Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Иез.43:13-44:31: жертвенник, жертвоприношения, жрецы / 12.XI.20 чт


=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой —
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 12 ноября 2020 года, четверг.

Сегодня мы продолжим чтение книги пророка Иезекииля, это стихи 43:13–44:31.

Перевод и комментарии Л.В.Маневича.
// КНИГА ИЕЗЕКИИЛЯ / М.: Российское Библейское Общество, 2006. © Российское Библейское Общество.

Выпуск рассылки можно также прочитать на сайте:
messia.ru/r3/arh/iez43-44.htm.

На церковнославянском

Синодальный перевод

"Современный русский перевод" без разбиения на абзацы. / то же с аудио

Перевод п/р. М.Кулакова

Перевод "Новый перевод на русский язык" ("Слово жизни"): "Новый перевод"; "Восточный перевод"

Септуагинта (греческий текст)

К
о
м
м
е
н
т
а
р
и
и

к

к
н
и
г
е:


к

гла-
вам:

из 'Брюссельской' Библии и из "Толковой Библии Лопухина" —
см. "Комментарии:" после текста на bible-center.ru
.

13 Вот размеры жертвенника в локтях (в больших локтях, которые на ладонь длиннее обычного локтя). Желоб — глубиной в локоть и в локоть — шириной. Желоб со всех сторон окружен бортиком, размером в одну пядь. А высота жертвенника такая: 14 расстояние ото дна желоба до нижнего уступа жертвенника — два локтя (ширина нижнего уступа — один локоть); от нижнего уступа до верх него — четыре локтя (ширина верхнего уступа — локоть); 15 высота очага — четыре локтя. Из очага выступают кверху четыре рога. 16 Очаг имеет по двенадцать локтей в длину и ширину, по всем четырем сторонам; он квадратный. 17 Площадка, на которой возведен очаг, имеет по четырнадцать локтей в длину и ширину, по всем четырем сторонам. Ее окаймляет бортик в пол-локтя шириной, образуя по всему периметру желоб в локоть глубиной. С восточной стороны примыкает лестница.

 

18 И сказал Он мне:

— Человек! Так говорит Господь Бог: Вот повеление о жертвеннике. В день, когда его воздвигнут, чтобы совершать на нём всесожжения и окроплять его кровью, 19 дай жрецам-левитам из числа потомков Садока, которым позволено приближаться ко Мне, — говорит Господь, — и служить Мне, дай им тельца для очистительной жертвы. 20 И возьми кровь тельца и окропи ею четыре рога и четыре угла площадки и бортик вокруг желоба. Так совершишь над жертвенником очистительные обряды и очистишь его. 21 И возьми тельца, принесенного в качестве очистительной жертвы, и сожги его в особом месте, вне Святилища. 22 На другой день принеси в качестве очистительной жертвы козла без телесных изъянов, и пусть совершают над жертвенником очистительные обряды так же, как это делали при жертвоприношении тельца. 23 И после этой очистительной жертвы, принеси в жертву тельца без телесных изъянов и барана без телесных изъянов. 24 Принеси их в жертву Господу — пусть жрецы посыплют их солью и сожгут их как жертву всесожжения Господу. 25 Каждый день в течение семи дней приноси козла в качестве очистительной жертвы. И каждый день пусть приносят в жертву тельца без телесных изъянов и барана без телесных изъянов. 26 Семь дней пусть совершают над жертвенником эти очистительные обряды и очистят его, и освятят. 27 А после этого, на восьмой день и далее жрецы могут приносить на жертвеннике ваши жертвы — всесожжения и пиршественные жертвы, чтобы Я был к вам благосклонен, — говорит Господь Бог.

43:13 Желоб... — так обычно понимают в данном случае слово <hэq> (первоначально: «складка одежды»). По желобу стекала кровь приносимых в жертву животных. Согласно жреческим текстам Ветхого Завета, во время большинства жертвоприношений жрец сливал кровь убитого животного на землю, к подножию жертвенника (Лев 4:7,18,25; 5:9; 8:15 и др.).

бортиком, размером в одну пядь. — Слово «пядь» является переводом древнееврейского зе́рет (<зэрэт>), это мера длины, равная половине локтя. Скорее всего, речь здесь идет о толщине бортика, а не о его высоте. В противном случае придется предположить, что основание всего жертвенника утоплено на пол-локтя в землю, поскольку глубина нижнего желоба — локоть.

43:14 ...ото дна желоба до нижнего уступа... — У жертвенника было два желоба: один нижний, который по земле опоясывал жертвенник у основания (здесь говорится именно о нём), другой — верхний, который шел по краям верхнего уступа жертвенника (о нём сообщается в 17-м стихе).

