Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вайшнавские новости...

  Все выпуски  

Вайшнавские новости и не только... Духовное посвящение, карма, гуру и ученики


Информационный Канал Subscribe.Ru

Глава первая из книги "Plain Vanilla".
Все права на эту книгу принадлежат издательству "Lal Publishing" 
Lal@pamho.net



Духовное посвящение, карма, гуру и ученики
в свете наставлений Шрилы Прабхупады.

Друтакарма даса



В наши дни, когда вокруг витает столько идей относительно гуру, учеников, духовного
посвящения и кармы, членам ИСККОН необходимо очень четко осознавать, что Шрила
Прабхупада говорил по этому поводу. Шрила Прабхупада, будучи ачарьей-основателем
ИСККОН, является главным источником наставлений для всех его членов.
Одно из таких мнений - то, что духовный учитель "никогда" не принимает на себя
карму ученика. 
Берет ли духовный учитель карму ученика? Шрила Прабхупада обращался к этому вопросу
множество раз, всегда утверждая, что духовный учитель действительно принимает
на себя карму ученика.
Его слова находят многократное подтверждение в шастрах. Например, в "Хари-бхакти-виласе"
( 1.70) говорится:

раджи чатматйайа дошах
патни-папам сва-бхартари
татха шишйартджитам папам
гурух прапноти нишчита

"За ошибки советника несет ответственность король, а грехи жены падают на ее
мужа. Подобно этому, духовный учитель принимает на себя грехи своего ученика.
Это не подлежит сомнению."
Мы встречаем множество наставлений Шрилы Прабхупады, подтверждающих данный принцип,
провозглашенный в шастрах. Подобные утверждения можно встретить в его книгах,
письмах и беседах. Сначала рассмотрим наставления, почерпнутые из его книг.


"Духовный учитель… сжигает все греховные реакции ученика"

"Подобно этому, представитель Кришны, Его внешнее проявление, несет живым существам
милость Верховной Личности Бога, давая ученикам духовное посвящение, поэтому
он тоже принимает на себя все последствия прошлой греховной деятельности своих
учеников. И если ученик следует указаниям духовного учителя, он всегда остается
чистым и материальная скверна не может коснуться его. Шри Чайтанья Махапрабху
в этой связи говорил, что духовному учителю, который действует как представитель
Кришны, приходится брать на себя грехи своего ученика. Нередко духовный учитель
идет на риск, принимая слишком много чужих грехов, из-за чего ему приходится
испытывать те или иные страдания. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху рекомендовал
духовным учителям не принимать много учеников" ("Шримад-Бхагаватам" 4.21.31,
комм.)


"Духовный учитель … естественным образом принимает на себя результаты греховных
поступков ученика"

"Господь Чайтанья говорит: баху-шишья на кариба: "Духовный учитель не должен
принимать большое количество учеников"". Шрила Прабхупада объясняет это следующим
образом: "Тому, кто не является проповедником, очень опасно иметь большое количество
последователей и учеников. По мнению Шрилы Дживы Госвами, 
проповедник должен принимать большое количество учеников для того, чтобы распространять
движение Шри Чайтаньи Махапрабху. Опасность заключается в том, что когда духовный
учитель принимает ученика, он естественным образом берет на себя результаты его
греховных поступков. Если духовный учитель не достаточно могущественен, он не
сможет сжечь все греховные реакции ученика. Таким образом, если он не обладает
достаточной духовной силой, он будет страдать от последствий кармы ученика. Поэтому
шастры запрещают принимать большое количество учеников". ("Чайтанья-чаритамрита"
Мадхья-лила 22.118, стих и комментарий к нему).


"Ему приходится видеть дурные сны"

"Иногда преданный принимает в ученики греховную личность. В результате того,
что он берет на себя его греховные реакции, ему приходится видеть дурные сны.
Тем не менее, духовный учитель так милостив, что ради спасения жертв Кали-юги
принимает на себя эти беспокойства. Поэтому, получив духовное посвящение, ученик
должен очень тщательно избегать любых греховных поступков, которые могут стать
источником проблем для него и его духовного учителя. Перед Божествами, жертвенным
огнем, духовным учителем и вайшнавами ученик искренне обещает воздерживаться
от греховных поступков. Поэтому и впредь он должен избегать греховных поступков,
которые могут доставить беспокойство ему и его духовному учителю. ("Шримад-Бхагаватам"
8.4.15, комм.)


"Духовному учителю … иногда приходится страдать -
если не полностью, то частично"

"Верховная Личность Бога может принять на себя любое количество греховных реакций
и нейтрализовать их, поскольку Он - павитра, чистый подобно солнцу, которое не
способна осквернить никакая грязь этого мира. Теджийасам на дошайа вахнех самабхуджо
йатха ("Шримад-Бхагаватам" 10.33.29) Могущественная личность не подвластна влиянию
никаких греховных поступков. Однако мы видим, что мать Ганга боится грехов всех
тех людей, которые совершают омовение в ее водах. Это является подтверждением
того, что лишь Верховная Личность Бога способна нейтрализовать последствия греховных
поступков. Иногда, после принятия ученика, духовному учителю приходится нести
ответственность за его прошлые греховные поступки и, если карма слишком тяжела,
даже страдать - если не полностью, то частично - из-за греховных поступков своего
ученика. Поэтому любой ученик, получив посвящение, должен тщательно избегать
греховных поступков. Духовный учитель настолько добр, что соглашается принять
ученика и частично страдать за его греховные поступки, однако Кришна, проявляя
Свою милость по отношению к Своему слуге, погруженному в распространение Его
славы, нейтрализует последствия грехов его ученика. Даже мать Ганга испугалась
последствий греховных поступков людей и пожелала узнать, каким образом она сможет
нейтрализовать их." ("Шримад-Бхагаватам" 9.9.5, комм.)


