Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православное слово

  Все выпуски  

ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО


Информационный Канал Subscribe.Ru

Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.




 

ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО
                                                                                                     №1 (1) март 2005 г.

 

Слово в Неделю Крестопоклонную

icon

     "Кресту Твоему поклоняемся Владыко". Почему мы поклоняемся Кресту Господню? Что есть Крест Господень?

     Крест Господень есть оружие.

     Крест Господень спас нас от вечной смерти. В раю человек захотел стать равен Богу и он поддался искушению диавола. Когда человек допустил эту вещь в свое сердце, он потерял благоговение и любовь, нарушил заповедь Господню. Тогда закрылся для него в действительности рай. Возгордился человек, поверил люциферу, который возмечтал быть равным Сыну Божию. Дьявол был низвергнут с неба Архангелом Михаилом.

Человек поверил дьяволу-искусителю и захотел сам сравняться с Богом. Он подумал, т.е. не подумал, а пришла ему мысль внезапно: чего стоит вкусить от того древа - он будет все знать и будет совершен как Бог, совершен не в свойствах Его, а в силе и могуществе. Но как только возмечтал человек об этом, как только возвеличился, он сразу низвергнулся в бездну. Он отпал от Бога, стал погибельным. Теперь дверь к сладости райской и красоты, в которых он находился, закрылась, закрылось для него Царство Небесное.

     Но Господь не хотел погибели.

     Если люцифер погубил нас гордостью и завистью в отношении Сына Божия, в отношении Бога, Который был могущественней его, то Господь спасает нас смирением. И вот Сын Божий снисходит с неба. Он, всемогущий, Владыка тварей, Творец ее делается Своим созданием, делается равный нам во всем, кроме греха. Больше того. Он терпит поношение как некий преступник, разделяя безропотно наказание. И, отверженный людьми. Он нисходит в ад, чтобы освободить души умерших от истления.

     Он, как человек, удостоился благодати Божией, стал выше ангелов, стал выше всех тварей. Всех, кто к Нему приближается, кто с Ним имеет свои чувства, Он возносит с Собой на небеса. И вот Крест - Его орудие терпения. Из орудия, на котором был унижен Христос, Крест сделался орудием нашего спасения. Когда мы поклоняемся Кресту Господню мы тем самым поклоняемся орудию Его страданий, орудию безчестия и сами поклоняемся тому, чем от века обезчестен человек. Знамение безчестия и срамоты. Поклоняясь Кресту, мы как бы обещаем Господу так же смириться сами, так же терпеть поношение и поругание за Него. Когда мы поклоняемся Кресту Господню мы также кланяемся Его страданию, - ни Его чести, ни Его славе, а Его безчестию. Это безчестие Его как человека есть слава в очах Божиих.

     Что кажется людям безчестием, часто является в очах Господних славой и люди получают от Него венец. Были обезчестены мученики - лишали их наград. Мучеников, чья память совершается у нас завтра, лишили воинского звания, у них отнимали их знаки отличия, их предавали смерти как преступников. Входом в Царство Небесное равнялись они ангелам. И когда юродивые Христа ради были безумными, терпели поругание от человеков то же самое делалось их славой, то же самое делало их угодниками Божьими и они являются вождями в Небесное Царство. Когда человек терпит лишения, терпит поругания, лишает себя того что есть земное благополучие, если только это делается ради славы Божьей, ради имени Божьего, то он делается сообразным Ему по чувству, по настроению. Святой апостол Павел говорит: "В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе" (Фил. 2, 5). К чему Он стремился? К тому, чтобы исполнить слово Божие. И ради этого Он готов был претерпевать все, - Он страдал до смерти, смерти Крестной. Кто смирил Себя? Царь вселенной. Кто был распят человеком? Бог, создавый человека.

