Здесь публикуются очень интересные материалы по изучению Священного Писания. Просто, интересно. Слава Богу!
ГЕФСИМАНИЯ
«Потом приходит с ними Йешуа (Иисус) на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Кефу (Петра) и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Йешуа (Иисус): душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не
как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Кефе (Петру): так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово.» (Мф. 26:36-44)
Гефсимания – Гат-Шманим (на иврите «гат» - пресс, «шемен» - масло) – оливковый сад на Масличной (Елеонской) горе, к востоку от Йерушалаима
«Гат-Ш'маним. Название значит "маслобойный пресс" (по другим мнениям, название «Гефсимания» означает «масличный сад» (Энциклопедия архимандрита Никифора http://jesuschrist.ru/lexicon/NikiforEncyc/%C3%C5%D4%D1%C8%CC%C0%CD%C8%DF - В.Н.); в русском
оно обычно переводится как "Гефсимания". Сегодня на месте, которое называется Гефсиманский сад растут очень старые, узловатые оливковые деревья; возможно, они уже существовали, когда Йешуа был на земле.» (Давид Стерн.Комментарий к Еврейскому Новому Завету http://tikvaisrael.com/biblio/Stern_new_test/matityagu_26.htm#K010)
«Место находилось на западной стороне горы Елеонской, внизу, и было первым по выходе из Иерусалима и переходит через поток Кедрон. Оно долго было не огорожено; но недавно (в 19 в. – В.Н.) его огородили и развели сад. Огороженное место в настоящее время занимает почти четырехугольник приблизительно 23 х 21 квадратных сажень (47 на 50 м – В.Н.), и находится во владении католических монахов, которые пускают в сад и показывают его путешественникам.
Там в настоящее время растет восемь старых маслин. Вероятно, те маслины, которые росли там во время Христа, были срублены, и на месте их выросли новые, которые также устарели (по другим данным, их возраст – более 2000 лет – В.Н.). Рядом с католической Гефсиманией такой же сад устроен и греками. Какое место было действительно местом молений Христа, нельзя решить.» (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)
душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною - «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.» (Пс. 41:6)
Мессия на иврите - Машиах (Помазанник). Исайя пророчествовал:
«Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное (йовель – юбилейный год) и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача - елей радости, вместо унылого духа - славная одежда,
и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его.» (Ис. 61:1-3)
И как символично, что Машиах (Помазанник) молится именно в Гат-Шманим на Масличной горе.
Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты – Йешуа (Иисус) показывает пример нам всем, как подчиняться ВОЛЕ ТВОРЦА – «не как Я хочу, но как Ты», «да будет воля Твоя.»
Еврейский контекст
В параллельном стихе Евангелия от Марка говорится: «и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.» (Марк. 14:36)
Абба (Авва) в переводе с арамейского – Отец. Йешуа называл Отца так, как еврейский ребенок каждый день называл своего папочку.«…когда ребенка отлучают от груди, «он учится говорить авва (папа) и има (мама)» (Берахот 40а; ср. Сангедрин 70б)…» (http://www.pravenc.ru/text/62560.html)
Почему Йешуа (Иисус) молился три раза? Он дал нам пример быть постоянными в молитве. Даниэль молился три раза в день: «Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того.» (Дан. 6:10)
«Название “Гефсимания” означает “масличная давильня”. В ту ночь эта масличная давильня стала давильней для винограда. Христос был разбит так, как маслины, когда из них добывают масло. Но в саду потом Христа было не масло. Его потом была Кровь. И таким образом, место, где разбивались оливки, стало виноградной
давильней Божьего Сына.» (Dr. R. L. Hymers, Jr. ГЕФСИМАНИЯ – ДАВИЛЬНЯ ВИНОГРАДА (GETHSEMANE – THE WINEPRESS) http://www.rlhymersjr.com/Online_Sermons_Russian/2009/040409PM_TheWinepress.html)
Евсевий писал, что Гат-Шманим располагается у подножия Масличной горы, и что ранние христиане ходили молиться на это место. (“In his "Onomasticon," Eusebius of Caesarea says that Gethsemani is situated "at the foot of the Mount of Olives",
and he adds that "the faithful were accustomed to go there to pray". (Catholic encyclopedia http://www.newadvent.org/cathen/06540a.htm))
«Моше (Моисей) же взял и поставил себе шатер вне стана, вдали от стана, и назвал его шатром (скиниею) собрания; и каждый, ищущий Господа, приходил в скинию собрания, находившуюся вне стана.» (Исх. 33:7)
вне стана - Почему Божья Шехина (Божье Присутствие) была вне стана? Чтобы бней Исраэль (сыны Израилевы) понимали, что шатер - это святое место. Чтобы они ИСКАЛИ ВСЕВЫШНЕГО ВСЕМ СЕРДЦЕМ.