Похожее утверждение встречается в письме Шрилы Прабхупады к его ученику Шачисуте
Дасу, датированном 19 сентября 1969 года:
"Ты пишешь о том, что чувствуешь мою защиту. Это происходит естественным образом,
когда Духовный Учитель принимает кого-то своим учеником. В "Бхагавад-гите" Кришна
говорит о том, что берет на себя ответственность за предавшуюся Ему душу, более
того, Господь Кришна защищает преданного от всех послествий его греховных поступков,
совершенных в прошлом. Подобным образом, когда Духовный Учитель принимает ученика,
искренне предавшегося ему, его обязанностью является принять на себя реакции
его греховных поступков. Это - важная обязанность Духовного Учителя. Поэтому
мы должны быть очень осторожными и впредь избегать греховных действий, чтобы
не доставлять беспокойств нашему Духовному Учителю. Конечно же, тот, кто присоединился
к Движению Сознания Кришны, не может намеренно совершить греха. Однако мы все-таки
должны всегда быть начеку и остерегаться подобных действий. Иногда мы слышим
о том, как люди ходят в церковь для того, чтобы покаяться в совершенных грехах,
но как только выходят из нее, начинают все сначала. Это подобно купанию слона,
который, выйдя из воды, вновь поливает себя грязью. Мы не должны уподобляться
им. Господь Чайтанья принял Джагая и Мадхая на том условии, что они не будут
больше грешить. Поэтому наши ученики должны тщательным образом избегать нарушения
четырех принципов и строго следовать процессу воспевания".

В своей беседе с Бобом Коеном, которая была опубликована в книге "Совершенные
вопросы, совершенные ответы", Шрила Прабхупада подробно объясняет, каким образом
духовный учитель принимает на себя карму ученика (27 февраля 1972г. Маяпур).
В ней говорится, что даже такой могущественный духовный учитель, как Шрила Прабхупада,
иногда вынужден страдать из-за греховных поступков ученика. 

Шьямасундара: … Вы сказали, что иногда чувствуете боль и недомогание из-за греховных
поступков преданных. Это… Возможно, иногда это может явиться причиной болезни?


Прабхупада: Кришна говорит: ахам твам сарвапапебхйо мокшайишйами. Кришна настолько
могуществен, что может в один момент принять на себя грехи других и уничтожить
их. Но когда живое существо играет роль представителя Кришны, оно также берет
на себя ответственность за греховные поступки своих учеников. Поэтому быть гуру
нелегко. Понимаешь? Он должен вобрать в себя и поглотить весь этот яд. И, поскольку
он не Кришна, иногда ему приходится страдать. Поэтому Чайтанья Махапрабху предупреждает:
"Не принимай много учеников". Но для расширения миссии проповеди мы должны принимать
много учеников. Мы добровольно принимаем на себя эти страдания. Однако это реальность.
Духовному учителю приходится брать на себя ответственность за греховные поступки
своих учеников. Поэтому принимать большое количество учеников весьма рискованно,
если только гуру не обладает способностью нейтрализовать все эти грехи. (Пауза)
… патитанам паванебхйо. Он берет на себя ответственность за спасение всех падших
душ. Это… Эта идея также прослеживается в Библии. Например, Иисус Христос принял
на себя последствия греховных поступков людей, пожертвовав своей жизнью. Это
- ответственность духовного учителя, поскольку он является представителем Кришны.
Кришна принимает на себя всю ответственность. Кришна это Кришна, апапа-виддхам.
Никакие последствия греховных поступков не могут коснуться Его. Однако это иногда
может произойти с живым существом, поскольку оно очень мало. Большой огонь и
маленький огонь. Если вы положите в маленький костер большие дрова (смеясь),
огонь может потухнуть. Если же костер большой, что бы вы ни клали в него, все
сгорит. До тла. Большой огонь способен поглотить все, что угодно.

В этой беседе Прабхупада говорит о том, что лишь Кришна может полностью избежать
последствий греховных поступков джив. Далее, в той же беседе, он вновь обсуждает
эту тему.

