Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вайшнавские новости...

  Все выпуски  

Вайшнавские новости... Fwd: психологические эксперименты



[Text 681313 from CIS]

Взято из рассылки "Школа своего Тела" от 11.05.2007

Наше поведение управляется внешними событиями, а не нашими установками.

Психологами было проведено множество исследований на эту тему. С некоторыми
из них я сейчас Вас познакомлю.

Первое исследование было проведено более 70 лет назад в США. В то время, в
начале 1930-ых, в США господствовали расовые предрассудки в отношении
"цветного" населения - азиатов, латиноамериканцев и африканцев считали
людьми второго сорта и не пускали в общественные туалеты, рестораны,
гостиницы.

В 1934 году психолог Ричард Лапьер отправил 128 владельцам гостиниц и
ресторанов письмо с вопросом: "Согласитесь ли Вы принять в своем заведении
китайцев?"

Более 90% владельцев ответило категоричным: "Нет!".

Вот после этого ответа Лапьер и провел свой эксперимент - в каждую из этих
гостиниц и ресторанов по его просьбе приезжала молодая хорошо одетая
супружеская китайская пара. Из 128 владельцев, лишь один отказал им в
обслуживании. Все остальные обслужили их как обычных клиентов.

Вывод, который сделал Лапьер, однозначен: установки владельцев ресторанов,
касающиеся лиц китайского происхождения, никак не повлияли на их реальное
поведение.

Второе исследование провели так же в США, но уже с участием юных
семинаристов.

В Библии есть притча про "доброго самаритянина" (Лк 10:30-35), суть которой
в следующем: на одного человека напали разбойники, ограбили и жестоко
избили. Мимо этого человека прошли два священника, но ни один из них не
помогли ему, а проезжал самаритянин, остановился, посадил человека на своего
осла, довез до гостиницы и позаботился о нем. Смысл притчи в том, что
самаритянин оказался милосерднее и ближе к Богу, чем священники.

Ученые-психологи говорили студенту Пристонской духовной семинарии: "Вам
предстоит прочесть проповедь о "добром самаритянине", но поторопитесь, вы
опаздываете, ваши слушатели уже давно ждут".

По дороге к месту, где предполагалось прочтение проповеди, на встречу
семинаристу шел человек (это был специально подготовленный актер), который
вдруг хватался за сердце, падал на землю, начинал громко стонать и кашлять.

Эксперимент проводился многократно, с различными студентами, но ученые были
поражены реакцией студентов.

90% семинаристов, практически уже священников, идущих прочесть проповедь о
"добром самаритянине", не останавливались, чтобы помочь человеку,
нуждающемуся в помощи!

Почему они проходили мимо? Конечно, у каждого из них был потом готов ответ
на этот вопрос. Они говорили, что не компетентны в оказании медицинской
помощи, что они опаздывали, что их ждут люди, и заставлять их еще ждать -
неприлично... Как мы понимаем, оправдание сразу же нашлось.

Вывод исследователей был однозначен: поведение человека определяется не тем,
что составляет его взгляды и мировоззрение, а эмоциями, возникшими под
влиянием текущей ситуации. Иначе говоря, внешним окружением.

Третий классический эксперимент провел Стэнли Милграм в конце 1960-ых годов.

Набрали группу добровольцев, которые якобы будут помогать в тренировке
памяти другого человека. Этого другого человека изображал актер, о чем
испытуемые, конечно, не знали. Задача, которую ставили перед испытуемыми,
проста: нажимать на рубильник, чтобы человек (актер), допустив ошибку,
получал удар током. Сила тока в эксперименте будет последовательно
увеличиваться при каждом ударе от 12 вольт до 450 вольт (напомню, что это в
два раза больше, чем в наших бытовых розетках - 220 вольт) - практически
смертельное напряжение.

Перед началом эксперимента ученые предположили, что до последней градации
рубильника дойдут только психически ненормальные люди, т.е. примерно 1%
испытуемых, так называемые "клинические садисты", а большинство людей
откажется принимать участие в опыте, как только увидят, что своим действием
причиняют реальную боль другому человеку.

Но вот эксперимент начался. Актер получает какие-то задания и время от
времени делает в них ошибки. В этот момент руководитель эксперимента,
представленный испытуемому, как крупный ученый, дает команду испытуемому
нажать на рубильник. Сила тока с каждой ошибкой возрастает, и актер умело
отыгрывает свою роль. На пятом ударе тока (75 вольт) он начинает стонать от
боли, на ударе в 150 вольт - умолять остановить эксперимент, на ударе в 180
вольт кричать, что больше не в силах терпеть боль. Потом он начинает биться
головой о стену, потом падает с кресла и затихает. Все выглядит очень
естественно и испытуемый испытывает жесточайший кризис - с одной стороны его
сознание требует отказаться участвовать в этом бесчеловечном эксперименте,
но каждый раз спокойный голос руководителя эксперимента требует продолжить
нажимать на рубильник.

В итоге, 62% испытуемых довели эксперимент до конца, нажимая на рубильник,
даже тогда, когда человек лежал бездыханным на полу. Давление со стороны
авторитета, подсознательный страх перед авторитетом оказались намного
сильнее всех доводов разума.

Эксперимент повторялся многократно в разных странах и при разных условиях,
но результат оставался тем же самым - поразительно большой процент людей
готовы причинять боль другим людям, проявляя послушание по отношению к тем,
кто наделен властью.

Причем, что удивительно, исследователи неоднократно опрашивали студентов,
сидящих на их лекциях в аудитории, - "готовы ли они дойти до удара 450
вольт?". Как рассказывает доктор Эллиот Аронсон, проводивший эти опросы,
студента всегда в один голос заявляли, что они не настолько жестоки и ни при
каких условиях не дошли бы до последней кнопки рубильника.

И только однажды на его опросах поднялась рука - всего один из многих
десятков тысяч его студентов признался, что это вполне возможно. Им оказался
ветеран вьетнамской войны, который уже побывал в подобных ситуациях и знал,
что власть авторитета очень велика.

Итак, вывод, которые сделали психологи из этого эксперимента, такой: то, что
мы думаем о себе и какие установки имеем - очень мало влияет на наше
поведение. Сознание человека отступает под давлением авторитета и ситуации.

В избранное