     Паче небес, паче всякого имени, вся силы небесные поклоняются Ему, поклоняются Ему лики небесные, поклоняются Его человеческому существу, прославляют яко Бога. Когда человек был с Богом и когда Его распинали и когда над Ним издевались, Он терпел как человек, но в то же время оставался Богом. Он остался Бог божественным естеством. Но как человек Он терпел. Господь свободный и Он не вменил себе в заслугу, не говорил: "Отче, Я исполнил Твою волю, прославь Меня". Нет, Он смиренно исполнял волю Отца Своего Небесного.

     Поклоняемся Кресту Господню, благодаря за поругания и поношения. Мы поклоняемся Кресту когда терпим поношения, терпим раны, с благодарением терпим имене ради Божия. Говорит апостол Петр: "Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь".

     Покланяясь Кресту Господню будем стараться иметь те же чувства.

     В Его великом Царстве, будем вечно славословить Его и наслаждаться ни с чем не сравнимой Его красотой и добротой, ибо Он есть Царь Славы и Господь всего мира. Аминь.

Святитель Иоанн (Максимович)

Блаженный Иоанн Чудотворец

"Книга записей о предстательствах блаженного Иоанна"; По публикации Братства преп. Германа Аляскинского

1 Исцеление от слепоты

     Проживающая в Сан-Франциско и работающая сестрой милосердия в одной из городских госпиталей молодая женщина, Гали Васильева, вдруг ослепла на один глаз. Обнаружилось это совершенно внезапно на работе, когда она должна была дать пациенту прописанное лекарство: читает и ничего не видит! Ужас охватил ее. Врачи определили, что на почве воспаления оптического нерва один глаз ее совершенно ослеп, стал мертв и требуется его удаление, чтобы спасти другой глаз. С этим, конечно, прекращается ее медицинская деятельность. Она знала владыку Иоанна еще в детстве на Дальнем Востоке и как будто и по Европе, знала от своих родителей, его почитателей, и о его чудесах. Но Владыка давно уже умер. В полном отчаянии она помчалась в его усыпальницу, как к последней надежде, и долго там со слезами молилась. Она начала часто приходить в собор, молилась у всех святынь и затем спускалась в усыпальницу и долго молилась на его гробнице, так что ее уже там заметили. На работе она пока скрывала свое несчастье, не зная, что ей делать. Так продолжалось несколько дней.

     И вот как-то ночью ее одолело полное отчаяние, она предалась горячей пламенной молитве и, помолясь, открыла наугад Святое Евангелие и прочла следующее: "И проходя увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для того], чтобы на нем явились дела Божии; (...) Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: "посланный". Он пошел и умылся, и пришел зрячим" (Ин. 9, 1–7).

     "Господи", - воскликнула она, прочтя, затаив дыхание, это "случайно", попавшееся место до конца, - если бы я могла попасть в Святую Землю и помыть свои глаза в купели Силоам, или хотя бы мне одну капельку этой воды - и я снова увижу!"

     Рано утром она опять пошла в усыпальницу к владыке Иоанну и опять горячо молилась. Тут к ней подходит незнакомая ей маленькая худенькая старушка и говорит, что она недавно ездила в Святую Землю и привезла святой водицы из купели Силоам и что она завтра принесет этот флакончик с водой сюда, в усыпальницу, так как в усыпальнице будет совершаться Божественная литургия и будет служить сам Митрополит. От этих слов "бабушки Елизаветы", конечно ничего не знавшей о вчерашней ее молитве, болящая пришла в изумление, и наутро, ни свет ни заря, она уже была в усыпальнице. За Литургией она причастилась и, стоя на коленях, прижавшись ко гробу владыки Иоанна, приложила святую воду к больному глазу. Сразу же она почувствовала облегчение. А на другой день уже видела тем глазом, который считался мертвым.

