НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "КОРАХ"
НЕЗАМЕТНАЯ РАЗНИЦА
В главе Торы Корах рассказывается о бунте левита Кораха против руководства Моше
(Моисея) и первосвященства Аарона. По преданию. Корах был мудрым человеком,
поэтому вряд ли его доводы были мелочными или глупыми. Скорее всего, вопросы,
которые бунтовщик Корах бросил в лицо Моше. были вполне разумными и логичными.
На что же жаловался Корах? "Полно вам: все общество, все — святы... Почему же
вы (т.е. Моше и Аарон) ставите себя выше народа Г-сподня?" Другими словами,
Корах требовал, чтобы все евреи были равны.
На первый взгляд, этот вопрос кажется странным в устах Кораха. Колено левитов,
к которому он принадлежал, было избрано Всевышним для исполнения определенных
священных обязанностей в Скинии (Передвижном Храме). Поэтому левиты обладали
такими привилегиями, как доступ в Святилище, право носить особые одежды и т.п.
Ясно, что Корах не стал бы жаловаться на "возвышение" Moшe или Аарона в связи
с их ролью (Моше был руководителем Израиля, а Аарон — Первосвященником), ибо
Корах сам был левитом, т.е. он тоже был в "привилегированном" положении, а станет
ли разумный человек выдвигать обвинения, которые могут обернуться против него
самого!
Нет, более глубокий смысл жалобы Кораха относился к тем сферам жизни и деятельности,
в которых все евреи были равны и в которых и Моше, и Аарон, и Корах, и вся община
пользовались одинаковыми привилегиями и имели одинаковые обязательства, т.е.
в которых все они были святы.
Слова Кораха не относились к священному служению в Скинии, заповеданному Б-гом
одному колену. Он понимал и признавал эти различия. В то же время он считал,
что в делах мирских никто не должен возвышаться над ближними.
События, описанные в этой главе Торы, служат важным уроком для каждого еврея.
Всем известно, что каждому народу присущи свои характерные признаки и черты.
Одни преуспевают в сельском хозяйстве, другие — в торговле, третьи — в науке
и т.д., т.е. у каждого народа, в том числе и у еврейского, есть определенные
виды деятельности, в которых он превосходит другие народы. Однако многие не
могут понять, почему даже в тех сферах, где все народы, в том числе и евреи,
равны (например в еде, питье, одежде, т.е. в том, что связано с физическими
потребностями человека), между евреем и неевреем все равно остаются различия.
Они не понимают, почему евреи должны "ставить себя выше других" в этих вопросах,
— ведь "все святы", т.е все народы — равны.
Еврею заповедано вести себя таким образом, чтобы все всегда видели и знали,
что он — еврей. Это должно быть очевидно не только во время молитвы и исполнения
Заповедей, но даже за такими общими для всех занятиями, как еда и питье. Разница
проявляется и в потребляемой пище, и в самом процессе и манере еды: до и после
трапезы еврей произносит Брахот (специальное благословение), и это оказывает
влияние и на его поведение в процессе трапезы — он ест с достоинством и изяществом.
Короче, поведение еврея должно служить очевидным доказательством того, что он
постоянно помнит о присутствии Всевышнего и желает быть достойным своего звания
("вы — дети Б-га, Всемогущего вашего").
Еврейские девушки и женщины тоже должны вести себя достойно представителей "святого
народа". Они должны отличаться от других своей речью, мыслями и даже манерой
одеваться. Их одежда должна быть скромной даже летом, в жару — на пляже или
за городом, когда мода "диктует" короткие юбки или кофточки без рукавов. Они
должны всегда выглядеть так, чтобы в них с первого взгляда можно было узнать
дочерей Сарры, Ривки, Рахели и Леи — матерей нашего народа, заложивших основы
и проложивших путь для всех грядущих поколении еврейских девушек и женщин.