Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Продолжаем читать книгу "Второзаконие" (стихи 12:1? 14:2).


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Четверг, 23 (10) ноября 2006 года

Продолжаем читать книгу "Второзаконие" (стихи 12:1 ? 14:2).
Перевод и комментарии С. В. Тищенко и М. Г. Селезнева.
// КНИГА ВТОРОЗАКОНИЯ / М.: Российское Библейское Общество, 2005.   © Российское Библейское Общество.

Ср. этот же текст по-церковнославянски
(совр. орфография и шрифт)
.
 

Комментарий (введение) к книге в "Толковой Библии"
 Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии

12 Вот предписания и законы — вы должны будете исполнять их в той стране, которую отдает вам во владение ГОСПОДЬ, Бог ваших праотцев. Исполняйте их всё время, пока вы живете на земле.

Уничтожьте все святилища, где народы, у которых вы отберете землю, служили своим богам, — на высоких горах, на холмах, под каждым ветвистым деревом. Их жертвенники  — разрушьте, их священные камни — разбейте, дерева Ашеры  — сожгите, изваяния их богов — низвергните! Искорените всякую память о них в тех местах. И не делайте ничего подобного для ГОСПОДА, вашего Бога!

Чтобы предстать пред Ним, приходите только на то место, которое ГОСПОДЬ, ваш Бог, изберет на земле одного из ваших племен и сделает жилищем для Своего имени. Туда приходите, чтобы принести жертвы всесожжения и пиршественные жертвы, десятины и приношения, жертвы по обету и добровольные жертвы, первенцев крупного и мелкого скота. Там пируйте пред ГОСПОДОМ, вашим Богом, и радуйтесьплодам своих трудов, веселитесь вместе со своими семьями, — ибо благословил вас ГОСПОДЬ, ваш Бог.

Вы не должны поступать так, как мы поступаем здесь ныне, — каждый по собственному разумению. Сейчас вы еще не пришли в ту землю, где будете жить спокойно, в тот надел, что отдает вам ГОСПОДЬ, ваш Бог. 10 Но вы перейдете Иордан и поселитесь в стране, которую ГОСПОДЬ, ваш Бог, отдает вам во владение. Он дарует вам мирную жизнь, защитит от врагов, которые вас окружают; вы будете жить в безопасности. 11 И тогда, чтобы приносить, как я вам повелел, жертвы всесожжения и пиршественные жертвы, и десятину, и приношения, и лучшие жертвы по обетам, данным ГОСПОДУ, вы должны будете приходить лишь на то место, которое ГОСПОДЬ, ваш Бог, изберет и сделает жилищем для Своего имени. 12 Там веселитесь пред ГОСПОДОМ, вашим Богом, и пусть вместе с вами веселятся ваши сыновья и дочери, рабы и рабыни, а также левит, живущий в вашем городе,  — ведь у него, в отличие от вас, нет своего надела и доли.

13 Смотри же, не совершай всесожжений где попало. 14 Лишь на том месте, которое изберет ГОСПОДЬ на земле одного из ваших племен, приноси жертвы всесожжения и совершай все то, что я тебе повелел.

15 Однако ты можешь, когда захочешь, резать скот в своем городе и есть мясо — в зависимости от того, сколько будет у тебя скота по благословению ГОСПОДА, твоего Бога. Всякий, и соблюдавший правила чистоты, и не соблюдавший их, может есть это мясо, словно мясо газели или лани. 16 Только кровь не употребляйте в пищу, а выливайте на землю, как воду!

17 Ты не должен есть у себя в городе десятину со своего зерна, вина и оливкового масла, а также мясо первенцев крупного и мелкого скота, жертву по обету, добровольную жертву и приношение. 18 Ешь всё это только пред ГОСПОДОМ, твоим Богом, на том месте, которое изберет ГОСПОДЬ, твой Бог, — и пусть вместе с тобою едят твои сыновья и дочери, рабы и рабыни, а также левит, живущий в твоем городе. Радуйся пред ГОСПОДОМ, твоим Богом, наслаждаясь плодами своих трудов! 19 И смотри, живя на земле своей, не забывай левита.

