Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Продолжаем читать Послание евреям (3:1 - 5:10).


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 17 октября 2010 года, воскресенье.

Продолжаем читать Послание евреям (3:1 – 5:10).

Перевод и примечания В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть")*. (Об этом переводе)

[ Этот перевод лег в основу издания Нового Завета,
выпускаемого Российским Библейским Обществом
под заглавием "Радостная Весть" (без указания переводчика).
Существуют различные издания, отличающиеся форматом и обложкой.
Приобрести данный перевод можно, например, в интернет-магазине my-shop.ru.

]

 

Этот же текст на церковнославянском

Синодальный перевод

Ком-
мен-
та-
рии:
к книге:
 
из 'Брюссельской' Библии
из "Толковой Библии Лопухина"
"Женевская Библия"
3
4
5

31 Вот почему вы, святые братья, сподвижники, призванные Небом, устремите духовный взор на Иисуса. (2) Он был верен Тому, кто сделал Его Своим Посланцем и Первосвященником веры, которую мы исповедуем, так же верен, как был и Моисей во всём Божьем доме.(3) Но Иисус был удостоен большей славы, чем Моисей — в той же мере, в какой строитель дома получает больше почета, чем дом. (4) Конечно, каждый дом кем-то строится, но строитель всего — Бог. (5) Моисей был верен во всём, что касается Божьего дома, как слуга: ему было поручено свидетельствовать о том, что скажет Бог в будущем. (6) Христос же верен как Сын, поставленный во главе Божьего дома. А дом Его — это мы, если, конечно, мы полны отваги и твердо держимся своей надежды, которой гордимся.

Поэтому, как говорит Святой Дух:

"Сегодня, если голос Его слышите,
  
сердцам своим не дайте стать строптивыми,
как это было в дни, когда вы воспротивились,
    в дни испытания в пустыне —
там, где отцы ваши
    Меня с пристрастием испытывали,
    хотя дела Мои видали
(10) сорок лет.
Тогда Я возмутился этим поколением
    и Я сказал: "Они всегда блуждают,
Моих путей сердца их не постигли".
11 И так Я в гневе клятву дал: "Не вступят
    они туда, где ждет их отдых Мой!""

12 Так смотрите же, братья, пусть ни у кого из вас сердце не будет столь злым и неверующим, что окажется способным отступиться от Живого Бога! (13) Напротив, изо дня в день ободряйте друг друга, пока еще время зовется СЕГОДНЯ, чтобы никто из вас, обманутый грехом, не сделался строптивым! (14) Мы ведь стали сподвижниками Христа, если, конечно, до конца сохраним ту твердость, что была у нас с самого начала. (15) Когда Писание говорит:    

"Сегодня, если голос Его слышите,
   
сердцам своим не дайте стать строптивыми,
как это было в дни, когда вы воспротивились", —

16 кто были те, что услышали, но воспротивились? Не все ли те, кого Моисей вывел из Египта? (17) А кем Бог возмущался сорок лет? Не теми ли, кто согрешил и устлал своими телами пустыню? (18) А кому Бог поклялся, что они не вступят в страну, где их ждет Его отдых? Тем, кто не подчинился Ему! (19) И мы видим, что они действительно не смогли войти туда — из-за своего неверия!

41 Итак, раз обещание о входе в то место Его отдыха остается в силе, следует бояться вот чего: как бы не оказалось, что кто-нибудь из вас упустил такую возможность. (2) Потому что нам точно так же возвестили Радостную Весть, как и тем. Но тем не пошла на пользу Весть, которую они услышали, потому что они не соединили ее с верой. (3) Ведь мы, поверившие, входим в то место отдыха, о котором Бог сказал:

"И так Я в гневе клятву дал: 'Не вступят
   
они туда, где ждет их отдых Мой'".

А ведь дела Бога завершены со времени сотворения мира. (4) Потому что в одном месте Писания сказано так о седьмом дне: "И отдохнул Бог в седьмой день от всех Своих дел". (5) В то же время в отрывке выше сказано: "Не вступят они туда, где ждет их отдых Мой". (6) Следовательно, кому-то еще предстоит вступить туда. А раз те первые, кому была возвещена Радостная Весть, не вступили из-за непокорности, (7) то Бог снова назначил некий день — СЕГОДНЯ, как Он, спустя столько времени, сказал в том псалме Давида, что приводился выше:

"Сегодня, если голос Его слышите,
   
сердцам своим не дайте стать строптивыми".

8 Ведь если бы Иешуа дал им отдых, Бог не стал бы после этого говорить о каком-то другом дне. (9) Значит, субботний отдых еще предстоит Божьему народу. (10) Ведь тот, кто вступил в Его отдых, и сам отдохнул от своих дел, как Бог — от собственных. (11) Так сделаем всё, чтобы вступить в тот отдых. Пусть никто не отпадет, последовав тому же дурному примеру непокорности.

12 Ведь Слово Бога живет и действует. Оно острей любого обоюдоострого меча и проникает вплоть до места, где встречаются душа и дух, до связок и мозга костей — Слово Бога судит желания и помыслы сердец. (13) Ничто во всём творении не может быть скрыто от Бога, всё предстает нагим и без прикрас перед глазами Того, кому мы должны дать отчет.

14 Итак, раз у нас есть великий Первосвященник, поднявшийся выше небес, Иисус, Сын Бога, давайте будем крепко держаться веры, которую исповедуем. (15) Ведь у нас не тот первосвященник, который неспособен посочувствовать нашим слабостям, нет, наш испытан, подобно нам, всеми испытаниями, кроме греха. (16) Так приблизимся смело и бесстрашно к Престолу милости, чтобы обрести доброту и милость именно тогда, когда мы нужаемся в помощи.

51 Ведь всякий первосвященник выбирается из людей и для людей как их представитель перед Богом, чтобы приносить Ему дары и жертвы за грехи. (2) Он способен посочувствовать тем, кто невежествен и заблуждается, потому что и сам подвержен слабостям, (3) из-за них он обязан приносить жертвы как за народ, так и за себя. (4) И никому не занять такого почетного места по собственной воле — первосвященник призывается Богом, как был призван Аарон.

5 Так и Христос. Не сам Он прославил Себя, став Первосвященником, а даровал Ему это Бог, сказавший:

"Ты Мой Сын,
   
сегодня Я стал Отцом Тебе".

И в другом месте Бог говорит:

"Ты — Священник вовеки,
   
подобно Мельхиседеку".

7 В дни Своей земной жизни Он вознес, с воплем и плачем, просьбы и мольбы к Тому, кто мог спасти Его от смерти, и был услышан за Свое благоговение. (8) Хотя Он и был Сыном, но через страдания научился послушанию (9) и, став совершенным, сделался для всех, кто Ему послушен, причиной их вечного спасения. (10) И Бог назначил Его Первосвященником, точно так же, как Мельхиседека.

 


3.1 призванные Небом — дословно: "соучастники небесного призыва", что означает то, что они призваны Богом (Небо как описательный оборот вместо Божьего имени) или что они призваны на Небо, к Богу.
3.2 Посланцем и Первосвященником — возможен перевод: "Первосвященником, который был послан". Первосвященником веры, которую мы исповедуем — возможно иное понимание: "которого мы исповедуем Первосвященником".

3.5 Божьего дома — т. е. народа Божьего (см. ст. 6).
3.6 мы — т. е. христиане, которые верят, в отличие от мятежных и непокорных израильтян прошлого. Надежды — в некоторых рукописях: "надежды до конца".
3.11 вступят... отдых Мой — см. прим. к 3.18.
3.13 Сегодня, вероятно, означает "период времени до возвращения Христа" (см. 4.7; ср. 9.27-28; 10.37-39).
3.14 сподвижниками Христа — возможно иное понимание: "сопричастными Христу".
3.18 Первоначально страной "отдыха" была ханаанская земля, где народ Израиля отдохнул бы от скитаний по пустыне, но в этом письме переплетены две темы отдыха: Божьего отдыха после завершения Им всех Своих дел (Быт 2.2) и отдыха в "земле обетованной". Здесь выражение "вступить в страну, где ждет отдых" почти синонимично выражениям "войти в жизнь" (Мк 9.43-47), "войти в Царство Бога" (Мк 10.15, 23-25; Ин 3.5 и др.), "войти в город" (Откр 21.17).
4.1 См. прим. к 3.18.
4.2 Радостной Вестью для поколения Исхода было сообщение Халева о богатстве и плодородии обетованной земли. Которую они услышали, потому что они не соединили ее с верой — в некоторых рукописях: "они не разделили веру услышавших".
4.3-5 Еврейские экзегеты полагали, что в мессианском веке людей ожидает вечная суббота с тем же отдыхом и покоем, что у Бога, ознаменовавшим завершение творения мира. В Евр это синоним эсхатологического времени спасения.
4.8 Иешуа Бен-Нун (или Иисус Навин) после смерти Моисея ввел народ в Ханаан. Но этот отдых есть лишь предварение истинного отдыха, которое ждет верующих на небесах.
4.9 субботний отдых — см. прим. к 4.3-5.
4.12 Слово Бога в данном контексте означает предостережение Бога против отпадения от веры (ср. ст. 11). Хотя оно и персонифицировано, оно вряд ли означает Сына, как в Ин 1.1,14; Откр 19.13. Сердце в еврейской антропологии является центром мысли и воли. Вплоть до места, где встречаются душа и дух, до связок и мозга костей — эти слова представляют собой поэтическое выражение, означающее, что Божье слово проникает до самых сокровенных глубин человеческого существа и что для него нет ничего тайного.
4.14 поднявшийся выше небес — дословно: "прошедший через небеса" (ср. 7.26 — "ставший превыше небес"). По древним представлениям, небо состояло из нескольких сфер, количество которых в разных источниках разное: три, семь и десять (см. также 2Кор 12.2 и Еф 4.10). Здесь автора письма интересует не количество небес, а то, что Христос вознесся с земли до самого высокого "места" на небе, которое мыслится как место, где пребывает Бог.
4.15 посочувствовать нашим слабостям — вероятно, имеется в виду, что благодаря опыту земной жизни Иисус способен лучше понять людей и помочь им. Под слабостями понимаются не физическое бессилие, а неумение или неспособность исполнять волю Бога во всей полноте. Испытан всеми испытаниями — вероятно, здесь имеются в виду страдания на кресте, а не только испытание в пустыне (ср. также 2.17-18). Кроме греха — безгрешность Христа — это догмат христианства (см. Ин 8.46; 1Ин 3.5; 2Кор 5.21).
4.16 Так приблизимся — глагол "приближаться" здесь имеет культовое значение: "обращаться с молитвой". Смело и бесстрашно — т. е. с чувством глубокого доверия, как обращаются дети к отцу, а не рабы к господину. Престол милости — т. е. престол, на котором восседает Бог, простирающий Свою милость на всех, кто взывает к Нему; это описательный оборот, заменяющий слово "Бог". Тогда, когда мы нуждаемся — т. е. во время испытаний.
5.1 дары и жертвы — Богу приносились хлеб, мука, вино, животные и т.д. Хотя под жертвой как правило понималось заклание животного, здесь эти слова являются практически синонимами. Главной обязанностью священников в ветхозаветные времена было служить посредниками между Богом и людьми, ходатайствуя перед Ним путем принесения жертв о прощении грехов.
5.2 невежествен — т. е. несведущий во всех деталях Закона и потому могущий по незнанию в чем-то его нарушить. Заблуждается — практически синонимично слову "невежествен". Подвержен слабостям — см. прим. к 4.15.
5.3 Согласно Книге Левит, первосвященник сначала приносил жертву за себя, а уже потом за народ. Так было и в День Искупления (см. прим. к 9.7 [В обязанности первосвященника входило принесение особой жертвы за грехи народа, совершенные по неведению, когда он 10 числа месяца Тишр`и (середина сентября–октября), в День Искупления (евр. Йом-Кипп`ур) входил с кровью жертвенного животного в Самое Святое Место (Святое Святых).]).
5.4 Общеизвестно, что некоторые первосвященники силой захватывали свой пост (см. Иосиф Флавий, Евр.Древн. 15.2; 20.9). Но автор письма не подвергает критике ни культовые установления Закона, ни священство иерусалимского Храма, в отличие, например, от отшельников Кумрана. Аарон был братом Моисея, его Бог назначил священником, и отныне священниками могли быть только его потомки (ср. Лк 1.5-6).
5.5 Христос — греч. Помазанник. Это указание на то, что Бог призвал Иисуса, как и первосвященника, ведь и тот помазывался на служение.
5.7 с воплем и плачем — вероятно, во время Гефсиманской молитвы. Спасти Его от смерти, и был услышан за Свое благоговение — греческий текст допускает иное понимание: "спасти Его от смерти из-за страха [перед смертью], и был услышан". Был услышан — это может значить, что а) жертва Его была принята Богом или б) Бог воскресил Его.
5.9 став совершенным — смерть Иисуса стала совершенным исполнением воли Отца и завершением Его миссии на земле. Кроме того, глагол "телейёо" в LXX имел также значение "посвятить себя священническому служению".

3.1 Евр 4.14; 6.20; 7.26; 8.1; 9.11     3.2,5 Числ 12.7     3.7-11 Пс 95 (94).7-11
3.8 Исх 17.7; Числ 20.2-5     3.11 Числ 14.21-23     3.14 Евр 3.6
3.15 Пс 95 (94).7-8; Евр 3.7-8     3.16-18 Числ 14.1-35
3.17 Числ 14.29; 1Кор 10.10     3.18 Числ 14.22-23; Пс 95 (94).11; Евр 3.11
4.3 Пс 95 (94).11; Евр 3.11; 4.5     4.4 Быт 2.2
4.5 Пс 95 (94).11; Евр 3.11; 4.1     4.7 Пс 95 (94).7-8; Евр 3.7-8
4.8 Втор 31.7; Ис Нав 22.4     4.10 Быт 2.2; Евр 4.4
4.12 1Петр 1.23; Ис 49.2; Еф 6.17; Откр 19.15
5.2 Евр 2.17; 4.15     5.3 Лев 4.3-12; 9.7-14; 16.6, 11; 17.24
5.4 Исх 28.1; Числ 3.10     5.5 Пс 2.7; Деян 13.33; Евр 1.5
5.6 Пс 110 (109).4; Евр 6.20; 7.17
5.7 Мф 26.36-46; Мк 14.32-42; Лк 22.39-46     5.10 Пс 110 (109).4; Евр 5.6

(Источник примечаний: biblia.ru/download/?evreyam.pdf)

В следующем выпуске: Послание евреям, 5:11 – 7:28.

Проект "Христианское просвещение" (messia.ru)
нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

Буду рад прочитать Ваши замечания и предложения
по содержанию рассылки —
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божиих благословений вам!  
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение".

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )

В избранное