Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Комментарии по недельной главе Торы


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "БААЛОТХА"

"ФОНАРЩИК"
Начало главы Торы, читаемой на этой неделе, описывает процедуру ежедневного
зажигания золотого семисвечника в Мишкане (передвижном Храме), что входило в
обязанности первосвященника Аѓарона.

Хасидская философия уподобляет душу человека пламени. Как пламя мерцает и стремится
вверх (если перевернуть свечу, пламя все равно будет подниматься кверху), так
и душа человека всегда стремится достичь новых высот. По словам Шломо-ѓаМелех
(Соломона), "душа человека — светильник Б-га". Зажигание меноры Аѓароном символизирует
возложенную на него миссию "воспламенять" души евреев. В глубине души каждого
еврея живет священное пламя. Сделать этот свет явным было задачей Аѓарона.


  
Однажды Рабби Шолом-Дов-Бера из Любавичей спросили: "Кто такой хасид?". Он ответил:
"Хасид — это фонарщик". В давние времена фонарщиком называли человека, который
зажигал уличные фонари с помощью факела, укрепленного на длинном шесте. Фонари
были уже заправлены, но их надо было зажечь. Есть фонари, до которых добраться
гораздо труднее, чем до уличных. Они стоят на заброшенных пустырях или даже
в море. Чтобы они могли освещать людям путь, кто-то должен был их зажечь.

В книге Мишлей (Притчах Соломоновых) сказано, что "душа человека — светильник
Б-га", а также, что "Заповедь — свеча, а Тора — Свет". Хасид — это человек,
которыи откладывает все свои дела и идет зажигать Светом Торы и Заповедей еврейские
души. Еврейские души готовы к тому, чтобы их зажгли. Иногда они находятся рядом,
а иногда — "в пустыне" или "в море". Должен найтись человек, который, несмотря
на любые трудности, приложит все усилия, чтобы разыскать и зажечь эти "светильники".
В этом — назначение истинного хасида.


  
Вывод здесь очевиден. Тем не менее следует добавить, что эта обязанность лежит
на всех евреях независимо от того, хасиды они или нет, ибо рано или поздно все
они станут хасидами в этом и во всех других смыслах. Б-жественное Провидение
посылает евреев в самые неожиданные места для выполнения этой миссии.

Да ниспошлет Б-г всем нам силы быть достойными этой великой миссии и исполнять
ее радостно и вдохновенно!


НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "БААЛОТХА"

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЖИЗНИ
Глава Торы, читаемая на этой неделе, повествует о том, как еврейский народ шел
через пустыню: "По велению Б-га они отдыхали, и по велению Б-га шли дальше..,
и Ковчег Завета шел перед ними".

На протяжении всей истории еврейского народа. как в периоды мира и процветания
(когда "они отдыхали"), так и в изгнании и странствиях (когда "они шли дальше").
евреи всегда знали, что все это происходит "по велению Б-га". То же благое Б-жественное
Провидение. которое дарило нам мир и процветание, посылало нас в изгнание в
странствия. "Ковчег Завета" — Тора — всегда был нашим путеводителем. Наша приверженность
Б-гу оставалась непоколебимой и в годы испытаний, и в периоды процветания.

Это в равной степени относится как ко всему евреискому народу в целом, так и
к каждому еврею в отдельности. С момента рождения и до последнего вздоха каждый
еврей проделывает большой путь не только в своем физическом, но и в духовном
развитии. "Ковчег Завета" — Тора — всегда идет впереди и зовет его: "Следуй
за мной!". К сожалению, некоторые евреи не видят этого Ковчега Б-га и не слышат
Его зона. Наш долг по отношению к ним — помочь им на их жизненном пути. Эта
деятельность имеет исключительно важное значение и для отдельных людей, и для
общины, и для всего народа в целом — и потому заслуживает особого внимания.


ЕВРЕЙСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Одна из главных задач еврейского воспитания — подготовка ребенка к жизни в обществе,
где евреи составляют меньшинство. Евреи всегда были "самым малым из народов",
но наша сила — не в числе. Евреям предназначено быть "царством священников и
народом святым". Соблюдение законов нашей Святой Торы — Закона Жизни, приверженность
нашим Заповедям и их повседневное исполнение — вот отличительный признак нашего
народа. В этом — наша сила, ибо именно это помогло нам выжить...

Мы должны воспитывать в наших детях еврейское самосознание и гордость своей
судьбой с самого раннего возраста. Важность такого воспитания трудно переоценить.
Тот факт, что мы живем в демократической стране, в условиях полной свободы,
только усиливает значение евреиского самосознания, ибо опасность ассимиляции
в нашем обществе намного сильнее, чем где-либо.

Долг еврейских педагогов в диаспоре — избавить нащих детей от любых форм комплекса
неполноценности, связанного с их "особостью" в среде нееврейского большинства,
и постоянно объяснять им, что демократия и свобода не равнозначны ассимиляции,
а напротив — позволяют каждому жить своей жизнью, по законам своей веры, не
прибегая к компромиссам. Тем самым они дают евреям возможность исполнить их
жизненное предназначение.


НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "БААЛОТХА"

ПО СЛОВУ Б-ГА
В главе Торы, читаемой на этой неделе, говорится, что евреи безоговорочно следовали
Б-жественным повелениям. "По слову Б-га они останавливались, и по слову Б-га
они шли дальше". Может быть, им следовало проявить бoльшую независимость? Ниже
публикуются выдержки из письма Любавичского Ребе, шлита, Короля Мошиаха в котором
он делится своими мыслями по этому поводу.

Милостью Б-га
6-го Швата, 5731,
Бруклин, Нью-Иорк


Приветствие и благословение!

Я получил Ваше письмо с некоторым запозданием. Вы пишете о своих сомнениях по
поводу обязательств, налагаемых иудаизмом: Вам кажется, что жизнь по Торе и
Заповедям препятствует выявлению индивидуальных способностей человека, особенно
в сфере мысли и в вопросе выбора жизненного пути. Вы думаете, что верность иудаизму
трудно совместить с идеей личной свободы.

Откровенно говоря, меня удивляет, что думающий человек может испытывать подобные
сомнения. Мне кажется, что они возникают в основном из-за поверхностного понимания
того, что означает принятие "бремени" Торы и Заповедей, потому что слово "бремя"
подразумевает определенные ограничения.

В повседневной жизни есть много вещей, которые даже самый любознательный исследователь
принимает как данность. Поскольку вы учитесь в колледже и наверняка знакомы
с точными науками, вы знаете, что студенты свои занятия физикой и техническими
дисциплинами начинают не с нуля. Они не пытаются самостоятельно повторить все
исследования и эксперименты. Точно так же пассижиры, идущие на посадку в самолет,
не изучают заранее законы аэродинамики. чтобы убедиться в безопасности полетов.
Они и без этого знают, что самолет прибудет в пункт назначения.

Можно взять пример и из области медицины. Известно, что одни вещества полезны
для здоровья, а другие — вредны. Никто не станет проверять на себе полезные
или вредные свойства того или иного лекарства. Даже человек, склонный к научным
занятиям, наверняка выберет для исследований наименее изученные области медицины.
Такая позиция логична и понятна. Ведь если специалисты уже провели соответствующие
исследования и определили, что полезно для здоровья, а что вредно, или же разработали
усовершенствованную технологию, то попытка провести все исследования и эксперименты
заново оказалась бы лишь пустой тратой времени. Более того, нет никакой гарантии.
что в ходе повторных исследований экспериментатор не сделает ошибок и не придет
к выводам, чреватым катастрофическими последствиями. Опыт показывает, что случается
и такое.

Все, что было сказано выше о здоровье физическом, верно и по отношению к здоровью
духовному — к тем путям, которыми Нешама (душа) может достичь совершенства и
исполнить свое назначение, — тем более, что физическое здоровье оказывает влияние
на здоровье духовное, особенно, когда речь идет о еврее.

Творец человека, Он же Творец и Повелитель Вселенной, лучше, чем кто бы то ни
было, знает, что полезно и что вредно для человека и для мира, в котором он
живет. В Своей доброте Б-г уже предоставил нам полные и окончательные данные,
указан, что если человек будет придерживаться определенного образа жизни, то
у него будут здоровая душа и здоровое тело. Ему будет хорошо как в этом, так
и в грядущем мире. При этом Б-г оставил несколько сфер деятельности, в которых
человек может проводить свои собственные эксперименты, не противоречащие установленным
Им правилам.

Другими словами, нет никаких сомнений, что человек, прожив достаточно долго
и имея все возможности для проведения самых разных экспериментов, ни на что
не отвлекаясь и не делая никаких ошибок, безусловно, пришел бы к тому же, о
чем мы знаем из Торы, дарованной нам Б-гом, а именно, — что необходимо соблюдать
Субботу, есть только кошерную пищу и т.д. Но, как мы уже говорили, Б-г в Своей
бесконечной доброте (ибо в природе Б-га — творить добро), желая избавить нас
от лишних забот и возможных ошибок, предоставил нам готовые результаты, одинаково
полезные и для тех, у кого есть склонности и способности к исследованиям, и
для тех, у кого их нет.

В отношении соблюдения Торы и Заповедей слово "бремя" указывает на то, что введение
запретов обусловлено природой человека. Ибо человек под воздействием Йецер Ара
(сил зла внутри человека) легко поддается искушению. Искушение сладостно в начале
— но горько в конце. Однако такова уж человеческая натура, что люди готовы пренебречь
горькими последствиями ради первоначального удовольствия. Так, например, хотя
детей, а иногда и взрослых предупреждают, что неумеренность в потреблении определенных
продуктов вредна для здоровья и может привести к тяжелым заболеваниям, во время
которых им будет противопоказана даже обычная пища, они тем не менее очень часто
пренебрегают запретом, чтобы удовлетворить свою прихоть. Именно поэтому Б-г
наложил на нас "бремя" Торы и Заповедей и повелел нам безоговорочно исполнять
их — независимо от того, понимаем мы их или нет.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Relayed by Corbina
Рейтингуется SpyLog

В избранное