20 Когда ГОСПОДЬ, твой Бог, сделает ваши владения обширными, как Он и обещал, и ты захочешь и решишь поесть мяса, то можешь есть мясо — всегда, когда захочешь! 21 Если далеко от тебя то место, которое ГОСПОДЬ, твой Бог, изберет, чтобы там пребывало Его имя, — режь, как я повелел тебе, крупный или мелкий скот, что дал тебе ГОСПОДЬ, и ешь у себя в городе, когда захочешь. 22 Ешь это мясо, словно мясо газели или лани: его может есть и соблюдавший правила чистоты, и не соблюдавший их. 23 Но ни в коем случае не употребляй в пищу кровь. Ведь кровь — это жизнь: не ешь жизнь вместе с мясом! 24 Не употребляй кровь в пищу, а выливай на землю, как воду. 25 Не употребляй ее — тогда тебе и твоим потомкам будет хорошо, ибо дела твои будут угодны ГОСПОДУ.

26 А со священными приношениями и жертвами по обету ты должен приходить на то место, которое изберет ГОСПОДЬ. 27 Жертву всесожжения, и мясо и кровь, сжигай на жертвеннике ГОСПОДА, твоего Бога. Кровь пиршественной жертвы следует вылить на жертвенник ГОСПОДА, твоего Бога, а ее мясо ты можешь съесть.

28 Исполняй и соблюдай все эти заповеди, которые я тебе возвещаю. Тогда тебе и твоим потомкам всегда будет хорошо, ибо дела твои будут приятны и угодны ГОСПОДУ, твоему Богу.

12:2... все святилища... — Букв.: "все места". Слово маком ("место") часто употребляется в Ветхом Завете в значении "святилище".

12:3-4... священные камни... — Евр. маццев`от (букв.: "стоячие"; ед. ч. маццев`а). Так назывались вертикально поставленные камни (необработанные или обработанные), служившие религиозными символами.
•    ... дерева Ашеры...  — См. примечание к 7:5.
•    И не делайте нигего подобного для ГОСПОДА, вашего Бога! — В ряде библейских текстов говорится, что евреи и их праотцы ставили маццевот (Быт 28:22; 35:14; Исх 24:4). В Ис 19:19 маццева посвящена ГОСПОДУ. Запрет сажать "дерева Ашеры" рядом с жертвенником ГОСПОДУ (Яхве) — см. Втор 16:21 — подразумевает, по-видимому, что такая практика в какой-то момент бытовала среди израильтян.
  
Второзаконие (16:21-22) запрещает израильтянам ставить священные камни и сажать священные дерева.

12:5... только на то место, которое ГОСПОДЬ, ваш Бог, изберет... — Важнейшая тема Второзакония: централизация культа. Это исключает практику жертвоприношений в местных святилищах. См. также 12:11,17-18,26.
•    ... сделает жилищем... — Конъектура по аналогии с 12:11. В масоретском тексте: "станет жить".
•    ... сделает жилищем для Своего имени. — В мире древнего Ближнего Востока присутствие бога в храме олицетворялось его статуей (храм — жилище божества). Второзаконие, отрицая саму возможность изобразить ГОСПОДА (Яхве), вообще из бегает говорить о присутствии ГОСПОДА в святилище. Говорится лишь, что там обитает "имя ГОСПОДА" — т. е. нечто принципиально неизобразимое.

12:6 Жертвы всесожжения и пиршественные жертвы относятся к числу важнейших видов жертвоприношения, упоминаемых в Ветхом Завете.
  
Жертвы всесожжения целиком передавались Богу и сжигались на жертвеннике без остатка (Лев 1). Напротив, пиршественные жертвы (в Синодальном переводе — "мирные жертвы") делятся между Богом и жертвователем: на жертвеннике сжигается лишь жир и некоторые внутренние органы жертвы (Лев 3), а оставшееся мясо съедают во время пиршества участники жертвоприношения.
•    Десятина — ежегодный натуральный налог в пользу святилища.
•    Приношения — дары, посвященные Богу, но не идущие на Его жертвенник, а причитающиеся жрецам: часть первой выпечки (Числ 15:19-21), первые плоды (Числ 18:11-13), часть пиршественной жертвы (Лев 7:32-34), десятина (Числ 18:24-29), часть военной добычи (Числ 31:29,30,41).
•    ... жертвы по обету... — Примеры таких жертв: Быт 28:20-22; Суд 11:30-31.
•     ... добровольные жертвы... — Жертвы, не обусловленные ни законом, ни данным обетом. Примеры: Исх 25:2-8; 35:5-9,21-29 (ритуальные указания см. в Лев 7:16-17; 22:17-24).
•     ... первенцев крупного и мелкого скота. — Все первенцы коров, овец и коз (кроме увечных) должны приноситься в жертву ГОСПОДУ (Втор 15:19-23; Исх 13:2, 12; 22:30; 34:19).

