Реклама внизу
и вверху письма не имеет отношения к содержанию рассылки (она вставляется
службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
4
1 В то время, когда Пётр
с Иоанном говорили с народом, к ним подошли священники,
начальник Храма и саддукеи. (2) Они были
очень раздражены тем, что апостолы учат народ и возвещают
воскресение из мертвых через веру в Иисуса.*(3) Они схватили их и отдали
под стражу до следующего дня, потому что уже был вечер.
(4) Но из тех, кто слушал
Весть, многие поверили, и число братьев возросло до пяти тысяч.
5
На следующий день члены Совета, старейшины и учителя́
Закона собрались в Иерусалиме. (6) В их числе
были первосвященник Анна, Кайа́фа, Иоанн, Александр и другие
члены семей первосвященников*. (7) Апостолов
поставили перед собранием и спросили:
–
Как вы это сделали? Чьей властью и именем действовали?
8
Тогда Пётр, исполнившись Святого Духа, заговорил:
–
Правители народа и старейшины! (9) Раз
сегодня нас подвергают допросу по поводу доброго дела, что сделано
для больного, и того, как он был исцелен, (10) то да
будет известно вам и всему народу Израиля: человек этот стоит сейчас
перед вами здоровым благодаря имени Иисуса Назарянина, Помазанника,
которого вы распяли, но Бог поднял*
Его из мертвых! (11) Он –
"камень,
отвергнутый вами, строителями, ставший краеугольным камнем".
12
Ни в ком другом нет спасения! И нет другого имени под
небесами, которым мы можем спастись!
13
Члены Совета, видя бесстрашие Петра и Иоанна и поняв, что
это люди неученые и простые, сначала удивились, но потом догадались,
что перед ними спутники Иисуса. (14) Но они
видели исцеленного, стоявшего рядом с Петром и Иоанном, и им
нечего было возразить. (15) Приказав
апостолам выйти, члены Совета стали совещаться.
16
– Что нам делать с этими людьми? – говорили
они. – Всем жителям Иерусалима уже ясно, что благодаря
им произошло это великое чудо, и мы не можем этого отрицать.
(17) Но чтобы всё это и дальше
не распространялось в народе, мы должны пригрозить им и приказать
не говорить больше об Иисусе.
18
Они снова позвали апостолов и потребовали от них полностью
прекратить всякие речи и больше не учить во имя Иисуса.
(19) Но Пётр с Иоанном
ответили:
–
Посудите сами, вправе ли мы* перед Богом
слушаться вас больше, чем Его? (20) Мы
не можем не говорить о том, что видели и слышали!
21
Те, пригрозив, всё же отпустили апостолов, так как не нашли ничего,
за что их можно было бы наказать, не боясь народа. А весь
народ прославлял Бога за то, что случилось. (22) Ведь человеку,
с которым произошло это чудо, было уже за сорок.
23
Когда же их отпустили, Пётр и Иоанн вернулись к своим
и сообщили им, что сказали старшие священники и старейшины.
(24) Услышав их рассказ, они
все вместе громким голосом воззвали к Богу:
–
Владыка, Ты создал небо, землю, море и всё, что в них! (25) Ты
сказал через Святого Духа устами Твоего служителя, нашего отца Давида:
"Зачем
разъярились язычники
и замыслили пустое народы? 26Цари земли
пошли войной
и правители заключили союз
против Господа и Его Помазанника".*
27
И ведь действительно, против Святого Служителя Твоего Иисуса, которого
Ты помазал, заключили в этом городе союз И́род и По́нтий
Пилат с язычниками и народом Израиля, (28) чтобы исполнилось
то, что предначертали Твое могущество и воля. (29) И теперь,
о Господь, услышь их угрозы и даруй Твоим слугам
безбоязненно возвещать Твое Слово. (30) Протяни
исцеляющую руку Твою, и пусть свершатся знаки и чудеса именем
Святого Служителя Твоего Иисуса.
31
После их молитвы дом, в котором они собрались, сотрясся, и все
исполнились Святого Духа и стали безбоязненно возвещать Слово Бога.
32
У всего множества поверивших было одно сердце и одна душа.
Ни один человек не называл своим ничего из того, что
ему принадлежало, всё у них было общее. (33) С великой
силой свидетельствовали они о воскресении Господа Иисуса, и Бог
щедро одарял их всех Своей милостью. (34) Не было
среди них ни одного нуждающегося: у кого были земли или дома,
те продавали их и вырученные деньги приносили (35) и вручали
апостолам, а затем деньги распределялись среди тех, кто нуждался.
