Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Евреи, христиане и Слово Бога

  Все выпуски  

Евреи, христиане и Слово Бога


ЧЕМУ МЫ УЧИМСЯ У ИОСИФА?

Иосиф оказывается в Египте. Мицраим - цар - узкое место. Но Бог благословенный дает ему простор! Если мы оказываемся в "узком" месте и послушны Иисусу, Он даст нам простор!

Жизнь Иосифа в Египте - спуск ради подъема. После клеветы жены Потифара - еще один, более глубокий, спуск, темница. Но и подъем был выше - второй у фараона. Чем ниже спуск, тем выше был подъем! После испытаний - награда!

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЗНАТЬ БОГА?

«Думаешь ли ты быть царем, потому что заключил себя в кедр? отец твой ел и пил, но производил суд и правду, и потому ему было хорошо. Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Господь. Но твои глаза и твое сердце обращены только к твоей корысти и к пролитию невинной крови, к тому, чтобы делать притеснение и насилие.» Иер. 22:15-17

ТРИ УРОВНЯ МУДРОСТИ

Чем отличаются мудрость, разумение и ведение? Мудрость - хохма - это знание о предмете вообщем. Разумение - бина (строить) - это знание в деталях. Ведение - даат - это еще более глубокий уровень познания Бога, прозорливость.

ПОЧЕМУ В РОДОСЛОВНОЙ ИИСУСА - ИУДА ВМЕСТЕ С БРАТЬЯМИ?

«Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;» Мф. 1:2

Так, здесь евангелист упомянул о братьях Иуды, потому что был один израильский народ, возводимый к двенадцати корням, которыми были двенадцать сыновей Иакова. По-видимому, и они называются предками Христа, потому что были главами колен израильского рода, из которого родился Христос (Авраам значит отец народов; Исаак – радость, смех). (Евфимий Зигабен http://bible.optina.ru/new:mf:01:02)

Как благовествовали праотцы Израиля? ДЕЛО ВЕРЫ: Авраам строил жертвенники и рыл колодцы, Исаак рыл колодцы и сеял - урожай был сто крат! Иаков 20 лет служил у обманщика Навала. Нужны не слова, а дела по вере!

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЦАРСТВЕ СЫНА?

Что мы знаем о Царстве? Основание престола Божьего - правосудие и правота. Жезл Царства Сына - жезл праведности. В чем наша праведность - исполнять заповеди Сына!

- - -

Почему при творении мира мы каждый раз читаем слова "И увидел Бог, что [это] хорошо."? Чтобы мы знали, что Бог творит доброе. И мы делали добро!

Когда мы благовествуем и приводим к ЖИЗНИ хоть одного человека, как-будто приводим весь мир, потому что вначале был один Адам!

Традиция

И вот почему создан человек как единственное существо человеческого рода - ведь первая супружеская пара была создана как один человек - чтобы научить тебя, что каждый, кто губит живого человека, - засчитывает ему Писание, как если бы он погубил целый мир; и каждый, кто привел к жизни человека - засчитывает ему Писание, как если бы он привел к жизни целый мир (Мишна, трактат Санhедрин). http://www.jafi.org/JewishAgency/Russian/Education/Jewish+Life/Nehama/bereishit/s005-012.html+1.htm

С КЕМ НУЖНО БЫЛО ВОЕВАТЬ АДАМУ?

«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.» Быт. 1:28

обладайте - досл. покоряйте, завоевывайте. Но с кем нужно было воевать? Ни с кем, только осваивать пустыню! ЗАВОЕВАНИЕ, НО НЕ ВОЙНА!

