Откровение, 21:9-22:21: Новый Иерусалим: невеста Агнца. Заключение книги / 1.I.18 пн
Реклама внизу и
вверху письма не имеет отношения к содержанию рассылки (она вставляется службой,
доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
9 Потом пришел
один из семи ангелов – тех, что были с семью чашами,
полными семи последних напастей, и заговорил со мной:
– Смотри, я покажу
тебе невесту – жену Ягненка!
10 И он
привел меня, охваченного Духом, на огромную высокую гору и показал
мне Святой Город – Иерусалим, который спускался с неба
от Бога. (11) Он сиял
славой Божьей, и блеск его был подобен блеску драгоценнейших
камней, подобен яшме, прозрачной, как хрусталь. (12) Его окружала
огромная высокая стена с двенадцатью воротами. У ворот –
двенадцать ангелов. На воротах написаны имена – это имена
двенадцати племен сынов Израиля. (13) Трое ворот
смотрят на восток, трое – на север, трое –
на юг, трое – на запад.(14) Городская
стена стои́т на двенадцати основаниях, на них двенадцать
имен двенадцати апостолов Ягненка.
15 У ангела,
говорившего со мной, был золотой шест для измерения города,
его ворот и стены́. (16) Город
представляет собой квадрат, длина его равна ширине. Ангел измерил город
шестом и нашел, что он тысяча двести миль в длину, а его ширина
и высота равняется длине. (17) Он измерил
стену: она высотой в шестьдесят метров, согласно человеческим
мерам длины, которыми пользовался ангел. (18) Стена выстроена
из яшмы, а город – из чистого, как прозрачное
стекло, золота. (19) Основания
городской стены украшены разными драгоценными камнями: первое –
яшмой, второе – сапфирами, третье – халцедонами,
четвертое – изумрудами, (20) пятое –
сардониксами, шестое – сердоликами, седьмое –
хризолитами, восьмое – бериллами, девятое – топазами,
десятое – хризопразами, одиннадцатое – бирюзой,
двенадцатое – аметистами. (21) Двенадцать
ворот – двенадцать жемчужин, каждые ворота сделаны из цельной
жемчужины. Главная улица города – чистое золото, прозрачное,
как стекло.
22 Я не увидел
в городе храма, ведь храм его – это сам Господь
Бог Вседержитель и Ягненок. (23) Город
не нуждается для освещения ни в солнце, ни в луне,
потому что его осветила слава Божья и Ягненок –
светильник его. (24) Народы будут
ходить в его свете, и цари земли понесут в него
свои сокровища. (25) Ворота его
будут открыты весь день и не будут запираться, ведь ночи там
не будет. (26) И принесут
в него блеск и богатство народов. (27) Никогда
не войдет в него ничто оскверненное, не войдет в него
творящий мерзость и обман. Войдут только те, кто вписан в книгу
жизни Ягненка.
22
1 Потом ангел показал мне реку воды
жизни, сверкающую, как хрусталь. Она вытекает из-под престола
Бога и Ягненка (2) и течет
посреди главной улицы. По обеим берегам реки растет дерево жизни,
оно плодоносит двенадцать раз в году, принося урожай каждый
месяц, листья его служат для исцеления народов. (3) И ничего
проклятого здесь больше ничего не будет.
В этом городе будет стоять престол Бога и Ягненка,
и слу́ги Его будут служить Ему. (4) Они увидят
Его лицо, и имя Его будет у них на лицах. (5) Там больше
не будет ночи, и им не нужен ни свет светильника,
ни свет солнца, потому что светить им будет Господь Бог. И они будут
царствовать во веки веков.
6 Ангел сказал
мне:
– Слова эти верны и истинны.
Господь Бог, дающий Свой Дух пророкам, послал Своего ангела показать
Его слугам то, чему надлежит вскоре свершиться.
7 “Вот,
Я скоро приду! Счастлив тот, кто соблюдает пророческие слова
этой книги!”
