41 Так вот,
любимые мои и желанные братья, радость моя и победный венец, стойте
нерушимо в единении с Господом, любимые!
2 Я прошу
Эводи́ю, я прошу Синти́хию: живите дружно во имя Господа!
(3) Да, и тебя прошу, мой верный Си́зиг,
пожалуйста, помоги им, ведь обе они сражались за Радостную Весть плечом
к плечу со мной, с Кле́ментом и остальными моими товарищами,
имена которых в книге жизни.
4 Радуйтесь
всегда, ведь вы живете в единении с Господом! И снова говорю:
радуйтесь! (5) Пусть все видят вашу кротость.
Господь уже близко! (6) Ни о чём
не заботьтесь*. Но если есть у вас
в чём-либо нужда, с благодарностью поверяйте в молитвах и прошениях
свои просьбы Господу. (7) И тогда
мир Божий, который выше всего, что может представить себе человеческий
ум, сохранит ваши сердца́ и мысли в единении с Христом Иисусом.
8 И еще,
братья, пожалуйста, всегда направляйте свои мысли на то, что истинно,
что достойно, что справедливо, что целомудренно, что приятно
и восхитительно, что нравственно и достойно похвалы. (9) Делайте
то, что выучили, что переняли, что услышали, что узнали от меня,
и Бог, источник мира, будет с вами.
10 Я порадовался
всей душой вместе с Господом, что наконец-то ваши сердца́ снова
расцвели заботой обо мне. Конечно, вы заботились обо мне всегда,
просто раньше не было подходящего случая. (11) Я говорю
это не потому, что терпел лишения. Я научился довольствоваться
тем, что есть, (12) я умею жить и в нужде,
и в достатке. Я всё прошел и ко всему готов: к сытости
и к голоду, к достатку и к нужде. (13) Всё могу
благодаря Тому, кто дает мне силы. (14) И всё
же вы хорошо сделали, что разделили мои невзгоды.
15 Вы сами
знаете, филиппийцы, что, когда началось мое служение Вести, после отъезда
из Македонии, ни одна община не делила со мной доходов и расходов,
одни вы. (16) Вы и в Фессало́нику
не раз присылали мне на жизнь. (17) Впрочем,
это не значит, что я домогаюсь подарков. Я одного домогаюсь –
чтобы ваши деньги приносили вам всё бо́льшую прибыль. (18) А я получил
всё сполна, и теперь у меня даже больше, чем нужно. Я получил
от Эпафродита всё, что вы мне прислали, и теперь полностью обеспечен.
Ваш дар – как "благовонное курение", "жертва
угодная, Богу приятная".(19) И мой
Бог, по Своему богатству, щедро восполнит все ваши нужды через Христа
Иисуса. (20) Слава Богу, Отцу нашему, во веки
веков. Аминь.
21 Передавайте
привет всем, кто через Христа Иисуса вошел в народ Божий. Посылают вам привет
братья, что вместе со мной. (22) Весь народ
Божий посылает вам привет, особенно те, кто служит в императорском
дворце. (23) Милость Господа
Иисуса Христа да будет с духом вашим!
4.13Тому, кто дает мне силы — в некоторых рукописях:
"Иисусу Христу, дающему мне силы".
4.19восполнит — в ряде рукописей: "пусть восполнит".
4.23с духом вашим — в некоторых рукописях: "со всеми
вами. Аминь".
2 Через
шесть дней Иисус берет Петра, Иакова и Иоанна и ведет их на высокую
гору. Они были там одни. Вдруг Его облик изменился у них на глазах.
3 Одежда Его стала сверкающей, ослепительно
белой, как никто не смог бы отбелить на земле. 4 Явились
перед ними Илья с Моисеем и разговаривали с Иисусом.
Рабби! Как хорошо нам здесь! Давай мы сделаем три шалаша:
один Тебе, один Моисею и один Илье.
6 Ведь
он не знал даже что сказать так они были перепуганы. 7И тут
явилось облако, покрывшее их своей тенью, и из облака раздался
голос:
Это Мой любимый Сын. Его слушайте!
8 Они
вдруг оглянулись и видят: никого больше нет, с ними один Иисус.
9 Когда
они спускались с горы, Иисус велел, чтобы они никому не рассказывали
о том, что видели, до тех пор, пока Сын человеческий не воскреснет
из мертвых. 10 Они это исполнили,
но между собой толковали: "Что значит "воскреснуть из мертвых"?"
11 Они
спросили Его:
Почему учителя Закона говорят, что сначала должен прийти Илья?
12
Действительно, Илья должен прийти первым и всё подготовить, ответил
Иисус. А почему в Писании говорится, что Сыну человеческому
предстоит много страданий и унижений? 13 Я вам
говорю: Илья уже пришел, и с ним поступили так, как им заблагорассудилось.
Так о нём говорит Писание.
