Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Ев. от Матфея 27:27-66: Распятие и погребение Иисуса Христа / 6.IX.15 вс



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 6 сентября 2015 года, воскресенье.

Продолжаем читать Евангелия от Матфея — сегодня стихи 27:27-66.

Комментарии
введение, комм. к книге:
к гла-
вам
  из 'Брюссельской' Библии из "Толковой Библии" Лопухина "Женевская Библия"  
27
 
         

 

Даем текст в двух переводах:

а. Перевод и примечания В.Н. Кузнецовой ("Радостная Весть").

Дополнено сравнением с редакцией текста в "Современном русском переводе" Библии.

б. Перевод и примечания С.С.Аверинцева
 (См. послесловие к переводу; "Словарь общих понятий". К сегодняшнему фрагменту примечаний нет. )

Евангелист Матфей

РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ*

27 Тогда воины наместника увели Иисуса во дворец, в помещение для солдат. Вокруг Него собрался весь отряд.

28 Они сняли с Иисуса одежду и надели на Него красный плащ, (29) сплели венок из колючек и возложили Ему на голову, вложили в правую руку палку и, встав перед Ним на колени, насмешливо приветствовали Его: "Да здравствует еврейский царь*!" (30) А потом они плевали в Него и били по голове палкой. (31) Наглумившись, они сняли с Него плащ, надели на Него Его одежду и повели на казнь.

32 Когда они выходили, им встретился человек из Кирены по имени Симон. Его заставили нести крест Иисуса.

33 Придя на место, которое называлось Голгофа, что значит "Череп", (34) они дали Ему вина, смешанного с горечью*. Но Он, попробовав, не захотел пить. (35) Распяв Его, они, бросив жребий, разделили между собой Его одежду (36) и уселись стеречь Его. (37) Над Его головой поместили табличку с указанием вины:

ЭТО ИИСУС, ЕВРЕЙСКИЙ ЦАРЬ*

38 Вместе с Ним были распяты два преступника, один справа, а другой слева от Него.

39 Прохожие качали головами и бранили Его.

40 —  Ну что, разрушил Храм и в три дня построил?! — говорили они. — Спаси себя, если Ты — Сын Бога! Сойди с креста!

41 Так же насмехались над Ним и старшие священники с учителями Закона и старейшинами:

42 —  Других спасал, а себя спасти не может! И Он Царь Израиля! Пусть теперь сойдет с креста — тогда поверим Ему! (43) Он вверился Богу, вот пусть Бог и спасет Его, если Он Ему дорог. Ведь Он называл себя Сыном Бога.

44 Такими же словами поносили Его и преступники, распятые с Ним.

45 В полдень по всей земле настала тьма до трех часов дня. (46) А около трех часов Иисус вскрикнул громким голосом:

   — Эли, Эли, льма швактани*?

В переводе это значит: "Боже Мой, Боже Мой! Почему Ты Меня оставил?"

47 Некоторые из стоявших там, услышав Его, сказали:

   — Зовет Илью*.

48 И один тут же подбежал, намочил губку в кислом питье и, насадив ее на палку, стал Его поить.

49 —  Перестань! — говорили остальные. — Давай посмотрим, придет Илья* спасти Его или нет?

50 Иисус, еще раз вскрикнув громким голосом, испустил дух.

51 И завеса в Храме разодралась надвое, сверху донизу. Земля содрогнулась, раскололись скалы, (52) отворились гробницы, и много умерших из народа Божьего, воскреснув, (53) вышло из могил. А позже, после того как Он встал из мертвых*, они вступили в святой город, и их видели многие.

54 Центурион и его воины, охранявшие Иисуса, увидев землетрясение и прочие события, очень испугались.

   — Этот человек был воистину Сыном Бога, — говорили они.

55 Было там много и женщин, смотревших издали. Они сопровождали Иисуса из Галилеи и заботились о Нём.