Прабхупада: (пауза) … [ученик] должен быть очень осторожен: "Мой духовный учитель
будет страдать за совершенные мной греховные поступки. Поэтому я не совершу ни
малейшего проступка". Это - обязанность ученика. В момент духовного посвящения
он освобождается от всех греховных реакций. Если он впредь будет совершать греховные
поступки, его духовному учителю придется страдать. Он должен понимать это: "Мой
духовный учитель будет страдать за мои грехи". (пауза) … [Если духовный учитель]
болеет, то это происходит из-за греховных поступков его учеников. Точно так,
как Иисус Христос был распят за грехи других. (пауза) … [Поэтому] шастры предупреждают:
"Не принимай много учеников". Но мы все же делаем это, ради проповеди. Ничего,
пусть мы страдаем, но мы будем принимать учеников. (пауза) … Твой вопрос заключался
в том, вызваны ли мои страдания проступками, совершенными мною в прошлом, не
так ли?
Боб: Да, да.
Прабхупада: Да, это действительно мой проступок - что я принимаю недостойных
учеников. Это мой проступок.
Боб: Это происходит случайно?
Прабхупада: Да, это происходит и будет происходить, потому что мы принимаем так
много учеников. Однако обязанность ученика - быть осторожным: "Мой духовный учитель
спас меня. Я не должен вновь доставлять ему страданий". (пауза) …Когда духовный
учитель страдает, Кришна приходит ему на помощь. Кришна думает: "О, он принял
на себя тяжелую ответственность за спасение падших". Итак, Кришна приходит на
помощь. Каунтея пратиджанихи на ме бхактах пранашйяти. Поскольку духовный учитель
рискует ради Кришны. 
Боб: Значит, Ваши страдания - это совсем не то, что испытывают другие люди…
Прабхупада: Нет, они не обусловлены кармой. Эти страдания нужны для того, чтобы
ученики задумались: "мой духовный учитель страдает из-за моих грехов". (пауза)
Боб: … Вы сейчас себя хорошо чувствуете…
Прабхупада: Я всегда себя хорошо чувствую, (пауза) … в том смысле, что даже если
я страдаю, я знаю, что Кришна защитит меня. Но причиной моих страданий не являются
прошлые греховные поступки. (Пауза)

Вопрос о том, каким образом гуру принимает на себя карму ученика, был также затронут
во время утренней прогулки в Лос-Анджелесе, 17 декабря 1973 года.

Праджапати даса: Шрила Прабхупада, это правда, что иногда духовному учителю приходится
страдать из-за греховных поступков своих учеников?
Прабхупада: Да, подобно телесным страданиям, инфекции. Духовный учитель принимает
на себя эту инфекцию. Когда инфекция действует на тело, мы испытываем страдания.
Кришна говорит: "Вся греховные реакции того, кто предался Мне…" Духовный учитель
- представитель Кришны. Ему также приходится принимать эту карму. (Пауза) … шастры
не рекомендуют принимать много учеников. Но ради проповеди нам приходится делать
это. 

Вопрос о том, каким образом гуру принимает на себя карму ученика, также обсуждался
во время беседы, происходившей 16 апреля 1977 года в Бомбее. Шрила Прабхупада
снова утверждает, что когда его ученики нарушают принципы, это "отражается" на
нем. Он говорит, что духовному учителю приходится "принимать на себя последствия
греховной деятельности" такого ученика.

Прабхупада: Быть духовным учителем нелегко. Да. Когда кармы слишком много, тебе
приходится страдать.
Тамал Кришна Госвами: Кришна переносит греховную карму ученика на его духовного
учителя.
Прабхупада: Да.

Прабхупада продолжает объяснять, что духовный учитель это не Кришна: "Это факт,
что Кришна является Верховной Личностью Бога. Он может нейтрализовать все грехи.
Но я не Бог. Когда кармы слишком много, мне приходится страдать." Затем Шрила
Прабхупада говорит, что ученик должен быть очень осторожен и тщательно избегать
греховных поступков, понимая, что его духовному учителю придется страдать. "Таков
настоящий джентльмен", - говорит Шрила Прабхупада.

В некоторых кругах преданных существует мнение, будто бы утверждение о том, что
духовный учитель забирает карму ученика относится только ко второй инициации.
Некоторые гуру, очевидно, не придают слишком большого значения первой инициации
и не требуют многого от своих учеников. Но это не относится к Шриле Прабхупаде.
В своем письме к Джадурани даси (датированным 4 сентября 1972 года), Шрила Прабхупада
ясно говорит о том, что духовный учитель принимает карму ученика уже после первой
инициации.

"Что касается твоих вопросов, то вторая инициация является основной. Первая инициация
является предварительной, просто чтобы подготовить преданного - как среднее и
высшее образование. Первая инициация дает ему шанс очиститься. Когда он очистился,
его признают брахманом. Это и есть инициация в истинном смысле этого слова. Вечная
связь между учеником и духовным учителем образуется с начала принятия учеником
наставлений гуру. Например, мой духовный учитель. В 1922 году, во время нашей
первой встречи, он сказал: вы - образованные молодые люди, почему бы вам не проповедовать?
Это было начало, сейчас его желание начинает осуществляться. Поэтому наши отношения
начались с того самого дня… Духовный учитель забирает карму ученика во время
первой инициации. Я даю инициацию очень легко, но что же поделать? Я готов идти
в ад ради миссии Господа Чайтаньи".


Ссылаясь на это письмо, некоторые преданные пытаются принизить значение первой
инициации. Однако во время беседы, происходившей 13 августа 1973 года в Париже,
Шрила Прабхупада говорит: "По мере воспевания Харе Кришна маха-мантры, по мере
выполнения преданного служения преданный постепенно очищается. Тогда он получает
вторую инициацию. Гаятри. Мантру Гаятри. Однако, по словам Дживы Госвами, первого
посвящения достаточно. Тем не менее для того, чтобы дать преданному возможность
очиститься еще больше, ему дают второе посвящение, мантру Гаятри". Здесь Шрила
Прабхупада, по всей вероятности, ссылается на "Крама Сандарбху" - комментарий
Дживы Госвами к "Шримад-Бхагаватам" (7.5.23), в котором говорится: мантра-дикшадйа
апекша: "В действительности, вайшнавы-бхагаваты не нуждаются в в панчаратрика-мантра-дикше
[посвящении в мантру Гаятри]". Тем не менее, в этот век Кали мантра Гаятри дается
для того, чтобы преданные могли совершать поклонение Божествам в храме.