Традиция

Талмуд, Санhедрин:

Потому создан человек единым и единственным, чтобы в мире был мир, чтобы не говорил один человек другому: мой отец знатнее твоего! http://www.jafi.org/JewishAgency/Russian/Education/Jewish+Life/Nehama/bereishit/s005-012.html+1.htm

Если так, то заповедь о "завоевании" не означает, что один человек что-то должен отнимать у другого человека; "завоевание" - не означает здесь "война". Человек должен воевать не с другим человеком, но с пустыней. "Завоевание" здесь - не разрушение и опустошение, а напротив - возделывание и улучшение мира, цивилизаторская деятельность, подчиняющая человеку силы природы: укрощение и приручение животных, окультуривание растений, использование природных богатств, таящихся в недрах земли. Как сказано в Талмуде, в
трактате "Гитин": "Не для хаоса создал Он землю - для того, чтобы ее заселить" (Иешая h у, 45:18). Право владеть землей и властвовать над всеми живыми тварями дано человеку Творцом, Который сотворил и самого человека, и его подданных. (Нехама Лейбович, Там же)

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ СНЫ ИОСИФА И ФАРАОНА?

Какие сны снятся Иосифу-цадику: вязать колосья на поле - единство на земле, сон о небесном - искать горнего. А фараону снятся сны о пожирании: одни коровы пожрали других, одни колосья - других... Сны Иосифу - о восхождении, фараону - о нисхождении.

ПОЧЕМУ НОЙ СТРОИЛ КОВЧЕГ?

Историю о чудесном спасении Ноаха в ковчеге мидраши интерпретируют как воплощение идеи раскаяния:

Мидраш Танхума:

Иди и смотри: почему сказал Святой, благословен Он, Ноаху, чтобы тот делал ковчег? Чтобы видели, как он сидит и трудится - и раскаялись. Ведь разве не мог Всевышний спасти Ноаха одним Своим словом, или поднять его на небо - и когда Он сказал "сделай себе ковчег из дерева гофер" - зачем это? Но сказал Святой, благословен Он: "Если Я скажу ему: сделай себе ковчег из дерева гофер", и он будет стоять и трудиться, и рубить кедры, а они соберутся вокруг него и скажут: "Ноах! Что это ты делаешь?". А он ответит: "Ковчег!
Ибо сказал мне Святой, благословен Он, что приводит Он на землю потоп"; тогда услышат они и раскаются". Так считал Святой, благословен Он, но они не обратили внимания на Ноаха.

И в другом варианте:

Ноах сажал кедры, и говорили ему: "Зачем тебе эти кедры?". И отвечал он: "Святой, благословен Он, решил привести на землю потоп и велел мне сделать ковчег, чтобы спаслись я и мой дом". И смеялись они над ним и глумились над его речами. А он поливал те кедры, и они росли. И спрашивали его: "Что ты делаешь?". И отвечал он им то же. А они насмехались. К концу дней своих срубил он деревья и стал распиливать. И говорили ему: "Что ты делаешь?" И отвечал он им, и предостерегал их. Но поскольку они не раскаялись...
http://www.jafi.org/JewishAgency/Russian/Education/Jewish+Life/Nehama/bereishit/s053-056.html+6.htm

ПОЧЕМУ ВНАЧАЛЕ ДОЖДЬ, А ПОТОМ ПОТОП?

«и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.» Быт. 7:12

Раши комментирует этот стих:

А ниже сказано: "И был потоп" (7:17). Однако, ниспосылая на землю воды, Он [вначале] ниспослал их с милосердием: если люди раскаются, станут воды дождями благодатными. Но поскольку те не раскаялись, воды стали потопом.

Последнее предостережение не возымело действия - и тогда начался потоп, затопив их всех. http://www.jafi.org/JewishAgency/Russian/Education/Jewish+Life/Nehama/bereishit/s053-056.html+6.htm

ПОЧЕМУ АВРААМ КУПИЛ ПЕЩЕРУ МАХПЕЛА?

