Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ЗЛАТОУСТ


Информационный Канал Subscribe.Ru

Икона Божией Матери Утоли моя печали
Храм иконы Божией Матери
"Утоли моя печали"
Храм иконы Божией Матери Утоли моя печали

:: Главная :: Епархия :: Настоятель :: Миссия :: Школа :: Детям :: Вопросы :: Опрос :: Гостевая :: Форум :: Почта ::


Златоуст

Святой Иоанн Златоуст, память которого совершается Православной Церковью 26 ноября, - один из самых социальных, если не самый социальный, православный святитель: остро воспринимая неправду лежащего во зле мира, он был одним из немногих, кто в своих проповедях громадное значение придавал проблемам бедности и богатства, обличал жадность и неправедность - не только светских владык, но и церковных иерархов.

"Где Маркион, где Валент, где Манес, где Василид, где Нерон, где Юлиан, где Арий? - горько восклицал он, перечисляя имена великих ненавистников Православия. - Где все противоборствовавшие истине?: Рассеяны они, потому что встретили себе борцов в лице тогдашних предстоятелей Церквей: то были истинные пастыри! Но я вижу большое различие между тогдашними пастырями и современными. Те были борцы, а эти беглецы; те совершенствовались в книгах и учении, а эти изощряются в нарядах и украшениях. Эти, как наемники, оставляют овец и бегут, а те душу свою полагали за овец".

Это, конечно, не способствовало возрастанию их любви к нему: не случайно, дважды поставляемый на константинопольскую кафедру, он оба раза изгонялся и был даже заподозрен в ереси оригенизма позорным собором "под Дубом".

Одна эта, видимая, внешняя сторона жизни святителя способна раз и навсегда разрушить миф о церковном благополучии, о безмятежном спокойствии внутренней церковной жизни. Увы, не все спокойно, не все благополучно. Церковь есть Церковь людей, хотя и сознающих свою поврежденность, хотя и стремящихся с Божией помощью избавиться от нее, но тем не менее поврежденных, греховных - ибо несть человек иже жив будет и не согрешит. И надо ли говорить, сколь сильно ополчаются на таковых силы ада? Пока мы в болотной трясине, пока мы свои в этой зловонной жиже, нас не особенно тревожат ее обитатели-бесы, но стоит высунуть голову, оглядеться, вдохнуть полной грудью свежий воздух, чистыми глазами увидеть подлинный мир Божий, и нас тут же свирепо схватят за ноги и повлекут обратно, вниз, в бездну.

- Куда? - послышится злобный оклик. - Ты наш.

Среди гонителей Златоуста было много замечательных православных мыслителей, богословов, даже святых, которые сильнее других были боримы злыми духами. Так один из почитаемых Отцов нашей Церкви, святой Кирилл Александрийский, и после смерти Златоуста и посмертной его реабилитации не сумел одолеть острой неприязни и воскликнул: "Если Иоанн в епископах, почему Иуда не с апостолами!?". Но можем ли мы судить их, когда сам Златоуст не дерзал делать этого?

"Или ты не знаешь, что тело Церкви подвержено большим болезням и напастям, нежели плоть наша, скорее ее повреждается и медленнее выздоравливает?" - вопрошал он.

Великий святитель только сетовал на то, что так много формальных христиан, присоединившихся к христианству, но не принявших Христа сердцем, как своего Спасителя.

"Тем больше пищи для огня", - говорил он.

Зато Златоуст был искренне любим простым народом: его возвращение в столицу после первого изгнания было встречено всеобщим ликованием. По остроумному замечанию св. Илария Пиктавийского, "уши народа оказывались святее сердец иерархов". Обличительное и врачующее слово великого проповедника снова зазвучало в Константинополе.

"Любовь к богатству есть неестественная страсть, - говорил Златоуст, - желание богатства ни естественно, ни необходимо, но излишне: Не потому вредно для вас богатство, что оно вооружает против вас разбойников и совершенно помрачает ум ваш, но более всего потому, что делает вас пленниками бездушного имения, удаляет вас от служения Богу".

Таков же был и его взгляд на нищету. Конечно, справедливо полагал он, бедность предпочтительнее богатства: бедному легче жить, легче подвизаться. Но и она может оказаться тяжким бременем, источником зависти, злобы или отчаяния. Поэтому Златоуст боролся с нищетой.

Ни реформатором, ни революционером он, разумеется, не был. Насилие было органически чуждо ему.

"Христианам в особенности запрещается исправлять впадающих в грех насилием, - предупреждал он. - Наша война не живых делает мертвыми, но мертвых живыми, ибо полна кротости и смирения: Я гоню не делом, но словом, и преследую не еретиков, но ересь: Мне привычно терпеть преследования, а не преследовать, - быть гонимым, а не гнать. Так и Христос побеждал распятый, а не распиная, - не ударяя, но приняв удары".

Этому принципу Златоуст остался верен до смерти: он скончался 14 сентября 407 года на пути к месту своей очередной ссылки. Почти немедленно началось его церковное почитание. В 438 году останки св. Иоанна Златоуста были перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов.

Путник К. В.



Храм иконы Божией Матери "Утоли моя печали", Челябинск У нас всего 273 подписчиков
Архив Рассылки 2004-11-26 00:11:18 Статистика Рассылки



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.chelrelig
Отписаться

В избранное