56 Среди них были Мария Магдалина, Мария, мать Иакова и Иосифа, и мать сыновей Зеведея.

57 Вечером пришел богатый человек из Аримафеи по имени Иосиф, он тоже был учеником Иисуса. (58) Придя к Пилату, он попросил тело Иисуса. Пилат распорядился выдать ему тело. (59) Иосиф, взяв тело, завернул его в чистое льняное полотно (60) и похоронил в своей новой гробнице, которую недавно высек в скале. Привалив ко входу в гробницу большой камень, он ушел.

61 А Мария Магдалина и другая Мария сидели напротив гробницы.

62 На следующий день — это была суббота — пришли к Пилату старшие священники и фарисеи.

63 —  Господин наш, мы вспомнили, что этот обманщик при жизни говорил: "Через три дня Я встану из мертвых*", — сказали они. — (64) Дай приказ охранять гробницу до послезавтрашнего дня, а то Его ученики придут и выкрадут тело, а потом будут говорить народу: "Он встал* из мертвых". И эта последняя ложь будет хуже первой.

65 —  Вот вам стража, — ответил Пилат. — Ступайте и охраняйте гробницу, как сами знаете.

66 Они пошли и стали охранять гробницу, опечатав камень и приставив стражу.

От Матфея Святое Благовестие

 

(27) Тогда воины наместника, уведя Иисуса в преторию, столпились вокруг Него целой когортой; (28) раздев Его, они накинули на Него алый плащ, (29) и сплели венок из терния, и надели Ему на голову, и вложили Ему в правую руку тростник, и преклоняя перед Ним колени, насмехались над Ним, приговаривая:
«Привет Тебе, о Царь Иудейский!»

(30) И плевали в Него, и взяли тростник, и били Его по голове.

(31) А когда натешились над Ним, сняли с Него плащ, и надели одежды Его, и повели Его на распятие.

(32) Когда они выходили, им встретился человек из Кирены, по имени Симон, которого они понудили нести Его крест.

(33) И когда пришли они на место, именуемое Голгофа, что означает Лобное Место, (34) давали они Ему пить вино, смешанное с желчью; и Он, отведав, не захотел пить.[*] (35) А распяв Его, стали делить между собой одежды Его, бросая жребий; (36) и сев, стали Его там сторожить. (37) И поместили над головой Его надпись с указанием вины:
«Это Иисус, Царь Иудейский».

(38) Тогда распяли вместе с Ним двоих разбойников, одного по правую руку, другого по левую. (39) А кто проходил мимо, хулили Его, качая головами (40) и приговаривая:
«Ты, что можешь разрушить Храм и в три дня восстановить его! Спаси Самого Себя, если Ты — Сын Божий, и сойди со креста!»

(41) Подобным же образом глумились и первосвященники вместе с книжниками и старейшинами, говоря:
(42) «Других спасал, а Самого Себя спасти не может! Это — Царь Израиля, пусть сойдет сейчас со креста, и мы уверуем в Него!». (43) «Он уповал на Бога, пусть Бог теперь избавит Его, если Он Ему угоден!» «Он же сказал, что Он — Божий Сын».

(44) Также и разбойники, распятые вместе с Ним, поносили Его.

(45) А от шестого часа до часа девятого сделалась тьма по всей земле. (46) Но около девятого часа возопил Иисус громким голосом:[*]
«Или, Или! Лама савахфани?»

Это означает:
«Боже мой, Боже мой! Зачем Ты оставил Меня?»

(47) А некоторые из тех, что стояли там, услышав это, говорили:
«Он Илию зовет!»

(48) И один из них тотчас побежал, взял губку и, окунув ее в уксус и водрузив на трость, дал ему испить. (49) А другие говорили:
«Оставь! Посмотрим, придет ли Илия спасать Его».

(50) Но Иисус, еще раз возопив громким голосом, испустил дух.

