21 ноября Православная Церковь благочестиво празднует Собор святого
архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, установленный после
того, как на Лаодикийском соборе в 319 г. ею было отвергнуто древнее
заблуждение, поставлявшее ангелов - служебных духов, по слову апостола Павла
(Евр., 1: 14) - наравне с Богом и даже превыше воплотившегося Христа.
Святые Ангелы, учит Церковь, по повелению Божию наставляют нас на добрые
мысли и дела, охраняя от бесовских козней не только каждого отдельного
христианина, но и целые христианские народы.
Однако, благорасположение Ангелов к нам нередко становится поводом к
опасным соблазнам, ибо и "сам сатана принимает вид Ангела света, :и
служители его принимают вид служителей правды" (2 Кор., 11: 14-15). Особенно
в наше время участились случаи прямого общения различных людей с ангельским,
как думают они, миром: широко распространяются книжки под названием
"Откровения Ангелов-хранителей" и им подобные; люди отнюдь не праведной
жизни начинают слышать таинственные голоса из потустороннего мира, получать
некую информацию и транслировать ее на общество; недавно, по сообщению
одного из оккультных изданий, при помощи американского орбитального
телескопа "Хаббл", якобы удалось даже сфотографировать Ангелов -
двадцатиметровые яркосветящиеся человекоподобные существа с огромным
размахом крыльев...
Как относиться ко всем этим многочисленным фактам человеку православному
- т. е. духовно рассудительному и осторожному?
"Общее правило для всех человеков, - говорит Православная Церковь устами
одного из величайших своих святителей последнего времени епископа Игнатия
(Брянчанинова), - состоит в том, чтоб никак не вверяться духам, когда они
явятся чувственным образом, не входить в беседу с ними, не обращать на них
никакого внимания, признавать явление их величайшим и опаснейшим
искушением".
"Святые духи, - поясняет он, - уклонились от общения с нами, как с
недостойными такого общения, духи падшие, увлекшие нас в свое падение,
смесились с нами и, чтоб удобнее содержать нас в плену, стараются соделать и
себя и свои цепи для нас незаметными. Если же они и открывают себя, то
открывают для того, чтоб укрепить свое владычество над нами. Всем нам,
находящимся в рабстве у греха, надо знать, что общение с святыми Ангелами
несвойственно нам по причине нашего отчуждения от них падением, что нам
свойственно, по той же причине, общение с духами отверженными, к разряду
которых мы принадлежим душою, - что чувственно являющиеся духи человекам,
пребывающим в греховности и падении, суть демоны".
"Желание видеть духов, любопытство узнать что-нибудь о них и от них, -
предупреждает свт. Игнатий, - есть признак величайшего безрассудства и
совершенного незнания нравственных и деятельных преданий Православной
Церкви:Хотя демоны, являясь человекам, наиболее принимают вид светлых
Ангелов для удобнейшего обмана; хотя и стараются иногда уверить, что они -
человеческие души, а не бесы; хотя они иногда и предсказывают будущее; хотя
открывают тайны: но вверяться им никак не должно. У них истина перемешана с
ложью, истина употребляется по временам только для удобнейшего обольщения".
Итак, "открытое общение с духами для неопытного есть величайшее бедствие,
или служит источником величайших бедствий".
Православный Пролог донес до нас поучительную историю о некоем
благоразумном монахе, который, говоря современным языком, едва не стал
контактером. Ему явился диавол, преобразившийся в светлого Ангела, и
объявил: "Я - Гавриил; послан Богом к тебе". Монах ответил: "Смотри, не к
другому ли кому ты послан: потому что я, живя во грехах, недостоин видеть
Ангела". И посрамленный диавол тут же исчез.
Почитая ныне Собор Небесных Сил бесплотных - верных слуг Господа - будем
следовать путем благоразумного монаха и не поддадимся воздействию духов
злобы, разжигающих наше тщеславие и ищущих, как лишить нас спасительной
Божией благодати.