Ев. от Луки, 13: Призыв к покаянию. Исцеление в субботу. Притчи о горчичном зерне и закваске. Притча об узкой двери. Плач об Иерусалиме / 31.I.18 ср
Реклама внизу
и вверху письма не имеет отношения к содержанию рассылки (она вставляется
службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
131 В это
время пришли к Иисусу и рассказали о галилеянах, чью кровь
Пилат смешал с кровью жертвенных животных, когда они совершали
жертвоприношение. 2 Иисус сказал
им в ответ:
— Вы думаете, эти галилеяне
были грешнее всех остальных галилеян, раз с ними такое случилось?
3 Нет, говорю вам! Но если не раскаетесь,
погибнете все, как они! 4 Или
те восемнадцать, на которых упала башня в Силоаме
и убила? Думаете, они виновнее всех людей, живущих в Иерусалиме?
5 Нет, говорю вам! Но если не раскаетесь,
погибнете все, как они!
6 Иисус рассказал
такую притчу:
— У одного человека посажена
была в винограднике смоковница. Он пришел туда и стал
искать на ней плодов, но не нашел. 7 И тогда
он сказал виноградарю: "Вот уже три года прихожу я сюда
и всё ищу на этой смоковнице плодов, а их нет. Сруби
ее! Зачем она землю занимает?" 8 Но тот
ему ответил: "Хозяин, оставь ее еще на год. Я окопаю
ее, унавожу землю. 9 Может, в следующем
году она начнет плодоносить? А нет, тогда срубишь".
10 Иисус учил в субботу
в одной из синагог. 11 Там была
женщина, вся скрюченная, она совсем не могла разогнуться,
потому что в ней был нечистый дух, который держал ее в болезни
восемнадцать лет. 12 Увидев ее,
Иисус ее подозвал и сказал:
— Ты избавлена от болезни.
13 Он возложил
на нее руки́, и она сразу выпрямилась и стала благодарить
Бога. 14 Старейшина синагоги, разгневанный
тем, что Иисус вылечил ее в субботу, сказал народу:
— Для работы есть шесть
дней. В эти дни и приходите лечиться, а не в субботу.
— Лицемеры! Разве каждый из вас
не отвязывает быка или осла от стойла в субботу
и не ведет поить? 16 А ведь
она дочь Авраама, и Сатана целых восемнадцать лет держал ее связанной!
Так неужели нельзя развязать ее путы в субботний
день?!
17 От этих
слов всем Его противникам стало стыдно, а весь народ радовался
удивительным делам, которые Он совершал.
18 Иисус сказал:
— Чему подобно Царство Бога?
С чем Мне его сравнить? 19 Представьте
себе: вот горчичное зернышко,
его взял человек и посадил у себя
в огороде,
и оно выросло высотою с дерево,
и птицы в его ветвях свили гнёзда.
— С чем сравнить Мне Царство Бога? 21 Представьте себе: вот
горстка дрожжей,
их взяла женщина и положила в целых три пуда муки́ —
и поднялось всё тесто.
22 Иисус шел через
города и селения и учил людей. Он держал путь в Иерусалим.
23 Какой-то человек спросил Его:
— Господь, неужели будут спасены
только немногие?
Иисус им сказал:
24 — Постарайтесь
пройти через узкую дверь,
потому что, поверьте,
многие будут пытаться войти,
но не сумеют. 25 А когда встанет хозяин дома
и дверь закроет,
вы окажетесь снаружи,
будете стучаться в дверь, говоря:
"Господин наш, открой нам!"
А он вам скажет в ответ:
"Я не знаю, кто вы и откуда". 26 Станете вы тогда говорить:
"Мы с тобой вместе ели и пили.
Ты учил у нас на площадях". 27 А он
вам ответит:
"Я не знаю, кто вы и откуда.
Уйдите от меня, все творящие зло!" 28 И заплачете
вы и заскрипите зубами,
когда увидите Авраама, Исаака, Иакова
и всех пророков в Царстве Бога,
а вы — изгнаны вон! 29 Придут с востока
и с запада, с севера и с юга
и усядутся за пиршественный стол в Царстве
Бога. 30 Тогда те, кто сейчас последние,
станут первыми,
а первые станут последними.
— Тебе надо уйти отсюда, —
сказали они. — Уходи, Ирод хочет Тебя убить!
32 —
Ступайте и скажите этому хищнику, — ответил им Иисус: —
"Я буду изгонять бесов и исцелять сегодня и завтра,
а на третий день завершу Свое дело. 33 Но и сегодня,
и завтра, и в последующий день Я должен продолжать
Свой путь, потому что такого не может быть, чтобы пророка убили
не в Иерусалиме".
34 Иерусалим! Иерусалим,
убивающий пророков
и побивающий камнями тех, кто послан к нему!
Сколько раз Мне хотелось собрать
весь народ твой вокруг себя,
как собирает наседка выводок под крылья,
но вы не захотели! 35 И вот
ваш Дом оставлен!
Говорю вам, вы не увидите Меня,
пока не скажете:
"Благословен Идущий во имя Господа!"
13.4башня в Силоаме — одна из башен городской
стены Иерусалима недалеко от Силоамского бассейна.
13.15
Хотя в субботу всякая работа была запрещена, люди всё равно
ухаживали за скотом.
13.19-20с дерево — в некоторых
рукописях: "с большое дерево". Хотя горчица
в Палестине иногда достигает высоты более чем в три метра,
это, конечно, не дерево и птицы там не гнездятся. Здесь
поэтическая гипербола, призванная поразить воображение слушателей
контрастом между малостью того, что было в начале (горчичное
зерно означало "нечто самое малое"; ср. русское "с маково
зернышко"), и огромностью того, что стало в конце.
Тот же гиперболический контраст и в притче о закваске,
где горстка закваски, или дрожжей, превращает в тесто
огромное количество муки (ведь в жизни обычно никто не печет
столько хлеба!).
13.27ответит — в некоторых рукописях: "ответит:
"Говорю вам".
13.28
В народе было распространено убеждение, что праведники,
особенно праотец Авраам, обладают таким количеством заслуг перед Богом,
что их достаточно, чтобы искупить грехи множества людей
в народе Израиля.
13.29с востока... с юга — имеются в виду
все народы мира, т.е. язычники, которые, по мнению многих
евреев, не могли быть спасены. Пиршественный стол —
Царство Бога часто изображалось как радостный пир или свадьба,
где во главе стола будет восседать Мессия.
13.31
Из этого стиха видно, что не все фарисеи были враждебно
настроены к Иисусу. Ирод — Ирод Антипа,
сын Ирода Великого.
13.32этому хищнику — дословно: "этой лисе".
В отличие от Запада, где лиса символизирует хитрость,
на Востоке она — символ порчи и разрушения.