Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН


Информационный Канал Subscribe.Ru

Икона Божией Матери Утоли моя печали
Храм иконы Божией Матери
"Утоли моя печали"
Храм иконы Божией Матери Утоли моя печали

:: Главная :: Епархия :: Настоятель :: Миссия :: Школа :: Детям :: Вопросы :: Опрос :: Гостевая :: Почта ::


БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН

13 ноября исполняется 1650 лет со дня рождения человека, творчество и сама жизнь которого составила целую эпоху в интеллектуальной и духовной жизни Западной Церкви.

Святой Августин родился в 354 г. в захолустном африканском городке Тагасте, входившим тогда в состав Римской империи. Отец его - римский гражданин среднего достатка - был язычником, но мать - Моника - приняла христианство и долгое время тщетно пыталась повернуть ко Христу любимого сына, не только получавшего тогда обычное для юноши образование, но и буквально прожигавшего жизнь в сомнительных удовольствиях.

Натура пылкая и чуткая, высоко и разносторонне одаренная, Августин в молодости подчинялся велению страстей, которые, помимо половой распущенности, обусловливали и его продолжительные духовные странствия. Христианство матери он считал "бабьими россказнями", возмущался грубым языком Священного Писания, предпочитая ему чтение классических античных авторов - Вергилия, Цицерона: Последователи персидского пророка Мани, признающие онтологическое равенство Добра и Зла, Бога и диавола (художественную интерпретацию чего современный человек может найти в романе "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова), уловили Августина, и он продолжительное время оставался манихеем, пока путанное вероучение секты и нравственная дряблость не отвратили от нее взыскательного молодого человека.

Обращение Августина к Богу произошло не вдруг, под непосредственным благотворным влиянием крупнейшего христианского проповедника Запада той эпохи - святителя Амвросия Медиоланского. Чтение же жития св. Антония, составленное св. Афанасием, разбудило интерес Августина к монашеству. Он стал молиться прежде отвергаемому им Богу горестными словами Псалмопевца: "Ты же, Господи, доколе?", - и был услышан. Во время углубленной молитвы прозвучал в нем чистый детский голосок, повторивший несколько раз: "Tolle, lege!" - "Возьми, читай!"; Священное Писание открылось перед Августином и он прочитал слова апостола Павла из Послания к римлянам, словно обращенные непосредственно к нему:

"Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти" (Рим., 13: 13-14).

Колебания Августина кончились. Ищущего сердца коснулась благодать. В 32 года Августин принимает Христа.

"Поздно же возлюбил я Тебя, о Краса нетленная, столь древняя и столь нынешняя, поздно же я возлюбил Тебя, - покаянно пишет он в своей Исповеди. - Ведь как было: Ты пребывала во мне, а я Тебя не ведал: Ты позвала меня, и глас Твой расторг мою глухоту, Ты воссияла и лучами рассеяла слепоту мою; ароматом Своим повеяла, я вдохнул его и лишь по Тебе вздыхаю; изведал Тебя и томлюсь по Тебе голодом и жаждою. Ты коснулась меня и разожгла душу стремлением к миру, Тобой даруемому".

К этому времени он уже широко известен как педагог и ритор; его широкая образованность и бесспорный ораторский талант привлекают к нему молодежь. Но он еще не доверяет себе и не доверяет своей предъизбранности к великим делам. Его рукоположение совершается против его воли - единодушным пожеланием церковного народа, собравшегося в храме и потребовавшего: "Августина - в священники!". Через пять лет Августин занимает епископскую кафедру Гиппона - второго по значению (после Карфагена) города Африки, и всецело отдается своему служению. Отныне епископские обязанности и богословские штудии поглощают все его время. Это - период его творческого расцвета: древо принесло обильный плод. До нашего времени дошли 113 его сочинений и 224 письма, притом, вероятно, не все еще открыто и атрибутировано. Многие его сочинения поражают своим объемом, основательностью и разносторонностью: только Ориген был, пожалуй, плодовитее его. Более всего Августина озабочивает проблема церковного единства, ставшая перед Церковью в полный рост в связи с деятельностью разного рода еретиков и раскольников. Августин неутомимо борется с ересями, проповедует, взывает к Божиему и человеческому милосердию и здравому смыслу.

Заботливый пастырь, он был очень любим своей общиной, с которой пережил тяжелейшие времена падения Рима и опустошительных варварских нашествий. Он и умер 28 августа 430 года глубоким стариком, окруженный всеобщим почитанием, в осажденном вандалами г. Гиппоне.

"Римская империя в Африке умерла вместе с ним", - основательно считает современный историк Церкви А. Л. Дворкин. Августин, пишет он, "пережил глубокую трагедию одинокого ума, ибо ему не с кем было обсуждать свои идеи и не было человека, который мог бы возразить ему на его уровне. Отсюда проистекает ни с чем не сравнимое влияние на западное богословие как его гениальных находок и прозрений, так и его ошибок и заблуждений. Можно сказать, что большинство богословских расхождений между Востоком и Западом восходит к блаж. Августину, мнения которого наложили отпечаток и на католическое, и даже на протестантское богословие вплоть до нашей эпохи. Православная Церковь, - итожит он, - гораздо более осторожно относится к его учению и видит корень многих заблуждений современного католичества и протестантизма в трудах блаж. Августина. Тем не менее Православие никогда не отрицало его личной святости и высокого богословского авторитета".

Путник К. В.



Храм иконы Божией Матери "Утоли моя печали", Челябинск У нас всего 275 подписчиков
Архив Рассылки 2004-11-13 00:10:09 Статистика Рассылки



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.chelrelig
Отписаться

В избранное