Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православное слово

  Все выпуски  

Православное слово


Информационный Канал Subscribe.Ru

Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.




 

ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО
                                                                                                     № 3 (3) апрель 2005 г.

 

Церковь — Тело Христово

icon

«Той (Христос) есть глава тела

Церкви» (Кол. 1,13) «яже есть тело

Его, исполнение Исполняющаго всяче-

ская во всех» (Ефес. 1, 22).

Неоднократно в Священном Писании Церковь называется Телом Христовым. «Радуюсь в страданиях моих о вас... за Тело Его, еже есть Церковь» (Кол. 1, 24) пишет о себе апостол Павел.

Апостолы, пророки, благовестники, пастыри и учители, говорит он же, даны Христом «в дело служения, в созидание Тела Христова». Ефес. 4, 11-12).

В то же время в Тело и Кровь Христовы прелагаются хлеб и вино за Божественной литургией и верные причащаются их. Так установил Сам Христос, причастивший Своих апостолов за Тайной вечерей со словами «приимите, ядите: сие есть тело Мое; пийте от нея вси, сия бо есть кровь Моя новаго завета» (Мф 26, 26-28).

Как же одновременно Телом Христовым является и Церковь и Святые Тайны?

Верные и сами являются членами Тела Христова-Церкви и причащаются Тела Христова во Святых Тайнах?

И в одном и в другом обстоятельстве наименование «Тело Христово» употребляется не в переносном, а в самом действительном значении сего слова. Мы веруем, что святые Тайны, сохраняя вид хлеба и вина, суть истинное Тело и истинная Кровь Христовы. Также веруем и исповедуем, что Христос Сын Бога Живаго, прийдя в мир грешные спасти, стал истинным человеком и плоть Его, восприятая от Девы Марии, была настоящей человеческой плотью; что телом и душой Христос был истинным человеком, во всем подобным остальным, кроме греха, оставаясь в то же время истинным Богом. Божеское естество не умалилось и не изменилось у Сына Божия при Его воплощении, как и человеческая природа не изменилась при том, а полностью сохранила все свои человеческие свойства.

Неизменно и неслиянно, навеки, «нераздельно и неразлучно» соединились в Едином Лице Господа Иисуса Христа Божество и человечество.

Вочеловечился Сын Божий, чтобы людей сделать причастниками Божественного естества (2 Петр. 1, 4), чтобы падшего в грех и смерть человека освободить от них и сделать безсмертным.

Соединяясь со Христом, мы восприемлем Божественную благодать, дающую человеческой природе силу для победы над грехом и смертью. Господь Иисус Христос указал людям путь победы над грехом Своим учением и дарует вечную жизнь, делая их участниками вечного Его Царства Своим Воскресением. Чтобы восприять от Него ту Божественную благодать, необходимо теснейшее с Ним общение. Привлекая всех к Себе Божественной любовью и соединяя их с Собой, Господь соединил друг с другом возлюбивших Его и пришедших к Нему, объединив в Единую Церковь.

Церковь есть единство во Христе, теснейшее единение со Христом всех право верующих в Него и любящих Его и единение их всех чрез Христа.

Состоит Церковь из земной ее части и небесной.

Сын Божий пришел на землю и вочеловечился, чтобы возвести человека на небо, сделать его снова жителем рая, вернув ему первоначальное состояние безгрешности и целости, и соединить с Собой.

То совершается действием благодати Божией, подаваемой через Церковь, но нуждается и в усилии самого человека. Бог спасает падшее Свое творение Своей к Нему любовью, но необходима и любовь человека к Своему Творцу, без которой невозможно ему спастись. Устремляясь к Богу и прилепляясь к Господу своей смиренной любовью, душа человека получает силу, очищающую ее от грехов и укрепляющую на борьбу с грехом до полной победы.

В той борьбе участвует и тело, ныне являющееся вместилищем и орудием греха, но предназначаемое быть орудием правды и сосудом святости.

Бог сотворил человека вдохнув богоподобный дух в созданное Им сперва из земли одушевленное тело. Тело должно было быть орудием покорного Богу духа. Через него дух человеческий проявляет себя в вещественном мире. Дух через тело и его отдельные члены открывает свои свойства и качества, которые Бог дал ему, как Своему образу, почему и тело, как проявление образа Божия является и именуется «по образу Божию созданною нашею красотою» (стихира на погребении).

Когда первозданные люди духом отпали от Своего Творца, тело, до тех пор покорное духу, через душу воспринимая веления его, перестало подчиняться ему и стало стремиться господствовать над ним. Вместо Закона Божия в человеке стал господствовать закон плоти.

Грех, отсекши человека от источника жизни — Бога, рассек также и самого человека. Нарушилось единение его духа, души и тела, смерть вошла в него. Душа, не напояясь струями жизни, не могла передавать их телу. Тленным стало тело, томление стало уделом духа.

Христос пришел на землю вновь падший восстановить образ и вернуть ему единение с Тем, Чей он образ. Соединя с Собой, Бог восстанавливает человека в первоначальной доброте во всей ее полноте.

Подавая благодать и освящение духу, Христос также очищает, укрепляет, исцеляет и освящает душу и тело.

«Прилепляясь Господеви един дух есть с Господом» (I Кор.6,17).

Тело же, соединившегося с Господом человека, должно быть орудием Господним, служить для исполнения Его воли и стать частью Тела Христова.

Для полного освящения человека, тело раба Господня должно соединиться с Телом Христовым и то совершается в таинстве Святого причащения. Принятые нами истинное Тело и истинная Кровь Христовы становятся частью великого Тела Христова.

