Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Еще 2 главы из нового перевода сдревнегреческого библейской книги ("второканонической" вкатолической традиции), которую обычно назвают "Премудрость Иисуса, сына Сирахова".


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Суббота, 18 (5) ноября 2006 года

Еще 2 главы из нового перевода с древнегреческого библейской книги ("второканонической" в католической традиции), которую обычно назвают "Премудрость Иисуса, сына Сирахова".

Перевод и комментарии В.Н.Кузнецовой. // Мудрость Иисуса Сираха / М.: 2006.   

Ср. этот же текст по-церковнославянски
(совр. орфография и шрифт)
.
Синодальный перевод  

 Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии.
Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня.
Свящ. Александр Мень. Исагогика

Комментарий к гл. 2 из  "Брюссельской" Библии
  Комментарий к гл. 3 из  "Брюссельской" Библии

2 Сынок, желаешь быть слугою Господа —
готовым будь к грядущим испытаниям:
иди прямым путем, исправив сердце,
и не робей перед лицом невзгоды.
3 Ты Господа держись, не отступайся,
и будешь возвеличен в день кончины.
4 Всё, что нагрянет на тебя, прими смиренно,
терпи превратности и время унижений,
5 знай, что в огне испытывается золото,
а верные Его — в горниле унижения.
6 Так верь Ему — и Он воздаст тебе,
ходи прямым путем и на Него надейся.

7 Боящиеся Господа, ждите Его милости,
не отклоняйтесь от Него, иначе упадете.
8 Боящиеся Господа, Ему доверьтесь —
тогда не пропадет ваша награда.
9 Боящиеся Господа, на добро надейтесь,
на радость вечную и милосердие.
10О поколеньях бывших вспомнив, вы увидите:
кто верил Господу и посрамился?
Кто, Господа боясь, был Им покинут?
Кто призывал Его, но был Им презрен?
11Ведь сострадателен Господь и милосерден,
и Он простит грехи, спасет во время скорби.

12Горе трусливым сердцам и рукам бессильным,
и грешнику, идущему двойной стезею.
13Горе сердцам бессильным, они не верят,
и потому не будет им защиты!
14Вам горе, тем, кто потерял терпение:
когда вас посетит Господь, как вы поступите?
15Боящиеся Господа Его словам послушны,
и любящие Господа пойдут Его путями.
16Боящиеся Господа исполнят Его волю,
и любящие Господа насытятся Законом.
17Боящиеся Господа всегда будут готовы
и перед Ним смирят сердца свои:
18"О, лучше оказаться нам в руках Господних,
чем быть в руках людей!
Насколько велико Его могущество,
настолько ж велико и милосердие!"

2.1—18 Значение страданий. Страдания — это испытание крепости веры и решимости идти Божьим путем мудрости. Это частая тема псалмов, а также пророческих книг Исайи и Иеремии (ср. 4.17; 33.1; Иов 1-2; Деян 14.22; Евр 12.4-13; Иак 1.2-4,12-15). Страдание в Ветхом Завете обычно понимается как испытание или наказание за грехи. В этой книге есть обе точки зрения, хотя чаще встречается мысль о Божьем наказании нечестивцев. 2.1 Сынок (буквально: "дитя") — традиционное обращение учителя к ученику (см. Притч 1.8). Многие разделы книги будут начинаться этим обращением. 2.1-5 Под испытаниями и превратностями, вероятно, понимается прежде всего угроза со стороны эллинизма, но также житейские беды и неудачи. 2.3 Единственный способ справиться с ними — крепко держаться Господа (ср. Втор 10.20; Иер 13.11). Праведник получит награду от Бога при жизни, даже если это будет день кончины. 2.5 Традиционный образ испытания — ср. Ис 48.10; Пс 12 (11).7; Притч 17.3; Прем 3.5-6; 1 Петр 1.7. 2.9 Добро — здесь в смысле "добрые вещи". Добро, радость и милосердие — награда от Бога; ср. Пс 103 (102).4-5. Вечная — здесь в значении "постоянная, беспрестанная". 2.10 Ср. Исх 34.6-7. 2.12 Так описаны люди, не отдавшие себя полностью Господу, идущие двойной стезею, т. е. одновременно двумя путями (ср. 1.28-30). Здесь, может быть, имеются в виду евреи, склоняющиеся к греческой культуре. 2.14 когда вас посетит Господь — когда Господь придет наказывать грешников. 2.15-18 Страх перед Господом есть выражение любви к Нему. 2.16 Воля Бога выражена в Законе Моисея. Мудрость отождествлена с Законом. 2.17 Смирение перед Господом означает, что люди готовы принять любую Его волю относительно себя, а следовательно, не ждут награды за свои дела. Ср. Пирке Авот 1.3: "Будьте как слуги, которые служат своему хозяину, не надеясь на вознаграждение"; ср. также Лк 17.10. 2.18 Ср. 2 Цар 24.14, где царь Давид отвечает такими словами Богу, разгневавшемуся на него: "пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне". Похожие слова есть в Евр 10.31, но в ином смысле.

