13 ноября исполняется 1650 лет со дня рождения человека, творчество и
сама жизнь которого составила целую эпоху в интеллектуальной и духовной
жизни Западной Церкви.
Святой Августин родился в 354 г. в захолустном африканском городке
Тагасте, входившим тогда в состав Римской империи. Отец его - римский
гражданин среднего достатка - был язычником, но мать - Моника - приняла
христианство и долгое время тщетно пыталась повернуть ко Христу любимого
сына, не только получавшего тогда обычное для юноши образование, но и
буквально прожигавшего жизнь в сомнительных удовольствиях.
Натура пылкая и чуткая, высоко и разносторонне одаренная, Августин в
молодости подчинялся велению страстей, которые, помимо половой
распущенности, обусловливали и его продолжительные духовные странствия.
Христианство матери он считал "бабьими россказнями", возмущался грубым
языком Священного Писания, предпочитая ему чтение классических античных
авторов - Вергилия, Цицерона: Последователи персидского пророка Мани,
признающие онтологическое равенство Добра и Зла, Бога и диавола
(художественную интерпретацию чего современный человек может найти в романе
"Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова), уловили Августина, и он
продолжительное время оставался манихеем, пока путанное вероучение секты и
нравственная дряблость не отвратили от нее взыскательного молодого человека.
Обращение Августина к Богу произошло не вдруг, под непосредственным
благотворным влиянием крупнейшего христианского проповедника Запада той
эпохи - святителя Амвросия Медиоланского. Чтение же жития св. Антония,
составленное св. Афанасием, разбудило интерес Августина к монашеству. Он
стал молиться прежде отвергаемому им Богу горестными словами Псалмопевца:
"Ты же, Господи, доколе?", - и был услышан. Во время углубленной молитвы
прозвучал в нем чистый детский голосок, повторивший несколько раз: "Tolle,
lege!" - "Возьми, читай!"; Священное Писание открылось перед Августином и он
прочитал слова апостола Павла из Послания к римлянам, словно обращенные
непосредственно к нему:
"Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни
сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа
нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти" (Рим.,
13: 13-14).
Колебания Августина кончились. Ищущего сердца коснулась благодать. В 32
года Августин принимает Христа.
"Поздно же возлюбил я Тебя, о Краса нетленная, столь древняя и столь
нынешняя, поздно же я возлюбил Тебя, - покаянно пишет он в своей Исповеди. -
Ведь как было: Ты пребывала во мне, а я Тебя не ведал: Ты позвала меня, и
глас Твой расторг мою глухоту, Ты воссияла и лучами рассеяла слепоту мою;
ароматом Своим повеяла, я вдохнул его и лишь по Тебе вздыхаю; изведал Тебя и
томлюсь по Тебе голодом и жаждою. Ты коснулась меня и разожгла душу
стремлением к миру, Тобой даруемому".
К этому времени он уже широко известен как педагог и ритор; его широкая
образованность и бесспорный ораторский талант привлекают к нему молодежь. Но
он еще не доверяет себе и не доверяет своей предъизбранности к великим
делам. Его рукоположение совершается против его воли - единодушным
пожеланием церковного народа, собравшегося в храме и потребовавшего:
"Августина - в священники!". Через пять лет Августин занимает епископскую
кафедру Гиппона - второго по значению (после Карфагена) города Африки, и
всецело отдается своему служению. Отныне епископские обязанности и
богословские штудии поглощают все его время. Это - период его творческого
расцвета: древо принесло обильный плод. До нашего времени дошли 113 его
сочинений и 224 письма, притом, вероятно, не все еще открыто и
атрибутировано. Многие его сочинения поражают своим объемом,
основательностью и разносторонностью: только Ориген был, пожалуй, плодовитее
его. Более всего Августина озабочивает проблема церковного единства, ставшая
перед Церковью в полный рост в связи с деятельностью разного рода еретиков и
раскольников. Августин неутомимо борется с ересями, проповедует, взывает к
Божиему и человеческому милосердию и здравому смыслу.
Заботливый пастырь, он был очень любим своей общиной, с которой пережил
тяжелейшие времена падения Рима и опустошительных варварских нашествий. Он и
умер 28 августа 430 года глубоким стариком, окруженный всеобщим почитанием,
в осажденном вандалами г. Гиппоне.
"Римская империя в Африке умерла вместе с ним", - основательно считает
современный историк Церкви А. Л. Дворкин. Августин, пишет он, "пережил
глубокую трагедию одинокого ума, ибо ему не с кем было обсуждать свои идеи и
не было человека, который мог бы возразить ему на его уровне. Отсюда
проистекает ни с чем не сравнимое влияние на западное богословие как его
гениальных находок и прозрений, так и его ошибок и заблуждений. Можно
сказать, что большинство богословских расхождений между Востоком и Западом
восходит к блаж. Августину, мнения которого наложили отпечаток и на
католическое, и даже на протестантское богословие вплоть до нашей эпохи.
Православная Церковь, - итожит он, - гораздо более осторожно относится к его
учению и видит корень многих заблуждений современного католичества и
протестантизма в трудах блаж. Августина. Тем не менее Православие никогда не
отрицало его личной святости и высокого богословского авторитета".