В своей "Хари-нама-чинтамани" Бхактивинода Тхакур объясняет взаимосвязь между
посвящением в наму (воспевание мантры Харе Кришна) и мантру (воспевание мантры
Гаятри): "Нама-гуру раскрывает ученику наставления шастр и эзотерическую природу
святого имени. Он посвящает ученика в мантру святого имени. Дикша-гуру обычно
является нама-гуру, а дикша-мантра - святым именем. Мантра [гаятри-мантра] теряет
свой смысл и цель, если ее отделить от святого имени. Воспевающий святое имя
Господа автоматически воспевает мантру [Гаятри]" (стр. 54 в издании Сарвабхаумы
даса адхикари).


Также Бхактивинода Тхакур подтверждает, что нама-гуру, то есть гуру, дающий Харе
Кришна маха-мантру, берет на себя карму ученика, если тот совершает греховные
поступки: "Если … гуру дает посвящение двуличному притворщику, он тем самым совершает
серьезное оскорбление, за которое будет вынужден отправиться в ад. Нама-апарадхи,
совершаемые таким так называемым учеником медленно, но верно подрывают духовное
могущество гуру. В конце концов гуру приходит конец. Подобное оскорбление пагубно
сказывается как на гуру, так и на ученике. Оба они отправляются в ад" ("Хари-нама-чинтамани"
стр. 73). Далее Бхактивинода Тхакура пишет: "Если по оплошности или неопытности
дикша-гуру совершает ошибку, давая наставления и посвящение неверному, он должен
чувствовать страх и раскаяние. Он обязан публично попросить прощения у вайшнавов
и отвергнуть такого неискренного ученика, отрекшись от него. Если же гуру не
сделает этого, его постепенно одолеют грех и иллюзия, и он оставит путь преданного
служения" (стр.73). Слова Бхактивиноды Тхакура соответствуют утверждению Шрилы
Прабхупады о том, что гуру принимает на себя карму ученика во время первой инициации
(во время которой он дает ученику мантру Харе Кришна).


В соответствии с наставлениями Шрилы Прабхупады, первое посвящение, во время
которого ученик получает от гуру мантру Харе Кришна, является истинным и очень
серьезным. По словам Дживы Госвами, первого посвящения вполне достаточно (хотя
мантра-дикша обычно также дается для того, чтобы дать ученику возможность еще
больше очиститься). Хотя в некоторых кругах первое посвящение дается сразу же,
без требования от учеников следования каким-либо регулирующим принципам, Шрила
Прабхупада просил кандидатов в ученики в течение шести-двенадцати месяцев строго
следовать четырем регулирующим принципам (не есть мяса, не играть в азартные
игры, не принимать одурманивающих средств и не заниматься незаконным сексом),
а также ежедневно повторять шестнадцать кругов, пытаясь избегать десяти оскорблений
святого имени. Очевидно, он считал первую инициацию истинной. Прабхупада вполне
ясно сказал, что духовный учитель (то есть он сам и духовные учителя, следующие
его примеру и учению), принимают карму ученика во время первого посвящения. 












Глава вторая из книги "Plain Vanilla".
Все права на эту книгу принадлежат издательству "Lal Publishing" 
Lal@pamho.net



Шрила Прабхупада как он есть

Сатсварупа даса Госвами



Со 'хам катхам ну висридже тава бхритйа-севам: "Как могу я оставить служение
своему духовному учителю, благодаря милости которого я обрел возможность сейчас
лицом к лицу лицезретьТебя?" ("Шримад-Бхагаватам" 7.9.28, комм.)


Прахлада Махараджа произнес эти слова после того, как Господь Нрисимхадева убил
его отца. Когда попытки полубогов умиротворить Господа не увенчались успехом,
Господь Брахма обратился к Прахладе с просьбой вознести Ему свои молитвы. При
виде распростертого в поклоне Прахлады, гнев Господа Нрисимхадева сразу же улетучился.
Он протянул свою руку и, подняв Прахладу, усадил его к себе на колени и положил
свою лотосную ладонь ему на голову. В тот же миг вся материальная скверна покинула
Прахладу, и он обрел способность вознести эти прекрасные молитвы. В своих молитвах
Прахлада произносит эти слова (которые цитирует Шрила Прабхупада в своем комментарии),
признавая, что обрел возможность получить даршан Господа не по своей преданности,
но благодаря наставлениям и милости своего духовного учителя.


Прахлада Махараджа не был учеником "некоего" гуру, он не был учеником "гуру-принципа".
Нет, он был учеником определенной личности, Шри Нарады Муни, и именно ему он
выражал свою благодарность. Что дал ему его гуру? Возможность лицезреть Господа
лицом к лицу. 
Я также не являюсь учеником некоего гуру. Я - ученик Его Божественной Милости
Бхактиведанты Свами Прабхупады, того, кому его духовный учитель поручил нести
мантру Харе Кришна людям Запада. В нашей линии были и другие Прабхупады - так
называли Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура и Шрилу Рупу Госвами их ученики
и последователи. Но мой Прабхупада - ученик Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.
Мой Прабхупада в 1965-ом году пересек океан и принес нам Кришну. Мой Прабхупада
перевел и написал комментарии ко многим книгам, таким как "Шримад-Бхагаватам"
Вьясадевы, "Чайтанья-чаритамрита" Кришнадаса Кавираджи, "Бхакти-расамрита-синдху"
Рупы Госвами и "Бхагавад-гита". Он стал основателем общества преданных и проповеднической
миссии, благодаря чему мантру Харе Кришна сейчас повторяют в каждом городе и
деревне. 