28 Прошло
после этих слов дней восемь. Иисус, взяв Петра, Иоанна и Иакова, поднялся
на гору помолиться. 29 И во время
молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала ослепительно белой.
30 И два человека беседовали с Ним,
это были Моисей и Илья, 31 явившиеся
в сиянии небесной славы, и говорили они об исходе, который предстоит
Ему совершить в Иерусалиме.
32 Петр
и его спутники спали крепким сном, а проснувшись, увидели сияние Его славы
и двух человек, стоящих рядом с Ним. 33 И когда
те уже уходили от Него, Петр сказал Иисусу:
—
Наставник, как хорошо нам здесь! Давай мы сделаем три шалаша:
один Тебе, один Моисею и один Илье. Он и сам не знал, что говорил.
34 И он
еще не договорил, как появилось облако и покрыло их своей
тенью. Ученики, оказавшись в облаке, испугались. 35 Но из облака
раздался голос, сказавший: "Это Мой Сын, Мой избранник. Его слушайте!"
36 Когда
голос умолк, Иисус снова был один. Ученики сохранили это в тайне и никому
в то время ничего не рассказали из того, что видели.
17
1 Через
шесть дней Иисус берет Петра, Иакова и его брата Иоанна и ведет
их одних на высокую гору. (2) Вдруг
Его облик изменился у них на глазах: лицо Его засияло, как солнце,
а одежда стала ослепительно белой. (3) И вот
явились перед ними Моисей и Илья, они стали
разговаривать с Ним.
—
Господь, как хорошо нам здесь! Давай, я сделаю здесь три шалаша:
один Тебе, один Моисею и один Илье.
5
Когда он говорил, вдруг явилось сияющее облако и накрыло их своей
тенью. И раздался из облака голос: "Это Мой любимый Сын, Моя отрада!
Его слушайте!"
6
Услышав голос, ученики упали ничком, потому что сильно испугались. (7) Иисус,
подойдя к ним, коснулся их и сказал:
—
Вставайте, не бойтесь!
8
Подняв глаза, они уже никого, кроме Иисуса, не увидели. (9) Когда
они спускались с горы, Иисус наказал им:
—
Никому не говорите о том, что вы видели, пока Сын человеческий
не встанет из мертвых.
10
— А почему учителя́ Закона говорят, что сначала должен
прийти Илья? — спросили Его ученики.
11
— Илья действительно должен прийти первым
и всё подготовить, — ответил Он. — (12) Говорю
вам, Илья уже пришел, но его не узнали
и поступили с ним, как им хотелось.
Так и Сыну человеческому предстоит перенести от их рук много страданий.
13
Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.
Лк.: 9.23несет свой крест —
осужденный сам нес перекладину креста на место казни. Так как казнь
через распятие со времен римского владычества часто применялась в Палестине,
то зрелище это было довольно привычным. Здесь в метафорическом
смысле: всякий, кто хочет быть учеником Христа, должен быть готов к страданиям
и даже смерти. 9.24-25
В греческом тексте в этих стихах вместо слова жизнь всюду стоит "душа".
В Писании душа — это дыхание жизни, которое вдохнул при рождении
в человека Бог, т.е. сама жизнь (см. Быт 2.7). 9.31
Под исходом понимается смерть Иисуса и Его вознесение на небо. 9.33как хорошо нам здесь — греческий язык допускает возможность
иного перевода: "как хорошо, что мы здесь". Вероятно, это происходило
во время праздника Сукко́т (т.е. шалашей, или кущей), когда
люди должны были жить в специально сделанных для этого шалашах. 9.34облако — сияющее облако было знаком Богоприсутствия.
Мф.: 17.1на высокую гору — это место встречи с Богом (ср. Синай).
Традиционно считается, что это гора Фавор (евр. Табо́р),
но она, во-первых, невысока (600 метров), а во-вторых, на ее вершине
располагалась военная крепость. Более вероятно, что это гора Гермон
(2700 метров), она в двадцати километрах от Кесарии Филипповой.
Для евангелиста важнее то обстоятельство, что это событие произошло
на горе, поскольку гора символизирует место встречи с Богом,
в данном случае она являет собой как бы новый Синай. 17.2Белая одежда символизирует Божью славу. 17.3Моисей и Илья — вероятно, они воплощают собой Священное
Писание, которое часто так и именовалось: Закон и Пророки. Моисей —
законодатель, Илья же — представитель пророков. Кроме того, по народным
представлениям, они оба были взяты живыми на небо. 17.4как хорошо нам здесь — греческий язык допускает возможность
иного перевода: "как хорошо, что мы здесь". Вероятно, это происходило
во время праздника Суккот (т.е. шалашей, или кущей), когда люди
должны были жить в специально сделанных для этого шалашах. Я сделаю —
в некоторых рукописях: "мы сделаем". 17.5облако — сияющее облако было знаком Богоприсутствия. 17.10-12
Согласно верованиям того времени, Илья должен прийти, чтобы явить Помазанника
народу Израиля.