     Весть об этом быстро разнеслась и когда дошла до нас, то мы, познакомившись с Гали Васильевой, попросили ее зайти к нам в магазин братства преподобного Германа и все подробно рассказать. Когда в назначенный день она пришла и рассказала все, то добавила при этом, что смущается тем, что молилась не только владыке Иоанну, но и целому ряду ею чтимых святых, обходя и прикладываясь по очереди в соборе к их иконам: святителю-Тихону Задонскому, святителю Николаю, преподобному Серафиму и другим, умоляя их помочь ей. "И вот, вчера вечером", - продолжала она, - "еще колебалась, придти ли к вам. А ночью вижу сон: будто спускаюсь в какой-то темный подвал с одним окном, идет туда много народа зачем-то, и мне тоже что-то нужно. Вижу, это усыпальница владыки Иоанна, но как-то все по-другому выглядит, и там в мантии лежит владыка Иоанн - живой! На него возлагают больных для исцеления. Вижу, возлагают во весь рост как будто мертвую расслабленную женщину, и она медленно начинает двигаться и выздоравливает, и сама встает. Другие ждут своей очереди. Что бы это ни значило, я все же решила придти к вам и рассказать все как было".

     Все это происходило в то время, когда враги владыки Иоанна хотя и притихли, но все же еще смущали народ, и этим значительно уменьшили веру в праведника.

     "И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы" (Ин. 9, 39).

Чтец Евгений Роуз,

братство преподобного Германа Аляскинского,

Сан-Франциско, 1968 год, сентябрь

Иоанн Чудотворец в России

Предисловие

     В 1998 г. Фонд святителя Иоанна чудотворца обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой о прославлении святителя Иоанна (Максимовича), Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, в Русской Православной Церкви в России. 2 февраля 1999 г. этот вопрос стал предметом обсуждения на встрече руководства Фонда с Председателем Синодальной комиссии по канонизации святых, Высокопреосвященнейшим митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Фонд получил архипастырское благословение на сбор свидетельств о чудесах святителя Иоанна в России. Опубликованные ниже свидетельства чудесной помощи Святителя можно рассматривать как начало выполнения архипастырского благословения. Со всеми пожелавшими засвидетельствовать чудесную помощь, оказанную им Иоанном чудотворцем, был установлен личный контакт представителями Фонда. Публикация в этой книге воспоминаний "шанхайцев", проживающих в России, позволяет по-новому оценить роль святителя Иоанна в истории нашей Церкви. Значительная часть паствы этого дивного угодника Божия уже многие десятилетия живет на Родине рядом с нами, окормляется в наших храмах. Многие счастливые пары "шанхайцев" обвенчал владыка Иоанн. Многих малышей, родившихся в Шанхае, он крестил, и они пронесли благословение этого выдающегося подвижника через годы тяжких испытаний, выпавших на их долю в СССР, а позже и в России. Владыка Иоанн был против того, чтобы его паства выезжала в Союз, но желающих вернуться он не оставлял без благословения. Его молитвенный покров простирался на всех выехавших на Родину. Даже беглое знакомство с опубликованными в этой книге материалами убеждает, что святитель Иоанн (Максимович) в равной степени принадлежит не только сущим в рассеянии, но и пребывающим в Отечестве. Для всех, действительно желающих объединения Московского Патриархата и РПЦЗ в духе Истины, ясно, что святитель Иоанн - ключевая личность, объединяющая две части единой Русской Православной Церкви. Раздел "Наследие святителя Иоанна", по-видимому, наиболее важный. Нам всем, подвизающимся в разных странах, необходимо находить и публиковать труды, не известные еще широкому кругу почитателей Владыки: проповеди, поучения, послания, наставления и указы. Возможно, самым неотложным в этом деле является публикация писем Святителя, находящихся в частных владениях. Мы надеемся, что начатая, наконец, и в России работа по сбору наследия Святителя, воспоминаний современников и чудес Иоанна чудотворца будет иметь продолжение. Если благословит Господь, мы планируем и далее публиковать поступающие к нам материалы.