Конечно, для единения со Христом недостаточно только соединение нашего тела с Телом Христовым. Вкушение Тела Христова бывает благотворно, когда духом устремляемся к Нему и соединяемся с Ним. Принятие Тела Христова, при отвращении от Него духом, подобно прикосновению ко Христу тех, кто Его били, и заушали и распинали Его. Прикосновение их к Нему послужило им не во спасение и исцеление, а в осуждение.

Причащающиеся же с благоговением, любовью и готовностью принести себя на служение Ему, тесно соединяются с Ним и становятся орудием Его Божественной воли.

«Ядый Мое Тело и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем» изрек Господь (Иоан. 6, 56).

Соединяясь с Воскресшим Господом и через Него со всей Присносущней Троицей, человек почерпает от Нее силу для вечной жизни и сам становится безсмертным.

«Якоже посла Мя живый Отец и Аз живу Отца ради, и ядый Мя и той жив будет Мене ради» (Иоан. 6, 57).

Все верующие во Христа и соединившиеся с Ним преданием себя Ему и принятием Благодати Божией совокупно составляют Церковь Христову, Глава Коей есть Сам Христос, а входящие в Нее — Ее члены.

Невидимый телесным оком Христос проявляет Себя на земле явственно через Свою Церковь, как невидимый дух человеческий проявляет себя через свое тело. Церковь есть Тело Христово как потому, что части ее соединены со Христом через Его Божественные Тайны, так и потому, что через Нее действует Христос в мире.

Мы причащаемся Тела и Крови Христовых (в святых Тайнах), чтобы самим быть членами Тела Христова (Церкви).

Не совершается то сразу. Полное пребывание в Церкви есть уже состояние победы над грехом и совершенного очищения от него. Все греховное до некоторой степени удаляет нас из Церкви и от Церкви; вот почему над каждым кающимся читается в молитве при исповеди «примири, соедини святей Твоей Церкви». Христианин через покаяние, очищается, соединяется теснейше со Христом в причащении святых Тайн, но потом опять оседает на него пыль греха и отдаляет от Христа и Церкви, почему снова нужны покаяние и причащение.

Пока не окончится земная жизнь человека, до самого исхода души из тела, продолжается в нем борьба между грехом и правдой. Какого бы высокого, духовного и нравственного состояния кто ни достиг, возможно для него постепенное или же стремительное, глубокое падение в бездну греха. Посему необходимо для каждого причащение святых Тела и Крови Христовых, укрепляющее наше общение с Ним и орошающее живительными струями Благодати Святого Духа, текущими по Телу Церкви. Насколько важно причащение святых Тайн показывает житие преподобного Онуфрия Великого, которому, как и другим пребывавшим в той пустыни отшельникам, ангелы приносили святое Причастие; преподобной Марии Египетской, конечным желанием которой, после многих лет пустынной жизни, было принятие святых Тайн; преподобного Савватия Соловецкого и множества других. Не напрасно ведь изрек Господь: «Аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте плоти Сына Человеческого, ни пиете Крови Его, живота не имате в себе» (Иоан. 6, 53).

Причащение Тела и Крови Христовых есть принятие в себя Воскресшего Христа, победителя смерти, дарующего тем, кто с Ним, победу над грехом и смертью.

Сохраняя в себе благодатный дар Причастия, мы имеем залог и предначатие вечной блаженной жизни души и тела.

До самого «Дня Христова», Его Второго пришествия и Суда над всем миром, продолжаться будет борьба греха с правдой, как в отдельном каждом человеке, так и во всем человечестве.

Церковь земная объединяет всех возрожденных путем крещения, взявших крест борьбы со грехом и последовавших за подвигоположником борьбы той — Христом. Божественная Евхаристия, приношение безкровной жертвы и причащения ее, освящает и укрепляет ее участников, делает вкушающих Тело и Кровь Христовы истинными членами Тела Его Церкви. Но лишь со смертью человека определяется, остался ли он действительным членом Тела Христова до своего последнего издыхания, или же грех восторжествовал в нем и изгнал благодать получавшуюся им в святых Тайнах и связующую его со Христом.

Почивший в благодати, как член Церкви земной, из земной Церкви переходит в небесную, отпавший же от земной не войдет в небесную, ибо земная часть Церкви есть путь в небесную.

Чем больше человек находится под действием благодати причащения и теснее соединился со Христом, тем больше он будет наслаждаться общением со Христом и в грядущем Его Царствии.

Поскольку же грех в душе человека продолжает действовать до смерти, и тело его подвержено его последствиям, нося в себе семена болезни и смерти, от которых освободится лишь когда распадется по кончине человека и восстанет уже свободным от них в Общее воскресение. Соединившийся духом и телом со Христом в сей жизни, духом и телом будет с Ним и в грядущей жизни. Благодатные струи Животворящих Тайн Тела и Крови Христовых являются источником нашей вечной радости в общении с Воскресшим Христом и лицезрении Его Славы.

Те же последствия греха, еще не изгнанного окончательно из рода человеческого, действуют не только в отдельных людях, но через них проявляются и в земной деятельности целых частей Церкви. Постоянно появляются ереси, расколы, нестроения, отторгающие часть верных. Непонимание между поместными церквами, или частями их, издревле волновали Церковь и постоянно в богослужении слышатся моления о прекращении их.

«Просим Церквам единомыслия», «Церквам соединение» (воскр. канон Троич. гл. 8), «Церкве раздоры устави». «Устави раздоры Церкве» (служба Архангел. 8 ноября, 26 марта, 13 июля) и подобные молитвы в течение веков возносятся Православной Церковью. Даже в Великую субботу, перед плащаницей, Церковь взывает: «Жизнь рождшая, Пренепорочная Чистая Дево, утоли церковныя соблазны, и подаждь мир яко благая» (конец 2-й статии).