(51) И вот, завеса во Храме разодралась надвое; и сотряслась земля, и расселись скалы, (52) и отверзлись гробницы, и восстали многие тела усопших святых, (53) и вышли по восстании Его из гробниц, и вошли в Святой Город, и многим являлись.

(54) А центурион и его воины, которые стерегли Иисуса, увидев землетрясение и все, что происходило, устрашились, говоря:
«Этот человек был воистину Сын Божий!»

(55) И было там много женщин, смотревших издали; это были те, которые ходили за Иисусом от Галилеи, служа Ему. (56) В числе их была Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова и Иосифа, и мать сыновей Зеведеевых.

 

(57) А когда наступил вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, по имени Иосиф, который и сам поучался у Иисуса. (58) Явившись к Пилату, он просил тело Иисуса; тогда Пилат распорядился выдать. (59) И взяв тело, Иосиф завернул его в чистую льняную ткань, (60) и положил его в новой, принадлежавшей ему гробнице, которую высек в скале; и ушел, привалив к двери гробницы большой камень.

(61) А были там Мария из Магдалы и другая Мария, сидевшие напротив гробницы.

(62) А поутру, в тот день, который после пятницы, собрались к Пилату первосвященники и фарисеи, (63) говоря:
«Господин! Мы припомнили, что когда обманщик тот еще был жив, он сказал: "Через три дня восстану!" (64) Так прикажи до третьего дня охранять гробницу, чтобы ученики его не пришли и не украли тело; а то скажут народу: "Он восстал из мертвых!" — и будет последующий обман горше предыдущего».

(65) Сказал им Пилат:
«Стража у вас; ступайте и примите меры, какие считаете нужными».

(66) А они пошли и приняли меры, касающиеся гробницы, опечатав камень и приставив стражу.


8.5 центурион — командир римского воинского подразделения численностью в 60-100 человек.

 

27.28-29 плащ — красный солдатский плащ должен был изображать царские одежды. Сплели венок из колючек — вероятно, из веток одного из видов пальмы с очень длинными иглами, напоминавшими солнечные лучи — в таких венцах изображались императоры на монетах. Палка должна была изображать скипетр. Воины устроили для себя развлечение, издеваясь над Иисусом. Подобные сцены хорошо известны в древнем мире.

27.32 Обычно осужденные на распятие должны были сами нести на место казни перекладину от креста, столб же был вкопан в землю на месте казни.

27.33 Голгофа (арам. Гулгулта, евр. Гулг`олет) — этот холм назывался Черепом, вероятно, потому, что по форме он напоминал человеческий череп.

27.34 с горечью — дословно: "с желчью". Тем самым евангелист указывает на исполнение слов Писания (Пс 69.21 (68.22). В то время осужденным на казнь давали питье с каким-то наркотическим веществом, притуплявшим боль. Иисус отказался пить, вероятно желая сохранить ясное сознание.

27.35 Распяв — распростертые руки приговоренного прибивались или привязывались к перекладине креста, а затем перекладина с телом поднималась вверх и прикреплялась к столбу. Приговоренного к распятию раздевали, оставляя лишь набедренную повязку. Его одежда принадлежала палачам.

27.36 стеречь — так как казнь была очень продолжительной, кресты охранялись, чтобы казнимого не сняли и не спасли.

27.37 Такова была практика римлян — вешать над головой казнимого табличку с указанием причины казни.

27.38 два преступника — дословно: "два разбойника", это были, вероятно, мятежники, сообщники Бар-Аббы.

27.42 И Он Царь Израиля! Пусть... — в некоторых рукописях: "Если Он Царь Израиля, пусть..."

27.45 В полдень... до трех часов дня — дословно: "В шестом часу... до девятого часа". Настала тьма — это не естественное затмение, так как было полнолуние.

27.46 Начальные слова псалма произнесены Иисусом на арамейском языке, на котором обычно говорили в Палестине в I в.