Духовный покровитель
Воспоминания Веры Васильевны Перепелкиной, г. Москва

     Слишком долгим был мой путь к свиданию со святителем Иоанном в России. Понадобилось целых 60 лет, чтобы вселенский чудотворец, владыка Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский стал для меня самым дорогим из "умерших, но живых". С тех пор, как я молюсь ему, часто ощущаю его рядом с собой, в квартире, хотя в советский период не ходила в храм и являюсь большой грешницей. Но Владыка мне все простил и, чувствую я, молится за меня и всех чья судьба похожа на мою. Молится за всех "смущенных юношей нашего лихолетья, обуреваемых беснованием вселукавым" (из молитвы ко святителю Иоанну).

     Я родилась в Харбине в 1933 году, а в 1935 году родители мои переехали в Шанхай, куда в 1934 году приехал владыка Иоанн. А уехал он оттуда в 1949 году, позднее нашего с родителями пребывания в Шанхае: мы жили там до 1947 года. Родителей моих уже давно нет в живых, так что спросить о подробностях моего детства не у кого... Прости меня, Владыка, если я не совсем точно передам все, что чувствую и помню, но что было - то было. Мама моя родилась в Харбине, так как ее родители строили Китайскую Восточную железную дорогу (КВЖД). В те времена город Харбин был почти русским, с православными церквами и русскими священниками! Отец мои родился в Омске. Там революция несколько припозднилась, и его мобилизовали в армию Колчака, где он служил писарем, а потом с армией же и оказался в Харбине. Там родители мои познакомились и поженились. Мама моя была очень верующей женщиной, хотя имела образование всего только 4 класса церковно-приходской школы и не могла мне дать полного представления о Православии. Все давалось Святым Духом. Она водила меня в тот самый храм, который был построен эмигрантами и владыкой Иоанном Шанхайским. Отец в Шанхае не был связан с эмигрантами. Он работал на американской заправочной станции, напротив кабачка Александра Вертинского. Отец никогда не говорил о вере. Жили мы бедно. Помню, с мамой ездили мы в женский приют с благотворительными целями и навещали сирот. Однажды в женском приюте на службе на меня надели церковное облачение, и я держала шлейф Владыки и кадило, стоя на возвышенном месте. До поры до времени я совсем не вспоминала этот лучай, но теперь, когда я прошла испытания жизни, болезни, все операции, поняла, что это было самое значительное событие в моей жизни. В тот миг я испытала невообразимое чувство счастья и гордости. Видимо, это была не гордость, а второе мое рождение... Я испытала блаженство и еще не знаю, как охарактеризовать этот случай из моей жизни.

     Родители тосковали по родине и решили вернуться в Россию, а ехать в Америку у нас не было денег. Это были массовые отъезды русских в разные страны. Мы ехали третьим пароходом в СССР - бесплатным. Еще в Шанхае нам дали советское подданство, и мы строили "Советский спортивный клуб". Клеили плакаты, смотрели советские фильмы. По вечерам со своим оркестром на танцплощадке исполнял джаз Олег Лундстрем и мои сверстники танцевали... Я всегда ходила в спортивной форме: белая кофточка, белые шортики и полукеды, которые я каждый день покрывала для белизны зубным порошком. Я бегала, прыгала в длину, в высоту (у меня до сих пор хранятся грамоты и фотографии). Против религии нас не настраивали, но в церковь я перестала ходить. Я думаю, что это из-за войны: преграждали путь то японцы, то американцы (обманывать не буду, это я смутно помню). Помню, что от бомбежек я пряталась под стол. Прибыв в Свердловск, я очень стыдилась прозвища "шанхайка" и в университете уже никому не говорила, откуда я. В анкетных данных писала всё, но нигде не вспоминала свое прошлое и, наверное, казалась странной и замкнутой, сама чувствовала постоянный дискомфорт душевный. В Шанхае нас изредка навещали священники. Я хорошо помню церковные праздники, особенно Пасху и Рождество. Я не стыдилась говорить и в Свердловске: "Слава Богу", "Прости, Господи", "Чтобы не наказал Господь", пока мне не сделали замечание в школе за слова, которые были для меня привычными. Я стала следить за собой. Когда отпевали мою маму в церкви, студенты, пришедшие на похороны, а это был 1952 год, наговорили мне всякого... Ох! Как жаль наше поколение! Очень жаль, что и сейчас оно создает атмосферу отнюдь не православного образа жизни, но придет время всеобщего покаяния, когда духовное просвещение посетит Россию и коснется каждого. Я в это верю. Мы все больны, население заражено экстрасенсорикой, сектантством, всякими предрассудками, недоброжелательством, завистью.