Только когда появится Христос на облацех, попран будет искуситель и исчезнут все соблазны и искушения.

Тогда закончится борьба между добром и злом, между жизнью и смертью, и Церковь земная вольется в Церковь торжествующую, в которой «будет Бог всяческая во всех» (I Кор. 15, 28).

В грядущем Царстве Христовом не будет уже нужды в приобщении Тела и Крови Христовых, ибо все удостоившиеся будут в теснейшем общении с Ним и наслаждаться превечным светом Живоначальной Троицы, испытывая блаженство невыразимое языком и непостижимое нашим слабым умом. Посему после причащения святых Христовых Тайн за литургией, в алтаре возносится всегда молитва, поемая в пасхальные дни: «О, Пасха велия и священнейшая Христе! О! Мудросте и Слове Божий и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего».

Святитель Иоанн (Максимович)

Блаженный Иоанн Чудотворец

"Книга записей о предстательствах блаженного Иоанна"; По публикации Братства преп. Германа Аляскинского

(продолжение, начало в №1)

3 Чудесное хранение во Вьетнаме

Тот, кто, хотя бы раз посетил усыпальницу владыки Иоанна, не мог не заметить и не приложиться к довольно большой и красивой иконе Введения во Храм Пресвятыя Богородицы, находящейся у изголовья гробницы владыки Иоанна на аналое в самом центре усыпальницы. Икона эта в послевоенные годы чудесно обновилась в одной благочестивой православной семье. Она была принесена для усыпальницы как драгоценнейший дар, в знак благодарности владыке Иоанну за его многочисленные благодеяния как для семьи этой, так и вообще для всех страждущих и обремененных. Владетельница ее, Людмила Леонидовна Хольц, проживает в городе Сан-Франциско, она очень почитает владыку Иоанна, еще по Дальнему Востоку. С матерью своею она пожертвовала святыню по обету. Когда Владыка умер, они очень хотели, чтобы мощи его оставили под собором и дали обет «отдать Владыке в усыпальницу» их сокровище – ту икону, что в благодарность Богу и исполнили.

Она вышла замуж за американца и приехала в Америку, где родился сын Иван, Джон. Когда он вырос, его призвали в армию. Тогда уже гремела Вьетнамская война. Он тоже очень почитал владыку Иоанна, но когда отправлялся на фронт во Вьетнам, Владыки уже не было в живых. Незадолго до своего отъезда он пришел в усыпальницу и положил фотографию Владыки под митру, находящуюся на гробнице праведника с тем, чтобы перед самым отъездом взять с собой, как бы в благословение, образ Владыки на фронт. Помолившись на гробнице, он вынул портрет и положил его себе в карман шинели на сердце в защиту «от пули неприятеля». С тем и поехал на фронт.

И вот свидетельствует его мать по его многочисленным письмам с фронта, как Господь, по молитвам владыки Иоанна, хранил его от всяких опасностей чудесным образом. Портрет Владыки был постоянно и неизменно в кармане его возле сердца днем и ночью, всегда. Будучи исполняющим должность капрала, Джон испытал на себе целую серию явных чудес, когда все вокруг него падали убитыми или смертельно ранеными, а он оставался невредим. Раз их отряд попал в засаду, и только он один спасся, а все были убиты или попали в плен. В другой раз в их бараке взорвалась мина, и стоявшие совсем рядом с ним пострадали. Не пострадал он и когда попал в капкан неприятеля, хотя пришлось с неприятелем бороться и получить легкое ранение. И только когда закончился срок пребывания на фронте и, улетая на другое назначение, он встретился со счастливыми родителями в гавайском аэропорту, тогда лишь они полностью осознали, как его хранили и оберегали молитвы и образ владыки Иоанна.

Нет ничего в жизни случайного. И святая икона их, изображающая Введение во Храм Пресвятыя Богородицы, отданная ими в усыпальницу, оказывается, имеет особое назначение там пребывать, чего они раньше не знали. Праздник Введения во Храм Пресвятыя Богородицы был любимым праздником Владыки. В монастыре, посвященном этому празднику, в Мильковской обители в Югославии, Владыка принял иноческий постриг. В этот же праздник прибыл на свою первую кафедру в Шанхайский собор Божией Матери, и в этот же день – на свою последнюю кафедру в наш собор «Всех Скорбящих Радосте».

Чтец Глеб Подмошенский,

Гилрой, Калифорния,

1968 год, январь

продолжение следует...

Иоанн Чудотворец в России

(продолжение, начало в №1)

Панихида по погибшим жителям Хиросимы и Нагасаки
Воспоминания Бахтиной Надежды Андреевны, г. Екатеринбург

