Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Мф 26:17-46: Тайная вечеря. Гефсимания / 3.IX.15 чт



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 3 сентября 2015 года, четверг.

Продолжаем читать Евангелия от Матфея — сегодня стихи 26:17-46.

Комментарии
введение, комм. к книге:
к гла-
вам
  из 'Брюссельской' Библии из "Толковой Библии" Лопухина "Женевская Библия" из комм. В.Н. Кузнецовой
26
         

 

Даем текст в двух переводах:

а. Перевод и примечания В.Н. Кузнецовой ("Радостная Весть").

Дополнено сравнением с редакцией текста в "Современном русском переводе" Библии.

б. Перевод и примечания С.С.Аверинцева
 (См. послесловие к переводу; "Словарь общих понятий". К сегодняшнему фрагменту примечаний нет. )

Евангелист Матфей

РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ*

17 В первый день праздника Пресных Хлебов ученики подошли к Иисусу и спросили:

    —  Где нам приготовить для Тебя пасхального ягненка?

18 —  Ступайте в город к такому-то и скажи́те ему: "Учитель говорит: 'Час Мой близок. У тебя Я отпраздную Пасху со Своими учениками'",  —  ответил Он.

19 Ученики сделали то, что велел им Иисус. Они приготовили пасхального ягненка. (20) Когда наступил вечер, Он сел за стол вместе с двенадцатью Своими учениками.

21 Когда они ели, Иисус сказал:

    —  Верно вам говорю, один из вас предаст Меня.

22 Они сильно опечалились и стали один за другим спрашивать:

    —  Но ведь не я же, Господь?

23 Но Он сказал им:

    —  Меня предаст человек, опустивший руку в одно блюдо со Мной! (24) Да, Сын человеческий уходит, как о том говорится в Писании. Но го́ре тому человеку, который предаст Сына человеческого. Лучше было бы не родиться вовсе тому человеку!

25 Тогда Иуда, предатель, спросил у Него:

    —  Но ведь не я же, Рабби?

    —  Это ты говоришь!  —  отвечает ему Иисус.

26 Когда они ели, Иисус, взяв хлеб и произнеся над ним молитву благодарения, разломил и дал Своим ученикам, сказав:

    —  Возьмите, ешьте, это Мое тело.

27 Взяв чашу и произнеся молитву благодарения, Он подал им ее, сказав:

28 —  Пейте все из нее, это Моя кровь, кровь Нового Договора, которая проливается за стольких людей ради прощения грехов. (29) Говорю вам: отныне Мне уже не пить вино  —  плод виноградной лозы,  —  вплоть до того дня, когда Я буду пить с вами новое вино в Царстве Моего Отца.

30 Пропев псалом, они отправились на Масличную гору.

31 Тогда говорит им Иисус:

    —  Все вы отсту́питесь от Меня этой ночью, как сказано в Писании:

"Сражу пастуха  —
   и овцы стада разбегутся".

32 Но после того как Я встану из мертвых*, вы найдете Меня в Галилее.

33 Но Петр сказал Ему:

    —  Даже если все от Тебя отступятся, я  —  никогда!

34 —  Верно тебе говорю,  —  говорит ему Иисус,  —  этой же ночью, прежде чем пропоет петух, ты трижды от Меня отречешься.

35 —  Даже если придется с Тобой умереть, не отрекусь от Тебя!  —  говорит Петр.

Так говорили и остальные ученики.

36 Тем временем Иисус приходит с ними в одно место, оно называется Гефсима́ния. Он говорит ученикам:

    —  Посидите здесь, а Я отойду помолюсь.

37 Он взял с собой Петра и двух сыновей Зеведея. Ужас и тоска охватили Иисуса. (38) И Он говорит им тогда:

    —  Душа Моя томится смертельно, побудьте здесь, бодрствуйте со Мною!

39 Отойдя немного, Он бросился ничком на землю и стал молиться:

    —  Отец*, если только можно, избавь Меня от этой чаши! Но пусть будет не так, как хочу Я, а как Ты.

40 Он подошел к ученикам и застал их спящими.

