Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Евреям, 8-9: Служение Иисуса как первосвященника (1) / 18.XII.20 пт


=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуа, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 18 декабря 2020 года, пятницу.

 

Выпуск рассылки можно также прочитать на сайте: messia.ru/r3/arh/heb08-9.htm.

 

Продолжаем читать Послание евреям (8–9). [АУДИО (ред. 2004 г.)]

Традиционно послание приписывается апостолу Павлу, хотя библеисты уверены, что оно написано неизвестным автором, что, впрочем, не умаляет его авторитетности для христиан (каноничности).

Перевод и примечания В.Н. Кузнецовой ("Радостная Весть").

Ком-
мен-
та-
рии:
к книге (введе-
ние):
из 'Брюссель-
ской' Библии
из "Толковой Библии" Лопухина из "Женев-
ской Библии"
 
Р. Браун
(серия "Библия говорит сегодня")
Новый Библейский Коммен-
тарий
"Культурно-
истори-
ческий коммен-тарий"
 
8–9  

Письмо евреям

81 Вот суть наших слов: у нас такой Первосвященник, который воссел по правую руку Престола Величия в небесах (2) и священнодействует в небесном святилище, в том истинном Шатре, что поставлен Господом, а не человеком. (3) Разумеется, всякий первосвященник назначается для того, чтобы приносить дары и жертвы. Отсюда следует, что ему нужно что-то иметь, чтобы принести это в жертву. (4) Если бы этот Первосвященник был на земле, Он не стал бы даже священником, потому что здесь уже есть люди, приносящие Богу дары согласно Закону. (5) Они служат в святилище, которое есть лишь тень и подобие небесного. Вот почему Моисею, когда он собирался воздвигнуть Шатер, было указано: "Смотри, — сказал Бог, — сделай всё точно по образцу, который был показан тебе на горе́". (6) Но служение, которое получил Иисус, выше, как лучше и Договор, посредником в котором Он является, потому что этот Договор основан на лучших обещаниях.

7 Ведь если бы тот первый договор был безупречным, другой был бы излишним. (8) Но так как Богу есть в чём упрекнуть людей, Он говорит:

"Вот, наступают дни, говорит Господь,
    когда заключу Я с домом Израиля,
    с домом Иуды Новый Договор,
не похожий на тот договор,
    что Я заключил с их отцами
в день, когда, взяв их за руку,
    вывел их из Египта.
Потому что они неверны оказались договору со Мною,
    и Я от них отвернулся, говорит Господь.
10 Вот Договор, что заключу Я с домом Израиля
    после тех дней, заявляет Господь:
Я вложу законы Мои прямо им в голову,
    начертаю их на сердцах.
И Я буду Богом им,
    а они Мне — народом.
11 И не будут отныне учить ни соседа, ни брата,
    не скажет никто: "Знай Господа!" —
потому что все до единого будут знать Меня,
    начиная от самого малого
       и кончая самым великим,

12 потому что Я милостив буду к их прегрешениям
   
и грехов не припомню им больше".

13 Называя этот Договор Новым, Он объявил первый договор устаревшим. А то, что устарело и стареет, скоро исчезнет.

 

91 Так вот, первый договор имел свои правила богослужения, а также земное святилище. (2) Был изготовлен Шатер, в первом помещении которого находился светильник, стол и посвященные Богу хлебы, и место это называлось Святым. (3) За второй завесой было помещение, которое называлось Святое Святых, (4) и в нём золотой жертвенник для благовоний и ларец для Договора с Богом, со всех сторон обложенный золотом. В нём был золотой сосуд с манной и пустивший побеги жезл Аарона, а также каменные плиты с текстом Договора. (5) Над ларцом были херувимы, означавшие присутствие здесь Божьей славы и осенявшие крылами место, где прощаются грехи. Но сейчас нам нет необходимости говорить об этом подробно.

6 После того как всё было таким образом изготовлено, в первое помещение постоянно входили священники, исполнявшие службу, (7) а во второе — один только первосвященник, раз в год, и всегда с кровью, которую он приносил в жертву за свои грехи и грехи народа, совершенные по неведению. (8) Этим Святой Дух указывал на то, что пока существует первый Шатер, путь в святилище еще не открыт. (9) Всё это символ настоящего времени, означающий, что ни дары, ни жертвы не в состоянии очистить совесть и привести к совершенству тех, кто поклоняется Богу. (10) Они касаются только еды, питья, разных очистительных обрядов, а это внешние правила, имевшие силу лишь до установления нового порядка вещей.

11 Но когда явился Христос как Первосвященник уже свершившихся благ, Он прошел через большее и еще более совершенное святилище, нерукотворное, то есть не относящееся к вещам сотворенным. (12) И вошел в Святое Святых раз и навсегда, и не с жертвенной кровью козлов и телят, но с собственной кровью, снискав для нас вечное искупление. (13) Если окропление кровью козлов и быков вместе с пеплом телки освящает осквернивших себя и дает им внешнюю чистоту, (14) то насколько больше силы имеет кровь Христа, который с помощью вечного Духа принес себя Богу в непорочную жертву! Она очистит нашу совесть от дел, ведущих к смерти, чтобы мы могли служить Живому Богу.