Зимой 1937 года в Шанхае, на французской концессии, на пересечении двух тихих улиц был открыт памятник А. С. Пушкину; его открытие было приурочено к 100-летию смерти поэта. Было множество народа. Присутствовали: французское начальство концессии, представители других концессий, всевозможные русские организации, школы, духовенство, русский волонтерский корпус, представители различных газет, всех не перечесть... Играл духовой оркестр. Говорили речи, они звучали на многих языках. Выступал и мой дедушка - В. Д. Нарбут, директор коммерческого училища, где я училась. Когда стали расходиться, к дедушке подошел епископ Иоанн, настоятель русского православного собора - маленький, взъерошенный (его внешний вид совершенно не соответствовал высокому духовному званию). Он был недоволен, говорил срывающимся голосом, шепелявя... Наверное, он «прорабатывал» дедушку как обычно делал это в училище после того, как не видел директора на общей школьной молитве. Дедушка верил в Бога, но не признавал обрядности. Мне было жаль дедушку. Лицо его порозовело, он был явно взволнован, а епископ все повышал и повышал на него голос, стукал посохом, и мне казалось – норовил проткнуть дедушкину ногу. Дома дедушка успокоился, но разговор о епископе Иоанне продолжался. Дедушка не считал себя виноватым. Бабушка с возмущением назвала епископа «святой чучело». В нашей семье так и привилось за ним это меткое прозвище. Я тоже затаила обиду на епископа, решила отомстить за дедушку и при первой встрече с епископом, не подходя под благословение, выпалила: – А я, владыка, хочу перейти в католичество. – В уме ли ты, Надежда?! Хочешь стать ренегатом? – Не ренегатом, а принять веру отцов (епископ знал, что мой отец А. д'Авогур - француз). А потом, в костелах можно сидеть, и нет таких строгостей... – Ладно, ладно, Надежда. Поговорю с твоим дедом. Господь тебя простит, но ты еще пожалеешь, – были последние слова Владыки. (Хотела сделать для дедушки лучше, а получилось хуже.) И действительно, спустя много-много лет я искренне пожалела о своих глупых словах. И поняла, что не только я, но все мы были не правы по отношению к этому необыкновенному человеку. О епископе Иоанне я многое узнала уже в Америке, когда приехала в гости к маме в Сан-Франциско в 1978 году. Признаюсь, что была не только удивлена, но и потрясена. О его подвижничестве, святости, непримиримости к злу я узнала только там, в Сан-Франциско, поговорив со многими русскими, знавшими его и в Шанхае, и в Америке. Узнала о его Божьем даре предвидения и исцеления больных. Узнала, что Зарубежная Церковь канонизировала его, что умер Владыка 2 июля 1966 года, и нетленные мощи его покоятся в часовне при соборе. А года два тому назад, узнав, что я жила в Шанхае, мне дали прочесть книгу (из лавки Всесвятской Церкви, что на Михайловском кладбище) «Блаженный Иоанн Чудотворец. Предварительные сведения о жизни и чудесах архиепископа Иоанна (Шанхайского)».  А в 1999 году, на первый день праздника Рождества, к нам в гости пришел отец Евгений и принес мне икону владыки Иоанна, которую я поставила рядом с другими иконами. Митрополит Антоний (Храповицкий) высоко оценивал владыку Иоанна. В письме к архиепископу Димитрию, посланном на Дальний Восток, митрополит, отклоняя предложение удалиться в Китай, писал: «...Но вместо себя, как мою собственную душу, как мое сердце – посылаю вам епископа Иоанна. Этот маленький, тщедушный человек, с виду почти ребенок, на деле – зерцало аскетической твердости и строгости в наше время всеобщего душевного расслабления». В Шанхае те, кто знал епископа, поражались его строгости, неправдоподобному аскетизму: питался он раз в сутки, все ночи проводил молясь на коленях, тут же на полу и засыпал на короткое время. Не стремился к внешней благовидности. Был требовательным и настойчивым. Многие уставали от его строгости, осуждали, не всегда подчинялись, но всегда боялись... Интеллигенция его недолюбливала. Во время войны русские парни старались попасть добровольцами в Красную Армию. Японцы их ловили и сажали в жандармерию. Все в городе знали, что японская жандармерия была не лучше гестапо. Там были замучены до смерти два советских летчика-добровольца, которые помогали китайцам в 1937 году бомбить японцев. Епископ Иоанн бесстрашно посещал жандармерию, ходатайствуя о русских юношах. Когда же японцы с ехидством спрашивали, почему это православный епископ – противник большевизма заступается за мальчишек-коммунистов, епископ отвечал, что всякий, стремящийся защитить свою Родину достоин милосердия. Видимо, его дар убеждения побеждал и азиатскую хитрость, и чисто японскую уклончивость. Он все же сумел спасти одного парня. С лета 1944 г. американские бомбардировщики Б-29 стали бомбить военные объекты города. Сбрасывали на кемпинги (концентрационные лагеря) продукты и листовки. Завыли сирены, предупреждая: налет и отбой. Гул воздушной армады поначалу пугал. Потом привыкли. Во время налета суетящиеся китайцы – «Пао-ча» (силы обороны) – перекрывали веревками улицы и тротуары на перекрестках. Загоняли женщин и детей в бомбоубежища. Рассказывали, что однажды, во время налета, «Пао-ча» не пропускали епископа Иоанна, который вел за руку мальчика с забинтованной головой, чтобы перейти улицу и попасть в госпиталь «Русского Православного братства». Епископ посохом отогнал китайцев, приподнял веревку и перешел с мальчиком улицу. Вслед им летела яростная брань. Для японского народа это было самое тяжелое время, правительство использовало все население, включая женщин и стариков, для спасения страны. Широко использовались «камикадзе» – смертники. В войсках насаждался фанатизм. За время восьмилетней войны Китай был истощен и не имел сил нанести поражение японской армии. Надежда была только на Советский Союз. За два дня до вступления нашей страны в войну с Японией, 5 августа 1945 года, американские летчики сбросили атомную бомбу на Хиросиму, а восьмого – вторую бомбу на Нагасаки. Некоторые ликовали: «Так и надо проклятым япошкам!..» Не понимали тогда, сколько ужаса, невероятных страданий и смертей пришлось пережить мирным жителям этих городов. А далеко от Японии, в Шанхае, русский епископ отслужил в соборе вселенскую панихиду по невинно убиенным жителям Хиросимы и Нагасаки. Уже в 1944 году США забрали назад у Японии множество своих островов. Японский план захвата Индии потерпел крах. До Австралии им также не удалось добраться. И лишь в Китае японцы еще крепко держались. План агрессии против Советского Союза продолжал вынашиваться. Японцы становились все придирчивее и злее.. Зная, что среди русских большинство симпатизировало Красной Армии, они делили русских на «геd» and «white» (красных и белых). В ночь с 8 на 9 мая 1945 года Совинформбюро передало о взятии Берлина, то есть о долгожданной победе. Русские не выдержали – радость была настолько велика, что, несмотря на комендантский час, все высыпали на улицы. Ликование было всеобщим. Обнимались с незнакомыми людьми, целовались, плакали от счастья. Конечно, многие попали в участки, но вскоре были выпущены. Японцы боялись «красных» русских. Мой дедушка, генерал В. Д. Нарбут, будучи тяжело больным (у него был рак), очень ждал победы и 9 мая 1945 г., услышав сообщение о победе по радио, преставился. Отпевал его святитель Иоанн в соборе г. Шанхая. В 1949 году в Китае к власти пришли коммунисты во главе с Мао Цзе Дуном. Глава гоминдановского правительства – генерал Чан Кайши бежал на Фармозу (теперь – Тайвань). Всем иностранцам было предложено в короткий срок покинуть страну. Большинство русских, получив советские паспорта, уехали на Родину. Немногие, и только по приглашениям, смогли уехать в Европу и Америку. А шесть тысяч русских были брошены на произвол судьбы. И вот тут епископ Иоанн стал спасать свою паству, недаром его называли настойчивым. Епископ добился встречи с самыми высшими чинами компартии Шанхая и с генералом Марк Артуром – Верховным Главнокомандующим ВМС США на Дальнем Востоке, и... получил разрешение на въезд русских беженцев на филиппинский остров Тубабао, где до этого помещалась военно-морская база США. В том году в лагере Международной Организации беженцев находилось примерно 5 тысяч русских из Китая. Остров страдал от частых тропических тайфунов, каждый из которых приносил много бед своей разрушительной силой. В течение всех 27 месяцев существования лагеря ему только один раз угрожал тайфун, но и тогда он изменил курс. Филиппинцы говорили: «Не бойтесь, тайфуна не будет, пока ваш святой человек благословляет ваш лагерь каждую ночь с четырех сторон». Когда же почти всех русских удалось эвакуировать (главным образом в США и Австралию) и на острове осталось незначительное число русских, страшный тайфун обрушился на Тубабао и полностью уничтожил лагерь. Боязнь за свою паству подвигла епископа Иоанна на решительные шаги: он два раза добирался до Вашингтона, добился встречи с секретарем президента Трумэна, тот, не говоря ни «да», ни «нет», препроводил епископа к сенаторам. Отделаться от него сенаторы не смогли, пообещав рассмотреть и внести изменения в закон. Рассмотрели, внесли... и почти весь лагерь, со своим ходатаем, перебрался в Новый Свет. В 1951 году Синод епископов направил епископа Иоанна в Западноевропейскую епархию с кафедрой в Париже, затем в Брюссель, а затем в Америку, в город Сан-Франциско, в православный собор на улице Гэрри, недалеко от океана и совсем близко от той улицы, где жила моя мама. Зарубежной Церковью в 1956 году епископ Иоанн был возведен в сан архиепископа. Составитель и редактор книги о владыке Иоанне, иеромонах Серафим (Роуз), писал о нем: «Он был физически слаб и немощен, но дух в нем был силен. Владыка был праведен и неподкупен. Основывался он исключительно на тех внутренних духовных достоинствах, благодаря которым он стал одним из великих православных иерархов этого столетия и воистину святым человеком. В нем воссияла праведность». Заканчивая свои воспоминания о епископе Иоанне, с которым я в отрочестве столько раз встречалась, хочу признаться, что только на закате своей жизни я по-настоящему узнала и поняла, как высок духом был этот человек и как бесчувственна была я в ту далекую пору. Прости меня, Владыка, и благослови!

