Почитай родителей, «чтобы удлинились дни твои»:
чтобы ты успел много сделать в жизни
Р. Авраhам ибн Эзра пишет, что если в народе широко распространено
почитание родителей, это продлевает пребывание народа в своей стране,
препятствует изгнанию. И действительно, среди причин изгнания пророк (Йехезкель,
22:7) называет: «к отцу и матери относились пренебрежительно».
Очень
интересно рассуждает об этом раби Яаков Кранц, которого называли Магид из Дубно,
проповедник из города Дубно (1740-1804). Как понять: «Чтобы продлились дни
твои»? Мы понимаем это как долголетие. А Магид спрашивает: может быть, это
значит — чтобы удлинился твой день? Вместо двенадцати часов в нем будет
пятнадцать-шестнадцать часов? И отвечает: бывает, день прошел, а ты ничего не
успел сделать. Ну, встал, поел, пошел на работу, пришел с работы, поел, лег,
поспал — и ничего не сделал. И на второй день то же самое, и на третий… А бывают
дни, когда все удается: встречаешь того, кого долго искал, договариваешься о
том, чего хотел, и вообще переделаешь столько дел, что и в три дня не всегда
успеешь. Почитай родителей, «чтобы удлинились дни твои»: чтобы ты успел много
сделать в жизни. Этим Б-г тебя вознаграждает. http://toldot.ru/tora/articles/articles_166.html
БЕСЫ, ЯЗЫЧЕСТВО И СВИНЬИ
«И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его
встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не
смел проходить тем путем.» Мф. 8:28
Эта местность была языческой. Потому и бесы поселились там, где "пища"
- нечестие, грези, непослушание. Не случайно, что эта Евангельская история с
легионом бесов происходит именно здесь. После изгнания бесов в стадо
свиней, весь народ той местности языческой попросили Иисуса уйти от
них. Свои свиньи были им дороже!
АВРААМ "ВЫШЕЛ" ИЗ ТРЕХ ВИДОВ
ИДОЛОПОКЛОНСТВА
Аврааму нужно было "выйти" из трех видов идолопоклонства: земли, родства и
дома отца его, и идти за Богом. Он все сделал, Авраам - еврей - иври, т.е.
перешедший на другую сторону - на сторону Бога. Весь мир как бы оказался по одну
сторону, а Авраам - по другую. Точно так же и мы, если не отлепимся от
всего мирского, не сможем взять крест и следовать за Мессией.
ПЕРЕПРАВА - СИМВОЛ ОБНОВЛЕНИЯ
«И
встал в ту ночь, и, взяв двух жен своих и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов
своих, перешел через Иавок вброд;» (Быт. 32:22)
ПЕРЕПРАВКА НА
ДРУГОЙ БЕРЕГ В ДУХОВНОМ СМЫСЛЕ СВЯЗАНА С НОВЫМ, С ОБНОВЛЕНИЕМ. ЧТО ЭТО ОЗНАЧАЛО
В ЖИЗНИ ЯАКОВА? ЯАКОВ СТАЛ ИЗРАИЛЕМ!
"В древности на Ближнем Востоке,
пересечение реки было символом новых начинаний и новой жизни - своего рода
возрождение. Вот почему есть важная связь с названием реки (Ябок) и словом
вайе'авек - бороться /борьба. Именно здесь, у реки, - новое начало в жизни
Яакова, также он получил новое имя - и новую идентичность - Израиль.
"(Подробнее: http://www.messianicjudaism.me/yinon/2011/12/09/wrestling-with-the-divine)
Точно так же после переправы и испытаний, Мессия посылает Своих
учеников служить (см. Лк. 9).
«В один день Он вошел с учениками
Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились. Во
время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их
[волнами], и они были в опасности. И, подойдя, разбудили Его и сказали:
Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и
перестали, и сделалась тишина.» Лук. 8:22-24
Сначала Он запретил
ветру - всегда нужно увидеть и устранить ПРИЧИНУ, исследовать возникшие
проблемы, а не бороться со следствием,
ДЛЯ
НАРОДА - ЧУДЕСА, ДЛЯ УЧЕНИКОВ - ИСПЫТАНИЯ И ЧУДЕСА
«И они,
отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие
лодки. И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась
[водою].» Марк. 4:36-37
Для народа были чудеса, для учеников
Мессии были и испытания и чудеса.