...до нижнего уступа жертвенника... — Жертвенник, судя по описанию Иезекииля, представлял собой конструкцию из трех массивных прямоугольных параллелепипедов, квадратных в основании, поставленных друг на друга, причем каждый последующий параллелепипед был Pуже лежащего внизу. Сначала пророк описывает высоту конструкции. Он начинает измерения снизу, со дна желоба, окаймляющего жертвенник. Цокольная плита имеет в высоту два локтя. На цокольной плите покоится средний ярус высотой четыре локтя. Цокольная плита выступает за края среднего параллелепипеда на один локоть с каждой стороны. Это первый (нижний) уступ. На среднем параллелепипеде покоится самый верхний, его пророк называет «очагом» (<'ари'эл>). Высота очага — также четыре локтя (43:15). Очаг, в свою очередь, уже среднего яруса, который выступает за края очага на один локоть с каждой стороны. Это второй (верхний) уступ. Общая высота жертвенника, таким образом, составляет десять локтей, что согласуется со сведениями, приводимыми в 2Пар 4:1 о жертвеннике Соломонова Храма.

ширина нижнего уступа — один локоть... — В древнееврейском тексте нет слов «нижнего уступа», но, по-видимому, они подразумеваются по смыслу.

43:15 ...очага... — Для обозначения самого верхнего параллелепипеда пророк использует специальный технический термин ариэл (<'ари'эл>). Именно здесь, на верхней грани ариэла, и сжигалось жертвенное животное.

Из очага выступают кверху четыре рога. — Такие возвышения по углам жертвенника, по форме напоминающие рога, — типичная черта жертвенников во всём древнем мире.

43:16 Очаг имеет по двенадцать локтей в длину и ширину... — Измерив высоту жертвенника, пророк начинает измерения ширины и длины отдельных его ступеней. Верхняя грань всех трех параллелепипедов представляет собой квадрат. Очаг имеет размеры двенадцать на двенадцать локтей; верхняя грань среднего яруса — четырнадцать на четырнадцать локтей (43:17). Это согласуется с приводимой ранее шириной верхнего уступа (один локоть). Ничего не говорится о ширине и длине цокольной плиты, но, очевидно, ее размер должен быть шестнадцать на шестнадцать локтей, поскольку нижний уступ также равен локтю. Если мы прибавим к этому ширину нижнего желоба (локоть), а также ширину бортика нижнего желоба (одна пядь, то есть пол-локтя; полагаю, что в 43:13 речь идет о ширине, а не о высоте бортика), то получившиеся размеры (по девятнадцать локтей в ширину и длину, десять локтей в высоту, см. примечания выше) практически полностью совпадают с тем, что сообщается в 2Пар 4:1 о размерах жертвенника в Храме Соломона (по 20 локтей в ширину и длину, 10 локтей в высоту).

43:17 ...бортик в пол-локтя шириной... — Как и в случае с нижним желобом (43:13), здесь речь идет скорее о ширине бортика, а не о его высоте. Если так, то ширина узенького желоба на втором уступе — тоже пол-локтя.

...в локоть глубиной. — Как и в 43:13, в масоретском тексте нет слова «глубина».

С восточной стороны примыкает лестница. — Таким образом, во время жертвоприношения жрец был обращен лицом к Храму.

43:21 ...в качестве очистительной жертвы... — В Синодальном переводе этот вид жертвоприношений называется «жертвой за грех». Об очистительных жертвах см. примечание к Исх 29:14.

...и сожги его в особом месте, вне Святилища. — Согласно жреческим текстам Пятикнижия, таким образом следовало поступить с мясом очистительной жертвы при очищении или освящении жертвенника (Исх 29:14; Лев 8:17), а также в некоторых особых случаях (Лев 4:11,21; 6:30). В других случаях мясо очистительной жертвы съедалось жрецами и называлось святыней святынь (Лев 6:26-27; ср. Иез 42:13).

43:26 Семь дней пусть совершают над жертвенником эти очистительные обряды и очистят его... — Столько же дней предписывается совершать над жертвенником очистительные обряды в книге Исхода (Исх 29:37).

43:27 ...пиршественные жертвы... — В Синодальном и многих других переводах Ветхого Завета этот вид жертвоприношений называется «мирными жертвами».


44:2 ...и потому они будут заперты. — Запертые ворота символизируют собой еще и то обстоятельство, что отныне Бог навсегда останется в Своем жилище. В Иез 46:1 говорится, что и внутренние восточные ворота большую часть времени должны быть закрыты и лишь в некоторые дни (субботы и новомесячия) — открыты.