    —  Вот как,  —  говорит Он Петру,  —  вы даже часа одного не смогли бодрствовать со Мною? (41) Не спите, моли́тесь, чтобы устоять в испытании. Дух отважен, но бессильна плоть!

42 И снова, во второй раз Он отошел и стал молиться:

    —  Отец, если нельзя Меня избавить от этой чаши и должен Я выпить ее, пусть воля Твоя исполнится!

43 Вернувшись, Он снова застал их спящими: у них слипались глаза. (44) Покинув их, Он снова отошел и молился в третий раз  —  теми же словами. (45) Потом Он возвращается к ученикам и говорит им:

    —  А вы всё спите, отдыхаете?.. Настал час: вот, Сына человеческого отдают в руки грешников. (46) Вставайте, идем! Смотри́те, предатель уже близко.

От Матфея Святое Благовестие

(17) А в первый день праздника Опресноков приблизились ученики к Иисусу со словами:
«Где пожелаешь Ты, чтобы мы приготовили для Тебя пасхальную трапезу?»

(18) А Он сказал:
«Ступайте в город к такому-то и скажите ему: "Учитель говорит: "Час Мой близок; у тебя буду Я праздновать Пасху с учениками Моими"».

(19) И сделали ученики, как велел им Иисус, и приготовили пасхальную трапезу.

(20) А когда наступил вечер, возлег Он за столом вместе с Двенадцатью; (21) и когда они ели, Он сказал:
«Воистину говорю вам, что один из вас предаст Меня».

(22) Весьма опечалившись, начали они один за другим спрашивать Его:
«Не я ли, Господи?»

(23) Он же сказал в ответ:
«Кто опустил руку свою в одно блюдо со Мной, тот предаст Меня.[*] (24) Сын Человеческий идет Своим путем, как предречено о Нем в Писании; но горе тому человеку, через которого Сын Человеческий будет предан! Лучше было бы тому человеку не родиться».

(25) Тогда Иуда, что предавал Его, вставил слово:
«Не я ли, Равви?»

Говорит ему Иисус:
«Ты сказал».

(26) А когда они ели, Иисус, взяв в руки хлеб и произнеся над ним благословение, разломил и, раздавая ученикам Своим, сказал:
«Возьмите, вкусите! Это есть Тело Мое».

(27) И взяв чашу, и произнеся благодарение, Он дал ее им, говоря:
«Пейте из нее все! (28) Это Кровь Моя, Кровь Нового Завета, за многих изливаемая ради прощения грехов. (29) Говорю вам: не пить Мне отныне от этого плода виноградной лозы до Дня того, когда буду пить вино новое вместе с вами в Царствии Отца Моего».[*]

(30) И воспев пасхальное славословие, вышли они из дома к Горе Маслин.[*] (31) Тогда говорит им Иисус:
«Все вы впадете в соблазн обо Мне, этой же ночью, ибо сказано в Писании:

"Я поражу пастуха,
              и овцы стада рассеются".
[*]

(32) Но восстав от смерти, Я буду ждать вас в Галилее».

(33) Сказал Петр Ему в ответ:
«Даже если все впадут в соблазн о Тебе, я не впаду в соблазн никогда».

(34) Сказал Ему Иисус:
«Воистину говорю тебе, что этой же ночью, прежде, чем пропеть петуху, ты трижды отречешься от Меня».

(35) Говорит Ему Петр:
«Хотя бы мне пришлось умереть вместе с Тобою, не отрекусь от Тебя!»

Подобное же говорили и все прочие ученики.

(36) Тем временем приходит с ними Иисус в местность, именуемую Гефсимания, и говорит Он ученикам:[*]
(37) «Посидите здесь, пока Я отойду туда для молитвы».

И взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, Он начал скорбеть и томиться. (38) Тогда говорит Он им:
«В смертной муке душа Моя: побудьте здесь и бодрствуйте вместе со Мною!»

(39) И пройдя немного вперед, Он пал на лицо Свое, молясь так:
«Отче Мой, если только возможно, да минует Меня чаша эта! Однако не как Я хочу, но как Ты».

(40) И подходит Он к ученикам, и застает их спящими, и говорит Петру:
«Так-то вы и единого часа не могли бодрствовать со Мною? (41) Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть вам во искушение; дух ревностен, но плоть слаба».

(42) Снова, во второй раз, Он отошел и стал молиться, говоря:
«Отче Мой, если не может чаша эта миновать Меня, чтобы не пить Мне от нее, да будет воля Твоя!»

(43) И снова, вернувшись, Он застал их спящими; ибо глаза их отяжелели. (44) И оставив их, Он снова отошел и в третий раз молился, говоря те же слова. (45) Затем возвращается Он к ученикам и говорит им:
«Вы все дремлете и почиваете? Вот, час близок, и Сын Человеческий предается в руки грешников. (46) Вставайте, пойдем; вот, близко предающий Меня».


 

14.19 подняв глаза к небесам, произнес молитву благодарения (буквально: "благословил") — перед началом еды евреи всегда произносили благодарственную молитву Богу, которая начиналась словами: "Благословен Ты, Господь, Царь вселенной", а затем хозяин разламывал хлеб и раздавал его остальным. Иисус поступает так же, но, если обычно читали молитву, глядя на хлеб, Иисус поднимает глаза к небу. Возможно, в Эммаусе ученики узнали Иисуса по этой характерной черте (Лк 24.30-31).

 

20.21 Самые могущественные и знатные люди сидели справа и слева от царя.

 

20.28 за множество жизней — дословно: "за многих". В еврейском языке слово "многие" употребляется в инклюзивном смысле  — "очень большое количество", а не в эксклюзивном, как в европейских языках, где у него есть дополнительный оттенок: "но не все". Господь здесь впервые говорит не только о необходимости Своей смерти, но и о ее цели.

 

26.17 Праздник Пресных Хлебов — первоначально весенний сельскохозяйственный праздник, продолжавшийся семь дней и следовавший сразу же за Пасхой; позже был переосмыслен как праздник в память об исходе из Египта и практически слился с Пасхой. Пасхального ягненка — буквально: "Пасху". В те времена этим словом назывался как сам праздник, так и главное блюдо пасхальной трапезы — ягненок или козленок, запеченный с горькими травами.

26.18 Предыдущие ночи Иисус проводил в Вифании, но пасхальная трапеза должна была совершаться в Иерусалиме. Хотя на время праздника, из-за огромного стечения паломников, пределы Иерусалима расширялись и включали в себя пригороды, но трапеза должна была проходить в самом Иерусалиме.

26.20 Когда наступил вечер — пасхальная трапеза начиналась вечером, с восходом первой звезды. Сел за стол — буквально: "возлег"; обычно евреи ели сидя, но во время пиров они заимствовали эллинистический обычай — есть, лежа на специальных обеденных ложах. Этот обычай стал обязательным для Пасхи, он был символом свободы, так как только свободные люди ели лежа. Люди лежали на левом боку, опираясь на левую руку, правая же рука была свободна.

26.23 опустивший руку в одно блюдо — во время пасхального ужина обмакивали горькие травы в особый соус "хар`осет". Так как на Востоке совместная трапеза была знаком дружбы и полного доверия, предательство того, с кем человек сидел за одним столом, было особенно мерзким преступлением.

26.25 Это ты говоришь — здесь это утверждение.

26.26 взяв хлеб — обычно трапеза начиналась с того, что разламывался хлеб, но во время пасхальной хлеб разламывался позже, в середине трапезы. Произнеся молитву благодарения — см. прим. к 14.19.

26.27 Взяв чашу — это была третья из четырех чаш вина, которые выпивались во время пасхальной трапезы, — так называемая "чаша благословения" (ср. 1Кор 10.16).

26.28 Новый Договор, или Союз (Завет) — его заключает Бог со всеми, кто верит в Его Сына, вместо старого, который был заключен Им с народом Израиля на горе Синай. Все договоры в древности всегда скреплялись принесением в жертву животного, кровью которого затем окроплялись участники договора. При заключении Нового Договора этой жертвой является сам Господь Иисус, отныне Его тело и кровь (т.е. Его жизнь) навеки скрепляют Новый Союз между Богом и теми, кто поверил в Его Сына. За стольких людей — дословно: "за многих"; см. прим. к 20.28.

26.29 Из этих слов Иисуса можно сделать вывод, что Он сам не участвовал в пасхальной трапезе, так как объявил пост до конца Своей жизни (ср. Лк 22.15). Вероятно, пост носит заместительный характер, будучи формой молитвы за тех, кто отверг Его. Он мог также значить, что Иисус приготовляет себя к жертвоприношению. Пасха знаменовала собой освобождение евреев из египетского плена, но окончательное освобождение от власти всех темных сил, от греха и смерти наступит с установлением Новой Пасхи — Царства Бога.

26.30 Пропев псалом — после пасхальной трапезы ее участники пели вторую часть так называемого египетского халлеля — Пс 113–118 (112–117).

26.32 вы найдете Меня в Галилее — возможно иное понимание: "Я поведу вас в Галилею".

26.36 Гефсимания расположена на склоне Масличной горы. Так как пасхальную ночь следовало проводить в Иерусалиме, на время праздника пределы Иерусалима расширялись, включая пригороды. Вифания не входила в этот "большой" Иерусалим, поэтому Иисус не возвращается туда, Гефсимания же входила.

26.39 Чаша — см. прим. к 20.21.

26.41 Дух отважен, но бессильна плоть — под "духом", вероятно, имеется в виду желание учеников разделить Его участь, а под "плотью" — их человеческую слабость, которая этому препятствует. Если же это Дух Божий, то он противопоставлен слабой и греховной человеческой природе.

26.45 А вы всё спите, отдыхаете? — возможно иное понимание: "Так спите и дальше, отдыхайте!"

 

26.17-25 Мк 14.12-21; Лк 22.7-13,21-23; Ин 13.21-30    26.23 Пс 41.9 (40.10)
26.26-29
Мк 14.22-25; Лк 22.15-20; 1Кор 11.23-25    26.28 Исх 24.8; Иер 31.31-34    26.30 Мк 14.26
26.31-35 Мк 14.27-31; Лк 22.31-34; Ин 13.36-38    26.31 Зах 13.7    26.32 Мф 28.16; Мк 14.28; 16.7; Ин 21
26.36-46 Мк 14.32-42; Лк 22.39-46

*Заглавие В СРП: "Евангелие от Матфея" (это и следующие примечания сделаны редактором рассылки).
*26:32 В СРП: "Я воскресну".
*26.39 Слово "Отец" в изданиях "Радостной вести" (и "Современного русского перевода" 2011 г.) здесь опущено, что, видимо, может быть объяснено только ошибкой. В греч. оригинале дословно — "Отец мой", как и в ст. 42.


26:23 Опустить руку именно в блюдо, стоящее перед Иисусом (при очевидном наличии хотя бы еще одного блюда за столом), означает в традиционном кодексе Востока претензию на особую степень дружеской близости и доверительных отношений. Обычная древняя символика совместного вкушения еды в этом пункте особенно усиливается.

26:29 Дня того — характерный случай, когда самое простое слово «день» выступает как эсхатологический символ и термин.

26:30 <Пасхальное славословие> — халлель, входящий в обрядность иудейской Пасхи. Гора Маслин — высокий холм к востоку от Иерусалима, отделенный от города оврагом реки Кидрон. В традиционном переводе — «Масличная гора»; церковнославянская транскрипция греческого топонима — «Елеон» («Елеонская гора»). На холме до сих пор растут маслины (есть очень старые деревья).

26:31 Ср. Зах 13:7: «О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых» .

26:36 Гефсимания (евр. «Дом Точила», т. е. место, где было устройство для выдавливания сока из виноградных гроздьев) — место на западном склоне Горы Маслин.

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

В следующем выпуске: Ев. от Матфея, 26:47-75.

Буду рад прочитать Ваши замечания и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru
»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«


В избранное