Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Продолжаем читать новый перевод сдревнегреческого библейской книги, которую обычно назвают "Премудрость Иисуса, сына Сирахова" (сегодня глава 6).


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Пятница, 1 декабря (18 ноября) 2006 года

Продолжаем читать новый перевод с древнегреческого библейской книги ("второканонической" в католической традиции), которую обычно назвают "Премудрость Иисуса, сына Сирахова" (сегодня глава 6).

Перевод и комментарии В.Н.Кузнецовой. // Мудрость Иисуса Сираха / М.: 2006.   

Ср. этот же текст по-церковнославянски
(совр. орфография и шрифт)
.
Синодальный перевод  

 Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии.
Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня.
Свящ. Александр Мень. Исагогика

Комментарий к гл. 6 из  "Брюссельской" Библии
 

Держи в узде греховные желанья,
не то они тебя, как бык, растопчут;
3ты оборвешь свою листву, плоды погубишь
и превратишься в дерево засохшее.
Погубит злая страсть того, в ком поселилась,
и превратит его в посмешище для недругов.

6.2-4 Неумение сдерживать свои страсти также говорит об отсутствии истинного смирения.
6.2 Евр. и греч. тексты значительно различаются. Греч. текст не совсем понятен, и его перевод приблизителен. Смысл евр. текста: "Не позволяй страсти управлять тобой, полагая, что она увеличит твою [мужскую] силу". 6.3 Ср. Ис 56.3; Иез 17.24; 21.3.

5 Уста приятные число друзей умножат,
а ласковая речь — количество знакомых.
Старайся жить со всеми в мире —
совету следуй одному из тысячи.
Завел ты друга, тотчас испытай его,
не торопись ему довериться.
Бывает друг — он дружит, когда выгодно,
но не останется с тобою в день печали.
Бывает друг — врагом вдруг обернется
и опозорит, затевая ссоры.
10 Бывает друг — он за столом с тобою,
но не останется с тобою в день печали.
11 Когда удачлив ты, вас не разлить водою,
командует он слугами твоими;
12 не повезет тебе — он отвернется,
его лица ты больше не увидишь.
13 От недругов своих держись подальше,
будь осмотрителен с друзьями.

6.5-17 Дружба. Верность в дружбе — традиционная тема мудрости. 6.5 Ср. 20.13; Притч 16.21, 23. Уста приятные (дословно: "сладкая гортань") — в евр. тексте: "кто говорит "Мир!"". 6.5-7 Как выбирать друзей.
6.8-13 Ложные друзья.

6.11 командует он слугами твоими — дословно: "говорит смело (по-свойски) с твоими слугами" — т. е. чувствует себя как дома.

14 Но верный друг — надежное укрытие,
тот, кто нашел его, нашел сокровище.
15 Цены нет другу верному, его достоинства
неизмеримы никакою мерою.
16 Друг верный — что лекарство твоей жизни,
его найдут те, кто боится Господа.
17 Тот, кто боится Господа, направит верно дружбу
так, чтобы друг его стал на него похожим.

6.14-17 Истинные друзья. 6.16 лекарство твоей жизни — ср. "эликсир жизни"; друг делает жизнь здоровее, придавая ей полноту и радость. 6.17б Друзья становятся похожими. Возможен другой перевод: "он обращается с ним, как с самим собой".

18 Отдайся с юных лет, сынок, учению
и с сединой ты обретешь и мудрость.
19 К ней приступи, как пахарь и как сеятель,
и терпеливо жди ее плодов прекрасных.
Трудясь над ней, немного поработаешь —
ее плодов не долго ждать приходится.
20 Суровой она кажется невеждам,
и глупый с ней не может оставаться,
21 Она как тяжкий камень испытания,
и очень скоро он ее уронит.
22 Ведь мудрость заслужила свое имя:
она не многим людям открывается.
23 Так выслушай, сынок, мое ты мнение,
и не отвергни моего совета:
24 закуй в ее оковы себе ноги,
колодку тяжкую ее надень на шею,
25 неси ее, взвалив себе на плечи,
оков ее с себя не сбрасывай.
26 К ней приходи, отдавшись ей душою,
и всеми силами храни ее пути.
27 Исследуй и ищи — и ты ее познаешь,
и, ею овладев, ее не оставляй.
28 В конце концов ты в ней найдешь отдохновение,
и мудрость превратится тебе в радость,
29 ее оковы — в крепкую защиту,
ее колодки — в дивные одежды,
30 и в украшенья золотые — ее иго,
и в нити гиацинтовые — узы,
31 оденешься в нее, как в дивную одежду,
как радости венок, на голову возложишь.

6.18-37 Как обрести мудрость. Она дается только тем, кто готов неустанно трудиться и преданно служить ей. 6.18 На ее постижение уйдет вся жизнь (ср. 51.15). 6.21 тяжкий камень испытания ? тяжелые камни поднимали, чтобы развить силу. Глупому скоро надоедает нелегкое упражнение, и он сдается, т. е. не проходит испытание. 6.22 Смысл темен, в евр. тексте, вероятно игра слов: "мудрость" созвучна со словом "удаленный". 6.23-25 Ср. Пс 105 (104).17-22, где рассказывается о том, как Иосиф был продан в рабство. Стремящийся к мудрости тоже должен стать ее добровольным рабом. 6.26 Стих напоминает собой слова из Втор 6.4-5: это молитва "Слушай, Израиль", ежедневно читавшаяся всеми благочестивыми евреями. 6.28-30 Ср. Мф 11.28-30. 6.28-31 Принадлежности раба превращаются в царские и первосвященнические одеяния. В такую одежду был облачен Иосиф после своего возвышения у фараона. 6.30 ее иго — так в евр. тексте; в греч.: "Ведь на ней золотые украшения". "Надеть на себя иго Торы (Закона) или Царства" — распространенное в раввинистической литературе выражение, оно означало строгое исповедание монотеизма и полное подчинение воле Бога. Оно также связано с чтением молитвы-исповедания веры "Слушай, Израиль". Здесь, как и во всей книге, мудрость отождествляется с Законом. Гиацинтовые — темно-синего или фиолетового цвета. 6.31 Ср. Притч 4.9.

6.32-37 Путь к мудрости. Мудрость достигается, если человек слушает мудрецов (ср. 8.8-9; 9.15; 25.3-6) и размышляет над Законом. 6.33 слушать — обучение в древности было устным. 6.37 О постоянном размышлении см. Пс 1.2; 119 (118).97. Человеческое усердие необходимо, номудрость дает Господь.

Буду рад прочитать Ваши замечания и предложения по содержанию рассылки - со мной можно связаться по имейлу или в icq, или оставить сообщение на форуме сайта.
Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

В избранное