44:3 И лишь правитель... — Словом <наsи'> («вельможа», «сановник») пророк называет будущего правителя Иудеи. Показательно, что Иезекииль не употребляет в этой связи слово «царь». Более подробно о культовых обязанностях правителя говорится в Иез 45:21 — 46:12.

...входить в них через притвор... — То есть со стороны храмового двора, поскольку притворы внешних ворот были обращены внутрь внешнего двора Храма (см. Иез 40:7).

...и таким же образом выходить обратно. — Следовательно, и в этом случае правитель не проходит через ворота, и они остаются запертыми. В Иез 46:2 говорится, что правитель должен совершать поклонение ГОСПОДУ в притворе внутренних восточных ворот.

44:4 Проводник через северные ворота провел меня к Храму. — Здесь уже говорится о воротах внутреннего двора.

44:7 ...чужаков... — Дословно сказано: «сыновей чужака» (о конструкциях подобного типа см. примечание к Иез 2:3). Синодальный перевод «сыновьям чужой» (то есть тем, чья мать была чужеземка) является грубым искажением оригинала в угоду позднейшим иудейским правовым нормам, согласно которым национальная принадлежность определяется по матери.

44:10 А левиты, что покинули Меня, отступились от Меня во время отступничества Израилева и стали служить своим идолам, понесут наказание за свое преступление. — Далее говорится, что левиты будут исполнять различные работы по Храму, но будут лишены возможности непосредственного служения ГОСПОДУ. Почетная обязанность предстоять пред ГОСПОДОМ и приближаться к Нему возложена лишь на потомков Садока. Схожее противопоставление левитов и потомков Аарона содержится в 18-й главе Чисел. Согласно 4Цар 23:5,8-9, после реформы царя Иосии, в результате которой были ликвидированы местные святилища в Иудее, жрецы этих святилищ допускались в иерусалимский Храм (видимо, для исполнения вспомогательных служб, так как «им разрешалось есть пресный хлеб с другими жрецами»). Однако, как и левиты в Числ 18 и Иез 44:10-14, эти жрецы не могли совершать главные религиозные обряды (ср., однако, Втор 18:6-8).

44:18 На головах у них должны быть льняные повязки, на бедрах — льняные штаны. — Ср. Исх 28:40-42; 39:28.

44:19 ...в служебных помещениях при Святилище... — Эти залы описываются в Иез 40:46.

...чтобы народ через их одежду не соприкоснулся со священным. — Дословно сказано: «...чтобы не освятить народ своими одеждами...». Согласно представлениям, отраженным в Ветхом Завете, соприкосновение со священным смертельно опасно для обычного человека, ср. Числ 4:15,19; 2Цар 6:6-7.

44:20 Жрецы не должны брить головы, но не должны и отпускать длинных волос, они должны стричь волосы. — Ср. Лев 10:6; 21:5,10.

44:21 Ни один жрец не должен пить вина перед тем, как войти на внутренний двор. — Ср. Лев 10:9.

44:22 В жены жрецы не должны брать ни вдовы, ни разведенной, но только девицу из рода Израилева... — ср. Лев 21:7,13,14.

44:23 Пусть они учат Мой народ тому... — ср. Лев 10:10-11.

44:25 Жрец не должен оскверняться приближением к мертвому телу. Только ради отца, матери, сына... — ср. Лев 21:1-3.

44:26 После этого, совершив обряд очищения... — ср. Числ 19:11-19.

44:28 А что касается надела жрецов — Я Сам буду их наделом. — Ср. Числ 18:20; Втор 10:9; 18:2; Нав 13:14,33. Последующий текст ср. с Числ 18:8-20.

44:30 Первины всякого урожая, любое приношение из всех приношений ваших — всё это принадлежит жрецам. — Ср. Исх 23:19; 34:26; Втор 18:4.

И первую выпечку из муки нового урожая отдавайте жрецу... — ср. Числ 15:20 сл.; Неем 10:38.

44:31 Жрецы не должны есть мясо птиц или животных, которые издохли или были задраны дикими зверьми. — Ср. Исх 22:31; Лев 22:8.

44 Он повел меня обратно, ко внешним восточным воротам Храма. Они были заперты.

И сказал мне Господь:

— Эти ворота будут заперты и не откроются, и не пройдет через них человек. Господь Бог Израилев прошел через них, и потому они будут заперты. И лишь правитель, только правитель может воссесть в них, чтобы совершить трапезу пред Господом. Он должен входить в них через притвор и таким же образом выходить обратно.

 

Проводник через северные ворота провел меня к Храму. И я увидел, что Храм Господа наполнен Славой Господней. Я пал ниц.

