Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ЮСТИНИАН И ФЕОДОРА


Информационный Канал Subscribe.Ru

Икона Божией Матери Утоли моя печали
Храм иконы Божией Матери
"Утоли моя печали"
Храм иконы Божией Матери Утоли моя печали

:: Главная :: Епархия :: Настоятель :: Миссия :: Школа :: Детям :: Вопросы :: Опрос :: Гостевая :: Форум :: Почта ::


Юстиниан и Феодора

Один из величайших византийских василевсов, святой император Юстиниан был славянином, родом из современной Болгарии. Благодаря своему дяде, императору Юстину, возвысившемуся из простолюдинов, он получил блестящее образование: он владел несколькими языками и свободно ориентировался в серьезных богословских и философских вопросах. Юношей он полюбил дочь бедного циркача, занимавшуюся проституцией, но сумевшую победить этот порок после поездки в Египет, и женился на ней вопреки воле могущественной родни. Брак его был необыкновенно счастливым: Феодора оказалась волевой и очень решительной женщиной - однажды, на заре царствования Юстиниана, во время народного восстания Ника, когда император, напуганный размахом всеобщего недовольства, уже был готов к бегству, она мужественными словами: "Тому, кто однажды царствовал, скитаться изгнанником невыносимо. Мне нравится старинное слово, что царская власть - прекрасный саван", - сумела переломить ситуацию в пользу трона.

Восстание Ника было, пожалуй, единственным темным облаком, омрачившим многолетние царствование Юстиниана. Он был настоящим энтузиастом восстановления в прежнем блеске уже сильно обветшавшего, полуразрушенного здания древней римской государственности. Но эту государственность он видел преображенной светом Христовой веры. Император Юстиниан был первым, кто - в знаменитой Шестой новелле - сформулировал и ввел в политическую практику идею, буквально носившуюся в воздухе, о двух началах христианской государственности и о взаимоотношениях этих двух начал.

"Величайшие дары Божии, данные людям высшим человеколюбием - это священство и царство, - писал он. - Первое служит делам Божеским, второе заботится о делах человеческих. Оба происходят из одного источника и украшают человеческую жизнь. Поэтому, если первое поистине беспорочно и украшено верностью Богу, а второе украшено правильным и порядочным государственным строем, между ними будет добрая симфония, с которыми она для пользы человеческого рода предлагается".

Разумеется, это не было политической программой. Но высказанное Юстинианом сокровенное чаяние о соработничестве власти духовной и власти светской в деле спасения людей - тот идеал, к реализации которого отныне стали стремиться все христианские государи. Он стал необыкновенно популярен. Комментируя его, церковный историк Евсевий писал:

"Было время, когда мир был разделен по народам и областям на огромное множество владений, тираний и княжений: отсюда постоянные войны с грабежами и хищениями. Это разделение основывалось и на различии божеств, почитаемых в разных странах. Ныне же, когда крест, орудие спасения и трофей победы, явился на земле, дело демонов, т. е. ложные боги, распалось прахом и, вместе с тем, окончилась пора тираний, княжений и республик. Один Бог владычествует над всеми, одна империя для обладания всеми народами. В одно и то же время по небесному изволению появились два ростка, которые поднялись над землей и покрыли своей тенью весь мир - это Римская империя и христианская вера, предназначенные соединить в своих недрах весь род человеческий в вечном единении: Весь мир составит одну нацию, все люди соединятся в одну семью под общим скипетром".

С Божией помощью Юстиниан успешно совершил дело своей жизни. Римская империя - правда, на короткий срок - была восстановлена: варваров либо изгнали, либо подчинили константинопольскому престолу; понемногу утихли бури в Церкви, связанные с разрушительной деятельностью еретиков. Именно в царствование Юстиниана и Феодоры (в 543 г.) состоялся поместный собор, осудивший как ересь некоторые богословские заблуждения крупнейшего христианского богослова Оригена, увы, злонамеренно реанимированные в наши дни влиятельными оккультными кругами: это, например, учение о предсуществовании душ, о конечном всеобщем восстановлении и многое другое, никак не сочетающееся с библейской православной традицией. Тогда же состоялся и V Вселенский собор, поставивший формальную точку в деле еретиков-несториан.

Своеобразным апофеозом деятельности Юстиниана и настоящим символом его царствования стало сооружение архитекторами Артемием Тральским и Исидором Милетским храма Святой Софии - существующего и поныне, но тогда производившего ошеломляющее впечатление на современников своим великолепием.

Память святых порфироносцев Юстиниана и Феодоры совершается Православной Церковью 27 ноября.

Путник К. В.



Храм иконы Божией Матери "Утоли моя печали", Челябинск У нас всего 273 подписчиков
Архив Рассылки 2004-11-27 00:11:43 Статистика Рассылки



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.chelrelig
Отписаться

В избранное