27.47 Имя Илья звучит по-арамейски как "Эл`и", что значит "Боже мой". Зовет Илью — по народным представлениям, Илья был помощником и заступником, приходившим на помощь людям в трудные минуты.

27.48 в кислом питье — дословно: "в уксусе". Вероятно, имеется в виду "поска" — напиток из воды с уксусом или кислым вином и яиц, хорошо утолявший жажду. Солдаты обычно всегда носили его с собой.

27.49 Придет ли Илья..? — см. прим. к ст. 47.

27.51 В Храме было две завесы: одна у входа в святилище, другая же отделяла святилище от Святого Святых. Здесь скорее всего имеется в виду вторая завеса.

27.54 Центурион — см. прим. к 8.5.

27.57 По еврейским обычаям тело умершего должно было быть похоронено в тот же день, тем более что вечером в пятницу начиналась суббота, когда нельзя было хоронить. Кроме того, согласно Втор 21.22-23, тело повешенного на деревянном столбе (а распятие есть одна из форм повешения) должно было быть снято и погребено в тот же день.

27.58 попросил тело Иисуса — для этого нужно было обладать большим мужеством, так как римляне обычно оставляли тела казненных на крестах до полного разложения, чтобы еще больше устрашить остальных. К тому же Пилат был известен своим упрямством и жестокостью.

27.59 По обычаю, тело умершего плотно обматывали длинными полосами льняной ткани.

27.60 Мертвых часто хоронили в гробницах, высеченных в скалах; к входу такой гробницы приваливали тяжелый камень.

27.64 Под первой ложью они имели в виду утверждение Иисуса, что Он — Помазанник Божий.

27.65 Вот вам стража — возможно иное понимание: "У вас есть стража".

 

27.27-31 Мк 15.16-20; Ин 19.1-3
27.32-44 Мк 15.21-32; Лк 23.26-43; Ин 19.16-25
27.34 Пс 69.21 (68.22)
27.35 Пс 22.7 (21.8); 109(108).25
27.40 Мф 26.61; Мк 14.58; Ин 2.19    27.43 Пс 22.8 (21.9)
27.45-51 Мк 15.33-38; Лк 23.44-46; Ин 19.28-30
27.46 Пс 22.1 (21.2)    27.48 Пс 69.21 (68.22)
27.51 Исх 26.31-33
27.54-56 Мк 15.39-41; Лк 23.47-49   
27.55-56 Лк 8.2-3
27.57-61 Мк 15.42-47; Лк 23.50-56; Ин 19.38-42
27.63 Мф 16.21; 17.23; 20.19; Мк 8.31; 9.31; 10.33-34; Лк 9.22; 18.31-33

*Заглавие В СРП: "Евангелие от Матфея" (это и нижеследующие примечания сделаны редактором рассылки).
*27:29 В СРП: "Да здравствует царь иудеев".
*27:34 В СРП: "желчью".
*27:37 В СРП: "ЭТО ИИСУС, ЦАРЬ ИУДЕЕВ".
*27:46 В СРП: "Эли, Эли, лема савахтани".
*27:47,49 В СРП: "Илию", "Илия".
*27:53,63 В СРП: "Он воскрес", "Я воскресну".
*27:64 В СРП: "Он воскрес".


27:34 По-видимому, имеется в виду «одуряющая» и потому уменьшающая страдания смесь вина с миррой (ср. Мк 15:23: «И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял»), которую набожные иудеянки (ср. Лк 23:27: «И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем») из милосердия предлагали осужденным на мучительную казнь. Иисус отказался от этого наркотического напитка.

27:46 Ср. Пс. 21/22:2: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего». Цитата отсылает к псалму в целом и постольку не должна быть однозначно понимаема как возглас отчаяния.

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

В следующем выпуске: Ев. от Матфея, 28.

Буду рад прочитать Ваши замечания и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru
»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«


В избранное