Мой Прабхупада начал с того, что, будучи простым санньяси в Индии, мечтал совершить
духовную революцию. Он понял, что для этого потребуются книги, а именно "Шримад-Бхагаватам",
и что эти книги необходимо в большом количестве распространять по всему миру.
Много лет назад, на берегах Радха-кунды, его духовный учитель дал ему следующее
наставление: "Если у тебя когда-нибудь будут деньги, печатай книги". Медитируя
на указание своего гуру, он оставил практически всю другую миссионерскую деятельность,
чтобы уделить время и силы тому, чтобы сделать "Шримад-Бхагаватам" доступным
для тех, кто никогда не слышал о Кришна-бхакти и кого духовная жизнь интересует
мало или не интересует вообще. Именно этим людям он хотел подарить культуру бхакти,
начиная с понимания разницы между духом и материей и заканчивая объяснением трансцендентных
игр Господа Чайтаньи.


Рождение первой песни "Шримад-Бхагаватам" не было чем-то простым. Все началось
в 1960-ом году. Английский не был родным языком Прабхупады, и в то время у него
еще не было западных учеников, которые могли бы помочь подобрать правильное слово
и профинансировать издательство. Он был один - вместе с Кришной. Но Прабхупада
обладал твердой верой: "Наша попытка изложить данный вопрос соответствующим образом,
особенно на иностранным языке, несомненно, не является совершенной и грешит многими
литературными несоответствиями, несмотря на наше искреннее стремление представить
вопрос должным образом. Однако мы уверены в том, что, несмотря на все наши погрешности,
важность данной темы побудит лидеров общества серьезно отнестить к этой работе
как к честной попытке прославить Всемогущего, в чем сейчас стоит такая острая
необходимость" (Первая песнь, оригинал). Он знал, что когда дом горит, соседи
смогут понять сообщение об опасности, даже если они и не говорят на одном языке.



Затем, в июле 1962 года, Прабхупада переехал из храма Вамши-гопаладжи в храм
Радхи-Дамодары. Из одного окна он мог видеть самадхи Рупы Госвами, а из другого
- Шри Вриндаваначандру, Божество Кришны из черного мрамора, которому сотни лет
назад поклонялся Кришнадаса Кавираджа. В прошлом наши великие ачарьи - Джива
Госвами, Рупа Госвами, Нароттама даса Тхакура и Санатана Госвами - собирались
здесь, чтобы повторять святые имена, писать книги и говорить о Кришне. Это было
идеальным местом для того, чтобы работать над "Шримад-Бхагаватам".


Однако работа над книгой в умиротворенной атмосфере храма Радхи-Дамодары была
лишь началом путешествия "Шримад-Бхагаватам" в Западный мир. Книгу нужно было
еще напечатать. Коммерческие типографии не были заинтересованы в издательстве
шестидесятитомного "Шримад-Бхагаватам". Шриле Прабхупаде пришлось собирать пожертвования.
Пожертвование на издательство первого тома "Шримад-Бхагаватам" Шрила Прабхупада
получил от Ханумана Поддара, для чего ему пришлось проделать путь в 475 миль.
После этого началось издательство. Однако цена издательства книги не включала
в себя затраты на бумагу. Шриле Прабхупаде нужно было покупать ее самому. Затем,
когда гранки были готовы, Шриле Прабхупаде приходилось нести их к себе домой,
в Чиппиваду, и править. День за днем, по пути из Чиппивады в О.К.Пресс и обратно,
Шриле Прабхупаде приходилось проходить через многолюдный Чаври Базаар. Когда,
наконец, книги переплели, Прабхупада получил первые сто экзепляров "Шримад-Бхагаватам".
Их необходимо было продать - в противном случае он бы не смог выкупить оставшийся
тираж. Он продавал книги различным учреждениям - библиотекам, университетам,
школам и посольствам. Он предлагал их книжным магазинам по накладной и в течение
многих часов ходил по улицам, пытаясь продать их каждому встречному. В то же
самое время он продолжал работу над второй частью Первой Песни. Впрочем, у него
все равно не было средств для того, чтобы напечатать ее. Сначала он должен был
вернуть деньги за издательство первого тома. 


Делая все это, Шрила Прабхупада не знал о том, кто будет читать эти книги. Для
Прабхупады главным было то, что его духовный учитель дал ему указание проповедовать
на английском языке и распространять сознание Кришны в странах Запада. Он обладал
глубокой верой в слова своего гуру и потому неустанно трудился, чтобы подготовить
себя и "Шримад-Бхагаватам" к путешествию за пределы Индии. Он понимал, что, прочитав
даже одну страницу "Шримад-Бхагаватам", человек мог решить присоединиться к движению
санкиртаны Господа Чайтаньи. Он писал: "… ["Бхагаватам"] проникает в самую глубину
сердца того, кто, возможно, является материалистом. Все люди этого мира погружены
в удовлетворение чувств. Но даже такие люди найдут в этой ведической литературе
рецепт лекарства от материальной болезни".


