Ев. от Луки, 3:1-22: Иоанн Креститель; крещение Иисуса / 9.I.18 вт
Реклама внизу и
вверху письма не имеет отношения к содержанию рассылки (она вставляется службой,
доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
3 1 В пятнадцатый
год правления императора Тиберия, когда Иудеей управлял Понтий
Пилат, и Ирод был тетрархом Галилеи, а его брат
Филипп — тетрархом областей Итурея и Трахонитида, Лисаний —
тетрархом Абилены, 2 при первосвященнике
Анне и Кайафе, Бог в пустыне обратил Свое слово к Иоанну,
сыну Захарии. 3 И тот
стал обходить земли вдоль Иордана, призывая людей обратиться к Богу
и в знак этого омыться, чтобы получить прощение грехов. 4 В книге
пророка Исайи написано так:
"Голос глашатая в пустыне:
'Проложите путь Господу, прямыми сделайте Его тро́пы: 5 пусть засыплют ущелье, а холм и гору сровняют
с землей,
пусть выпрямят повороты, пусть сгладят ухабы —
6 тогда увидят все живущие
спасение от Бога'".
7 Иоанн
говорил людям, которые толпами приходили к нему для омовения:
— Змеиное отродье! Кто внушил вам мысль,
что вы избежите грядущего возмездия? 8 Докажите
на деле, чего сто́ит ваше обращение! Только не вздумайте
говорить в душе: "Наш отец — Авраам"!
Говорю вам, Бог из этих камней может сделать детей Аврааму. 9 Уже лежит
наготове топор у ствола деревьев: дерево, которое не приносит
хороших плодов, срубают и бросают в огонь.
10 — Что же
нам делать? — спрашивал его народ.
11 — Тот,
у кого есть две рубашки, — отвечал Иоанн, —
пусть поделится с тем, у кого нет. И у кого есть пища,
пусть поступает так же.
12 Пришли
омыться и сборщики податей. Они спросили его:
— Учитель, что делать нам?
13 — Не требуйте
больше того, что вам положено, — ответил он.
— Не грабьте и не вымогайте.
Довольствуйтесь своим жалованьем.
15 Народ
напряженно ждал Помазанника, и все гадали в душе, не Помазанник
ли Иоанн. 16 Но Иоанн
заявил перед всеми:
— Я вас омываю водой. Но идет
Тот, кто сильнее меня, я недостоин развязать у Него ремни
сандалий. 17 В руках
у Него лопата, чтобы сеять зерно на току, и пшеницу
Он соберет в закрома, а мякину сожжет в огне неугасимом.
18 Этими и многими
другими словами Иоанн увещевал народ в своей проповеди. 19 Но тетрарх
Ирод, которого он обличал за Иродиаду, жену его брата,
и за все другие преступления, им совершенные, бросил
Иоанна в тюрьму, 20 прибавив
к прежним преступлениям еще и это.
21 После того, как омылся
весь народ, Иисус тоже принял омовение. 22 И когда
Он молился, раскрылось небо, и на Него сошел Дух Святой —
в телесном виде, в образе голубя, — и с неба
раздался голос: "Ты — Мой любимый Сын, в Тебе
Моя отрада".
3.1пятнадцатый год правления —
вероятнее всего, это 28 г. Император Тиберий с 11/12 г.
правил совместно с Августом, а после смерти Августа
в 14 г. единолично по 37 г. Понтий Пилат
был префектом, т.е. римским наместником Иудеи с 26 по 36/37
гг. I в. Остальные области Палестины были поделены на четыре
части, или тетрархии, и ими управляли сыновья Ирода
Великого, которые назывались тетрархами, т.е. правителями четвертой
части страны. Ирод — Ирод Антипа, сын Ирода
Великого, правивший Галилеей и Переей с 4 г. до н.э.
по 39 г. н.э. Ирод Филипп — сын Ирода
Великого, правивший Итуреей и Трахонитидой с 4 г. до н.э.
по 33/34 г. О Лисании почти ничего не известно;
Абилена в 37 г. была передана Ироду Агриппе I, а в 53 г. —
Ироду Агриппе II. 3.2Анна (евр. Хананья́
или Хана́н) был первосвященником с 6 по 15 гг.,
а его зять Кайафа — с 18 по 37 гг.