36
Был, к примеру, один левит родом с Кипра, по имени Иосиф;
апостолы прозвали его Варна́вой, что переводится как "утешающий".
(37) У него было поле, он продал
его, а деньги принес и вручил апостолам.
4.1начальник Храма — священник, занимавший второй
по значению пост после первосвященника; в его ведении также
находилась храмовая стража, и он должен был следить за порядком
в Храме. Саддукеи — члены крайне консервативной
религиозно-политической группировки, состоявшей из влиятельного
священства и старейшин. Они признавали авторитет только
Писаний, но не принимали устной традиции и, в отличие от фарисеев
(см. прим. к 5.34), отвергали веру в воскресение
мертвых и в ангелов.
4.5Совет — это высший религиозно"политический
орган, в функции которого входило и судопроизводство. Он назывался
Санхедри́н, или Синедрион, что значит по-гречески "совет".
Совет собирался в здании недалеко от Храма. В Совет
входил 71 человек: первосвященник, старшие священники, старейшины
и учителя Закона. Старейшины — наиболее
богатые и уважаемые люди в Израиле. Учителя Закона —
люди, занимавшиеся углубленным изучением и истолкованием Писания,
прежде всего Закона Моисея; как правило, принадлежали к фарисеям.
4.6Анна (евр. Хананья́ или Ханан) был
первосвященником с 6 по 15 гг., а его зять Кайафа —
с 18 по 37 гг. Но и после своего смещения Анна продолжал
быть очень влиятельным, и поэтому евангелист Лука называет его
первосвященником. Об Иоанне и Александре
никаких сведений нет.
4.10человек этот стоит перед вами — исцеленный был
под стражей вместе с апостолами или был вызван в качестве
свидетеля.
4.13неученые и простые — т.е. не получившие
специального богословского образования. Совет был удивлен тем, что
они знают тексты Священного Писания и способны участвовать в богословском
споре с учеными и высшим духовенством.
4.25-26язычники — это римляне, а народы —
народ Израиля; цари представлены Иродом Антипой, а правители —
Понтием Пилатом. Помазанник — см. прим.
к Лк 2.11. [Помазанник, или греч.
"Христос" (евр. Маши́ах) —
долгожданный царь из рода Давида, который, по мнению народа,
должен был свергнуть иноземное иго и восстановить былое могущество
Израиля. Постепенно эта фигура земного могущественного царя и полководца
всё чаще видится в эсхатологическом свете: Он явится в конце
времен, перед наступлением Царства Бога, и принесет победу
не только над земными врагами народа Божьего, но и освобождение
от грехов. С Его приходом установится мессианское царство
мира с Богом, счастья и изобилия.]
4.27Ирод — Ирод Антипа, сын Ирода Великого, правивший
Галилеей и Переей с 4 г. до н.э. по 39 г. н.э.
Понтий Пилат был римским префектом Иудеи с 26 по 36/37 гг. Против
Божьего Помазанника выступает весь мир, даже противники,
забыв о вражде, заключают против Него союз.
4.31сотрясся — это означало, что молитва была
услышана Богом (ср. Исх 19.18; Ис 6.4).
4.33Господа Иисуса — некоторые рукописи добавляют:
"Христа".
5.34Фарисеи — члены религиозного движения, ставившего
своей целью неукоснительное соблюдение не только Закона
Моисея, но и устных отеческих преданий, а также той степени
ритуальной чистоты, которая требовалась только от священников.
В I в. их было около 5 – 6 тысяч.
*Заглавие В СРП:
"Деяния святых апостолов" (это и нижеследующие примечания
сделаны редактором рассылки). *4:2
В СРП: "Они были очень раздражены тем,
что апостолы, кода учаили народ и возвещали воскресение
из мертвых, говорили, что об этом свидетельствует воскресение
Иисуса". *4:6
В СРП: "из семей старших священников". *4:10
В СРП: "воскресил". *4:19 В СРП:
"справедливо ли". *4:25-26
В СРП: "Почему народы бушуют / Почему повторяют
пустое? / Собрались цари земные, / властелины вступили в сговор
/ против Господа и Помазанника".
Проект "Христианское просвещение"
нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.