Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Христианское просвещение

  Все выпуски  

Приготовление к крещению: отречение от сатаны; исповедание верности Христу; исповедание веры


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

Отправленбыxтьо: 01-Jul-2022 11:44


=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Темы выпуска:
Приготовление к крещению:
отречение от сатаны; исповедание верности Христу; исповедание веры

Этот выпуск двойной, и для того чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 приблизительно равных по объему фрагмента.

Редактор-составитель рассылки, не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Предисловие к 8-му циклу рассылки читайте здесь.

Автор: протопресвитер Александр Шмеман. Перевод: И.З.Дьякова.
Из книги "Водою и Духом". (книга в форматах: html, PDF).
I.4. (В рассылке приводим текст без сносок, обозначая места расположения знаков сносок мелкими символами {} Текст сносок доступен в PDF-версии, с. 102.)

Подчёркивание — редактора рассылки.

Дополнено переводом из Чина оглашения, выполенного иеромонахом (ныне епископ) Амвросием (Тимротом).

серии/теги "Церковь" и "Церковь: богослужение"

предыдущие части:
Заново открыть
смысл крещения
;
Приготовление к крещению (1)
2. изгнание нечистых духов
 (примерно 2.5 тысячи слов)

 

> Глава 1
> Приготовление к крещению

<.....>

> 4. Отречение от сатаны

> В древности этот обряд, а также следующее за ним исповедание Христа, обычно совершались в Страстную Пятницу или в Великую Субботу.{} Таким образом, они составляли конец, завершение приготовления к крещению. В настоящее время оба обряда совершаются сразу же после экзорцизма.

> И совлечену и отрешену крещаемому, обращает его священник на запад, горе́ ру́це иму́ща...

> «...Обращает на запад...». Здесь запад – это символ тьмы, местопребывания сатаны.{} Крещаемый не боится стать с ним лицом к лицу, ибо изгнание нечистых духов сделало его свободным для того, чтобы он мог, прежде всего, отвергнуть сатану, бросить ему вызов, отречься от него. Это обращение на запад есть акт свободы, первое свободное действие человека, избавленного от рабства сатане.

> «...Совлечену и отрешену, горе руце имуща...». Крещаемый избавлен от всего того, что скрывало от него ранее его положение раба, что делало его лишь по видимости свободным человеком, даже не знающим о своем рабстве, о своей нищете и о своей тюрьме. Теперь он знает, что был пленником – «а пленники ходят раздетыми и разутыми».{} Он отбросил всё, что маскировало его рабство, его принадлежность сатане. Он «знает, от какого зла он избавлен и к какому добру он спешит...».{} Его воздетые руки показывают, что он подчиняется Христу, хочет быть Его пленником, ищет этого плена, который, по словам Иоанна Златоуста, «превращает рабство в свободу... возвращает с чужбины на родину, в Небесный Иерусалим...»{}

И обращает священник крещаемого на запад, раздетого и с поднятыми руками, и спрашивает:
Отрекаешься ли от сатаны, и от всех дел его, и от всех ангелов его, и от всего служения его, и от всей гордыни его?
И отвечает оглашаемый, или восприемник его, если крестится иноплеменник или младенец, говоря:
Отрекаюсь.

Снова спрашивает священник крещаемого:
Отрекся ли [или отреклась ли] от сатаны?
И отвечает оглашаемый или восприемник его:
Отрекся [или отреклась].

Затем говорит священник:
И дунь и плюнь на него!

> И священник глаголет:
> Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его и всея гордыни его?
> И отвещает оглашенный, или восприемник его, и глаголет:
> Отрицаюся.
> (Этот вопрос и ответ повторяются трижды).

> Вопрошает священник крещаемого:
> Отреклся ли еси Сатаны?
> И отвещает оглашенный или восприемник его:
> Отрекохся.
> (Этот вопрос и ответ повторяются трижды).

> Таже глаголет священник:
> И дуни, и плюни на него.

> В период возникновения этого обряда его значение было очевидно как крещаемому, так и всей христианской общине. Они жили в языческом мире, который был пропитан pompa diaboli {}, т.е. поклонением идолам, участием в культе императора, обожествлением неодушевленных предметов и т.д.{} Оглашенный не только знал, от чего он отрекался, он сознавал также, к какой трудной жизни – поистине «неконформистской» и радикально противоположной образу жизни окружающих – обязывает его это отречение.