12:8 ... так, как мы поступаем здесь ныне... — "Место, которое ГОСПОДЬ... сделает жилищем для Своего имени" будет определено в Земле Обетованной, а вне Земли Обетованной предписания о централизации культа еще не могут быть выполнены.

12:12... у него... нет своего надела и доли. — О социальном положении левитов см. 18:1-2.

12:15-16 Разрешается резать скот вне святилища — там, где человек живет, — но при условии, что это не будет восприниматься как религиозный акт. Домашний скот, зарезанный таким образом, приравнивается к дичи ("газели или лани"). В этом отношении Второзаконие отличается от "жреческих" текстов Пятикнижия, которые оценивают любое заклание скота вне святилища как тяжкое преступление (Лев 17:3-9).

12:15 Всякий, и соблюдавший правила чистоты, и не соблюдавший их... — Это замечание подчеркивает несакральный характер трапезы.

12:16 Только кровь не употребляйте в пищу... — В Библии это правило носит универсальный характер (см. Быт 9:4, где соответствующий запрет адресован Ною и его сыновьям).

12:20-25 Расширенный вариант предписания 12:15-16.

12:20 Когда ГОСПОДЬ, твой Бог, сделает ваши владения обширными... — Разрешение несакрального заклания скота мотивируется здесь удаленностью отдельных селений от святилища. Та же мотивировка приведена и в следующем стихе. Ср. 19:8.

12:23 Ведь кровь — это жизнь... — Такое представление отражено и в других местах Пятикнижия: Быт 9:4; Лев 17:11-14.

12:27... на жертвенник... — Другой перевод: "рядом с жертвенником".

 

12:31 Они даже сжигали ради своих богов собственных сыновей и дочерей! — Принесение в жертву детей предстает во Второзаконии как наиболее омерзительный обычай окружающих народов — то, что "ненавидит ГОСПОДЬ".
  
Античные авторы говорят о финикийском обычае принесения родителями собственных детей в жертву богу — обычно во время бедствия, например при нашествии врагов. Это подтверждается надписью из Зенджирли (юго-восток современной Турции, VIII в. до н. э.): по велению финикийского жреца царь, чтобы отвратить эпидемию, должен принести в жертву собственного ребенка. В финикийских колониях западного Средиземноморья (I тыс. до н. э.) обнаружены стелы с обетом принести ребенка в жертву богу, а также кладбища принесенных в жертву детей. Текст 4Цар 3:27 рассказывает, что такой же обычай был и у другого народа, соседнего с Израилем, — у моавитян: царь Моава во время осады его столицы израильтянами принес в жертву своего сына. О существовании этой практики в древней Иудее свидетельствуют рассказы 4Цар 16:3; 21:6; 23:10 и обличения пророков (Иер 7:31; 19:5; Иез 16:20-21; 23:36-39).

12:32 — 13:18 В масоретской Библии это стихи 13:1-19. Наш перевод следует нумерации, принятой в Синодальной Библии.

29 ГОСПОДЬ, твой Бог, истребит народы, в чью страну ты идешь, чтобы овладеть ею, — и ты овладеешь этой страной и поселишься в ней. 30 И тогда, после того как они будут уничтожены, берегись, не попади в ловушку — не расспрашивай про их богов, не говори: "Как эти народы служили своим богам? Я тоже буду так делать". 31 Не делай такого для ГОСПОДА, твоего Бога! Ведь они творили для своих богов все те дела, которые мерзки и ненавистны ГОСПОДУ. Они даже сжигали ради своих богов собственных сыновей и дочерей!

32 Исполняйте всё, что я вам повелел. Ничего к этому не добавляйте, ничего не убавляйте.