15 Поэтому Христос есть посредник в Новом Договоре с Богом. Смерть Христа стала выкупом, освобождающим от грехов, совершенных во время действия первого договора, чтобы призванные могли получить вечное наследие, обещанное Богом. (16) Где есть завещание, необходимо установить смерть завещателя. (17) Завещание действительно лишь в случае смерти, оно не имеет силы, пока завещатель жив. (18) Вот почему и первый договор был утвержден с помощью крови. (19) После того как Моисей изложил всему народу все заповеди, установленные Законом, он взял кровь телят и козлов, а также воду, красную шерсть и иссоп и окропил как саму книгу Закона, так и весь народ (20) со словами: "Это кровь договора, который Бог велел вам соблюдать". (21) Точно так же он окропил кровью и Шатер, и все богослужебные сосуды. (22) Согласно Закону почти всё очищается кровью и без кровопролития нет прощения.

23 Следовательно, такими способами должны очищаться земные подобия небесного, само же небесное требует жертв лучших, чем эти. (24) Ведь Христос вступил не в рукотворное святилище, которое есть не более чем отпечаток истинного, но в само небо, и теперь Он предстал перед лицом Бога ради нас. (25) Он также не приносит Себя в жертву многократно, как это делает первосвященник, ежегодно входящий в святилище с чужой кровью, (26) иначе Ему пришлось бы страдать множество раз с тех пор, как был сотворен мир. Но Он явился один раз, в самом конце веков, чтобы удалить грех Своей жертвой. (27) Как человеку суждено только однажды умереть, а затем — Суд, (28) так и Христос, однажды принесенный в жертву, чтобы унести грехи множества людей, во второй раз явится не для того, чтобы иметь дело с грехом, но чтобы спасти тех, кто Его дожидается.

 

 