> Когда же мир стал христианским и отождествил себя с христианской верой и христианским культом, значение этого отречения стало постепенно забываться, так что в настоящее время оно рассматривается как древний, <устаревший> обряд, как нечто курьезное, не требующее к себе серьезного отношения. Христиане так привыкли к христианству как неотъемлемой части их мира и к Церкви как религиозному выражению их мирских «ценностей», что само понятие напряженности или конфликта, существующих между их христианской верой и миром, исчезло из их жизни. И даже в настоящее время, после страшных крушений, которые потерпели все так называемые «христианские» миры, империи, народы, государства, многие христиане всё еще убеждены, что, по существу, с миром всё в порядке и можно с успехом принять его образ жизни и его иерархию ценностей и при этом выполнять свои «религиозные обязанности». Более того, сама Церковь и христианство рассматриваются, главным образом, как средство для достижения успешной и спокойной мирской жизни, как духовная терапия, снимающая всякую напряженность, разрешающая все конфликты, дающая тот душевный покой, который обеспечивает успех, стабильность, счастье. Сама идея, что христианин должен отречься от чего-то и что это «нечто» заключается не в нескольких явно греховных и безнравственных действиях, но, прежде всего, есть определенное ви́дение жизни, некая система ценностей, суть его отношения к миру, что христианская жизнь – это «узкий путь» и борьба, – эта идея позабыта и не является больше ядром нашего христианского мировоззрения.

> Страшная правда состоит в том, что подавляющее большинство христиан попросту не видит присутствия и действия сатаны в мире и поэтому не испытывает нужды в отречении от «дел его и служения его». Они не замечают явного идолопоклонства, пронизывающего идеи и ценности сегодняшней жизни и формирующего, определяющего и порабощающего их жизнь в гораздо большей степени, чем открытое идолопоклонство древнего язычества. Они закрывают глаза на тот факт, что демоническое состоит, главным образом, в фальсификации и подделке, в отклонении даже положительных ценностей от их истинного смысла, в представлении черного белым и наоборот, в тонкой и порочной лжи и смешении. Они не понимают, что такие по видимости положительные и даже христианские понятия, как «свобода» и «освобождение», «любовь», «счастье», «успех», «достижение», «рост», «самосовершенствование», – понятия, формирующие современного человека и современное общество, – могут на самом деле не соответствовать их действительному значению и быть орудиями зла.

> А сущностью зла всегда была и есть гордыня, pompa diaboli. Правда о современном человеке заключается в том, что независимо от того, является ли он законопослушным конформистом или мятежным противником конформизма, он, прежде всего, есть существо, полное гордыни, сформированное гордыней, поклоняющееся гордыне и ставящее гордыню на первое место в своей шкале ценностей.

> Таким образом, отречься от сатаны не значит отвергнуть мифическое существо, в чье существование даже не верят. Это значит отвергнуть целое мировоззрение, сотканное из гордыни и самоутверждения, из той гордыни, которая похитила человека у Бога и погрузила его во тьму, в смерть и ад. И можно не сомневаться, что сатана не забудет этого отречения, этого вызова. «Дунь и плюнь на него!» Война объявлена! Начинается битва, исход которой – либо вечная жизнь, либо вечная гибель. Именно в этом и состоит христианство. Именно это, в конечном счете, и означает наш выбор.


> 5. Исповедание верности Христу

> И cиe сотворшу, обращает его священник к востоку, доле руце имуща...

> «...Обращает его к востоку...». Если поворот на запад во время отречения означает обращение к сатане и его мраку, то поворот к востоку означает обращение человека к райскому саду, взращенному на востоке, обращение ко Христу, Свету мира. «Когда же ты отрицаешься сатаны, – пишет св. Кирилл Иерусалимский, – разрывая совершенно всякий с ним союз, и древнее согласие со адом, тогда отверзается тебе рай Божий, на востоке насажденный, откуда за преступление изгнан был наш праотец. Означая сие, обратился ты от запада к востоку, стране света».{}

> «..Доле руце имуща...». Мятеж против Бога сменяется теперь покорностью, послушанием и согласием. «Обратись к востоку, опусти руки, поклонись», – с такими словами обращался епископ ко крещаемому в древнем обряде Константинопольской Церкви.{}

> Затем крещаемый исповедует верность Христу.

И когда он сделает это, обращает его священник к востоку с опущенными руками и спрашивает:
Сочетаешься ли со Христом?
И отвечает оглашаемый или восприемник, говоря:
Сочетаюсь.

> И глаголет ему священник:
> Сочетаваеши ли ся Христу?
> И отвещает оглашенный, или восприемник, глаголя:
> Сочетаваюся.
> (Этот вопрос и ответ повторяются трижды).

> «...Сочетаешься ли со Христом...». Здесь употреблено греческое слово σύνταξις, означающее связь, принадлежность, сочетание и прямо противоположное слову ἀπόστασις, буквальное значение которого отпадение, разрыв. Это исповедание личной верности Христу при вступлении в ряды тех, кто служит Христу,  клятва, подобная солдатской присяге.{}

Затем говорит священник:
Сочетался ли [или сочеталась ли] со Христом?
И отвечает:
Сочетался [или сочеталась].
И снова спрашивает:
И веруешь ли Ему?
И говорит в ответ:
Верую Ему, как Царю и Богу.