ЧТО ТАКОЕ
МУДРОСТЬ, РАЗУМЕНИЕ И ВЕДЕНИЕ?
В Библии процесс познания
передаётся тремя словами: "хохма", "бина" и "даат", что в переводе на русский
означают "мудрость", "разумение" и "ведение".
«Господь премудростью
основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростью разверзлись бездны, и
облака кропят росою.» (Прит. 3:19-20)
«И почиет на нем Дух
Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и
благочестия;» (Ис. 11:2)
"Хохма" - это первоначальное
представление об объекте в целом, начальный акт познания, начальная точка, но
еще нет понимания функционирования.
Вторая стадия познания, "Бина" - это
понимание, когда вещь обретает устройство, когда отвечают на вопрос "как". Если
на стадии "хохма" человек понимает, что это за вещь, то на стадии "бина" он
узнает, как она устроена, какова ее структура, как она функционирует. Или:
"хохма" - пришедшая в голову идея, еще не сформулированная, а "бина" есть
формулировка этой мысли, нахождение нужных слов.
Что означает термин
"Даат", который используется в выражении "Эц hа-Даат Тов ве-Ра" - "Дерево
Познания Добра и Зла".
При познании на уровне "Даат" человек вступает в
глубокую личную связь с объектом, и эта связь должна быть не просто
информационной, внешней, интеллектуальной, - но она должна быть внутренней,
затрагивающей самые основы личности и меняющей эту личность. Не случайно Тора
рассказывает нам именно о съедении плода "Дерева Даат". Именно поэтому слово
"Даат" употребляется в иврите также и для обозначения интимных отношений мужчины
и женщины, как например в стихе 4:1 - "И Адам познал Хаву, жену свою", ибо это
познание означает создание связи между ними, а не просто получение формальной
информации друг о друге. Переход именно на такой интимный уровень познания по
отношению к Добру и Злу произошел у человека после съедения плода Дерева
Познания." (Из книги: П. Полонский. Две истории сотворения мира http://www.machanaim.org/tanach/_pol2ism/glava6.htm#6.4)
ДОБРЫЙ ГЛАЗ
«Светильник для тела есть око. Итак, если око
твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;» Мф. 6:22
У Йосефа был добрый глаз, поэтому ничей злой взгляд ему не
повредил. Но когда его суждение о других стало чуть-чуть хуже, он попал в
яму. Когда человек прилепился к Творцу, он не будет нуждаться в
других. Он не будет нуждаться в том, чтобы о нём говорили хорошее. И он не
ждёт почестей и никому не завидует. Поэтому чужой недобрый взгляд не может
его поймать. Потому что подобное притягивает подобное, и если человек
чист, и только верит в Творца, в то, что всё от Него, то всё, что
Творец даёт, всё это хорошо, а всё, чего он не даёт – тоже хорошо. http://www.breslev.co.il
ЗАВИСТЬ И АНТИСЕМИТИЗМ
А когда человек завидует другому? Ибн-Эзра в комментарии к разделу Итро
(Шмот 20, 14) сообщает нам фундаментальный принцип: человек завидует другому
только тогда, когда ему кажется, что он тоже мог получить то, что есть у его
ближнего. Если же он осознаёт, что никогда не смог бы удостоиться этого, зависть
не возникнет. Так, например, пишет Ибн-Эзра, простой крестьянин не позавидует
юному аристократу, который женится на принцессе. Ведь крестьянин понимает, что у
него самого нет и не было никакой возможности сделать это. А другой родовитый
юноша, который также надеялся удостоиться руки принцессы, несомненно, загорится
завистью, поскольку у него реально был такой шанс.
Из сказанного в трактате Шабат (89а) видно, что корень антисемитизма —
также зависть. В глубине души народы завидуют, что Творец выбрал именно евреев
для служения Ему... http://toldot.ru/urava/ask/urava_6863.html