продолжение следует...

Соборные молитвы
ко Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому и ко
Святым Царственным Мученикам: Благоверному Царю Николаю, Благоверной Царице Александре, Благоверному Царевичу Алексию, Благоверным Царевнам Ольге, Татиане, Марии и Анастасии

     Фонд имеет пастырское благословение на чтение акафистов и канонов Святым Царственным Мученикам и на публикацию расписания для друзей Фонда и желающих помолиться у себя дома. После Светлой Седмицы мы продолжим почти каждый понедельник читать акафисты поочередно каждому из Святых Царственных Мучеников. Для желающих прислать записки просьба делать это в действительной нужде и если Вы будете молиться вместе с нами. Перед Страстной Седмицей мы опубликуем дату чтения следующего акафиста.

     Мы рады получить любую информацию о соборных молитвах ко Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому Чудотворцу и Святым Царственным Мученикам и Страстотерпцам.

Небесный ангел

Незабвенной памяти Светоча Русской Православной Церкви Старца Николая (Гурьянова) к третьей годовщине со дня блаженной кончины

I

«Идеальный пастырь отец Николай.

К Старцу Николаю я приложу такие слова:

Все для Бога и ближнего и ничего для себя»

(Отец Феодор из г. Рокишкис)

Отец Небесный, благослови!