 

И сказал мне Господь:

— Человек! Внимай, смотри и слушай! Запомни всё то, что Я говорю тебе об уставах дома Господня и правилах его. Запомни, кто может войти в Храм, а кто должен покинуть Святилище. И скажи своевольному роду Израилеву:

 

Так говорит Господь Бог:

— Хватит тебе творить мерзости, о род Израилев! Тем, что вы привели в Святилище Мое чужаков, не обрезанных ни сердцем, ни плотью, вы оскверняете Святилище Мое! И это в то время, как вы приносите Мне пищу Мою — жир и кровь! Мерзостями своими вы нарушили Договор со Мною. Вместо того, чтобы самим нести службу в Святилище Моем, вы сделали служителями при Святилище Моем чужеземцев.

 

Так говорит Господь Бог:

— Никто из чужеземцев, необрезанных сердцем и плотью, не должен входить в Мое Святилище, в том числе и те чужеземцы, что живут среди сынов Израилевых.

10 А левиты, что покинули Меня, отступились от Меня во время отступничества Израилева и стали служить своим идолам, понесут наказание за свое преступление. 11 Они станут прислужниками при Моем Святилище, будут нести стражу при храмовых воротах и прислуживать в Храме. Они будут закалывать животных, приводимых народом для всесожжений и других жертв. Они будут, как слуги, прислуживать народу. 12 Они прислуживали народу перед идолами их, они ввели род Израилев в гибельный грех, вот за это Я занесу на них Мою руку, — говорит Господь Бог, — и понесут они наказание за свое преступление! 13 Не будут они впредь приближаться ко Мне, не будут Моими жрецами, не будут приближаться к Моим святыням и к Святыне Святынь! Понесут они свой позор и наказание за все мерзости, которые совершали. 14 Я велю им прислуживать в Храме, возложу на них обязанности по всем работам в Храме.

15 Лишь жрецам-левитам из потомков Садока, которые продолжали служить в Святилище Моем в то время, как сыны Израилевы от Меня отступились, лишь им будет позволено приближаться ко Мне. Они будут служить Мне, будут предстоять предо Мною, чтобы приносить Мне жир и кровь, — говорит Господь Бог. — 16 Они будут входить в Мое Святилище и будут прислуживать за Моим столом, будут нести службу Мою.

17 Когда жрецы входят в ворота внутреннего двора, они должны быть одеты в льняные одежды. Ничего шерстяного не должно быть на них во время служения в воротах внутреннего двора и в Храме.

18 На головах у них должны быть льняные повязки, на бедрах — льняные штаны. Жрецы не должны опоясываться ничем таким, от чего могли бы вспотеть. 19 Перед тем как выйти на внешний двор, к народу, они должны снять с себя одежды, в которых служили, оставить их в служебных помещениях при Святилище и облачиться в другие одежды, чтобы народ через их одежду не соприкоснулся со священным.

20 Жрецы не должны брить головы, но не должны и отпускать длинных волос, они должны стричь волосы. 21 Ни один жрец не должен пить вина перед тем, как войти на внутренний двор. 22 В жены жрецы не должны брать ни вдовы, ни разведенной, но только девицу из рода Израилева, или же вдову жреца могут они взять в жёны.

23 Пусть они учат Мой народ тому, что есть священное, а что несвященное, пусть объясняют народу Моему, что чисто, а что нечисто. 24 Жрецы должны разбирать судебные тяжбы и судить по Моим законам. Они должны исполнять все наставления Мои, все предписания о праздниках Моих и свято чтить субботу.

25 Жрец не должен оскверняться приближением к мертвому телу. Только ради отца, матери, сына, дочери, брата или сестры, если она не была замужем, может он допустить такое осквернение. 26 После этого, совершив обряд очищения, он обязан ждать еще семь дней, 27 а затем, когда пойдет к Святилищу, на внутренний двор, чтобы нести службу при Святилище, он должен принести очистительную жертву, — говорит Господь Бог.

28 А что касается надела жрецов — Я Сам буду их наделом. Не давайте им земельных владений в Израиле, ибо Я Сам — их надел!

29 Хлебные приношения, очистительные жертвы, жертвы повинности будут их пропитанием, и всё заклятое в Израиле принадлежит жрецам. 30 Первины всякого урожая, любое приношение из всех приношений ваших — всё это принадлежит жрецам. И первую выпечку из муки нового урожая отдавайте жрецу — и тогда пребудет благословение на доме твоем.

31 Жрецы не должны есть мясо птиц или животных, которые издохли или были задраны дикими зверьми.

Буду очень благодарен как за молитвенную, так и за материальную поддержку.
О последней можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске: Иез.45.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник 
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«


В избранное