     Родителей моих уже нет в живых, и мне некого расспросить в подробностях о том, что было при встречах с Иоанном Шанхайским. Это все он, дорогой и любимый, "рассказал" мне о себе через книги, кассетные записи и иконочки. Все, что я вспомнила и прочитала о нем, не случайно. На исповеди один местный батюшка, не зная подробностей моей жизни, сказал мне, что у меня есть духовный покровитель, и указал мне на владыку Иоанна, которому молюсь, присутствие которого ощущаю рядом,особенно когда я дома одна. Я прошу заступничества его перед Господом о моих детях и внуках и о тех, кто нуждается в этом заступничестве. Спасибо тебе, Владыка, за все и прости. Все испытания я перенесла со смирением: без денег, без одежды, без Церкви. Затем начались болезни, хроническая усталость, многочисленные операции, инфаркт, гипертония, болеющие дети. Дети тоже пришли в Церковь. Дети настояли на нашем венчании. Мужу было 73 года; а мне 61. Сейчас мне легче переносить невзгоды, потому что мы все с Господом и потому, что у меня есть духовный покровитель, святитель Иоанн чудотворец. Владыка Иоанн, моли Бога о нас! Мне кажется, что я живу, так как ещё не засвидетельствовала о тебе, потому и согласилась рассказать все для Фонда Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца. Это произошло, когда я хотела узнать через Фонд, есть ли храм в России, где можно помолиться владыке Иоанну. Чудесным образом продолжаю жить и быстро справляюсь с послеоперационными болезнями. Всего операций было семь. Последняя онкологическая. Главные испытания перенесла моя старшая дочь. Все дети пришли к вере, и всех я учу молиться святителю Иоанну и молю о его заступничестве за них.


Новый сборник чудес святителя Иоанна

Подготовлен к изданию новый сборник чудес святителя Иоанна и неопубликованных ранее свидетельств "шанхайцев". Фонд Иоанна Чудотворца просит помощи в издании этой книги:

  1. Помощь в издании:
    а) Средства на ее издание;
    б) или издание книги в каком-нибудь издательстве за счет издательства.
  2. Помощь верстальщика
тел.: +7-095-680-1280

Соборные молитвы
ко Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому и ко
Святым Царственным Мученикам: Благоверному Царю Николаю, Благоверной Царице Александре, Благоверному Царевичу Алексию, Благоверным Царевнам Ольге, Татиане, Марии и Анастасии

     Фонд имеет пастырское благословение на чтение акафистов и канонов Святым Царственным Мученикам и на публикацию расписания для друзей Фонда и желающих помолиться у себя дома. После Светлой Седмицы мы продолжим почти каждый понедельник читать акафисты поочередно каждому из Святых Царственных Мучеников. Для желающих прислать записки просьба делать это в действительной нужде и если Вы будете молиться вместе с нами. Перед Страстной Седмицей мы опубликуем дату чтения следующего акафиста.

     Мы рады получить любую информацию о соборных молитвах ко Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому Чудотворцу и Святым Царственным Мученикам и Страстотерпцам.

Русский храм на чужбине

"Шкатулки" Третьего Рима

     В центре славного итальянского города Флоренция рядом с набережной под вековыми деревьями, так же в сени зеленых крон высится в два этажа великолепнейший русский православный храм в честь Рождества Христова и во имя Святителя Николая Чудотворца. Его контуры белоснежны, а с куполов в чешуе разноцветной майолики светят золотом кресты над полумесяцами. Купола, пилястры, стены обильно изукрашены керамикой, в кокошниках мозаикой выложены изображения серафимов, на южной и северной сторонах - образы первоверховных апостолов Петра и Павла.