8.1 Престола Величия — т. е. Бога (ср. "Престол милости" в 4.16). Чтобы избежать употребления имени Божьего, использовались различные описательные слова и обороты.
8.2 в том... Шатре (или "палатке", "скинии") — здесь аллюзия на переносное святилище во времена исхода из Египта. Это был небольшой шатер, подробное описание которого приводится в Исх 25–30; 35–40; см. также Исх 33.7-11. Автор письма будет говорить о нём еще в 9.1-7.
8.4 Если бы этот Первосвященник был на земле — Иисус уже не на земле, а на небесах, в небесном святилище.
8.5 тень и подобие небесного — см. Исх 25.9, 40. Как шатер во время Исхода, так и иерусалимский Храм, построенный сначала Соломоном, а затем Иродом Великим, были лишь копиями, а копия никогда не может быть лучше оригинала.
8.6-7 Ср. 7.22.
8.7 Договор небезупречен, так как народ Божий не исполнил свои договорные обязательства.
8.8 Богу есть в чём упрекнуть людей — несмотря на это, цитата из пророка Иеремии говорит о надежде, а не об осуждении. Вместо того, чтобы расторгнуть Договор с людьми, Бог обещает заключить с ними Новый Договор, во всех отношениях лучший старого.
8.11 соседа — в некоторых рукописях: "ближнего".
9.1 первый договор имел свои правила богослужения — в ряде рукописей: "первый договор тоже имел свои правила богослужения". А также земное святилище — возможно иное понимание: "но святилище это было земное".
9.2 посвященные Богу хлебы — дословно: "хлебы предложения", т. е. хлеб, принесенный в дар Богу. Хлебов должно было быть двенадцать, выложенных в два ряда по шесть.
9.3 Святое Святых — т. е. Самое Святое Место.
9.4 Согласно Исх 30.1-6, жертвенник для благовоний помещался в первом помещении, а не во втором; он должен быть обложен золотом, но ничего не говорится о том, как должен быть украшен ларец (или ковчег).
9.5 херувимы, означавшие присутствие здесь Божьей славы — дословно: "херувимы Божьей славы"; они названы так, потому что должны были символизировать присутствие Бога в святилище. Херувимы осеняли крышку ларца, которую первосвященник в день Йом-Киппур окроплял кровью жертвы за грех, и поэтому место это называлось местом, где прощаются грехи (см. Исх 25.22).
9.6 постоянно входили — согласно Числ 18.2-6, священники входили дважды в день для жертвоприношения.
9.7 В обязанности первосвященника входило принесение особой жертвы за грехи народа, совершенные по неведению, когда он 10 числа месяца Тишри́ (середина сентября–октября), в День Искупления (евр. Йом-Киппу́р) входил с кровью жертвенного животного в Самое Святое Место (Святое Святых).
9.8 пока существует первый шатер — возможно иное понимание: "пока первое святилище сохраняет свое культовое значение". Путь в святилище — вероятно, это путь в истинное, небесное святилище, куда не было доступа людям до жертвы Христа.
9.9-10 это символ — дословно: "это притча". Настоящего времени — т. е. времени, когда еще действуют старые, внешние правила, до установления нового порядка вещей. Касаются еды, питья — см. Лев 11. Об очистительных обрядах (буквально: "омовениях") см. Лев 11.25; 15.18; Числ 19.13; ср. Мк 7.3-4.
9.11 уже свершившихся благ — в некоторых рукописях: "грядущих благ". Под этими благами понимаются прощение грехов, достижение совершенства, освящение и доступ к Богу. Читатели письма живут в переходный период, когда еще действуют старые установления, но Христос уже принес себя в жертву, чем сделал старый порядок вещей отжившим, потерявшим силу. См. также 10.1 и прим. Более совершенное святилище — т. е. небесное, где пребывает Бог.
9.12 Жертва Христа совершена раз и навсегда — см. подробнее в 9.26-28. Нерукотворное, то есть не относящееся к вещам сотворенным — небесное святилище воздвигнуто Богом и поэтому не является частью тварного мира.
9.13 В День Искупления Святое Святых окроплялось кровью жертвенных животных. Пепел телки, согласно Числ 19.2-9, надлежало вынести за пределы стана, а ее кровью окроплялся фасад Шатра.
9.14 Животное, приносимое в жертву, не должно было иметь никаких физических недостатков, только такая жертва называлась непорочной. Жертва Христа воистину непорочна, так как имеет отношение не к плоти, а к Духу, она совершена посредством вечного, т. е. Святого Духа. Вечного Духа — в некоторых рукописях: "Святого Духа".
9.15-20 В греческом языке слово "диате́ке" имеет два значения: завещание и завет, т. е. договор. В этом отрывке слово употреблено сразу в двух значениях (ср. Гал 3.15-18).
9.15 См. также 7.22 и 8.6. Посредник — в еврейской традиции посредником называли Моисея (ср. Гал 3.19). В раввинистическом учении о жертве всякая жертва имела искупительное значение. В Таргуме на Исх 24.8 говорится: "Моисей взял кровь... и окропил ею жертвенник, чтобы искупить народ, и сказал: 'Это кровь Договора, который Господь заключил с вами...'"
9.18 с помощью крови — т. е. через смерть жертвенного животного. В этом письме слово "кровь" почти всегда употребляется в значении "жертвенная смерть".
9.19-21 Кровь жертвы при заключении договора соединяла всех и всё, что было окроплено ею.
9.22 Согласно Закону, большинство грехов искупалось принесением жертвы (хотя были грехи, которые могла искупить только смерть грешника). Прощения — здесь в значении: "очищения от осквернения, удаления греха". Без кровопролития нет прощения — т. е. только благодаря принесению в жертву животного человек очищался от греха и мог приблизиться к Богу во время богослужения.
9.23 требует жертв лучших — так как в письме постоянно подчеркивается, что жертва Иисуса была раз и навсегда, вероятно, речь идет о том, что в результате ее были очищены не только грехи мира, но и заново обновлен и освящен сам небесный храм.
9.25 многократно — т. е. каждый год.
9.26 в самом конце веков — приход Христа свидетельствует о том, что человеческая история подходит к концу. Слово "век" может иногда употребляться во множественном числе без изменения значения (ср. Мф 13.40,49 и 1Кор 10.11). См. также прим. к 6.5. [Еврейское слово "ола́м", переведенное на греческий как "айо́н" (традиционно произносится "эон"), означает и временное ("век"), и пространственное ("мир") измерение вселенной. Согласно традиционным еврейским представлениям, вся история человечества делилась на два века, или мира: "олам-ха-зэ́" ("нынешний век") и "олам-хаба́" ("грядущий век"). Грядущий век понимался как Царство Бога.]
9.28 грехи множества людей — дословно: "грехи многих". В семитских языках слово "многие" употреблялось в инклюзивном ("включающем") значении, обозначая множество (безотносительно к количеству), а не в эксклюзивном ("исключающем") значении, как в русском и в других европейских языках, где слово "многие" подразумевает "но не все".

 

8.1 Евр 3.1; 4.14; 6.20; 7.26; 9.11; Пс 110 (109).1; Мф 22.44; Мк 16.19; Деян 2.34; Еф 1.20; Евр 1.3; 10.12; 12.2
8.5 Исх 25.40; Кол 2.17     8.6 Евр 7.22; 9.15; 12.24
8.8-12 Иер 31.31-34     8.10 Евр 10.16     8.12 Евр 10.17     9.2 Исх 25.23-40; 26.1-30     9.3 Исх 26.31-33
9.4 Исх 16.33; 25.10-16; 30.1-6; Числ 17.8-10; Втор 10.3-5 9.5 Исх 25.18-22     9.6 Числ 18.2-6
9.7 Лев 16.15-16; Числ 19.9, 17-19     9.9 Евр 10.1-2     9.11 Евр 3.1; 4.14; 6.20; 7.26; 8.1; 10.1     9.13 Числ 19.9, 17-19
9.14 1Петр 1.18-19; 1Ин 1.7     9.15 Евр 7.22; 8.6; 12.24     9.19-20 Исх 24.6-8 9.21 Лев 8.15, 19     9.22 Лев 17.11
9.28 Ис 53.12; 1Петр 2.24

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске: Послание евреям, 10.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
священник Александр Поляков
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" –> www.messia.ru

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«



В избранное