Да, гуру - один, однако это не значит, что наш духовный учитель не является личностью.
Шрила Прабхупада был конкретным учеником Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
- конкретным человеком, который жил во Вриндаване и издавал книги для читателей,
о существовании которых он мог лишь подозревать. Шрила Прабхупада был совершенно
особым учеником, который, вместо того, чтобы в своем преклонном возрасте поселиться
во Вриндаване, писал такие слова в Предисловии ко второму тому:


"Путь деятельности ради плодов, то есть принцип: зарабатывай и наслаждайся жизнью,
являющийся распространенным девизом в наше время, кажется, коснулся и нас, хотя
мы и отреклись от мирской деятельности! Люди видят нас в городах, в правительственных
учреждениях и других общественных местах, где мы вынуждены бывать ради того,
чтобы способствовать публикации "Шримад-Бхагаватам". Они также видят нас в издательствах,
на бумажном рынке и среди переплетчиков книг, далеко от Вриндавана, и иногда
ошибочно полагают, что мы, в одеждах санньяси, погружены в ту же деятельность,
что и они!


Однако, на самом деле, между этими двумя видами деятельности лежит пропасть.
Наша деятельность направлена не на то, чтобы финансировать материальное удовлетворение
чувств. Напротив, это - наша скромная попытка прославить Господа в то время,
когда человечество так нуждается в этом.


Поэтому, даже если мы и не находимся в Гималаях, даже если мы и имеем дело с
рупиями и пайсами, все равно, мы на все сто процентов остаемся при этом слугами
Господа, будучи погружены в распространение Его славы. Несомненно, таким образом
мы выйдем из-под влияния Майи и достигнем сияющего царства Господа, чтобы лично
служить Ему в вечности, блаженстве и знании. Нам это очень хорошо известно, и
мы можем заверить наших многочисленных читателей в том, что и они могут достичь
такого же результата, просто слушая о славе Верховного Господа".

В 1965-ом году этот одинокий санньяси, этот конкретный ученик Шрилы Прабхупады
прибыл в Нью Йорк. В 1966-ом, к своей удаче, я встретил его и получил из его
рук книги, которые он написал для меня. Шрила Прабхупада и его книги превратили
меня в преданного. Они перенесли меня в совершенно иной мир, о котором я не смел
даже мечтать. В те ранние дни я всегда брал книги Шрилы Прабхупады на работу,
в Велфээр Департмент. Изо всех своих сил я старался погрузиться в новый мир,
который он создал для меня. Я выучил такие фразы как "Верховная Личность Бога",
"духовный мир" и "экстаз любви к Богу". На смену моему христианскому агностицизму
быстро пришло осознание того, что я - преданный и ученик. Мой Шрила Прабхупада
научил меня желать вернуться в духовный мир, поклоняться Радхе и Кришне и стремиться
жить во Вриндаване. Он пообещал мне, что если я буду любить его, он будет любить
меня. И он продолжал писать. Даже после того, как он покинул уютное 26-ое Секонд
Авеню, он продолжал писать. Все его последователи и я могли быть вместе с ним
через его книги. Мы праздновали появление на свет каждой книги. Тома больше не
были кирпичного цвета, переплетенными вручную - они были напечатаны по новейшей
американской технологии того времени. Они были опубликованы собственным издательством
Прабхупады - Бхактиведанта Бук Траст и являлись для нас источником жизни.


Он также учил, что мы должны принимать участие в проповеднической миссии. Он
написал эти книги для нас - но не только для нас. По его просьбе мы стали убежденными
распространителями книг, проповедниками и миссионерами. Однако с течением времени
мы допустили серьезное упущение в нашей духовной жизни. Мы настолько погрузились
в распространение книг, что забыли о том, что и нам нужно читать их. Прабхупада
однажды сказал: "В "Бхагавад-гите" есть следующий стих: нитьях шашвато йам пуранона
ханйате ханйамане шарире. Кто-нибудь из вас помнит этот стих из "Бхагавад-гиты"?
А? А, вы же не читаете книг. То есть я пишу эти книги просто для продажи, не
для чтения. Так не годится. А что, если кто-то спросит вас: "Вы так хотите продать
Ваши книги. А сами-то Вы читаете их?" Что вы ответите? "Нет, мы не читаем. Мы
только продаем. Наш Гуру Махараджа пишет, а мы - продаем." … Вы должны читать.
Зачем же я пишу столько книг? Не теряйте ни секунды. Если вы хотите добиться
успеха в сознании Кришны, не теряйте ни секунды" (лекция, Гавайи, 20 явнваря,
1974).
Наш Шрила Прабхупада был конкретной личностью, посланной Кришной для того, чтобы
спасти нас из круговорота материальной жизни, и мы не должны воспринимать его
книги как нечто само собой разумеющееся. Кроме того, мы должны понимать, что
наставления и любовь Шрилы Прабхупады присутствуют в его книгах. Читая их, мы
получаем общение нашего Прабхупады. Шрила Прабхупада не является стандартным
гуру, а его книги - стандартными шастрами. Они несут в себе особый отпечаток
его понимания философии и преданности. Мы ни в коем случае не должны воспринимать
это, как нечто само собой разумеющееся. Его книги, написанные на английском языке,
раскрывают читателю сокровенный смысл ведических писаний, которые прежде были
доступны только в Индии и лишь на санскрите. Более того: 

"Когда эта птица [попугай] клюнет своим красным клювом созревший плод, он становится
еще слаще. Зрелый и сочный плод ведического знания получен из уст Шрилы Шукадевы
Госвами, который сравнивается с попугаем не потому, что был способен пересказывать
"Бхагаватам" в точности таким, каким услышал от своего ученого отца, а за свое
умение преподнести это произведение в привлекательной для всех людей форме. 