     Ворота и ограда этой церкви узорны кованым железом, а станете подниматься по ступенькам к ее арочному входу, подивитесь красоте мозаично изображенной иконы "Богоматерь Знамение" в обрамлении лилий. Врата главного входа в храм отделаны художественной резьбой по ореховому дереву, дверные рельефы изображают 22 события Священной истории - от сотворения мира до вавилонского пленения...

     Таков один из чудесных русских храмов на чужбине. Они словно драгоценными шкатулками самоцветно рассыпаны по всему миру - златоглавая каменная летопись нашего Отечества, по полному праву прозывавшегося Святой Русью.

     Началась их история с "походных" храмов, которые со священником и даже с хором певчих снаряжались в посольские экспедиции в допетровскую эпоху, когда Россия не имела постоянных представительств за границей. А первые зарубежные "домовые" храмы появились в середине XVIII века с возникновением постоянной русской дипломатической службы. Дипломатам, сотрудникам, их семьям выделяли Церковное помещение при посольствах, располагающихся в основном в Европе.

     С закладкой и ростом железнодорожной сети в Европе во второй половине XIX века здесь возросла армия русских путешественников, деловых визитеров и отдыхающих на курортах; также увеличили приток сюда династические связи Дома Романовых с королевствами, княжествами, герцогствами. Российские посольские домовые храмы перестали вмещать на богослужениях всех желающих православных. Постройка своих церквей была необходима не только для полноценного оправления треб, но и для отпевания умерших, число которых росло из больных и пожилых, прибывающих полечиться, например, "на водах".

     Русские храмы, высящиеся по миру, можно разделить на три группы. Прежде всего, это церкви, построенные до 1917 года нашими Царями, иными членами правящей династии, аристократией, за счет вкладов деньгами или утварью других людей, имена которых знала вся Россия. Это самые прекрасные "шкатулки" из материалов "на века" выдающихся архитекторов того времени, расписанные и украшенные такого же класса иконописцами и художниками Отечества. Священный Синод Русской Православной Церкви бдительно наблюдал, чтобы каждый заграничный храм был лучшим образчиком церковного зодчества, без синодального одобрения ни одна их стройка не затевалась.

     Поэтому-же мне интересно показать и вторую группу наших церквей за рубежом, созданных соотечественниками в период Второй мировой войны. А третья часть русских храмов за границей воздвигалась уже после нее, и не прекращается эта церковная Божья стройка поныне.

     Я начал с русских "шкатулок" на земле Италийской, потому что здесь когда-то в сердце Римской Империи продолжило свое рождение христианство, и флорентийский православный храм связан с этим как бы Рождественски. Кроме того, именно во Флоренции из-за унии Флорентийского собора словно бы родилась идея "Москвы - Третьего Рима", и это символично в пенатах Первого Рима.

     Посвящение православного храма во Флоренции Рождеству Христову связано с его непосредственной преемственностью от первой русской "походной" церкви, появившейся во Флоренции в конце XVIII века, а главное - тоже с "походным" храмом в честь Рождества Христова - Государя Императора Александра Первого. В 1814 году во Флоренцию, в Центральную Италию, передали эту церковь, сопровождавшую Государя Александра I в его передвижениях во время наполеоновских войн. Также посвящение "походного" Императорского храма Рождеству Христову, под тенетами которого "бивуачно" служил царский священник, скорее всего, связалось с тем, что Россия именно в Рождество праздновала изгнание из страны "двенадцати языков" многоплеменного воинства Наполеона- как считалось, одного из предтеч антихриста.

     Старший сын Императора Павла Первого Государь Александр, не случайно позже прозванный Благословенным, 24-летним вступил на престол в 1801 году после убийства заговорщиками его отца, который, по словам Н. М. Карамзина, "пронесся грозным метеором" над Россией. Александр Павлович после принятия короны, в отличие от батюшки, раздавшего в день его коронации 82 тысячи крепостных душ, сказал одному из сановных ожидателей таких же даров: - Большая часть крестьян в России рабы, считаю лишним распространяться об уничтожении человечества и о несчастии подобного состояния. Я дал обет не увеличивать числа их и поэтому взял за правило не раздавать крестьян в собственность.