Утро последнего земного дня любимого и незабвенного Батюшки Николая было тихим и ясным... Ночь прошла быстро и незаметно после несчетных мучительных дней и ночей продолжительной болезни, когда Батюшка в изнеможении шептал: «Мои драгоценные, я едва жив, у меня каждая клеточка болит. Если бы вы знали, как плохо я себя чувствую».Последние три года Батюшка видимо угасал: истаивала плоть, иссушалась, все его тело уже было безплотным. Мы изумлялись величию духовного подвига Старца, превышающего силы человеческие. Воистину: пред нашими очами предстоял Земной Ангел, пламенеющий в непрестанной молитве за весь наш грешный мир. Величие духа аввы Николая благоухало святостию древних отцов Церкви, служивших Богу с полным самоотречением. Какие только духовные подвиги не накладывал на себя он из любви к Сладчайшему Иисусу, неизменно повторяя: «Я всю жизнь только Господа знал и любил и думал о Нем. Я всегда с Господом!» Так мог утверждать лишь подвижник, очистивший свою душу от земного и тленного.

Когда Батюшке было восемь лет, он прислуживал алтарником в храме Архангела Михаила на погосте Кобылье Городище, Гдовского уезда, Ремедской волости, где часто любили молиться Русские Благочестивые Цари. Особое почитание оказывали храму Благоверные Государи Алекандр I, Александр II и Александр III, ибо Святой Их предок Александр Невский в 1242 году одержал здесь, на берегу залива Чудского озера, победу. Часто предстоял пред Престолом в этом храме Священномученик Митрополит Вениамин Петроградский и Гдовский (Казанский), духовный отец Старца, у которого он носил на Богослужении посох. Владыка на паперти храма обнял Батюшку, поцеловал и сказал: «Какой ты счастливец, что с Господом». Затем, обратившись к настоятелю храма, протоиерею Константину, добавил: "Батюшка, я Вам хотел свой Крест благословить, да вот мальчонке Бог благословил вручить», — и возложил восьмилетнему отроку Николаю святительский Крест на перси. Крест Святителя Старец пронес благоговейно, мужественно и бережно сквозь мятежное море скорбей, трудов, болезней и испытаний, и Батюшка Николай предстал пред Господом со Святительским Крестом в руке. По послушанию и по любви... «В молитве, труде и науке я видел Бога, полное спасение, - говорил Батюшка, — в страданиях ощущал неземную радость, надежду на лучшее»... Крест Христов — знамение победы над смертию духа и плоти — почитал паче всего во вселенной и лобызал непрестанно подножие Животворящего Древа, на Котором Сын Божий пролил Свою Честную Кровь за род человеческий. Как пастырь стада Христова Батюшка сораспинался Христу за грехи и немощи пасомых: «Я всех вас люблю и всех вас мне очень жаль. Желал бы я, чтобы вы любили и уважали друг друга и терпели немощи ближнего. Я за всех вас молюсь и прошу Господа помиловать и простить всех. Господи, спаси и помилуй всех!» -так молился любвеобильный отец за всю Церковь, за весь мир. Всем прибегающим к нему Старец помогал нести Крест, данный Господом. Многим он целовал нательный крестик, произнося, озаряясь неземным светом: «Дайте, я крестик ваш поцелую. Какой он драгоценный!» Всегда величал Честный Крест и молился, призывая всех славить Креста силу: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» Незадолго до отшествия из этой временной юдоли плача и слез, в пятницу двадцать третьего августа, когда мы тихо пели Батюшке «Кресту Твоему»..., он благоговейно приостановил пение и тихо произнес: «И Святое Воскресение Твое поем (выделив голосом и интонацией) и славим»... И благословил: «Всегда молитесь Всесильному Кресту Господню... Заповедую вам. Крест спасет вас в это страшное время. Ибо только «Крест всех Воскресение, Крест падших исправление, страстей умерщвление и плоти пригвождение, Крест душам слава и свет вечный». Не расставайтесь никогда со Крестом»... Вот слова дорогого Батюшки, которые мы с трепетом и любовию возвещаем всем желающим спасения души.

Сила Животворящего Креста Господня возвеличивала Светильника Церкви Батюшку Николая при жизни и еще более увенчала по его блаженной кончине, подобно Учителю Вселенскому Иоанну Златоустому, который во время перенесения честных мощей из Коман в Константинополь, по прошествии тридцати лет, едва лишь Церковь испросила прощения у гонимого Святителя, сказав: «Приими Престол твой, отче», — вознес десницу и благословил со словами: «Мир всем!»; подобно Святому Благоверному Князю Александру Невскому, взявшему в руку при отпевании разрешительную молитву из рук священника.

Во время опрятывания (облачения) всечестного тела духоносного Старца Николая, подвижника веры и благочестия наших апостасийных дней, всероссийского пастыря и любвеобильного духовного отца мы сподобились лицезреть славу Божию, почивающую на нем: когда Батюшке поднесли напрестольный Крест и Евангелие, с которыми священник предстоит пред Господом, дабы вложить их в руки почившему, он бережно и благоговейно приподнял правую руку и сам взял Крест — так, как он всегда держал его во время земного странствования, свидетельствуя тем самым, что смерти нет, а есть вечная жизнь во Иисусе Христе. Левую же руку Старец приоткрыл, дабы в нее вложили Святое Евангелие, а затем тихонько возложил на него персты...