3 Меня, отца, послушайте, о дети!
И поступайте так, тогда спасетесь.
2Господь в глазах детей отца возвысил
и матери права Он утвердил меж сыновьями.
3 Кто чтит отца, тому грехи простятся,
4 кто почитает мать — собрал сокровища.
5 Кто чтит отца, обрадуется детям,
и в день молитвы будет он услышан,
6 Кто чтит отца, тот будет долголетен,
кто слушается Господа, мать утешит,
7 как господам своим, служить будет родителям.

8 Так чти отца делами и словами,
тогда получишь от него благословение;
9 хранит дома детей отца благословение,
проклятье матери разрушит до фундамента.
10К почету не стремись, отца позоря,
нет славы для тебя в его бесчестье.
11Честь отца — человеку слава,
позор матери — поношение детям.
12Об отце позаботься, сын, в его старости,
пока жив, не причиняй ему огорчений,
13даже если умом ослабел, прояви снисхождение,
не позорь его, лишь потому что ты силен.
14Милость к отцу не забудется Богом,
несмотря на грехи, ты будешь благоустроен,
15в день печали твоей Бог тебя вспомнит,
Он растопит грехи, словно солнце иней.
16Тот, кто покинет отца, совершит богохульство,
проклят Господом мать обижающий.

3.1—16 Долг перед родителями. Заботиться и почитать родителей  — это Божья заповедь и также проявление мудрости. См. Исх 20.12; Еф 6.1-3. 3.1 Меня, отца — учитель мудрости становится духовным отцом своих учеников. Спасетесь — так как в книге нет идеи воскресения, то под спасением понимается добрая и богоугодная жизнь. 3.3 простятся — дословно: "будут искуплены". Добрые дела, в данном случае почитание родителей и забота о них, являются заслугой в глазах Господа и способны "отменить" прежние дурные поступки (см. 3.14-15; Дан 4.24). В ст. 30-31 таким же свойством обладает милостыня. Ср. Притч 16.6; Дан 4.24. В Новом Завете учение о накоплении заслуг решительно отвергается (см. Лк 17.10; Гал 2.16; Еф 2.8-9). 3.6 Ср. Исх 20.12; Втор 5.16; Еф 6.2. 3.9 В евр. тексте другой образ: "Благословение отца укрепит корень, проклятие матери вырвет насаждения". 3.16 покинет  — в некоторых рукописях: "презирает" и вместо проклят Господом мать обижающий  — "кто мать проклинает, гневит Господа".

17Сын, веди дела свои с кротостью,
и будут любить тебя люди, Богу угодные.
18 Насколько велик ты, настолько принизься,
и тогда обретешь милость Господа.
20Ведь велико владычество Господа,
и оно прославляется скромными.
21Не ищи себе слишком трудного,
не берись за то, что тебе не по силам.
22Что тебе Бог повелел, то и обдумывай,
что сокрыто, о том не заботься.
23В множестве дел не усердствуй о лишнем.
Бог и так тебе показал очень много
из того, что уму других недоступно.
24Многих ведь сбили с пути размышления,
и вымыслы злые ум их ослабили.
26К плохому концу ведет их упрямое сердце,
тот, кто любит опасность, от нее и погибнет.
27Упрямое сердце навлечет много бедствий,
и грешник к грехам грехи прибавит.
28 Не подлежат исцелению напасти гордого,
слишком глубок в нем порочности корень.
29Сердце разумного откроется притче,
желание мудреца — внимательное ухо.

3.17—29 Необходимость смирения. Так как большинство учеников, обучавшихся мудрости, были из богатых и родовитых семейств, им необходимо указать на то, что мудрость невозможна без кротости и смирения. См. также Мф 5.5. 3.17 В евр. тексте: "Ходи в богатстве твоем со смирением, тогда тебя будут любить больше, чем человека, раздающего дары". 3.18 Ср. Мф 20.26-27; 23.12; Лк 18.14; Иак 4.6-10; ср. также Притч 3.34. (3.19) В поздних рукописях есть ст. 19: "Много было великих и знаменитых, но открывает Он Свои тайны смиренным". 3.20 В евр. тексте: "Ведь милость Его велика, Он тайны Свои открывает смиренным". Ср. Мф 11.25.
3.21-24 Ученики должны понимать, что их мудрость ограниченна, они не могут знать больше, чем им пожелает открыть Бог. Поэтому они должны сосредоточиться на изучении Закона. Под сокрытым, возможно, понимается греческая философия, но, более вероятно, что имеются в виду еврейские апокалиптические учения, часто носившие эзотерический характер, так что их нужно было излагать каждому ученику наедине. Эти учения касались творения мира и теософских доктрин, основанных на толковании Иез 1 и 10. 3.21 Этот стих очень часто цитировался в раввинистической литературе. 3.24 вымыслы злые — ср. 1 Тим 1.4; 4.7; 6.20; 2 Тим 2.16; Тит 1.11,14. (3.25) В ряде рукописей есть ст. 25: "Без глазного яблока нет света, и без знания нет мудрости".

3.26—29 Печальные последствия гордости и упрямства, несовместимых с мудростью. 3.28 Под исцелением понимается раскаяние.

Буду рад прочитать Ваши замечания и предложения по содержанию рассылки - со мной можно связаться по имейлу или в icq, или оставить сообщение на форуме сайта.
Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

В избранное