"возьмет Шатер и раскинет его для себя вне стана Так продолжалось все время: с момента греха золотого тельца до сооружения переносного Храма (Раши).
Шатер откровения - Речь идет о шатре Моше. Не следует путать с Шатром собрания, т. е. с переносным Храмом, сооруженным на год позже (см. Шмот, 27:21). Шатер Моше получил похожее название, так как до сооружения Мишкана люди приходили со всеми вопросами сюда.
искал милости Бога - Букв. "искал Всевышнего". Нуждался в пророческом откровении, которое могло быть получено только через Моше.
вне стана - Грех золотого тельца до сих пор не был прощен полностью, и Божественное Присутствие не раскрывалось в стане сынов Израиля. Моше, который никак не был связан с грехом золотого тельца, не был оставлен Божественным Присутствием и поэтому был вынужден выйти из стана. (Сончино)
"брал шатер - Означает действие многократное: брал свой шатер и разбивал его за пределами стана. Он сказал: "Отверженный учителем, отвержен учеником" (так как Превечный не пребывает в среде народа, Моше, ученик, также вынужден устраниться из его среды) [Танхума; Шемот раба 45]." (Раши http://machanaim.org/tanach/b-shemot/indb09_3.htm)
В Книге Йеhошуа мы читаем, что ковчег завета располагался на расстоянии в 2000 локтей (прибл. 1000 м)
«и дали народу повеление, говоря: когда увидите ковчег завета Господа Бога вашего и священников [и] левитов, несущих его, то и вы двиньтесь с места своего и идите за ним; впрочем расстояние между вами и им должно быть до двух тысяч локтей мерою; не подходите к нему близко, чтобы знать вам путь, по которому идти; ибо вы не ходили сим путем ни вчера, ни третьего дня.» (Иис. 3:3-4)
«Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. Так как тела животных, которых кровь для [очищения] греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, - то и Йешуа (Иисус), дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть
плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.» (Евр. 13:10-16)
Ценности еврейской семьи. Еврейские праздники и их мессианское значение.
Холокост и антисемитизм. Праведники мира
ХЛЕБЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ХЛЕБ ЛИЦА БОЖЬЕГО
«и полагай на стол хлеб (хлебы) предложения пред лицем Моим постоянно.» (Исх. 25:30)
хлебы предложения - досл.: хлеб Лица (лехем паним) - хлеб лица Божьего
"Великое чудо совершалось с хлебом Присутствия: при убирании он был такой же (свежий), как при положении (неделей раньше - прим. В.Н.)" (Менахот 29а). (Цит. согл. комментарию р. Ш.-Р.Гирша к Ваикра 24)
"Постоянным чудом, совершавшимся в Храме, было то, что хлеба не только не портились за неделю, но и оставались теплыми и свежими, как будто их только что выпекли. Смысл заповеди выпекания хлебов и размещения их в Храме заключается в том, что человек выражает благодарность Творцу за то, что Он каждому дает необходимое пропитание." (Сончино http://machanaim.org/tanach/b-shemot/indb07_1.htm)
«И возьми пшеничной муки и испеки из нее двенадцать хлебов; в каждом хлебе должны быть две десятых [ефы]; и положи их в два ряда, по шести в ряд, на чистом столе пред Господом; и положи на [каждый] ряд чистого ладана (ливана), и будет это при хлебе, в память, в жертву Господу; в каждый день субботы постоянно должно полагать их пред Господом от сынов Израилевых: это завет вечный; они будут принадлежать Аарону и сынам его, которые будут есть их на святом месте, ибо
это великая святыня для них из жертв Господних: [это] постановление вечное.» (Лев. 24:5-9)
на чистом столе - имеется в виду на столе из чистого золота (Исх. 25:24)
в каждый день субботы - суббота - это знамение между Ашемом и Израилем:
«скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это - знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас;» (Исх. 31:13)
«это - знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился.» (Исх. 31:17)
12 хлебов символизировали 12 колен Израилевых.