Утро субботы, двадцать четвертого августа 2002 года, было тихим и благодатным. Вся природа замерла, предзнаменуя великие последние часы небожителя на земле. Сон Батюшкин был светел и спокоен. Изможденный от земных молитвенных трудов и несший на себе скорби и болезни всего мира, в последние три ночи он почивал как дитя. Во всем теле Батюшки появилась какая-то неземная легкость, косточки его будто бы потеряли земляную тяжесть, и носить его стало совсем легко: казалось, что он невесомый, а в сердце царила надежда, что это сон на выздоровление, что Батюшке будет легче и скоро он окрепнет и поправится. Постоянно ночами Старец, даже во время телесного сна, молился: мы видели его осеняющим себя крестным знамением либо воздевающим руки горе- пред Престолом Всевышнего — как во время Божественной Литургии на Херувимской и Милости мира... Часто-часто он предпосылал обеими руками архиерейское благословение. «Аз сплю, а сердце мое бдит» (Песн. 5,2), — такой дар молитвы имел Старец. Лик Старца светился в легкой синеве келлии, святые его руки, исцелившие и укрепившие тысячи страждущих и болящих, источали свет и благодать. Дыхание праведника было животворящей Иисусовой молитвой, которую он непрестанно творил сердцем и едва осязаемо устами. Лучезарная борода батюшки часто скрывала невыразимую боль и горечь. Когда мы спрашивали: «Батюшка, у Вас что- то болит?!» — он отвечал: «Мои драгоценные,что я... Горя, сколько горя на земле... Как мне вас всех жаль...». «Что же будет, отче?» — «Горе, - отвечал он, — голод»... Мы молились и плакали... Старец успокаивающе ободрил:

«Хлебушек будет, я помолюсь»... Упреждал же он нас о голоде духовном.

После многолетних безсонных ночей молитвенного предстояния за весь страждущий мир эта ночь сна была сном полного отдохновения души праведника. Тихое радостное блаженство Батюшки, чувствовалось, охраняли Ангелы — такая благодать ощущалась во всем. Мы время от времени подходили к его постели, бережно поправляли одеяло, всматривались в черты дорогого, любимого лица. Слезы источались сами собой из глаз, мы вставали на колени, делая земные поклоны тихому святому труженику. Это было естественным движением наших сердец, ибо вся наша жизнь, в особенности в последние три месяца, когда Батюшка таял на глазах, как свеча, была отдана в служение, искреннее и благоговейное, духоносному отцу, который всю ствою жизнь посвятил Богу и ближнему.

Все-таки, желая пробудить Батюшку, тихо коснувшись его плеча, вопросили: «Батюшка, вы встаете?»... «Я буду спать... Полежу... еще, посплю»...

Предложили попить, он радостно согласился, почти не открывая глаз. Выпил несколько ложечек святой воды. Последнее время Старец мало вкушал. Постоянно принимал лишь святыню: святую воду, просфору, соборное масло, которое стояло рядом в кружечке с голубым крестом.

Прочитали утреннее правило тихо, чтобы не потревожить. Открыли дневной Апостол и Евангелие.

Послание к Римлянам, глава 14,6-9:

«Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми»...

Схимонахиня Николая

продолжение следует...

Русский храм на чужбине

(продолжение, начало в №1)

"Шкатулки" Третьего Рима

Поэтому внезапная смерть, постигшая 48-летнего Государя в Таганроге в 1825 году, и похороны тела, «сходного» с обликом Александра, не убедили многих верующих людей.

Родилось предание, что на самом деле из Таганрога Император ушел в заволжские леса под именем старца Федора Кузьмича. Это вполне возможно, потому что посещение Государем Валаамского монастыря в августе 1819 года, описанное, например, писателем Борисом Зайцевым, весьма красноречиво характеризует переворот, совершившийся в Александре Благословенном.

Император приплыл на остров Валаам в ночную бурю, из-за которой его там не встретили. Он запретил кланяться себе в ноги и прикладываться к его руке, а сам, благословляясь, целовал руки у монахов и, едва приклонив голову, встал на службу в соборе в два часа ночи. Следующим днем Александр, сидя на табуретке в хижине местного старца Николая, принял у того в угощение грязную репку. Стал зубами обдирать кожуру, отказавшись от ножа для очистки:

— Не надо. Я солдат, и съем ее по-солдатски.

Слепому монаху Симону Император на вопрос: «Кто сидит со мной?» — ответил:

— Путешественник.

Царь поднял и бережно усадил упавшего рядом с ним на долгом богослужении древнего старика пустынножителя Никона...

Борис Зайцев справедливо указывает:

«Политик и дипломат, военачальник, кумир офицеров, чарователь дам, освободитель России... Верить легенде или нет, все пребывание Александра на Валааме есть как бы первый шаг, не всегда удававшийся, но первый опыт новой жизни, вне короны и скипетра... Страннику, каким видим мы его на Валааме, неудивительно продолжить странствие свое. И не напрасно в храме, над его головой, звучал голос престарелого Иннокентия, читавшего вечные слова вечной книги:

"Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим"».

Об этих словах будем помнить и мы, коль припадет помолиться в стенах русской флорентийской церкви «от Александра».

Освящали во Флоренции храм в честь Рождества Христова в 1903 году торжественнейше: при участии русского духовенства из Рима и Ниццы, в присутствии российского дипломатического корпуса и адмирала Варениуса с моряками крейсера «Ослябя», стоявшего тогда на рейде порта Специя.

Обживаться же начала эта двухэтажная Рождественская церковь со своего нижнего храма во имя Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, который освятили в 1902 году. Посвящение нижнего храма тоже преемственно, оно было символически перенесено вместе с иконостасом, иконами, клиросами из Никольской домовой церкви Демидовых, являвшихся русскими старожилами Флоренции. Николай Чудотворец был небесным покровителем российского посланника во Флоренции Николая Демидова (1773-1828), которому за общественную деятельность и благотворительность на городской площади имени Демидова же был установлен еще и памятник.

Сын Николая Демидова Анатолий женился на племяннице Наполеона I, будучи князем. Этот титул перешел к его племяннику Павлу Павловичу Демидову (1839-1885)- щедрому жертвователю нижнего флорентийского храма.

