Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Александр Морозов. "ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРАНОЙЯ". ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ КНИГИ А.ВЕРХОВСКОГО


Информационный Канал Subscribe.Ru


   справочно-информационный портал
   РЕЛИГИЯ и СМИ religare.ru
Интернет-портал "Религия и СМИ" создан при финансовой поддержке Министерства Российской
Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.

 Информационная рассылка #128, /2003-12-17/


     Среда: А.Морозов. События. Комментарий

"Политическая паранойя". Заметки на полях книги А.Верховского
Александр Морозов
16.12.2003


Александр Верховский выпустил исследование о русских православных фундаменталистах: "Политическое православие. Русские православные националисты и фундаменталисты". Это исследование выполнено в традициях американской университетской работы – автор подробно обсуждает терминологию в сфере своего исследования, группирует по максимально широкому каталогу идеологемы, бытующие в право-консервативной церковной среде. Одно из достоинств работы заключено в том, что Верховский безукоризненно выдерживает исследовательскую дистанцию. А сделать это в такой теме непросто. Научные публикации о политической проекции современного православия в России за редкими исключениями пишутся лишь по видимости академично, а на самом деле крайне предвзято. Как правило, авторы таких работ без всяких оговорок отождествляют позицию "Русского вестника" или выступления о. Александра Шаргунова с позицией Патриархии, ставится полный знак равенства между трудами, приписываемыми митр. Иоанну (Снычеву) и современной православной политической мыслью в целом. Этим сильно страдал, например, ежегодник "Диа-Логос" во второй половине 90-х гг., сейчас в таком упрощенном ключе подаются аналитические комментарии на сайте "Кредо.ру". На этом фоне работа Верховского смотрится очень хорошо – его интересуют оттенки. Вообще он сосредоточен на выявлении границ и идеологического пограничья. Ведь в конечном итоге нам интересно не только описание некоего сообщества, а то, как развиваются те или другие влиятельные идейные центры, как они "отстраиваются" друг от друга, имеют ли они ресурс для динамики, для перехода из маргинализма в системную политику.

Научная цель Верховского – утвердить термин "православный фундаментализм". Он это делает, рассматривая и подвергая критике другие широко употребляемые термины (интегризм, фашизм, консерватизм и т.д.). У этой терминологической дискуссии есть своя небольшая история. Мнения авторов последнего времени разделились: К.Костюк и А.Журавский употребляют этот термин, а С.Филатов настаивает на том, что "фундаментализм" лучше не толковать расширительно, а применять только к американским протестантам. Конечно, надо признать, что все термины, взятые из других политических практик и приложенные к специфически российскому явлению, страдают неточностью.

Почему из этих ущербных терминов мне кажется предпочтительнее название "Русские православные радикалы и экстремисты"? Радикализм может быть чисто "литературным", экстремизм все-таки следует понимать как наличие действия=насилия или намерения действовать насильственно, провокационно. Тем более, что отдельно взятый эпизод насильственных действий – еще не экстремизм. Все-таки экстремизм надо понимать как "политическую практику", как целую систему действий, в которой насилие получает оправдание, рассматривается как часть инструментария.

Возьмем простой пример. После вторжения в Ирак профессор Московской духовной академии А.И. Осипов опубликовал статью, где с чисто религиозных позиций критикуются духовные основы американской цивилизации. Типологически море таких же статей (но с исламских позиций) было напечатано мусульманскими богословами в эти дни. Это – типичный, здоровый фундаментализм. Если вообще использовать этот термин. Правда, заметим, что на наш взгляд, любая последовательно религиозная трактовка состояния современной цивилизации оказывается "фундаменталистской". Второй пример: протоиерей Дмитрий Смирнов в публичном интервью на вопрос журналиста: что делать с секс-шопами на центральных улицах города, отвечает: а надо вот взять камень и запустить в витрину и если так сделают многие, то владельцы магазинов будут вынуждены рано или поздно съехать с видного места в глухую подворотню. Это еще не экстремизм, это просто "радикальное высказывание", близкое к "подстрекательству". Третий пример: разгром выставки "Осторожно, религия!". Что это было? Участникам этого дела удалось доказать, что это было "прямое действие" в ответ на надругательство. Действительно, организаторы выставки ставили себе провокационные цели. Если в дальнейшем алтарники о.Александра Шаргунова не войдут во вкус и не начнут громить направо и налево, то говорить об "экстремизме" в этом случае, видимо, нельзя.

