Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Евреи, христиане и Слово Бога

  Все выпуски  

Евреи, христиане и Слово Бога


Покаяние - это возвращение к Папочке
 
Вы — боги, но умрете, как человеки?
http://orhaolam.org/
 
Три вида снов

Обиженный Царь

Часть 1

Человеку следует уподобляться Творцу, дабы стать воплощением тайны Высшей Формы — «образа» и «подобия». Ведь если человек уподобится Высшей Форме только своим телом, но не действиями, он искажает образ, и про него скажут: «прекрасный образ, но его дела безобразны». Ибо главное в Высшем «образе» и «подобии» — в том, что он является действиями Творца. Чем поможет человеку то, что строением своего тела он напоминает Высшую Форму, если своими действиями он не уподобится Творцу?!

Поэтому человеку следует уподобиться в своих поступках действиям сфиры Кетер, тринадцати высшим Качествам Милосердия. Эти качества зашифрованы в стихе из пророка Михи (7:18—20): «Кто подобен Тебе, Б-г, выносящий грех и убирающий преступления остатку Своего наследия, не держит вечно Своего гнева, ибо Он желает добра. Он снова смилуется над нами и покорит наши беззакония. И Ты ввергнешь в глубины моря все их грехи. Ты явишь верность Яакову, милость Аврааму, о которой Ты клялся нашим отцам с давних времен».

Таким образом, нужно чтобы были в человеке эти тринадцать качеств. Мы сейчас объясним их более подробно.

1. «Кто подобен Тебе, Б-г»

Этот атрибут говорит о том, что Всевышний является «обиженным Царем», выносящим обиду, непредставимую для человеческого понимания. И действительно, ведь от Творца ничего не скрыто, и энергию своего существования в каждый момент времени человек получает от Всевышнего. Таким образом, всякий, кто грешит против Б-га, в этот самый момент получает энергию своего существования и движения от Б-га! И несмотря на то, что человек использует ее для греха, Творец не перекрывает ему энергию, а терпит это оскорбление — давать человеку жизненную силу для движения его органов, которую он в тот же миг использует для греха и преступления.

При этом нельзя сказать, что Б-г не может предотвратить все это, ведь в Его власти в любой момент парализовать руки и ноги человека, как произошло с Йеровамом (Млахим 1 13). И вместе с тем, хотя Б-г мог бы лишить человека жизненной силы и сказать ему: «раз ты грешишь, греши своей силой, а не Моей», Он не лишает человека Своего добра. Творец выносит оскорбление и продолжает давать человеку силу и энергию. И это непостижимая обида и терпение.

Поэтому ангелы служения называют Творца «обиженным Царем». В этом смысл слов «кто подобен тебе, Б-г» — Ты, Б-г, добр и воздаешь благо; в Твоей власти отмстить человеку и забрать то, что принадлежит Тебе, но в то же время Ты выносишь обиду, пока человек не раскается.

И человеку следует проявлять это качество — терпимость, и даже если его до такой степени оскорбляют получающие от него добро, он тем не менее не должен лишать их блага.

2. «Несущий грех»

Этот атрибут более велик, чем предыдущий. Ведь каждый раз, когда человек совершает грех, он создает деструктивную духовную сущность, как сказано в Мишне: «Тот, кто совершает одно преступление, приобретает себе одного обвинителя». И этот обвинитель стоит перед Творцом и заявляет: «Такой-то человек сделал меня».

Все, что существует в мире, существует только потому, что Всевышний дает ему жизнь. Откуда же берет энергию существования эта деструктивная сила? По букве закона, Всевышний должен был бы сказать: «Я не питаю деструктивных сущностей, пусть она идет к тому, кто сделал ее, и питается за его счет», и тогда эта сила спустилась бы к грешнику и забрала его душу, или отрезала бы его от духовного источника, или заслуженно наказывала бы его, пока не бы не исчезла. (Наказывая человека, сотворившего ее, деструктивная духовная сущность расходует свою энергию и исчезает — прим. пер.)

Но Творец не делает так, а несет и терпит грех, и подобно тому, как питает весь мир, Он питает и кормит эту деструктивную силу, пока не произойдет одна из трех вещей: либо грешник раскается и уничтожит и аннулирует деструктивную силу с помощью отречения от жизненных удовольствий (в процессе раскаяния — прим. пер), или Праведный Судия уничтожит ее через страдания или смерть грешника, или грешник спустится в Геином, чтобы отплатить свой долг.

И это имел в виду Каин, когда сказал: (Брейшит 4:13): «Разве мой грех так велик, что его нельзя вынести?!». Наши мудрецы объяснили: «Ты выносишь (питаешь и кормишь) весь мир, а мой грех настолько велик, что ты не можешь его вынести?!» — то есть, питать его, пока я не раскаюсь и не исправлю его.

Таким образом, это великое качество терпения, заключающееся в том, что Творец питает и кормит злую сущность, созданную грешником, пока тот не раскается. И отсюда человек должен учить, насколько нужно быть терпеливым, терпеть несправедливость и зло, которые причинил ему ближний — несмотря на то, что это зло все еще продолжает существовать. Человек же должен терпеть его, пока ближний не исправит зло или пока оно не исчезнет само по себе и т.п.