Владимир Черкасов-Георгиевский

Книга воспоминаний "шанхайца"

Николая Цепилова

Из детства

Свое детство я помню отдельными картинками. Только самые замечательные события остались в моей памяти. Помню, как однажды приехал отец из командировки в Шанхай и привез мне игрушечный барабан. Он был тяжелым, потому что был полон различных конфет. Помню мать, она лежала на подушках в больнице и улыбалась мне. В этот день, а точнее ночью, меня и Лёку подняли и на рикше привезли в госпиталь к матери. Запомнился проливной дождь, который шуршал по брезентовой крыше рикши, когда ехали к матери в больницу. Помню, как с Нилой лежали в постели после падения с качели в санатории. Сколько мне было тогда лет?

Мой отец - Федор Тарасович работал на КВЖД инженером. Мать с многодетным семейством распоряжалась дома. Каждому было дано определенное поручение по дому.

Никого не обошли. Кому что, а Лизе поручили нянчиться со мной. Мне доверили регулярно и добросовестно, утилизировать манную кашу и пить молоко. Судя по фотографии я с поручением справлялся неплохо. Но вот политические события в Харбине, вынудили резко изменить жизнь семьи. Родители не спросясь моего согласия, в 1930 году переехали в город Шанхай. Где все основательно устроились. Началась наша шанхайская жизнь, о которой я расскажу чуть позже.

Как выяснилось, потом, Валя была старше меня на двадцать шесть лет, а с братом у нас была разница в возрасте двадцать лет. Я знаю только четырех своих сестер Валю Лизу Ангелину, Марианилу и одного брата Аркадия. Вообще же Валя утверждала, что я у матери был пятнадцатым ребенком. Кто и где были другие я не знал. Догадываюсь, что вероятно не последнюю роль сыграли пережитые войны. Русская - японская война, германская, то есть первая мировая война не обошли наш дом.

И так. По воспоминаниям Валентины. Я родился в 1928 году, где-то примерно в конце ноября. Поэтому то меня назвали в честь зимнего Николы. Меня не беспокоили ни мои года, ни мой возраст. Для меня было куда важней знать, что я прихожусь Лёке дядей, и что я старше его, хотя считали нас одногодками. Вероятно потому, что ростом мы были одинаковы. Лёка был сыном Валентины и родился 30 марта 1929 года. Это достоверно, так как у Леки было свидетельство о рождении, и при нем была его родная мать. А я без метрик и без родителей. Жил то у брата, а то у сестры Вали. Брат учился в Харбинском политехническом институте ХПИ. Жил на зарабатываемые деньги, которые получал за доставку харбинских газет, он развозил их утром и вечером подписчикам. Валя была уже замужем и жила со своей семьей, с сыном Алексеем (его все звали Лёкой) и мужем Сергеем - донским казаком.

Мы росли мальчишками, и ни чем особенно не отличались от прочих мальчишек. Играли в свои любимые игры: "казаки- разбойники", в лапту, любили гонять мяч, футбол, волейбол. Ну, во что могут играть мальчишки? Только мне повезло меньше, чем моему племяннику. В четыре года я упал с качелей, и это ограничило мои возможности в подвижных играх, заставило чаще обращаться к врачам, что составляло моим родственникам не мало хлопот и массу материальных проблем.