«Авраам выслушал Ефрона; и отвесил Авраам Ефрону серебра, сколько он объявил вслух сынов Хетовых, четыреста сиклей серебра, какое ходит у купцов.» Быт. 23:16

Мидраш hагадоль:

Смотрите, какую скромность проявил Авраhам, отец наш! Ведь Всевышний обещал навечно отдать эту страну ему и его потомству, а сейчас Авраhам не нашел другого места для могилы кроме того, что купил, заплатив много денег. Однако у него даже не возникло мысли, будто Всевышний поступает несправедливо, или желания пожаловаться. Более того: даже с народом, жившим в той стране, Авраhам разговаривал крайне смиренно: "Пришелецстарожил я у вас..." (23:4). Тогда сказал ему Всевышний: "Ты сам себя принизил - клянусь, что
Я возвышу тебя и поставлю господином над ними". http://www.jafi.org/JewishAgency/Russian/Education/Jewish+Life/Nehama/bereishit/s146-152.html+20.htm

«И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею;» Быт. 7:17

ВИНОЧЕРПИЙ И ХЛЕБОДАР

«И вернул начальника виночерпиев на его должность» (40:21). Почему фараон простил начальника виночерпиев и вернул на свой пост, а начальника пекарей повесил?

Объяснить это можно тем, что фараон оценил, насколько оба они вовлечены в свою работу. Того, кто полностью вовлечен во все детали работы и готов вложить в нее все свое время, следует простить, даже если он случайно ошибся. Ведь можно предположить, что он со своей стороны приложил все усилия, чтобы эта ошибка не возникла. К тому же, можно предположить, что и после того, как она произошла, он произведет необходимые изменения, чтобы она не повторилась. А кто не вовлечен в работу и лишь приглядывает за ней издали,
того нет смысла прощать, поскольку завтра или послезавтра он ошибется снова.

О начальнике виночерпиев говорится: «И рассказал начальник виночерпиев свой сон Йосефу: во сне передо мной был виноград…» Согласно этому описанию он прежде всего рассказывает Йосефу об этапах приготовления напитка во всех деталях. Он буквально стоит перед лозой: «Виноград передо мной» — сам приходит на работу и следит за делами, находясь рядом.

Когда начальник сам находится на месте работы, а не из офиса следит за сотрудниками, то все дела совершаются должным образом. «И чаша фараона у меня в руке, и я взял виноград и выжал его в чашу фараона, и поставил чашу ему на руку». Он сам занят всеми этими действиями — сам берет виноград и сам выжимает.

С другой стороны, о начальнике пекарей говорится: «И я был во сне, и три плетеные корзины у меня на голове. В верхней корзине из всей еды фараона — выпечка, и птица съела их из корзины на моей голове». Он только описывает сон, но здесь нет никакого упоминания, что он сам был вовлечен в стадии приготовления еды. А кто в работе не участвует, ясно, почему приходит к ошибке и заслуживает наказания.

Нам следует знать, что и Б-г так же ведет Себя с человеком во всем, что связано с его духовной работой. Если человек показывает, что ему важно служение Б-гу, и что он вовлечен в нее до самых глубин, его можно простить, даже если он согрешил. Но кто в основном живет своими материальными заботами, а в духовных лишь «витает», не обращая на них внимания, того и прощать не за чем.

Это правило находит явное выражение в воспитании детей. Отец должен лично участвовать в их воспитании во всех деталях. Если он так и делает, то даже если тут и там он допускает маленькие ошибки в воспитании, это не принесет проблем.

И так во всех домашних делах. Чтобы жизнь в семье была освящена, нужно активно участвовать в ней — в основном, нужно показывать хозяйке дома, насколько мы уважаем ее, как хорошо знаем ее достоинства, ценим все, что она делает для нас. Это можно сделать, уделяя жене внимание, и не только в важных вопросах. Иногда даже маленький подарок, стоимость которого достигает лишь нескольких шекелей, доказывает ей, что муж ее ценит. http://toldot.ru/jfamily/forchildren/forchildren_22996.html

В избранное