8 Я,
Иоанн, слышал и видел это. И когда я услышал и увидел,
я пал к ногам ангела, показавшего мне всё это, чтобы
преклониться перед ним. (9) Но ангел
говорит мне:
– Смотри, не делай
этого! Я такой же слуга, как ты, и твои братья-пророки,
и те, кто соблюдает слова этой книги. Преклонись перед
Богом!
10 И он
говорит мне:
– Не запечатывай
пророческие слова этой книги! Ведь время уже близко. (11) Пусть
дурной человек продолжает делать дурное, пусть мерзавец творит свои
мерзости, пусть добрый творит добро, и тот, кто свят, пусть
остается свят.
12 “Вот, Я скоро приду!
И плата Моя со Мною, чтобы заплатить каждому по делам
его. (13) Я – Альфа и Омега,
Первый и Последний, Начало и Конец”.
14 Счастливы
те, кто омывает свои одежды! Они имеют право на дерево
жизни, они могут войти через ворота в город. (15) Но псы,
колдуны, развратники, убийцы, идолопоклонники и все, кто любит
ложь и творит ее, – те вне города.
16 –
Я, Иисус, послал Моего ангела, чтобы дать для вас это свидетельство
Церквам. Я – Корень и Побег Давида, Я – светлая
утренняя звезда.
17 И Дух,
и невеста говорят:
– Приходи!
И тот, кто слушает, пусть скажет:
– Приходи!
И кто жаждет, пусть приходит! И кто хочет,
пусть берет воду жизни даром!
18 Я предупреждаю
каждого, кто слышит пророческие слова этой книги: если кто прибавит
к ним, тому и Бог прибавит напастей, описанных в этой
книге; (19) и если кто отнимет
что-нибудь из этой пророческой книги, у того и Бог отнимет
его долю от дерева жизни и от Святого Города, описанных
в этой книге.
21.11 подобен
яшме — см. прим.
к 4.3 [— названия драгоценных
камней в древности и в наше время не совпадают,
здесь, вероятно, яшмой назван прозрачный алмаз или горный хрусталь].
21.15 Шест для измерения обычно
был около 3,5 м длиной. 21.16 В древности города часто строились
в форме квадрата (Вавилон, Ниневия), потому что квадрат считался
идеальной геометрической фигурой. Но небесный Иерусалим имеет
форму куба, самой совершенной фигуры, воплощавшей в себе идеальную
завершенность. Все стороны его равняются тысяче двести милям —
буквально: "двенадцати тысячам стадий" (свыше двух тысяч
км), это символическое число 12, умноженное на 1000, что является
символом абсолютной полноты и совершенства. Размер Города превосходит
всякое человеческое представление. 21.19 украшены — возможно
иное понимание: "выстроены из". 21.19-20 Эти драгоценные камни украшали
эфод первосвященника; они соответствуют двенадцати знакам Зодиака,
но перечислены в обратной последовательности. Но так как
греческие названия камней не совпадают с современными, мы
не знаем, какие камни имеются в виду (например, камень,
названный сапфиром, может быть лазуритом, а тот, что назван
бирюзой, может быть сапфиром). 22.2дерево жизни — хотя
в греческом стоит единственное число, но, вероятно, имеется в виду
целая аллея деревьев, в отличие от единственного дерева
в книге Бытия. 22.8-9 См.
прим.
к 19.10. [Вероятно, здесь полемика против зарождающейся
тенденции почитания ангелов. Ангелы и христиане равны по положению,
так как и те, и другие — слуги Бога. Ангелы не могут
дать человеку никаких новых откровений, кроме "свидетельства
Иисуса" (см. 2.1 и прим.;
ср. Деян 10.25-26).] 22.14 омывает свои одежды —
в некоторых поздних рукописях: "исполняет Его заповеди".
22.15 псы — вероятно,
имеются в виду лжеучители (ср. Флп 3.2) и отступники
(ср. Мф 7.6). 22.21 Господа Иисуса —
в некоторых рукописях: "Иисуса Христа", "Господа
нашего Иисуса Христа". Со всеми — в рукописях
много разночтений: "со всеми вами", "со всеми
нами", "со святыми", "со всеми святыми",
"со всеми святыми Его". В некоторых рукописях
текст завершается словом "Аминь".