Я не жаловался на свои беды. Добрые люди, позаботились о моем здоровье. Благодаря английским врачам братьям Дан я обрел возможность принимать участия в мальчишеских играх. В казаки-разбойники я не играл, и футбол не гонял, но зато непременно участвовал в таких играх как лапта, волейбол. Мне нравилось играть в лапту. Удивляюсь, почему современные мальчишки не имеют даже понятия об этой старинной русской игре. Она чем-то напоминает американский бейсбол, национальную игру американцев. Играют командами. Игра достаточно азартна и подвижна. Развивает глазомер, ловкость. Как только выдается свободное время, мальчишки играли в лапту во дворе. Девочки принимали участие только за редким исключением. Им бы только куклы. Между прочим, Людмила (жена брата, девичья фамилия Баженова), мы ее называли тетей Михой, рассказывала, что я тоже играл в куклы. Глядя на то, как я укладывал куклу спать, стало ясно, как Лиза укладывает меня спать. Лизе было поручено следить за мной и нянчить меня, как младшего. В семье было заведено: старшие занимаются младшими. Вот Лиза должна была укладывать меня спать. Если при этом возникали "проблемы" то она шлепала меня. Точно также поступал и я, укладывая куклу спать.

После смерти родителей в 1932 году остался жить у старшей сестры Валентины. Жил вместе с ее сыном Лекой. Дяде Коле (т.е. мне) тогда было 4 года, а племяннику 3 года и 7 месяцев. Ростом были одинаковы, но все равно дядя был старше и это было для меня очень важно. Жили на "Route Vallon" (Валон терас). Сестра и ее муж работали, так что нас частенько оставляли хозяйничать самостоятельно. Нам очень хотелось заняться полезным делом. И вот предстал случай- есть краска, есть скамейка можно заняться полезным делом. Но в итоге взрослые не оценили наших благих намерений и решили, что хватит этой детской инициативы.

Воскресенье 

21.НЕДЕЛЯ КРЕСТОПОКЛОННАЯ
Преподобнаго Иакова, епископа, исповедника (VIII-IX).
Святителя Кирилла, епископа Катанскаго (I—II). Святителя Фомы, патриарха Константинопольскаго (1610).

Понедельник 

22. Священномученика Василия, пресвитера Анкирскаго (362—363).
Мученицы Дросиды, дщери царя Траяна (I—II ). Преподобнаго Исаакия Далматскаго (IV).

Вторник 

23. Преподобномученика Никона епископа и 199 учеников его (251).
Преподобнаго Никона, игумена Киево-Печерскаго (1088). Мучеников Филита, Лидии, жены его Македона, Феопрепия, Кронида и Амфилохия (117—138). Святаго мученика Василия Мангазейскаго. (1602).

Среда 

24. Предпразднство Благовещения Пресвятыя Богородицы.
Преподобнаго Захарии. Святителя Артемия, епископа Солунскаго.
Преподобнаго Захарии, постника Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII—XIV). Мучеников Стефана и Петра Казанских (1552). Святителя Артемона, епископа Селевкийскаго (I—II). Преподобнаго Иакова исповедника (VIII—IX). Преподобнаго Захарии монаха.
Иконы Божия Матери, именуемыя «Тучная Гора».

Четверг 

25. БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТЫЯ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЯ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ.
Величание: Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
На утрени прокимен, гл. 4: Благовестите день от дне спасение Бога нашего.
Стих: Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля.
Припев на 9-й песни канона: Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу.
Иконы Благовещения Божия Матери (XVI).

Пятница 

26. Собор Архангела Гавриила.
Священномученика Иринея, епископа Сирмийскаго (304). Мучеников Вафусия и Верка, пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мучениц: Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфския, и Дуклиды (ок. 375). Преподобнаго Малха Сирийскаго (IV). Преподобнаго Василия Новаго (X).

Суббота 

27. Святыя мученицы Матроны, иже в Солуне (III—IV).
Мучеников Мануила и Феодосия (304). Преподобнаго Иоанна прозорливаго, Египетскаго (394—395).

 

О Фонде История проектов Фонда Обсудить на православном форуме Архив рассылки
Ждем Ваши вопросы и предложения по адресу info@adamovka.ru
Фонд Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца

Москва, Россия
Russian France Deutch Italian English Netherlands Chinese



Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.orthodoxworld
Отписаться

В избранное