Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Сегодня мы начинаем читать Послание (письмо) евреям (1:1 - 2:4).


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Вторник, 5 декабря (22 ноября) 2006 года

Сегодня мы начинаем читать Послание (письмо) евреям (1:1 - 2:4).

Традиционно послание приписывается апостолу Павлу, хотя многие комментаторы считают, что оно написано неизвестным автором, что, впрочем, не умаляет его авторитетности (каноничности).
Перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть")*. (Об этом переводе)

 

  к книге: Комментарии из 'Брюссельской' Библии + А.Мень+ Д.Гатри + список комм. на blagovestnik.org + У.МакДональд + Баркли + "Женевская Библия"
Ср. этот же текст на церковнославянском Комментарии из 'Брюссельской' Библии к гл. 1
к гл. 2

ПИСЬМО ЕВРЕЯМ

1Многократно и многообразно говоривший в прошлом с нашими отцами через пророков, (2) Бог в эти последние дни говорил с нами через Сына. Ему Он отдал в наследие мир, с Его помощью сотворил всю вселенную. (3) Сын есть сияние славы Бога и отпечаток самой Его сущности. Он управляет вселенной Своим могучим словом. Совершив очищение грехов, Он сел по правую руку Божественного величия в небесах, (4) став настолько же выше ангелов, насколько имя, унаследованное Им, выше их имен.

Потому что кому из ангелов сказал когда-либо Бог:

"Ты — Мой Сын,
    сегодня Я стал Отцом Тебе"?!

И еще:

"Я буду Ему Отцом,
    а Он будет Мне Сыном".

И опять же, когда Он приводит Своего Первенца Сына в мир, Он говорит:

"Пусть Ему поклонятся все ангелы Божьи!"

Об ангелах Бог говорит:

"Он Себе назначает в вестники ветер
    и в слуги — пламя огня"
.

О Сыне же Он говорит:

"Престол Твой, о Боже, на веки веков.
    Жезлом справедливости

       правишь Ты в Царстве Своем.
9 Ты праведность любишь, порок ненавидишь.
И поэтому Бог Твой, о Боже,
   
возвысил Тебя над сподвижниками,
   
елеем восторга помазав Тебя".

10 И еще Он говорит:

"Это Ты, о Господь, изначально
    заложил основанья земли,
       небеса — это тоже дела Твоих рук.
11 Погибнут они —
    но Ты остаешься.
Они, как плащ, обветшают,
   
12 Ты свернешь их, подобно одежде,
переменишь, как плащ, их —
   
они переменятся.
Но Ты всегда тот же,
   
и годам Твоим нет конца!"

13 Разве кому-нибудь из ангелов Он сказал когда-либо:

"Сиди по правую руку Мою,
    пока не повергну Твоих врагов
       Тебе под ноги"
?!

14 Разве все они не более, чем служебные духи, посланные служить тем, кто обретет спасение?

 

2Поэтому нам следует еще усерднее и крепче держаться того, что услышали, не то нас снесет течением. (2) Ведь если весть, которую некогда возвестили ангелы, была столь непреложна, что любое отступление или ослушание влекло за собой заслуженную кару, (3) то разве избежим ее мы, если станем пренебрежительно относиться к столь великой вещи, как спасение? Начало вести о спасении было положено словами самого Господа, и те, кто услышали Его, подтвердили нам его истинность. (4) Свое свидетельство о нём прибавил Сам Бог — знаками, чудесами, многообразными дивными делами и дарами Святого Духа, которыми Он наделял по собственной воле.

 


1.2 вселенную — буквально: "века". В еврейской мысли "век" ("ха-ол`ам") означал не только время, но и пространство.
1.3 Совершив очищение — в некоторых рукописях: "Совершив собой очищение".
1.4 имя — строго говоря, это не имя, а титул: отныне Иисус называется Господом; так в ВЗ назывался только Бог (ср. Флп 2.9-11).
1.5 сегодня Я стал Отцом Тебе   хотя эти слова могут указывать на рождение или воплощение, вероятнее всего, что в контексте письма они говорят о вознесении и интронизации Иисуса. Я буду Ему Отцом... — в оригинале эти слова относятся к Соломону, но христианская традиция поняла их как пророчество о Христе.
1.6 опять же, когда Он приводит... — греческий оригинал допускает иной смысл: "когда Он опять приводит..." Первенцем в еврейской традиции назывался не только старший сын, но и тот, к кому отец относился с особой любовью (например, мессианский царь, Израиль, патриархи Израиля, Тора). Главное в этом титуле не столько старшинство во времени, сколько положение, связанное с превосходством, властью и авторитетом (см. Кол 1.15; ср. Прем 9.2).
1.7 ветры — в еврейском слово "р`уах" значит и "ветер", и "дух". Ветер и огонь часто символизируют Богоявление. В псалме этот стих значил скорее всего то, что Бог превращает своих ангелов в ветер и огонь. Возможно, речь идет о неустойчивой, подверженной переменам природе ангелов, которым Бог по Своему усмотрению может придать любую форму. Этим подчеркивается их более низкий статус по сравнению с Сыном Божьим, стоящим над тварным миром.
1.8 Престол Твой — в некоторых рукописях: "Престол Его".
1.9 Под сподвижниками, вероятно, понимаются верующие (см. 3.14).
1.10 Господь — в псалме имелся в виду Бог, но отныне Господь — это титул Христа (см. 1.4 и прим.).
1.14 служебные духи, т. е. ангелы — они слуги не только Сына, но и всего Божьего народа. Возможно, в это время существовала тенденция почитать ангелов, и автору нужно подчеркнуть их второстепенную роль (ср. также Откр 1.20; 19.10; 22.8-9; ср. Кол 2.18; 1 Кор 6.3).
2.1 услышали — здесь глагол имеет дополнительный оттенок: "послушались".
2.2 Под вестью здесь понимается Закон. В Книге Исхода не говорится о том, что ангелы выступали посредниками при даровании Закона народу Израиля, но это утверждает позднейшая традиция, вероятно, чтобы подчеркнуть трансцендентность Бога. Вероятно, к I в. возникло представление о том, что ангелы играли роль посредников в передаче Закона. Так, в Книге Юбилеев сказано, что содержание Торы было продиктовано Моисею Ангелом Присутствия. В НЗ см. также Деян 7.38, 53; Гал 3.19. Отступление или ослушание — т. е. любое нарушение установлений Закона.
2.3 Господь — здесь это Иисус Христос, что опять подчеркивает Его превосходство над ангелами и весть НЗ над старым Договором.

1.3 Пс 110 (109).1; Мф 22.44; Мк 16.19; Деян 2.34; Еф 1.20; Евр 8.1; 10.12; 12.2
1.5 2 Цар 7.14; 1 Пар 17.13; Пс 2.7; Деян 13.33; Евр 5.5
1.6 Втор 32.43 LXX; Пс 97(96).7
1.7 Пс 104 (103).4
1.8-9 Пс 45.6-7 (44.7-8)
1.10-12 Пс 102.25-27 (101.26-28)
1.13 Пс 110 (109).1
2.3 Евр 10.29; 12.25
2.4 1 Кор 12.4, 11

(Источник примечаний: biblia.ru/download/?evreyam.pdf,
они незначительно отличаются от комм. в изд.: ПИСТМА АПОСТОЛА ПАВЛА // М., 1998
)

Буду рад прочитать Ваши замечания и предложения по содержанию рассылки - со мной можно связаться по имейлу или в icq, или оставить сообщение на форуме сайта.
Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

В избранное