3. «И убирающий преступления»

Это великое качество, ведь когда Б-г прощает грешника, он не делает это не через посланника. Творец Сам прощает грех, как написано: «Ибо у Тебя прощение» (Теилим 130:4). А в чем заключается это прощение? Всевышний смывает грех, как написано (Йешайя 4:4): «если смыл Г-сподь испражнения дочерей Циона», и также написано (Йехезкель 36:25): «И Я обрызгаю вас чистой водой…». Таким образом, «убирающий преступления» означает, что Всевышний посылает воды очищения и стирает грех.

Именно так должен поступать человек. Он не должен говорить: «почему это я должен исправлять то, что другой нагрешил или испортил» — ведь Всевышний Сам, не посредством посланника, исправляет его кривду и смывает мерзость его греха. И поэтому человек должен стыдиться возвращаться к греху — ведь Царь вынужден собственноручно стирать грязь с одежд грешника. (Подробнее: раби Моше Кордоверо. "Томер Двора" http://toldot.ru/tora/library/musar-evreiskoe-mirovozzrenie/tomerdvora/)

Как достигается трепет перед Творцом?

Основной же страх – трепет перед Творцом – достигается размышлением над тремя вещами:

  1. Величие Творца всего по сравнению со всем существующим. Ведь человек боится льва, медведя, насилия, огня, а ведь это – лишь Его малые слуги. Почему же он не страшится Великого Царя, дабы был страх перед Его величием на его лице? Следует сказать: «Как может презренный человек грешить перед столь великим Господином? Ведь если бы он рассердил медведя, тот загрыз бы его, а Всевышний как бы «терпит обиду», но разве это причина не страшиться Его величия?
  2. Провидение Творца, постоянно надзирающее над всем сущим. Ведь раб боится своего господина, когда он находится перед ним; а человек постоянно находится перед Творцом, Который видит все его деяния. Поэтому человеку следует бояться нарушать Его заповеди.
  3. Всевышний – источник всех душ, и все они укоренены в Его сфирот. Таким образом, грешник наносит ущерб Его чертогу, и как же он не убоится пачкать Дворец Царя своими злыми делами?
  4. Отрицательные действия человека изгоняют шхину (Б-жественное присутствие) свыше. Поэтому человек должен страшиться принести столь великое зло – отдалить любовь Царя к царице. (раби Моше Кордоверо. "Томер Двора" http://toldot.ru/tora/library/musar-evreiskoe-mirovozzrenie/tomerdvora/)
Почему Израиль назван именем Иосифа?

«Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя.» (Пс. 79:2)

"То, что Йосеф спас евреев от материального голода, свидетельствует о том, что он был кормильцем народа и в тяжелые дни голода духовного. Во времена сокрытия Б-жественности, изгнания и духовного мрака именно праведник Йосеф является для нас источником духовных сил." (http://www.ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/799404)

Комментарий мидраша

На этот стих из Псалмов в Мидраше есть комментарий, из которого мы выясняем, что Б-г не просто ведет еврейский народ, который назван "Йосефом", но Он ведет его, как Йосеф. "Как он запасал хлеб в урожайные годы для голодного времени, так собирай для нас, Б-г, благословения этого мира и храни их для мира будущего". "Как Йосеф поступал с каждым согласно его делам, так испытывай нас, Б-г, по нашим поступкам". "Рабби Менахем сказал от имени рабби Абина: несмотря на то, что братья Йосефа поступили с ним очень плохо, он отплатил им добром. Мы тоже часто несправедливо поступаем по отношению к Тебе (Всевышний), но может и Ты воздашь нам добром?". (Из трудов Любавического ребе; адаптировано равом Джонатаном Саксом http://www.ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/800153)
 
Всадник на лошади

Всевышний жаждет нашего раскаяния. Он помогает нам отыскать верный путь назад, к Нему. И пусть эта помощь не всегда ощутима, и порой даже кажется, что её нет вообще, — это не так. Любое наше духовное достижение было бы невозможно, не будь этой незримой постоянной поддержки.

Мы хотим возвратиться к Творцу. Что же мешает, почему так необходима Его помощь?

Мудрецы часто рисуют человека в образе всадника на лошади. Лошадь — материальные запросы человека, его гордыня и похоть. Всадник — это Б-жественная душа, любящая и стремящаяся к Творцу. Когда конь сходит с ума, скачет без удержу, готовый броситься в пропасть, всадник кричит, взывает о помощи!

Так и душа наша кричит: «Спасите! От гордыни, дурных побуждений, засилья материального!» (Из книги рава Давида Штайнойза "Тайна восемнадцати благословений", Амида http://toldot.ru/tora/articles/articles_2431.html)





Евреи, христиане и Слово Бога
http://messianicministry.info

Ищите нас на Фейсбуке: https://www.facebook.com/pages/OR-HA-OLAM-СВЕТ-МИРУ/257947764316965


В избранное