В то же время воссоединение с Москвой дает РПЦЗ шанс изжить свою маргинальность (в том числе, в православном мире) и реально поучаствовать в православном возрождении в России. В свою очередь, для РПЦ, кроме очевидной необходимости "ликвидировать многолетний зарубежный раскол", присоединение "зарубежных консерваторов" – и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что таким образом уничтожается заокеанская "идеологическая" оппозиция, неустанно "тыкающая" из прошлого века сергианством и экуменизмом и являющаяся своего рода отстойником для разного рода перебежчиков. Плохо, потому что, так или иначе, но придется долгое время иметь дело с пресловутой эмигрантской и зарубежной церковной спецификой (с ней уже столкнулись в деле "епископ Иларион Алфеев против митрополита Антония Блума"), которую нельзя пускать внутрь, но рано или поздно каким-то образом пустить все-таки придется. Таким образом, главная проблема – именно организационная. Поэтому обратимся к тем позициям (или условиям), которые обозначила сама РПЦЗ в последнее время. Они нашли выражение в следующих официальных высказываниях – из Послания к пастве Архиерейского собора: "Определенно можно сказать, что ни у кого не вызывает сомнения необходимость вести диалог с представителями Московской Патриархии о преодолении существующих разделений". "Перед нами стоит вопрос не слияния или соединения церквей, а установления нормальных церковных взаимоотношений между двумя частями некогда единой Русской Церкви, которые оказались разобщенными по историческим причинам. "Наша Церковь смогла сохранить чистоту Православной веры, не поддаваясь пагубным соблазнам экуменизма и модернизма". "Зарубежная Церковь, в силу тех задач, которые стали перед ней в связи с окормлением столь разбросанной и разнородной паствы, должна сохранить свою свободу и административную независимость". "При этом желательно, чтобы в тех местах, где параллельно существуют приходы Зарубежной Церкви и Московской Патриархии, был выработан опыт дружественного сосуществования при исполнении единой миссии свидетельства о Христе". "Вопрос о полном евхаристическом общении может являться только конечным итоговым результатом соборной деятельности обеих частей Русской Церкви, подготавливаемой соответствующими комиссиями". "Сознавая важность и ответственность развивающегося переговорного процесса, мы находим желательным созыв в будущем четвертого Всезарубежного Собора". Итак, речь идет о "ведении диалога"; о том, что РПЦЗ (со своими 250 приходами по всему миру) претендует на то, чтобы быть одной из "двух частей" Русской Церкви – не меньше; о том, что это "чистая" церковь (читай – не осквернившаяся московско-патриархийным экуменизмом и модернизмом); что она не может без административной независимости и согласна только на параллельное "дружественное сосуществование" (здесь "зарубежники" явно изменили своему сугубо церковному языку, потому что подобное выражение в данном контексте просто режет ухо любому церковному человеку); о том, что общение в таинствах представляет, видимо, большую опасность, а потому не может быть первым примирительным актом, а только последним (ведь, конечно, для большинства, как в России, так и за рубежом, сослужение и евхаристическое общение будет уже совершившимся церковным единением, так что после этого защищать какие-либо административные интересы станет очень затруднительно). И, наконец, – главное условие успешности "переговорного процесса" (здесь опять измена церковному языку) с точки зрения архиереев РПЦЗ – обращение, так сказать, к vox populi, к Всезарубежному Собору. Это логично в том смысле, что нужно обратиться к церковной "полноте". Но, с другой стороны, это значит, что "зарубежные" епископы не достаточно владеют ситуацией и что "переговорный процесс" имеет шанс затянуться на неопределенное время. В то же время на Всезарубежном Соборе можно еще раз (последний?) заявить о чистоте своих риз, но также и о реальных проблемах и сомнениях, с которыми сталкивается зарубежный церковный народ, окормляемый иерархами и священнослужителями РПЦЗ. История идеологического противостояния РПЦ и РПЦЗ сложна. Без сомнения, и у одной, и у другой стороны есть своя правда. Есть правда верности русских православных за границей Московской Патриархии, а точнее – Церкви в России, о которой мы писали в статье, посвященной блаженнопочившему митрополиту Антонию Сурожскому. Есть правда и в отказе от полного признания т.н. "красной патриархии" советского времени, который, однако же, не является "эксклюзивом" РПЦЗ – такую позицию в свое время занимали и парижские "евлогиане", и русские американцы (пока не получили автокефалию от РПЦ в 1970 году). Но "идейная непримиримость" хороша лишь до известного предела. После этого предела она становится или капризом (по выражению одного наблюдателя), или свидетельством о своеобразной местечковости. Впрочем, не будем обобщать. И в РПЦЗ есть широко мыслящие люди, и в РПЦ, как можно надеяться, хватит терпения. И вряд ли потребуется новая президентская "интервенция". Ведь диалог – идет. Переговоры ведутся. Митрополит Лавр собирается в Москву. "Процесс пошел", – как говаривал один известный деятель. Как именно он будет развиваться в ближайшем будущем – это вопрос будущего. [http://www.religare.ru/article7806.htm]
|
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||