> Таже паки глаголет ему священник:
> Сочетался ли еси Христу?
> И отвещает:
> Сочетахся.
> И веруешь ли Ему?
> Верую Ему, яко Царю и Богу.

> Это решение и эта присяга принимаются раз и навсегда, они не подлежат пересмотру или переоценке в зависимости от обстоятельств, ибо «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк.9:62). Об этом свидетельствует переход от глагола настоящего времени несовершенного вида «сочетаваюся» к глаголу прошедшего времени совершенного вида «сочетахся».

> Такое решение христиане называют верой. Слово это (πίστις по-гречески, fides по-латински) имеет более глубокий смысл, нежели то, которое придают ему люди сегодня, – согласие разума с набором правил и предписаний. Прежде всего оно означает доверие, безусловную преданность, полную отдачу себя тому, кому должно повиноваться и за кем до́лжно следовать, что бы ни случилось.

> Крещаемый исповедует свою веру во Христа как Царя и Бога. Эти именования имеют не одно и то же значение. Веровать во Христа как в Бога недостаточно, т.к. «и бесы веруют» (Иак.2:19). Принять Его как Царя или как Господа означает стремление и решимость следовать за Ним, посвятить всю свою жизнь служению Ему, жить в   соответствии с Его заповедями. Вот почему раннехристианское исповедание Христа было исповеданием и провозглашением Его Господом, по-гречески Κύpιος. Это слово на религиозном и политическом языке того времени содержало в себе идею абсолютной власти, требующей безусловного подчинения.{В греческом и латинском языках нет различия между словами «Господь» и «господин». – Прим. пер.} Христиан преследовали и осуждали на смерть за то, что они отказывались называть «господом» римского императора. «Ты еси един Господь», – возвещается в одном из самых древних христианских песнопений, Великом славословии, которое мы поем на каждой утрени, забывая иногда, что в этих словах заключен вызов всем земным властям и господам. Исповедовать Христа как Царя означает, что Царство, которое Он нам открыл и явил, – это не только Царство некоего далекого будущего, находящееся «по ту сторону» нашей жизни и поэтому не вступающее в конфликт или противоречие со всеми земными «царствами» и подданствами. Мы принадлежим этому Царству здесь и сейчас, и мы принадлежим и служим, прежде всего, ему, а потом уже и всем остальным «царствам». Наша принадлежность, наша преданность чему бы то ни было в этом мире – государству, нации, семье, культуре или каким-либо иным ценностям – действительны лишь постольку, поскольку они не вступают в противоречие и не искажают нашу преданность, наше сочетание Царству Христа. В свете этого Царства ни одна наша земная привязанность не является абсолютной, ничто не может претендовать на наше полное подчинение, быть нашим «господином». Особенно важно помнить об этом в наше время, когда не только мир, но даже сами христиане так часто абсолютизируют свои земные ценности – государственные, этнические, политические, культурные, – рассматривая их в качестве критерия своей христианской веры, вместо того, чтобы подчинять их единственной абсолютной присяге, которую они приняли в день своего крещения, в день своего зачисления в ряды тех, для кого Христос – единственный Царь и Господь.

> 6. Исповедание веры

> И он читает Символ веры.

> Речь идет о Никео-Цареградском Символе веры, принятом на I Вселенском Соборе в Никее (325 г.), дополненном на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.) и с тех пор служащем общим выражением веры Православной Церкви. Однако сто́ит отметить, что символы веры возникли и вначале использовались как краткое изложение наставлений, которые готовящиеся ко крещению получали ежедневно в течение семи недель, предшествовавших пасхальному совершению крещения.{} Одной из наиболее важных составных частей этих наставлений являлось объяснение христианского учения и тайноводство, т.е. объяснение литургических таинств.

> Эта traditio symboli (передача символа) – объяснение основ церковной веры и жизни новообращенным – начиналась в первые дни Великого Поста и заканчивалась в Страстную Пятницу, после отречения от сатаны и сочетания Христу, торжественным чтением самим новообращенным Символа веры – redditio symboli (возвращение символа){} как выражения уже его собственной веры. То, что́ ему дала Церковь, он теперь возвращает Церкви, к которой он собирается присоединиться. Теперь знание о Христе должно стать знанием Христа: истина, хранящаяся Церковью в ее Предании, должна стать верой и жизнью ее нового члена. Именно по этой причине и в наше время, когда всё собрание поет Символ веры, каждый произносит «Верую», а не «Веруем...». Церковь – это тело, организм, но организм, состоящий из отдельных личностей. Каждому дана вера во всей ее полноте, и каждый ответственен за всю полноту ее. Всё в этой общей и неизменной вере должно быть принято лично; только тогда вера станет силой, преобразующей жизнь.