Но и после своего смещения Анна продолжал быть очень влиятельным,
и поэтому евангелист Лука называет его первосвященником. 3.3обратиться к Богу —
буквально: "раскаяться". Греческий глагол "метаноэ́о",которым
переводится еврейский глагол "шув", означает полную перемену
мыслей, но "шув" ("повернуться, возвратиться")
гораздо глубже по значению: всякий грех есть удаление от Бога,
а раскаяние — это возвращение к Нему и полное
изменение всей жизни, а не только мыслей. Омыться —
нам известны разные ритуалы очищения водой в еврейской религиозной
практике. Например, евреи омывали руки, посуду, одежду и т.д.
после каждого случая ритуального осквернения. В Кумране каждый
день совершалось полное омовение. Возможно, в I в. прозелиты
(язычники, принимавшие веру Израиля и обрезание) были обязаны
совершить особый ритуал: омовение с полным погружением в воду,
что символизировало смерть для старой жизни и рождение
для новой. В таком случае Иоанн, призывая народ Израиля
совершить такое же омовение, не делал различия между язычниками
и теми, кто по праву рождения принадлежал к Божьему
народу. В этом переводе греческий глагол "бапти́дзо"
и существительное "ба́птисма" переводятся как "омыть"
и "омовение", когда речь идет о дохристианском
ритуале очищения грехов через погружение в воду, потому что "крестить"
и "крещение" в русском языке семантически связаны
со словами "Христос" и "крест" и такой
перевод верен лишь в отношении христианской практики. 3.7 Иоанн говорит так резко
потому, что некоторые, возможно, думали, что одного омовения
достаточно для вступления в грядущее Царство Бога (см. 4.43).
3.8Авраам — люди верили
в то, что они избранный народ Божий, потому что их предком
был Авраам, которому Бог дал свои обещания. Кроме того,
считалось, что у Авраама было столько заслуг перед Богом, что
их было достаточно, чтобы искупить прегрешения множества его потомков. 3.12Сборщики податей
были, как правило, из евреев; одни собирали таможенные сборы,
другие же — подати для римских властей, и их ненавидели,
считая предателями своего народа и грешниками, т.е. людьми, нарушавшими
правила ритуальной чистоты. Некоторые из них были откупщиками:
они заранее вносили в казну всю сумму податей, а потом
поручали своим помощникам собрать деньги с населения. Известно,
что при сборе податей было множество злоупотреблений. Но Иоанн
не призывает их бросить свою работу (без налогов
государство не может существовать), но лишь исполнять ее
честно. 3.14воины — это были
не римские воины, а скорее всего, евреи-наемники, служившие
во вспомогательных частях. В их обязанности входило
сопровождать сборщиков податей. 3.15Помазанник —
см. прим.
к 2.11. [Помазанник, или греч.
"Христос" (евр. Маши́ах) — долгожданный
царь из рода Давида, который, по мнению народа, должен был
свергнуть иноземное иго и восстановить былое могущество Израиля.
Постепенно эта фигура земного могущественного царя и полководца
всё чаще видится в эсхатологическом свете: Он явится
в конце времен, перед наступлением Царства Бога, и принесет
победу не только над земными врагами народа Божьего, но и освобождение
от грехов. С Его приходом установится мессианское царство
мира с Богом, счастья и изобилия.] 3.16развязать ремни сандалий —
снимать обувь не входило в обязанности слуги и даже
раба из евреев. 3.17 Так некогда
очищали зерно: оно рассыпалось на току, затем его черпали
большой деревянной лопатой и подбрасывали в воздух, ветер
отвевал мякину в сторону, а чистое зерно потом собиралось
в амбар. 3.19 Ирод Антипа развелся с женой
(дочерью Ареты IV, царя арабского царства Набатея), чтобы жениться
на своей племяннице Иродиаде, жене одного из сводных братьев,
что было запрещено законом Моисея. 3.22любимый — когда
это слово относится к сыну или дочери, оно означает
"единственный". Дарование Святого Духа в ВЗ
значило, что Бог наделял избранных Им людей (обычно царей,
пророков и священников) силой, необходимой для выполнения
возложенной на них миссии. Теперь исполнилось пророчество Исайи
(Ис 42.1), и с момента сошествия Святого Духа Иисус,
единственный Сын Божий, начинает Свое мессианское служение
в полноте силы Своего Отца. Ему предназначено стать Мессией,
но не победоносным воителем народных чаяний, а страдающим
Служителем Господним (см. Ис 53).