"Шримад-Бхагаватам" преподносится устами Шрилы Шукадевы Госвами так, что любой
искренний слушатель, внимающий ему со смирением, может сразу ощутить его трансцендентный
вкус, отличающийся от извращенных вкусов материального мира. Этот созревший плод
не упал ни с того ни с сего с высшей планеты Кришналоки. Напротив, его осторожно,
бережно и не повредив опустили по цепи ученической преемственности. Недалекие
люди, не принадлежащие к цепи ученической преемственности, совершают грубые ошибки,
пытаясь постичь высочайшую трансцендентную расу, называемую танцем раса, не следуя
по стопам Шукадевы Госвами, бережно передающего этот плод по ступеням трансцендентного
осознания. Нужно быть достаточно разумным, чтобы понять величие "Шримад-Бхагаватам"
по тому, насколько бережно обращались с ним такие личности, как Шукадева Госвами.
Метод ученической преемственности школы бхагаваты предполагает, что и в будущем
нужно постигать "Шримад-Бхагаватам", случая истинного представителя Шрилы Шукадевы
Госвами…


Из вышесказанного следует, что тот, кто серьезно изучает расу, должен принять
послание "Бхагаватам" по цепи ученической преемственности, идущей от Шрилы Шукадевы
Госвами, который излагает "Бхагаватам" с самого начала, а не произвольно, желая
угодить обывателям, имеющим ничтожные познания в науке о трансцендентном. "Шримад-Бхагаватам"
преподносится так бережно, что искренний и серьезный человек может сразу же насладиться
зрелым плодом ведического знания, просто вкушая нектарный сок, исходящий из уст
Шукадевы Госвами или его истинного представителя" ("Шримад-Бхагаватам" 1.1.3,
комм.).

Шрила Прабхупада является таким истинным представителем. Он также очень осторожно
передал нам "Шримад-Бхагаватам", не идя на компромиссы никаким материальным представлениям,
для того, чтобы постепенно, шаг за шагом, вести нас в духовной жизни. Он снабдил
свои комментарии всем необходимым для того, чтобы поднять нас на высочайший духовный
уровень. 


Именно поэтому я люблю Прабхупаду таким, как он есть. В наши дни часто можно
услышать мнение, что, возможно, в своих книгах Прабхупада не дал нам всего необходимого
для того, чтобы мы могли подняться с уровня вайдхи на уровень рагануги, и что,
вероятно, есть необходимость в том, чтобы кто-то объяснил нам его книги или же
дал нам что-то еще. Я не согласен с этим. Напротив, Прабхупада "бережно передал
этот плод по ступеням трансцендентного осознания" и мы должны быть "достаточно
разумными", чтобы понять величие "Шримад-Бхагаватам" по тому, насколько "бережно"
обращались с ним такие личности, как Шрила Прабхупада.


Мы можем узнать о бхакти и всех тонкостях духовной науки в любом обществе вайшнавов,
но не везде мы сможем услышать о бхакти, как дал нам ее Шрила Прабхупада. Поскольку
мы являемся последователями Прабхупады, нам нет необходимости пропускать его
учение через фильтр учений любого другого ачарьи прошлого или настоящего. Его
учение несет нам концентрированную мудрость парампары. Читая книги Прабхупады
и ачарьев, я обнаружил, что никто из них не говорит о том, что обретение сознания
Кришны является чем-то дешевым. Прабхупада многократно повторяет о необходимости
внимательного воспевания, избавления от анартх, слушания "Шримад-Бхагаватам"
и служения миссии духовного учителя. Нигде он не упоминает о том, что мы можем
танцевать с гопи в то время, как огонь вожделения пылает в наших сердцах. Об
этом говорит не только Прабхупада, но и все наши предшествующие ачарьи, которых
он представляет. Он учит нас важности искреннего следования. Неужели же он дал
нам лишь основы? Или же он просто ставит акцент на том, каков процесс достижения
высшей цели? Когда мы пропускаем учение Прабхупады через фильтр наставлений кого-то
другого, мы теряем доступ к особенностям личности нашего Прабхупады, который
спас нас. Он становится всего лишь голосом на заднем фоне - даже не самым главным
- в том, что обычно превращается в эклектическую духовную практику. 


Я слышал обвинения в том, что Прабхупада обучал нас только вайдхи бхакти и не
оставил наставлений о том, каким образом мы можем подняться на уровень раги.
Однако, если мы внимательно прочитаем книги Шрилы Прабхупады, мы увидим, что
он учит нас пути рага, всегда ставя акцент на Кришне во Вриндаване, "той самой
форме с флейтой в руках, павлиньим пером в волосах и прекрасным лицом…" ("Шримад-Бхагаватам"
18.65, комм.). Ачарьи определяют вайдхи-бхакти как преданное служение, выполняемое
в соответствии с правилами и предписаниями. Существует два вида вайдхи-бхакти.
Первый вид вайдхи-бхакти ставит своей целью достижение четырех видов освобождения
на планетах Вайкунтхи, приемлемых для вайшнавов, а второй - пробуждение в сердце
преданного желания к спонтанной привязанности. В своих книгах Шрила Прабхупада
рекомендует именно второй вид вайдхи-бхакти. Он пишет:

"Первым шагом является выслушивание наставлений духовного учителя. Это благоприятствует
прогрессу в преданном служении. В соответствии с этим принципом, слушание, повторение,
памятование и поклонение Божествам осуществляются под руководством духовного
учителя. Это самые важные аспекты бхакти. Преданное служение не должно выполняться
из каких-то материальных побуждений… Преданное служение необходимо выполнять
только из любви к Господу… Постепенно преданный сможет подняться до уровня спонтанного
любовного служения. Ребенка иногда заставляют ходить в школу для того, чтобы
он мог получить образование. Однако по мере взросления у него развивается вкус
к учебе, и тогда он естественным образом вовлекается в процесс обучения и становится
образованным человеком. Невозможно заставить человека стать ученым, но иногда
полезно использовать силу в самом начале. Ребенка заставляют ходить в школу и
учиться писать и читать под руководством учителей. Таково различие между вайдхи-бхакти
и спонтанным преданным служением. Любовь к Кришне дремлет в сердце каждого живого
существа, ее просто необходимо пробудить при помощи регулируемого преданного
служения. Для того, чтобы научиться печатать на печатной машинке, нужно строго
следовать предписаниям учебного пособия по печатанию: держать пальцы над клавиатурой
определенным образом и постоянно практиковаться. Однако когда человек достигает
мастерства в печатании на машинке, он может печатать быстро и без ошибок, даже
не глядя на клавиатуру. Подобным же образом, преданному необходимо следовать
всем правилам и предписаниям преданного служения, данным духовным учителем, и
тогда он сможет достичь уровня спонтанного преданного служения. Любовь к Кришне
уже присутствует в сердце каждого живого существа (нитйа-сиддха кришна-према).
("Чайтанья-чаритамрита" 22.109, комм.)

Он все время повторяет, что спонтанное преданное служение не является чем-то
искуственным. "Просто нужно поднятся на этот уровень, выполняя преданное служение
в соответствии с правилами и предписаниями… Если преданный не находится на уровне
спонтанного преданного служения, он должен выполнять регулируемое преданное служение
под руководством духовного учителя".


Наш Прабхупада много раз повторял, что спонтанное преданное служение не является
чем-то искуственным. Глубоко в нашем сердце мы должны чувствовать желание беспрерывно
и бескорыстно служить Кришне. Как же мы можем достичь этого уровня? Следуя наставлениям
нашего духовного учителя. Наш духовный учитель дал нам указание следовать по
пути вайдхи-бхакти до тех пор, пока мы не утвердимся на уровне спонтанной любви.



Прабхупада хотел, чтобы мы следовали методу достижения рага-марга, указанному
шестью Госвами. Вместе с тем Прабхупада прекрасно понимал, кем были его ученики
и что необходимо для того, чтобы они могли продвигаться в духовной жизни. Он
жил в странах Запада вместе со своими учениками и либо лично, либо через своих
представителей ежедневно воспитывал их. Приведем комментарий Прабхупады, в котором
он дает определение возвышенного преданного, достигшего уровня истинной любви
к Богу:

"Возвышенный преданный, находящийся на уровне спонтанного преданного служения,
уже обладает знанием шастр и владеет искусством логики и ведения философских
дискуссий. Когда он достигает уровня вечной любви к Кришне, никто не может повлиять
на его веру, будь то логические аргументы или цитаты из шастр. Такой возвышенный
преданный не имеет ничего общего с сахаджиями, которые изобретают свой собственный
метод и совершают грехи, занимаясь незаконным сексом, принимая одурманивающие
средства и играя в азартные игры, а иногда даже употребляя в пишу мясо. Иногда
сахаджии имитируют возвышенных преданных и ведут себя как им заблагорассудится,
прененбрегая принципами и предписаниями, изложенными в богооткровенных писаниях.
Тот, кто не следует по стопам шести Госвами - Шри Рупы, Санатаны, Рагхунатхи
Бхатты, Шри Дживы, Гопала Бхатты и Рагхунатхи даса - не сможет достичь уровня
спонтанной любви к Кришне. В этой связи Шрила Нароттама даса Тхакура говорит:
рупа-рагхунатха-паде ха-ибе акути кабе хама буджхаба се йугала-пирити. Их понимание
любовных игр между Радхой и Кришной не является истинным, поскольку сахаджии
не следуют принципам, указанным шестью Госвами. Их незаконные связи и подражание
внешнему виду Рупы Госвами, наряду с игнорированием процесса, предписанного священными
писаниями, приведет к тому, что они отправятся в темнейшие области ада. Такие
сахаджии-шарлатаны в действительности обманывают сами себя и потому очень неудачливы.
Они не имеют ничего общего с возвышенными преданными (парамахамсами). Дебоширы
и парамахамсы - это отнюдь не одно и то же" ("Чайтанья-чаритамрита", Мадхья-лила
22.153, комм.).

Наш Шрила Прабхупада - не безличный гуру, и он никогда не относился к нам безлично.
Напротив, он приехал ради нас на Запад, увидел наше плачевное состояние и принял
нас такими, как мы есть. "Как могу я оставить служение своему духовному учителю,
благодаря милости которого я обрел возможность сейчас лицом к лицу лицезретьТебя?"


  

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.news1108
Отписаться

В избранное