Мессия Йешуа накормил людей 12 хлебами (5 хлебов (Мф. 14) и 7 хлебов (Мф. 15):
«Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Йешуа (Иисус) сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.
И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.» (Мф. 14:15-21)
Хлебы предложения были прообразом Мессии Йешуа:
«Я есмь хлеб жизни.» (Ин. 6:48)
- - -
Почему Давил ел хлеб священный?
«И пришел Давид в Нов (Номву) к Ахимелеху священнику, и смутился Ахимелех при встрече с Давидом и сказал ему: почему ты один, и никого нет с тобою? И сказал Давид Ахимелеху священнику: царь поручил мне дело и сказал мне: "пусть никто не знает, за чем я послал тебя и что поручил тебе"; поэтому людей я оставил на известном месте; итак, что есть у тебя под рукою, дай мне, хлебов пять, или что найдется. И отвечал священник Давиду, говоря: нет у меня под рукою
простого хлеба, а есть хлеб священный; если только люди [твои] воздержались от женщин! И отвечал Давид священнику и сказал ему: женщин при нас не было ни вчера, ни третьего дня, со времени, как я вышел, и сосуды отроков чисты, а если дорога нечиста, то [хлеб] останется чистым в сосудах. И дал ему священник священного хлеба; ибо не было у него хлеба, кроме хлебов предложения, которые взяты были от лица Господа, чтобы по снятии их положить теплые хлебы.» (1 Цар. 21:1-6)
Было ли это нарушением Божьей заповеди, ведь, согласно Торе, он не должен был это делать, т.к. не был священником? Поступок Давида нигде в Писании не осуждается, значит, была на это воля Всевышнего. Йешуа приводит пример с Давидом в дискуссии с прушим:
«В то время проходил Йешуа (Иисус) в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? Или не читали ли вы в законе, что
в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.» (Мф. 12:1-8)
Ценности еврейской семьи. Еврейские праздники и их мессианское значение.
Холокост и антисемитизм. Праведники мира
ЦЕДАКА
«Йешуа (Иисус) же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге. И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа? Говорит им Йешуа (Иисус): сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок. Тогда велел народу возлечь
на землю. И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей.» (Мф. 15:32-38)
«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий
тайное, воздаст тебе явно.» (Мф. 6:1-4)
Известный иудейский законоучитель Рамбам в "Мишне Тора" учил о цедаке (благотворительности).
"Рамбам в Мишне Тора создает в полном смысле слова учение о цдаке. Слова благотворительность и пожертвование не совсем точно передают значение этого слова, ведь в его основе - корень цедек, справедливость. По Рамбаму, существует десять ступеней цдаки. И вторая, почти максимальная по степени праведности, - это, когда дающий цдаку и получающий ее не знают друг друга. В качестве модели этого типа
цдаки Рамбам приводит описание тайной анонимной кассы, которая была в Храме, в которую "праведники вкладывали деньги тайно" и из которой бедные также в тайне брали. ( Рамбам. Мишне Тора. Зраим, ×алахот аниим 10:8)" (р. Михаэль Ковсан. Иерушалаим в еврейской традицииhttp://mili.org.il/cms/index.php?section=articles_zoom¶ms[cat_id]=ARTICLECAT-20060718031732¶ms[parent_cat_id]=MIDRESHET&TAG=ARTICLE-20060718054011)
Молитвенные просьбы
"Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного." (Иак. 5:16)