Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ЗАБЛУДИВШИЙСЯ ГЕНИЙ


Информационный Канал Subscribe.Ru

Икона Божией Матери Утоли моя печали
Храм иконы Божией Матери
"Утоли моя печали"
Храм иконы Божией Матери Утоли моя печали

:: Главная :: Епархия :: Настоятель :: Миссия :: Школа :: Детям :: Вопросы :: Опрос :: Гостевая :: Форум :: Почта ::


ЗАБЛУДИВШИЙСЯ ГЕНИЙ

96 лет назад, 20-го ноября 1910 года на захолустной станции Астапово перестало биться сердце Льва Николаевича Толстого - великого русского писателя, великого, хотя большей частью и со знаком минус, мыслителя, великого путаника, вдохновителя и фактического создателя секты, в основе вероучения которой лежала соблазнительная квази-христианская доктрина о непротивлении злу насилием.

Годы расцвета художественного таланта были посвящены Толстым бескомпромиссной борьбе с Православной Церковью, созданию и пропаганде собственной - предельно рационализированной и морализаторской - версии христианства.

Яд, источаемый им в отношении Православия, многочисленные кощунства, разбросанные в разных художественных и публицистических произведениях, обратили на себя внимание священноначалия, которое, после многочисленных безуспешных попыток вразумления и просьб одуматься, Определением Святейшего Синода 20-23 февраля 1901 года засвидетельствовало отпадение Льва Толстого от Православной Церкви. Вынужденный акт этот, называемый анафемой, означал предание писателя на окончательный суд Божий, поскольку Церковь не могла более осуществлять духовное попечение в деле спасения человека, который сам отверг ее благодатную помощь в этом.

В Определении говорилось, в частности, что "известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию, граф Толстой в прельщении гордого ума своего дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно перед всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь святая: Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею: Молимся, милосердный Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви".

Как видно, и речи не было о торжественном анафематствовании с церковного амвона - знаменитый рассказ А. И. Куприна "Анафема", на который очень любила ссылаться атеистическая пропаганда, есть плод авторской фантазии.

Самого Толстого акт об отлучении нисколько не смутил и не покоробил.

"То, что я отрекся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо, - писал он в своем ответе Синоду. - :Я действительно отрекся от церкви, перестал исполнять ее обряды:"

И только тяжелая, мучительная, ставшая фатальной болезнь, кажется, развернула его к Церкви. Известна телеграмма, ушедшая из Астапова, от одра заболевшего, но еще находящегося в сознании Толстого, в Оптину Пустынь к старцу Иосифу с просьбой приехать. Из Оптиной в Астапово немедленно прибыл старец Варсонофий, но он встретил вокруг агонизирующего писателя плотную глухую стену толстовцев (во главе с Чертковым - до чего говорящая фамилия!), заинтересованных прежде всего в том, чтобы их учитель ушел из жизни непоколебимым антихристианином. Отец Варсонофий ничего не смог сделать - к Толстому не пускали даже его жену.

"Железное кольцо сковало покойного Толстого, хотя и Лев был, но ни разорвать кольца, ни выйти из него не мог", - с горечью вспоминал впоследствии старец.

Кончина Льва Николаевича Толстого не была христианской. Однако, понимая, как непросто бывает справиться с гордыней даже и на смертном одре, задумаешься: а не промыслительной ли была неудача старца Варсонофия? Может быть, милосердный Господь тем уберег обремененную совесть Толстого от предсмертного и оттого особенно тяжелого кощунства? Как знать.

В любом случае, по мудрому замечанию С. Н. Булгакова, "не раздражение или озлобление, но покаяние и сознание всей своей виновности перед Церковью должно вызывать у нас то, что Толстой умер в отчуждении от Нее. Толстой оттолкнулся не только от Церкви, но и от нецерковности нашей жизни, которою мы закрываем свет церковной истины".

Путник К. В.



Храм иконы Божией Матери "Утоли моя печали", Челябинск У нас всего 272 подписчиков
Архив Рассылки 2004-11-20 20:39:05 Статистика Рассылки



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.chelrelig
Отписаться

В избранное