Пришельцы хотели мяса, а не ман (манны) (Чис. 11). Басар - мясо - еще
перевод: плоть. Кто хочет плотского, не
хочет ХЛЕБЖИЗНИ.
ЗА ПЯТКУ ЭЙСАВА ДЕРЖАТСЯ
МЛАДЕНЦЫ
«Потом вышел брат его, держась рукою своею за
пяту Исава;» Быт. 25:26
Выросший Яаков уже не держался за пятку Эйсава.
За пятку Эйсава держатся младенцы
«Когда я был младенцем, то по -
младенчески говорил, по - младенчески мыслил, по - младенчески рассуждал; а как
стал мужем, то оставил младенческое.» 1 Кор. 13:11
МЕРА ЗА МЕРУ
«Народ стал
роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся
у них огонь Господень, и начал истреблять край стана.» Чис. 11:1
Наш язык
- это огонь, народ воспламенил огонь, и был наказан огнем Господа. Мера за
меру.
ПЫЛЬ ЗЛОСЛОВИЯ
Раши изложил свое
понимание авак лашон а-ра в комментарии на трактат “Сукка” (лист 40б): “Это
ненастоящий лашон а-ра, а только “сторона” лашона-ра, как пыль, которая
поднимается, когда в ступке что-то толкут”. Т.е. это что-то второстепенное по
отношению к лашон а-ра, но косвенно связанное со злословием или приводящее к
нему. Как, например, чрезмерное расхваливание. В то же время по Рамбаму авак
лашон а-ра — это и есть само злословие, просто очень мелкое и трудноразличимое.
Можно произвести расчет и определить, как классифицируются по мнению Раши первые
два примера, приведенные Рамбамом, и мы увидим, что для Раши это примеры самого
настоящего злословия: человек говорит плохое (хотя и делает это в неясной,
завуалированной форме). В чем практическая разница между злословием и его
“пылью”? В “Сефер Йерэим”3 (стр. 191) написано, что “пыль” — это только запрет
мудрецов, но не все авторитеты согласны с этим мнением. И даже если считать, что
алаха соответствует “Йерэим”, как это повлияет на практическое поведение? Если
“пыль” — это запрет де-рабанан (мудрецов), становится ли он чем-то более
простительным? А тот факт, что все нарушают этот запрет, как написано в Гемаре,
помогает ли человеку не переживать о том, что он творит злодеяние? Чисто
теоретически принципиальной разницы, с точки зрения нашего поведения и отношения
к вопросу, быть не должно. http://toldot.ru/tora/articles/articles_22916.html
ЛЕСТНИЦА ЯАКОВА ВО
СНЕ
Но мне думается, что таким образом Вс-вышний хотел
намекнуть Яакову, что его функция, а также функция народа, который произойдёт от
него – соединять миры подобно лестнице, а для этого надо спуститься в самую
глубь материи – в дом Лавана – и прожить там 20 лет, не потеряв связи с небом.
Также и мы с вами, уважаемые читатели, на примере нашего праотца, занимаясь
будничными делами, должны привносить в них свет духовных миров, осознание, что в
этом мире душа обязана трудиться, понуждая человека совершать ежедневный подвиг
восхождения от материи к духу, освящая первую посредством последнего. http://midrasha.net/article.php?id=4412
ПОЧЕМУ ДОМ БОГА ЯАКОВА, А НЕ АВРААМА И
ИСААКА?
«И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в
дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его;
ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима.» Ис.
2:3
Пророчество говорит, что в будущем скажут все народы: "Пойдем,
поднимемся на эту гору, войдем в Дом Б-га Яакова, чтобы Он научил нас Его
законам". Мудрецы удивляются: Б-г Яакова, но не Б-г Авраама и не Б-г Ицхака?! И
отвечают: не как Авраам, которого сравнивают с горой, и не как Ицхак, которого
сравнивают с полем (ни гора, ни поле еще не пригодны для человеческого
обитания), Яаков обещает превратить место встречи с Б-гом в дом. http://midrasha.net/article.php?id=3744
ЧУДО С ЭЛДАДОМ И МОДАДОМ
«И прибежал отрок и донес Моисею, и сказал: Елдад и Модад пророчествуют в
стане. В ответ на это Иисус, сын Навин, служитель Моисея, один из избранных его,
сказал: господин мой Моисей! запрети им. Но Моисей сказал ему: не ревнуешь ли ты
за меня? о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь
послал Духа Своего на них!» Чис. 11:27-29
Эльдад и Мейдад остались в
стане, — подчеркивает Талмуд, комментируя этот отрывок из Торы (трактат
Санѓедрин, лист 17) раби Шимон (раби Шимон бар Йохай... учитель Мишны,
составитель книги Зоѓар; 2-й век) объясняет: когда Всевышний приказал Моше
собрать семьдесят человек в Шатре (переносной Храм в пустыне), Эльдад и Мейдад
сочли, что они недостойны чести стать вождями народа. И сказал на это Всевышний:
поскольку вы не стремились себя возвеличить, Я сам добавлю вам величия»…
Моше, по указанию Всевышнего передал от себя старейшинам, что стояли
рядом с ним в Шатре Откровения, некую способность к пророчеству, — пишет Рамбан
(рабейну Моше бен Нахман – Нахманид;... комментатор Торы, Танаха и Талмуда;
Испания –Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.), исследуя в своем
комментарии эту историю. — А Эльдад и Мейдад не вышли к Шатру и тем самым вывели
себя из состава старейшин. Поэтому и попросил Иегошуа остановить их. Кто знает,
быть может, из их уст звучало ложное пророчество? Или, может статься, «злой дух»
терзает их (как в случае с Шаулем). И тогда их надо было быизолировать от
общества, посадить под замок…
Здесь Рамбан связывает беспокойство Иегошуа бин Нуна с тем, что сказано
в книге пророка Иермиягу (гл. 29, ст. 26) — «о безумце, выдающем себя за
пророка» и о темнице, куда следует заключить таких лжепророков. Но Моше в
скромности своей отвечает своему ученику, что только рад был бы, если бы «все в
народе Всевышнего были пророками», отмечая, что Творец, без какого бы то ни было
участия Моше, возложил на Эльдада и Мейдада пророческий дух. http://www.evrey.com/sitep/nedglav/arkhiv.php?zik=5&glav=behaalotha