И когда окончит святой Символ, священник снова говорит ему:
Сочетался ли [или сочеталась ли] со Христом?
И отвечает:
Сочетался [или сочеталась].
И снова спрашивает:
И веруешь ли Ему?
И отвечает:
Верую Ему, как Царю и Богу.
И читает:
Верую во единого Бога... (всё до конца).
[Т.е. трижды повторяется "Сочетался ли" ... "Верую Ему..." и затем читается Символ веры.]
И говорит священник:
И поклонись Ему.
И поклоняется со словами:
Поклоняюсь Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной.

> И егда исполнит Святый Символ, и глаголет паки к нему:
> Сочетался ли еси Христу?
> И отвещает:
> Сочетахся.
> (Этот вопрос и ответ повторяются трижды).
> И поклонися ему.
> И поклоняется, глаголя:
> Поклоняюся Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней.

> Отречение от сатаны было «скреплено» тем, что крещаемый дунул и плюнул на него. Наша преданность Христу скрепляется теперь поклонением Святой Троице. Поклонение – древний и универсальный символ благоговения, любви и послушания. Сегодня нас учат, что достоинство и свобода человека состоят именно в том, чтобы не склоняться ни перед кем и ни перед чем, чтобы постоянно утверждать себя как единственного хозяина своей жизни. Но как ничтожны, как мелки эти «достоинство» и «свобода»! Что за карикатура на человека – этот маленький человечек, которого осыпают похвалами, которому льстит и которого боготворит вся наша культура и который думает, что он полностью выражает себя в этой самонадеянности и самодостаточности, в самовосхвалении и самодовольстве! И как поистине благородны, истинно человечны и подлинно свободны те, кто всё еще умеет поклоняться Высокому и Святому, Истинному и Прекрасному, кто знает, что́ такое поклонение и уважение, кому известно, что поклонение Богу есть необходимое условие свободы и достоинства. Действительно, Христос – единственный истинно свободный человек, ибо Он был послушен Отцу до конца и следовал лишь Его воле. Стать членом Церкви означает стать послушным Христу и найти в этом поистине божественную свободу.

> «...Троице единосущней и нераздельней». Знание Христа есть знание Его Отца и Святого Духа, Бога как Троицы. Это основное содержание всего знания и сама сущность жизни вечной. И снова: как важно помнить об этом теперь, когда так много людей делают из Христа символ и ярлык их собственных человеческих, слишком человеческих ценностей, стремлений и пристрастий, умаляют Иисуса до своих преходящих увлечений и эмоций. Давайте честно признаем, что не может быть истинного возрождения религии без возрождения, прежде всего, собственной религии Христа, которая есть исповедание Отца, Сыном Которого Он является, и Святого Духа, Которого Он посылает от Отца, т.е., иными словами, без возвращения к тайне всех тайн, откровению всех откровений, к дару всех даров и радости всех радостей: к Троичному Богу, Святой и Животворящей Троице, Единосущной и Нераздельной.

> Теперь приготовления подошли к концу. Уже всё готово к совершению великого действа: смерти и воскресения по образу смерти и воскресения Христа.

> «Благословен Бог, – возвещает священник, – всем человеком хотяй спастися, и в познание истины прийти...» – и в заключительной молитве обращается к Богу со следующими прошениями:

Владыка Господи, Боже наш, призови раба Твоего [или рабу Твою] (имя), ко святому Твоему Просвещению и удостой его [или ее] этой великой благодати святого Твоего Крещения! Совлеки с него [или с нее] всё ветхое и обнови его [или ее] в жизнь вечную, и исполни его [или ее] силы Святого Твоего Духа, к соединению с Христом Твоим, да не будет более чадом плоти, но чадом Твоего Царства, благоволением и благодатию единородного Твоего Сына, с Которым благословен Ты, со всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.

> Владыко Господи Боже наш, призови раба Твоего ко Святому Твоему просвещению, и сподоби его великия сея благодати, Святаго Твоего Крещения: отреши его ветхость, и обнови его в живот вечный, и исполни его Святаго Твоего Духа силы, в соединение Христа Твоего; да не к тому чадо тела будет, но чадо Твоего Царствия, благоволением и благодатию Единороднаго Твоего Сына: с Нимже благословен еси, со Пресвятым, и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 


 

См. также:
∙ к гл. 4 — дополнение к вып. shvd03/019/el
∙ к гл. 5 — прот. Вячеслав Рубский. Беседа "Что Христос имел ввиду под верой?"

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое: прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk
Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

messia.ru/r2/8/shvd04_029_el.htm

Архив рассылки, формы подписки —» messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» messia.ru

 »Тг-канал сайта«
»Страничка сайта вКонтакте« / »Страничка сайта в facebook«

Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах —
в письме, в icq или в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения! 
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии
 

В избранное