13 Если среди вас появится пророк или сновидец и пообещает знамение или чудо, и слова его сбудутся, а он при этом звал тебя идти за другими богами, за богами, которых ты и не знал, и служить им, — не слушай этого пророка или сновидца! Это ГОСПОДЬ, ваш Бог, испытывает вас, чтобы узнать, любите ли вы Его всем сердцем и всей душой. Идите за ГОСПОДОМ, вашим Богом, Его бойтесь и чтите, исполняйте Его повеления, Его слушайтесь, Ему служите, оставайтесь Ему верны! А тот пророк или сновидец должен быть предан смерти, за то что он говорил неправду о ГОСПОДЕ, вашем Боге, выведшем вас из Египта, освободившем вас из неволи, — за то, что он призывал вас свернуть с пути, на который вас наставил ГОСПОДЬ, ваш Бог. Искорените зло!

Если твой родной брат, или сын, или дочь, или любимая жена твоя, или друг, дорогой тебе, как жизнь, станет тайно уговаривать тебя идти и служить другим богам — богам, которых не знаешь ты и не знали твои праотцы, богам живущих вокруг тебя народов, близких или далеких, населяющих землю от края и до края, — не соглашайся, не слушай этого человека! Не жалей его, не щади и не укрывай. Убей его! При его казни ты должен нанести ему удар первым, а все остальные — вслед за тобой. 10 Забросайте его камнями насмерть — за то, что он уговаривал вас оставить ГОСПОДА, вашего Бога, который вывел вас из Египта, из неволи! 11 Весь Израиль узнает и затрепещет, и впредь никто из вас не будет так поступать!

12 Если ты узнаешь, что в одном из ваших городов, отданных вам ГОСПОДОМ, вашим Богом, чтобы вы жили в них, 13 какие-то негодные люди уговорили прочих горожан идти и служить другим богам, богам, которых вы и не знали, — 14 расследуй это дело, всё выясни, расспроси получше. Если всё окажется правдой и среди вас действительно была сотворена такая мерзость, 15 то убейте мечом всех жителей этого города! Весь город и все, что в нем, включая скот, предайте заклятию — поразите мечом! 16 Всю добычу соберите на площади — и сожгите город вместе со всей добычей, как целую жертву ГОСПОДУ, вашему Богу. Пусть этот город навек обратится в безлюдный холм и никогда уже не будет отстроен. 17 Пусть ничто из заклятого не прилипнет к вашим рукам! И тогда ГОСПОДЬ оставит Свой гнев, и проявит к вам милосердие, и пожалеет вас, и сделает вас многочисленными, как и поклялся Он вашим праотцам. 18 Так будет, если вы станете слушаться ГОСПОДА, вашего Бога, исполнять все Его повеления, которые я возвещаю вам ныне, и делать то, что угодно ГОСПОДУ, вашему Богу.

13:1 Сновидец — прорицатель, который получает откровение в снах. См. Иер 23:25-32.

13:15-17 Город отступников становится объектом сакральной войны и подлежит х`ерему (тотальному уничтожению) — как города побежденных народов Земли Обетованной (ср. 7:1-2,25-26; 20:16-18).

13:16... как целую жертву... — Евр. калил (букв. "целостный, полный"). Это слово лишь несколько раз используется в еврейской Библии применительно к жертвоприношению. В Лев 6:22,23 так обозначена хлебная жертва, сжигаемая целиком. В 1 Цар 7:9 и Пс 50:21 калил выступает как параллель к ол`а ("жертва всесожжения"). См. также благословение Левию (Втор 33:10).
  
Возможно, Второзаконие употребляет здесь этот редкий культовый термин (а не слово ола, например), чтобы отделить карательную акцию по отношению к отступникам от регулярной культовой практики.

14 Вы — сыны ГОСПОДА, вашего Бога. Не наносите себе порезов и не сбривайте волосы надо лбом, когда оплакиваете умерших. Ведь вы — святой народ у ГОСПОДА, вашего Бога; ГОСПОДЬ избрал вас из всех народов земли, чтобы вы были Его драгоценным достоянием.

14:1 Обычай наносить себе порезы и обривать голову во время траура засвидетельствован в пророческих текстах (Иер 16:6; 41:5; Иез 7:18; Ам 8:10). В Лев 21:5 такой обычай запрещается для жрецов. В Лев 19:27-28 этот запрет распространяется на всех израильтян.

Буду рад прочитать Ваши замечания и предложения по содержанию рассылки - со мной можно связаться по имейлу или в icq, или оставить сообщение на форуме сайта.
Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

В избранное