15
Из Иудеи пришли несколько человек и стали учить братьев: "Если
не обрежетесь*, как заповедал Моисей,
не будет вам спасения". (2) У Павла
и Варнавы было с ними немало стычек и горячих споров по этому
поводу, и наконец было решено, что Павел, Варнава и еще несколько
человек из числа братьев отправятся в Иерусалим к апостолам и старейшинам,
чтобы обсудить этот вопрос.
3 Посланцы
антиохийской церкви отправились через Финикию и Самарию, рассказывая о том,
что язычники обращаются к Богу, и все братья радовались.
4 Когда
они прибыли в Иерусалим, они были приняты церковью, апостолами
и старейшинами. Они рассказали им обо всём, что совершил Бог
вместе с ними. (5) И тогда
выступили несколько человек из поверивших фарисеев, которые сказали:
–
Язычники должны быть обрезаны, и их надо обязать исполнять Закон Моисея.
6 Апостолы
и старейшины собрались все вместе, чтобы рассмотреть это дело.
(7) После долгого спора встал Петр.
–
Братья! – сказал он. – Как вы знаете, прошло уже немало
времени с тех пор, как Бог избрал меня среди вас для того, чтобы
и язычники услышали из моих уст слова Радостной Вести и уверовали.
(8) И Бог, знающий сердца́ людей,
показал Свою милость к язычникам, даровав им Святой Дух*,
как и нам. (9) Он не видит никакой
разницы между нами и ими, потому что очистил верой их сердца́.
(10) Так зачем же вы теперь испытываете
Бога, раз хотите надеть на шею ученикам то ярмо, которое было непосильным
и для наших предков, и для нас? (11) Ведь
мы верим, что спасены одной только любовью*
Господа Иисуса. И они спасены так же!
12 Тогда
всё собрание умолкло и стало слушать Варнаву и Павла, которые рассказали,
какие дивные знаки и чудеса через них совершил Бог среди язычников. (13) Когда
они умолкли, заговорил Иаков:
–
Братья, выслушайте меня! (14) Симеон
поведал нам о том, как Бог впервые проявил Свою заботу о язычниках,
избрав из них народ, который будет носить Его имя. (15) С этим
созвучны и слова́ пророков, потому что в Писании сказано:
"И потом
Я вернусь и отстрою рухнувший дом Давида,
Я воздвигну его из руин, Я отстрою его. 17 И тогда остальные все люди,
и язычники все Господа будут искать, ибо Я их призвал
стать народом, носящим Имя Мое. Так говорит
Господь, 18 возвестивший
об этом издавна".
19 Поэтому
я считаю: нам не следует обременять язычников, которые обращаются к Богу.
(20) Мы должны послать
им письмо и предписать им воздерживаться от пищи, принесенной в жертву
языческим богам и ставшей нечистой, от разврата, от мяса удавленных
животных, а также от крови. (21) Ведь
Закон Моисея издавна возвещается в каждом городе и каждую субботу читается
вслух в синагогах.
22 Тогда
апостолы и старейшины вместе со всей церковью решили избрать из своего
числа несколько человек и вместе с Павлом и Варнавой послать их в Антиохию.
Они избрали Иуду, по прозванию Баршабба*,
и Си́лу, людей, пользовавшихся у братьев авторитетом, (23) и написали
письмо, которое те должны были передать:
"Апостолы
и старейшины приветствуют всех своих братьев из язычников в Антиохии,
Сирии и Киликии. (24) Как
нам стало известно, кое-кто из наших смущает и расстраивает вас своими
предписаниями, на что мы им полномочий не давали. (25) Поэтому
мы все согласились избрать несколько человек и послать к вам вместе
с любимыми нашими братьями Варнавой и Павлом, (26) людьми,
посвятившими жизнь служению имени нашего Господа Иисуса Христа*.
(27) Итак, мы послали к вам Иуду
и Силу, они то же самое изложат вам на словах. (28) Святой
Дух и мы решили не обременять вас ничем другим, кроме следующих
обязательных предписаний: (29) воздерживаться
от употребления в пищу того, что принесено в жертву языческим
богам, от крови и мяса удавленных животных, а также от разврата.
Поступайте так, и всё будет хорошо. Будьте здоровы!"
30 Прибыв
в Антиохию, посланцы собрали всю общину и передали им письмо. (31) Прочитав
его, все очень обрадовались словам ободрения. (32) Иуда
и Сила сами были пророками и своими речами очень поддержали и укрепили
братьев. (33) Они пробыли некоторое время
в Антиохии, а затем распрощались, пожелав друг другу мира, и вернулись
к тем, кто их послал. (34)
(35) А Павел и Варнава остались
в Антиохии; они и многие другие братья наставляли народ и возвещали
Радостную Весть от Господа.
36 Спустя
некоторое время Павел сказал Варнаве:
–
Давай вернемся и навестим братьев во всех тех городах, где мы возвестили
Слово Господа, узна́ем, как у них идут дела.
37 Варнава
хотел взять с собой и Иоанна Марка. (38) Но Павел
не соглашался брать человека, бросившего*
их в Памфилии и отказавшегося участвовать в их трудах.
(39) Вспыхнула ссора, и они расстались.
Варнава взял с собой Марка, и они отплыли на Кипр, (40) а Павел
избрал себе в спутники Силу. Братья поручили его милости Господа. (41) И он
отправился в путь по городам Сирии и Киликии, укрепляя церкви.
5.34Фарисеи — члены религиозного движения, ставившего своей целью
неукоснительное соблюдение не только Закона Моисея, но и устных
отеческих преданий, а также той степени ритуальной чистоты, которая
требовалась только от священников. В I в. их было около 5–6
тысяч.
15.14Симеон — другая форма имени Симон. Речь идет об апостоле
Петре, еврейское имя которого было Шимо́н (в греческой транскрипции
"Симон"). Проявил Свою заботу — возможен другой
перевод: "посетил".
15.20Пища, принесенная в жертву языческим богам — имеется
в виду мясо, которое приносилось в жертву в храме; затем часть
его съедалась там же жертвователем и его гостями, а часть продавалась
на рынке. Под развратом понимались различные сексуальные
грехи, а также, возможно, запрещенные браки, о которых говорится в Лев 18.6-18.
Мясо удавленных животных — если кровь убитого животного
не сцеживалась самым тщательным образом, такое мясо называлось удавлениной
и запрещалось к употреблению в пищу. Запрещалась также и кровь,
так как она считалась носительницей жизни и принадлежала одному
только Богу. Некоторые рукописи добавляют в конце стиха: "и пусть
не делают другим того, чего не хотят себе".
15.23Апостолы и старейшины — некоторые рукописи добавляют: "и братья".
15.24
Некоторые рукописи в конце стиха добавляют слова: "говоря, что вы должны
принять обрезание и соблюдать Закон".
15.26посвятившими жизнь служению — возможен иной перевод: "рисковавшими
своей жизнью ради служения". Служению Господу нашему —
дословно: "служению имени нашего Господа".
15.29от разврата – некоторые рукописи добавляют: "и пусть
не делают другим того, чего не хотят себе".
15.(34)
В некоторых рукописях имеется ст. 34: "Но Сила решил остаться с ними,
ушел один Иуда".