Главные врата всей церкви из резного ореха тоже перевезены из домовой церкви Демидовых в Сан-Донато. Павел Павлович был известен как модернизатор демидовских уральских заводов, он основал первую фабрику бессемерования стали. А его отец, почетный член Императорской Академии Наук, прославился Демидовскими премиями «за лучшие по разным частям сочинения в России», «на издание увенчанных Академией Наук рукописных творений». «Демидовский» нижний храм - с прекрасными иконами по стенам, изображающими апостолов.

Церковная утонченность русской элиты во Флоренции не случайна, сюда съезжалось избранное общество также из Трубецких, одна из княжон которых являлась женой П. П. Демидова, Бутурлиных, Фермор-Стенбоков, подолгу останавливались на местных виллах художники Брюллов, Кипренский, композитор Чайковский, а писатель Достоевский жил в городских домах.

Устроить же во Флоренции постоянный православный храм задумала дочь Государя Николая Первого Великая княгиня Мария Николаевна, жившая до 1873 года на вилле Демидовых в Кварто. Ее поддержал русский посол в Италии Нелидов, немало усилий для воплощения идеи в жизнь приложил будущий настоятель храма Рождества Христова отец Владимир Левицкий. Их хлопоты были многозначительны, потому что православная церковь здесь призвана напоминать о «битвах» вокруг Флорентийской унии 1439 года, когда папский Рим в очередной раз попытался подмять Православие. Тогда оно выстояло во многом благодаря святителю Марку Эфесскому, изображение которого по этому случаю написано маслом на стене в западной части русской церкви во Флоренции.

Владимир Черкасов-Георгиевский

продолжение следует...

Книга воспоминаний "шанхайца"

Николая Цепилова

(продолжение, начало в №1)

ШАНХАЙ

За прошедшие пятьдесят лет, как я его покинул, он очень изменился. Сегодня он больше походит на Нью-Йорк, с огромными небоскребами. Разросся город и в длину, и вширь, и в высь, и даже врос глубоко в землю. Раньше его площадь составляла порядка 900 квадратных километров. А теперь? Его население приблизилось к 20 миллионам жителей. Это по официальным данным, но утверждают, что проживает в Шанхае сейчас значительно больше.

Город Шанхай это промышленный, транспортный, и торговый центр Китая. С трехъярусными транспортными магистралями. Один из крупнейших городов, и пятый по значимости порт мира.

История Шанхая началась в 3 веке до н.э. Его главная улица "Nanking Road" пролегает с Запада на Восток, где Сучауский канал впадает в реку Вампу, и стыкуется с проспектом Сун Ян Сен (бывший Bund), расположенным вдоль берега реки Вампу.

С нижней верфи
Пешим по Бродвею,
Прошагал на Банд до Гарден Бридж.
И по Банду ехал, сидя в рикше,
Мимо банков и сверкающих афиш.
А трамвай с рю Консуля, с авеню Жоффра
Прикатил на авеню Альберт.
Там в "кукушке" ехал до Поль Хенри,
Чтоб до рю Лортон потом пройти пешком.
На углу том я остановился,
Кафедральный увидав Собор.
Шляпу снял и низко поклонился.
Вот такой был с памятью интимный разговор.

По Нанькинскому договору 1842 года, навязанному англичанами китайскому правительству, Шанхай стал открытым городом и был разбит на территории. Так образовался в 1843 году английский сентлемент, а в конце 19 века была образована французская концессия. Город наводнили иностранцы со всего света.

продолжение следует...

Воскресенье 

4. Преподобнаго Иосифа песнописца (883). Преподобнаго Георгия, иже в Малеи. Преподобнаго Иосифа Многоболезненнаго, Печерскаго, в Дальних пещерах (XIV). Преподобнаго Зосимы Ворбозомскаго (ок. 1550). Преподобнаго Зосимы (VI). Мучениц Фервуфы девы, сестры и рабыни ея (341-343).

Понедельник 

5. Святых мучеников Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Преподобнаго Пуплия Египетскаго (IV). Преподобных Феоны, Симеона и Форвина (IV). Преподобнаго Марка Афинскаго (400). Преподобнаго Платона, исповедника Студийскаго (814). Преподобныя Феодоры Солунския (892).

Вторник 

6. Святителя Евтихия, патриарха Константинопольскаго (582). Святителя Мефодия, архиепископа Моравскаго, учителя Словенскаго (885). Преподобныя Платониды Сирския (308). Мучеников 120 Персидских (344-347). Мучеников Иеремия и Архилия иерея.

Среда 

7. Преподобнаго Георгия исповедника, митрополита Митиленскаго (Мелитинскаго) (IХ). Преподобнаго Даниила Переславскаго (1540). Мученика Каллиопия (304). Мучеников Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Преподобнаго Серапиона монаха.

Четверг 

8. Святых апостолов Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и нже с ними (I). Святителя Нифонта. епископа Новгородскаго (1156) Преподобнаго Руфа, затворника Печерскаго, в Дальних пещерах (XIV). Мученика Павсилипа (II). Святителя Келестина, папы Римскаго (432).

Пятница 

9. Святаго мученика Евпсихия (362). Мучеников Дисана, епископа, Мариава, пресвитера, Авдиеса и прочих 270 (362-364). Преподобномученика Вадима архимандрита (376).

Суббота 

10. Святых мучеников Терентия, Помпия, Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и иных 33 (III). Мучеников Иакова пресвитера, Азадана и Авдикия диаконов Персидских (ок. 380).

 

О Фонде История проектов Фонда Обсудить на православном форуме Архив рассылки
Ждем Ваши вопросы и предложения по адресу info@adamovka.ru
Фонд Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца

Москва, Россия
Russian France Deutch Italian English Netherlands Chinese



Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.orthodoxworld
Отписаться

В избранное