горящий светильник -
еще: пламя (факел) которое(ый) горит (лапид ив'ар) (см. Исх. 20:18 и
др.)
(Согласно масоретского текста и Еврейского лексикона
Стронга)
«И увидят народы правду твою и все цари - славу твою, и назовут
тебя новым именем, которое нарекут уста Господа.» (Ис. 62:2)
новым именем - Что это за новое имя? Это новая судьба Израиля,
как у Авраама, у Яакова:
«и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я
сделаю тебя отцом множества народов;» (Быт. 17:5)
«И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом,
и человеков одолевать будешь.» (Быт. 32:28)
Искупление Израиля
«Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя,
Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой.
Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, - через реки ли, они не потопят
тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя.» (Ис.
43:1-2)
«И Я вложу слова Мои в уста твои, и тенью руки Моей покроютебя, чтобы
устроить небеса и утвердить землю и сказать Сиону: "ты Мой народ".» ((Ис.
51:16)
Восстановление Израиля
«И застроятся [потомками] твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания
многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем
путей для населения.» (Ис. 58:12)
Иерусалим станет городом света, сияния, славы Господа
«Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня
взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак - народы; а над тобою
воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему,
и цари - к восходящему над тобою сиянию.» (Ис. 60:1-3)
«И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног
твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго
Израилева.» (Ис. 60:14)
Милость к Израилю
«И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему
народу: "ты Мой народ", а он скажет: "Ты мой Бог!"» (Ос. 2:23)
«Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам
вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое
имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает.» (Откр. 2:17)
«Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и
напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима,
нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.» (Откр.
3:12)
"... и если извлечешь драгоценное из
ничтожного..."
«На сие так сказал Господь: если ты обратишься, то Я
восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим; и если извлечешь
драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к
тебе, а не ты будешь обращаться к ним.» (Иер. 15:19)
Драгоценное (йакар) - это Божья искра в каждом
человеке.
«Сыны Сиона драгоценные, равноценные чистейшему золоту, как они
сравнены с глиняною посудою, изделием рук горшечника!» (Пл. Иер. 4:2)
Ничтожное (золель) - это примеси в
человеке.
Глагол "залаль" имеет связь с "зуль" (спускать, расточать,
особенно, обжорствовать) (Еврейский и халдейский этимологический словарь О. М.
Штейнберга, 1878) :
«и скажут старейшинам города своего: "сей сын наш буен и
непокорен, не слушает слов наших, обжора (мот) и пьяница";» (Втор.
21:20)
«Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом:»
(Прит. 23:20)
«Хранящий закон - сын разумный, а знающийся с прожорливыми
(расточителями) срамит отца своего.» (Прит. 28:7)
Первое искушение Йешуа было через пищу:
«И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий,
скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не
хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.»
(Мф. 4:3-4)
Путь очищения от примесей: очищение через тшуву
(покаяние, возвращение к Богу).
«Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему:
первый. Йешуа говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед
вас идут в Царство Божие,» (Мф. 21:31)
Обетования: "... будешь как Мои уста. Они сами будут
обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним."
«А в большом доме есть сосуды не только золотые и
серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком
употреблении. Итак, кто будет очищен (чист) от сего, тот будет сосудом в чести,
освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.» (2 Тим.
2:20-21)
«Слушайте слово сие, которое Господь изрек на вас,
сыны Израилевы, на все племя, которое вывел Я из земли Египетской, говоря:
только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все
беззакония ваши.» (Ам. 3:1-2)
1 племя - семья (иврит.: а-мишпаха)
вывел Я - букв.: поднял Я (иврит: hеелети)
2 признал Я - познал Я, узнал Я (иврит:
йадати)
«ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому,
как отец к сыну своему.» (Прит. 3:12)
наказывает - еще: обличает (иврит: йохиах)
«Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына,
которого принимает.» (Евр. 12:6)
«Не бойся, раб Мой Иаков, говорит Господь: ибо Я с тобою; Я
истреблю все народы, к которым Я изгнал тебя, а тебя не истреблю, а только
накажу тебя в мере; ненаказанным же не оставлю тебя.» (Иер. 46:28)
Здесь мы видим Божий принцип: "... накажу тебя в
мере..."
Есть одна древняя притча: у одного человека было два
должника: один из них был другом, а другой - врагом. У друга он
взыскивал долг постепенно, а у врага - весь долг сразу. (Авода Зара
4а http://www.come-and-hear.com/zarah/zarah_4.html)
В древнем Израиле
была такая поговорка: "По трем вещам можно узнать человека: по стакану
(отношение к алкоголю), по карману (отношение к деньгам) и по гневу (на иврите
эти слова очень похожи: кос, кис, каас), а некоторые добавляют, и по смеху."
(Эрувин 65б)
«Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе
слово развеселяет его.» (Прит. 12:25)
В древнем Израиле советовали в таких случаях поговорить с
другими. (Сота 42б)
КАК ВАЖНО БЫВАЕТ ДОБРОЕ СЛОВО В НУЖНУЮ МИНУТУ!
«Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня
благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать
пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне
благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, возвестить
сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача - елей
радости, вместо унылого духа - славная одежда, и назовут их сильными правдою,
насаждением Господа во славу Его.» (Ис. 61:1-3)
«и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и
сотрудника нашего в благовествовании Мессии, чтобы утвердить вас и утешить в
вере вашей, чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что
так нам суждено. Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем
страдать, как и случилось, и вы знаете. Посему и я, не терпя более, послал
узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным
труд наш.» (1 Фес. 3:2-5)