Четвертый пример: убийство Г.Старовойтовой. Если будет доказана в суде причастность к этому убийству православно ориентированных сотрудников частного охранного агентства, совершивших убийство из политических мотивов - то перед нами "экстремизм" в чистом виде, политический террор. Экстремизм вырастает на почве "литературного радикализма". Это – бесспорно.

В главе "Организации и издания", которая открывает книгу А.Верховского, перечислены объекты исследования – ВРНС, СПГ, "Радонеж", Союз православных братств, борцы с ИНН, "Русский вестник", "Русский дом", "Русь Православная", "Православие.ру". Я бы сказал вот что: тут надо сразу отделить более или менее респектабельные вещи (ВРНС, Православие.ру, Русский дом, Радонеж и СПГ), от политических радикалов – Союза православных братств, борцов с ИНН, "Русского вестника" и "Руси Православной". Я убежден, что термин "фундаментализм" тут только запутывает дело, поскольку все граждане, связанные с названными центрами, равно как и проф. Осипов, как и весь епископат убеждены в том, что многочисленные свидетельства современности наглядно показывают: приближаются последние времена. Мы здесь говорим о сугубо религиозной трактовке духовного состояния человечества. Но от этого "фундаментализма" – до политического радикализма не только весьма далеко, но важно и то, что внутри современного православия, внутри современной церковной мысли между ними проводится постоянная работа по демаркации.

Иначе говоря, возражение вызывает само конструирование зоны исследования в книге А.Верховского. Идеология политического радикализма на православной основе имеет свою историю, свою логику, а организации с этой идеологией имеют типическую эволюцию, сходную с эволюцией сектантских (в религиоведческом смысле) организаций. Это, скажем, ярко представлено в истории "Руси Православной" К.Душенова. А Всемирный русский народный собор (ВРНС), на котором выступали и Путин, и Гайдар, и Жириновский, и масса разных академиков – это такое же явление как межфракционная группа в защиту традиционных духовных ценностей в Госдуме. Это – часть политического инструментария, не имеющая никакого отношения к политическому радикализму.

Поэтому и встает вопрос: что именно исследуется в работе А.Верховского. Если исследуется "состояние политических проекций современного церковного сознания", то тогда существенно замечание А.Кырлежева – надо здесь исследовать вторую половину, показывать другой край. Если исследуется политический радикализм и экстремизм – то надо четче сгруппировать радикалов.

Дело в том, что между Союзом православных граждан (=Радонеж) и, например, К.Душеновым пролегает глубокая разделительная черта. По мере развития этих двух центров она лишь расширяется. Абсолютно существенным является инструменталистское понимание церкви у Душенова, который сегодня считает целесообразным оставаться в юрисдикции МП, примерно как большевики из тактических соображений в меньшевистской РСДРП. Исследователь не может не видеть, что позиции К.Душенова и Вал.Лебедева - это два разных восприятия церкви, а если сказать жестко – это две разных экклезиологии. Эти две позиции нельзя рассматривать лишь с точки зрения большей или меньшей лояльности церковным властям.

Автор отказался от того, чтобы показать официальную позицию Патриархии, а уже на ее фоне – политических православных радикалов. Могут возразить: позиция Патриархии была слишком смутной и разноречивой. На мой взгляд, это не совсем так. Анализ выступлений Патриарха Алексия на епархиальных собраниях московского духовенства и целый ряд его других выступлений дал бы достаточно ясную позицию. Исследователь мог бы показать, что она не является простым оппортунизмом, лавированием, или попыткой прикрыть риторикой претензии на теократию, этническую эксклюзивность, изоляционизм и т.д. А позиция Патриарха Алексия в это десятилетие была определяющей в церковной политике.

В целом, работа А.Верховского - чрезвычайно полезный каталог "политической паранойи", которая существует рядом с религией всегда. Видимо, потому что мистический религиозный опыт, как некий источник энергии, сильно прогревает опухоль политического мышления.

[http://www.religare.ru/article7647.htm]


Перепечатка материалов приветствуется при гиперссылке на портал "Религия и СМИ"
Авторские права 2002 "Бюро по содействию средствам массовой
информации в освещении религиозной жизни"
info@religare.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное