Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Псалмы 81-84 (82-85):


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Здравствуйте, дорогие читатели!

Перед вами выпуск рассылки за 15 июля 2010 года, четверг.

В этом выпуске –
Псалмы 81–84 (по славянской нумерации, что соответствует псалмам 82–85 в иудейской и западной традициях)
в переводах:
a) равви Давида Йосифона (этот перевод известен также как перевод "Мосад рав Кук"; и
сточник: ## (в данной версии нередки опечатки / ошибки распознавания при сканировании!); ср. chassidus.ru/library/tora/kuk/ksuvim/tehilim.htm, spasi-i-sohrani.com/pisanija/tegilim/tegilim_glava.php?day=79);
б) равви Дов-Бера Хаскелевича (с примечаниями; источник: www.chassidus.ru/library/tehilim2/3.htm;
предисловие к переводу: chassidus.ru/library/tehilim2/index.htm
).

(По-еврейски Псалмы называются Тегилит или Тэилим. В отличие от авторских версий, я позволил себе здесь разбить Псалмы на строки, отображая стихотворную структуру текста оригинала. За основу взято деление в "Брюссельской" Библии.)

 

Псалом 82 (81)+

Йосифон
Хаслевич

Псалом Асафа.

Бог пребывает в общине Божьей,
    среди судей судит Он.
(2) Доколе судить будете неправедно
    и оказывать предпочтение нечестивым?   Сэла!**
(3) Судите бедного и сироту,
    угнетенного и нищего судите праведно.
(4) Выручайте бедного и нищего,
    от руки нечестивых спасайте.

(5) Не знают и не понимают,
    во тьме ходят,
    шатаются все основания земли.

(6) Сказал я: ангелы вы
    и сыновья Всевышнего все вы.
(7) Однако, как человек, умрете
    и, как любой сановник, упадете.

(8) Встань, Боже, суди землю,
    ибо Ты наследуешь все народы.

Песнь Асафа.

Всесильный присутствует в общине Всесильного [Бога],
    в среде судей Он суд ведет.
(2) Доколе будете вы судить по кривде,
    злодеям лицеприятствовать вовек?[39].
(3) Творите суд бедняка и сироты,
    угнетенного и нищего оправдывайте[40],
(4) избавляйте бедного и нищего,
    от руки злодеев спасайте.

(5) Не знают, не понимают,
    во тьме они ходят:
    все устои земли содрогаются[41].

(6) Я думал, вы – ангелы[42],
    сыны Всевышнего – все вы.
(7) Однако вы умрете, как человек,
    падете, как один из князей.

(8) Восстань, Всесильный, суди землю,
    ибо Ты наследуешь все народы.

[39] Эта песнь осуждает судей, которые судят не по справедливости (Радак). «Всесильный присутствует в общине судей. До каких пор вы будете судить по кривде?» (Мецудат Давид).

[40] Это предупреждение судьям, которые, не желая оскорбить богатого, не объявляют публично приговора в пользу бедного, а сообщают богатому отдельно, что он должен заплатить бедному (Мецудат Давид).

[41] Правосудие – одна из основ мироздания. Они, идущие во тьме, не понимают, что из-за извращения судопроизводства содрогаются устои земли (Мецудат Давид).

[42] Элогим («Всесильный») – этим именем называются в Танахе судьи, когда они судят по истине. Этим же именем называются ангелы, выполняющие миссию Создателя в управлении вселенной. «Я думал вы будете, как ангелы, как сыны Всевышнего, однако вы действуете, как обыкновенные смертные: ваши души умрут вместе с телом. Вы падете, как один из князей, мирских владык, которые судят и управляют людьми горделиво, уважают богатство и презирают бедных» (Радак).

 

Псалом 83 (82)+

Йосифон
Хаслевич

Песнь. Псалом Асафа.

(2) Боже, да не будет у Тебя покоя, не молчи
    и не будь спокоен, Боже,
(3) ибо вот враги Твои шумят
    и ненавидящие Тебя подняли голову.
(4) Против народа Твоего замышляют они дурное втайне
    и совещаются о сберегаемых Тобой.
(5) Сказали они: пойдем и истребим их,
    чтобы (перестали) быть народом;
    и да не будет больше упомянуто имя Израиля!
(6) Ибо единодушны они в совещаниях,
    против Тебя заключают союз.
(7) Шатры Эдома и ишмаэльтян,
    Моав и Агрим,
(8) Гевал, и Аммон, и Амалек,
    Пелешт с жителями Цора,
(9) и Ашшур присоединился к ним,
    стали они помощью сыновьям Лота.                        Сэла!**

(10) Сделай им то же, что Мидьяну,
    что Сисре, что Иавину при потоке Кишоне.
(11) Истребленным в Эйн-Доре,
    ставшим навозом для земли.
(12) Поступи с ними, с начальниками их,
    как с Оревом, как с Зеевом
и как с Зевахом, и как с Цалмунной –
    со всеми князьями их,
(13) которые говорили:
    возьмем во владение себе жилища Божьи.

(14) Боже мой! Сделай их, как перекати-поле,
    подобными соломе пред ветром.
(15) Как огонь сжигает лес
    и как пламя опаляет горы,
(16) так преследуй их бурей Своей
    и вихрем Своим наведи страх на них.
(17) Исполни позора лица их,
    доколе искать не будут имени Твоего, Господи.
(18) Пусть пристыжены будут и устрашены навеки,
    и посрамлены будут и да сгинут!
(19) И да узнают, что Ты – един,
    имя Твое – Господь,
    (Ты) – Всевышний, над всей землей!

Песнь Асафа.

(2) Всесильный, не молчи, не безмолвствуй!
    Не оставайся в покое, Всесильный!
(3) Ибо вот, враги Твои шумят,
    ненавидящие Тебя голову подняли.
(4) Против народа Твоего составили коварный заговор,
    совещаются против хранимых Тобою.
(5) Сказали они:
    «Пойдем и истребим их из народов,
    чтобы имя Израиля не упоминалось более!».
(6) Ибо совещаются они единодушно,
    против Тебя заключают союз[43] –
(7) шатры Эдома и ишмаэльтяне,
    Моав и гагрим[44],
(8) Гваль, Амон и Амалек,
    филистимляне с жителями Тира.
(9) Ашур также примкнул к ним:
    стали они мышцею для сынов Лота, вечно.

(10) Сделай им то же, что и Мидьяну,
    что Сисре, что Явину у реки Кишон,
(11) которые истреблены в Эйн-Доре,
    стали навозом для земли.
(12) Поступи с князьями их,
    как с Оревом и Зеэвом,
как с Зевахом и Цальмуной,
    со всеми вельможами их.
(13) За то, что говорят:
    «Завладеем селениями Всесильного!».

(14) Всесильный мой! Сделай их подобными чертополоху,
    соломинке на ветру.
(15) Как огонь сжигает лес,
    как пламя опаляет горы,
(16) так и Ты изгони их бурей Твоей,
    вихрем Твоим приведи их в смятение.
(17) Покрой лица их бесчестием,
    чтобы искали они имя Твое, о Бог!
(18) Да устыдятся они, придут в смятение навеки,
    будут посрамлены и исчезнут!
(19) Чтобы узнали они, что Ты,
    имя Твое – Бог, –
    Ты один, Всевышний, над всеми [жителями] земли.

[43] Этот союз, который заключают враги Израиля, направлен против Самого Всевышнего, ибо Он – «Бог Израиля». Если имя Израиля будет забыто, то и Твое великое имя не будет упоминаться (Раши).

[44] Гагрим – потомки Гагар, жены Аврагама. Если Ктура, упоминаемая в Брейшит, 25:1, – та же Гагар, то «гагрим» – ее потомки от Аврагама; если же Ктура – другая жена Аврагама, то «гагрим» – потомки Гагар от другого мужа (Радак).

 

Псалом 84 (83)+

Йосифон
Хаслевич

Руководителю: на гиттит. Псалом сыновей Кораха.

(2) Сколь возлюбленны жилища Твои,
    Господь Цваот***!
(3) Тоскует и изнывает душа моя по дворам Господа,
    сердце мое и плоть моя поют Богу живому.

(4) И птица находит дом
    и ласточка – гнездо себе,
    куда кладет птенцов своих.
(А я) – у жертвенников Твоих, Господь Цваот,
    Царь мой и Бог мой.
(5) Счастливы пребывающие в доме Твоем,
    всегда хвалить будут Тебя.                                Сэла!**

(6) Счастлив человек, чья сила в Тебе,
    пути (к Тебе) – в сердце их.
(7) Проходящие долиной Баха
    превращают ее в источник,
    и благословением окутывает (ее) весенний дождь.
(8) Идут они от силы к силе,
    явится он пред Богом и Сионе.

(9) Господь Бог Цваот! Слушай молитву мою,
    внимай, Бог Яакова,                                            сэла!
(10) Щит наш! Смотри, Боже,
    взгляни на лицо помазанника Твоего!

(11) Ибо день во дворах Твоих
    лучше тысячи.
Предпочитаю я стоять у порога дома Бога моего,
    чем жить в шатрах беззакония.
(12) Ибо солнце и щит – Господь Бог,
    милость и славу дает Господь,
не лишает блага
    ходящих в непорочности,
    Господь Цваот!
(13) Счастлив человек, полагающийся на Тебя!

Руководителю [музыкантов]. На гитит. Песнь сынов Кораха.

(2) Как милы [мне] обители Твои,
    о Бог воинств!
(3) Очарована и изнемогает душа моя по дворам Бога,
    сердце мое и плоть моя петь будут Всесильному [Богу] живому.

(4) Ведь и птица находит дом,
    ласточка – гнездо себе,
    куда положить птенцов своих, –
у жертвенников Твоих[45], Бог воинств,
    царь мой, Всесильный мой!
(5) Слава обитающим в Доме Твоем:
    они непрерывно будут восхвалять Тебя, вовек.

(6) Слава человеку, оплот которого в Тебе,
    [который над] путями [своими] в сердце своем [размышляет][46].
(7) Проходя долиною плача,
    они открывают в ней источники
    и благословениями окружают путеводителя.
(8) Идут они от силы к силе,
    являются пред Всесильным на Сионе.

(9) Бог, Всесильный [Бог] воинств, услышь молитву мою,
    внемли, Всесильный [Бог] Яакова, вовек!
(10) Оплот наш[47] увидь, Всесильный!
    Посмотри на лицо помазанника Твоего.

(11) Ибо один день во дворах Твоих
    лучше тысячи [лет].
Я предпочитаю быть у порога Дома Всесильного моего,
    нежели жить в шатрах злодеяния.
(12) Ибо Бог Всесильный есть солнце и щит,
    Бог даст очарование и славу.
Ходящих в непорочности
    Он не лишит блага.
(13) Бог воинств!
    Слава человеку, уповающему на Тебя!

[45] Когда Храм разрушен, птицы вьют свои гнезда у жертвенника. Согласно же мидрашу, речь здесь идет о периоде существования Храма, а под «птицей» подразумевается народ Израиля (Раши).
  
Согласно другому толкованию, здесь говорится о времени, когда Иерусалимский Храм еще не был построен, а жертвенники возводились повсеместно, птицы могли селиться у жертвенников. В Храме это не допускалось. Автор песни говорит здесь, что даже птица гнездится у жертвенника, а он, будучи в изгнании, жаждет, но не может явиться в обитель Бога (Радак).

[46] Кто размышляет в сердце своем над путями своими, чтобы выровнять свой путь (Раши).

[47] Храм, который является нашей защитой (Раши).

 

Псалом 85 (84)+

Йосифон
Хаслевич

Руководителю. Псалом сыновей Кораха.

(2) Благоволил Ты, Господи, к стране Твоей –
    возвратил Ты плен Яакова.
(3) Простил ты грех народа Твоего,
    скрыл все грехи их.                                  Сэла!**
(4) Отстранил Ты все негодование Твое,
    отвратил ярость гнева Твоего.

(5) Возвратись к нам, Бог спасения нашего,
    и пресеки гнев Твой против нас.
(6) Вечно ли будешь Ты гневаться на нас,
    продлевать гнев Твой из века в век?
(7) Ведь Ты снова оживишь нас,
    и народ Твой радоваться будет Тебе.
(8) Яви нам, Господи, милость Твою
    и помощь Твою дай нам.

(9) Услышу, что скажет Бог, Господь,
    ибо мир обещает Он народу Своему
    и благочестивым Своим,
    лишь бы не возвратились они к глупости.
(10) Истинно, близко к боящимся Его спасение Его,
    чтобы обитала слава в стране нашей.

(11) Милость и истина встретились,
    справедливость и мир соединились.
(12) (Когда) правда из земли произрастает,
    справедливость с небес является,
(13) и Господь даст благо,
    и земля наша даст плод свой.
(14) Справедливость пред Ним пойдет,
    и направит Он (ее) по пути стоп Своих.

Руководителю [музыкантов]. Сынов Кораха песнь.

(2) Бог! Возжелал бы Ты землю Твою,
    возвратил бы плен Яакова.
(3) Простил бы грех народа Твоего,
    покрыл бы все проступки его, вовек.
(4) Убрал бы всю ярость Твою,
    отвратил бы лютость гнева Твоего.

(5) Возврати нас, Всесильный [Бог] спасения нашего,
    пресеки гнев Твой на нас.
(6) Вечно ли будешь гневаться на нас,
    гнев Твой пронесешь ли из поколения в поколение?
(7) Ведь Ты снова оживишь нас,
    и народ Твой возрадуется о Тебе.
(8) Яви нам, Бог, милосердие Твое,
    спасение Твое даруй нам.

(9) Послушаю, что будет говорить Всесильный.
    Бог, когда будет говорить мир народу Своему
    и благочестивым Своим,
    то не возвратятся они к безрассудству.
(10) Уже близко спасение Его боящимся Его,
    чтобы обитала слава в стране нашей!

(11) Милосердие и истина встретятся,
    правда и мир соприкоснутся.
(12) [Когда] истина произрастет из земли,
    правда будет смотреться с небес.
(13) Бог также даст благо,
    и земля наша будет давать урожай свой.
(14) Правда будет идти пред лицом его,
    он поставит на путь [ее] стопы свои[48].

[48] Человек будет следовать справедливости, не отступая от нее (Ме-цудат Давид).

 

 

Прим. ред. рассылки:

Большинство Псалмов имеет двойную нумерацию: есть "западный" вариант, а есть "восточный". Принятая в Западной Церкви нумерация псалмов следует иудейской традиции. Славянская традиция следует за греческой, берущей начало в Септуагинте. Разнобой в нумерации в начале Псалтыри начинается с Псалма, который православной (греческой, славянской и русской) традиции известен как 9-й, а в еврейской Библии разделен на два — 9 и 10. Т. наз. "Брюссельское" издание русской Библии имеет двойную нумерацию Псалмов. В скобках после "еврейского" номера псалма мы будем указывать соответствующий номер из русской Библии.

Слово Сэла, или «Села», встречающееся в середине псалмов, согласно "Толковой Библии", означает паузу, после которой должно начаться исполнение псалма другой частью хора или на других инструментах. Эта пауза и перемена в музыкально-вокальном исполнении обыкновенно указывалась ударом в тимпан. (В некоторых переводах опускается. Хаслевич обычно переводит слово "Села" как "вовек", а порой опускает.)

Цваот – в Синодальном переводе: Саваоф. См. slovari.yandex.ru/dict/men/article/me3/me3-0089.htm.

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

В следующем выпуске: Филиппийцам, гл. 1.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение".

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )

В избранное