Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Вегетарианство и мясоедение в Библии (часть 6)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 315/2020-06-24

Доброго времени суток. В этом выпуске я завершаю публикацию новой статьи "Вегетарианство и мясоедение в Библии".

 Тексты апостола Павла

Тема вкушения мясной пищи немного затронута в Посланиях апостола Павла. Согласно тексту Послания Коринфянам (1 Кор. 8:1-13), христианин может съесть идоложертвенное мясо, если он поклоняется единому Богу и убежден, что идол -- ничто. Однако, лучше вообще не есть мяса, чем соблазнить брата, который может поколебаться в вере[53] или мучаться укорами совести, если, подражая тому, кто ест идоложертвенное, он поступит против своей совести[1][6]. Хотя Павел не был последовательным вегетарианцем, данный текст утверждает вегетарианство из любви к ближнему: "если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего". 

Второй текст на эту же тему находится в Послании Римлянам  (Рим. 14:1-23). Этот текст не упоминает о том, что подразумевается мясо животных, принесенных в жертвы языческим идолам. По мнению ряда комментаторов, данный текст, так же как обращенный коринфянам, говорит о воздержании от мяса из опасения вкусить идоложертвенное[1]. По мнению других комментаторов, апостол Павел мог подразумевать воздержание от мясной пищи по философским мотивам[1], то есть собственно вегетарианство по убеждению (даже несмотря на то, что подобные философии развивались в языческий культуре и могли быть связаны с языческим аскетизмом[6][53]). 

Хотя Павел назвал тех, кто по неуказанным в тексте причинам ели только овощи, "немощными в вере" (вероятно, ассоциируя их с иудеями, которые боялись оскверниться прикосновением к нечистому, либо подразумевая именно христиан из числа иудеев[6]), он призвал христиан не унижать и не осуждать друг друга за образ питания. Тем самым Павел утвердил возможность разнообразия взглядов, свободу понимать допустимость или недопустимость мясной пищи в соответствии со своей совестью: "Кто ест [мясо], не уничижай того, кто не ест [мяса, питаясь лишь овощами]; и кто не ест [мясо], не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. ... Всякий поступай по удостоверению своего ума. ... Кто ест [мясо], для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест [мясо, питаясь лишь овощами], для Господа не ест, и благодарит Бога". Приоритетом для христианина, согласно апостолу Павлу, является не спор о мнениях, а самоограничение: "Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает". Таким образом, тексты апостола Павла допускают вегетарианский образ жизни для христиан.

Вкушение рыбы в евангельских текстах

Возможным аргументом против вегетарианства могли бы рассматриваться евангельские тексты, повествующие о том, что Иисус насытил народ хлебами с рыбой ("насыщение пяти тысяч": Мф. 14:13-21, Мк. 6:31-44, Лк. 9:10-17, Ин. 6:5-15; "насыщение четырех тысяч": Мф. 15:32-39, Мк. 8:1-9), а также о том, что Иисус предложил ученикам вкушать рыбу после воскресения (Ин. 21:5-13), и даже сам ел с ними рыбу (Лк. 24:41-43). Такие тексты, как минимум, свидетельствуют о том, что Иисус не проповедовал вегетарианство, и этот факт логично понять в контексте культуры, в которой он находился. Однако, существуют возражения на точку зрения о том, что такие тексты опровергают возможность вегетарианства для христиан. 

Во-первых, данные повествования касаются сверхъестественных, а не обыденных событий. Согласно многим традиционным трактовкам, эти тексты содержат множество аллегорических образов[54]. В частности, использованная в них фраза "благословил и преломив...", по мнению многих христианских комментаторов, связывает сюжет с евхаристией, и вкушение рыб (вместе с хлебом) трактуется как ее прообраз[6]. Сама по себе рыба, по мнению ряда комментаторов, символизирует Иисуса Христа, поскольку ее символика (часто в виде графического изображения) использовалась христианами ранней церкви для идентификации христианского вероисповедания[55]. Это объясняется тем, что слово "рыба" на греческом языке  (Ίχθύς) является акронимом, состоящим из начальных букв слов "Иисус Христос Божий Сын Спаситель". 

Подобный аллегоризм образа рыбы, по мнению некоторых современных авторов, является аргументом в пользу того, что данные тексты не следует понимать буквально как утверждение нормативности питания рыбой[56]. В христианском богословии они символизируют либо приобщение ко Христу посредством евхаристической трапезы, либо в широком смысле (особенно в протестантизме) -- духовное приобщение ко Христу, а не просто описывают удовлетворение голода. Например, святой Августин, комментируя эпизод о том, как Иисус после воскресенья предложил ученикам печеную рыбу, писал, что: "[В мистическом значении] жареная на огне рыба -- это принявший страдания Христос. Он есть хлеб, сшедший с небес..."[57]. Сам Иисус ел рыбу после воскресения, по мнению комментаторов, не с целью питания (поскольку воскресшее тело не нуждалось в пище), а для того, чтоб показать ученикам, что не является духом как ангел[25] или призрак[42][53].

Можно добавить, если обсуждать буквальный смысл текста, что рыба является промежуточным продуктом питания между мясом и вегетарианской пищей. Употребление в пищу рыбы с современной точки зрения может рассматриваться как более близкий к вегетарианству (переходный) образ питания, чем мясоедение. В евангельских текстах важной составляющей событий является мотивация сострадания Иисуса[42]: "жаль мне народа..." (Мф. 15:32, Мк. 8:2, а также см.: Мф. 9:36, 14:14, Мк. 6:34). Согласно Евангелию, Иисус хотел накормить голодных и уставших людей, потому что испытывал к ним сострадание. Быть может, целью христианства было вначале обучить людей состраданию друг ко другу, чтобы после того человечество постепенно могло обратиться к состраданию всему живому.

Использованная литература и примечания

[1] Толковая Библия Лопухина — дореволюционные комментарии Библии (изд. 1904-1913), начатые под редакцией А. П. Лопухина, а после его смерти (1907) продолженные преемниками

[2] Классические комментарии Торы «Сончино», составленные главным раввином Британской империи Й. Герцем (1913-1946) в I пол. XX в.

[3] Святитель Василий Великий.  Беседа на Шестоднев, 10

[4] Рамбан -- сокращение имени рабби Моше Бен-Нахман, также его акроним Нахманид (1194-1270), известный талмудист, галахист, экзегет, каббались, философ и врач

[5] Richard Schwartz, Ph.D. A Vegetarian View of the Torah (web-site Jewish Vegetarians of North America)

[6] Комментарии Брюссельского издания Библии («Жизнь с Богом», 1989)

[7] Известное повествование о кормлении медведя из рук преподобным Серафимом, возможно, несколько приукрашено его учеником схиигуменом Серафимом (Толстошеевым) (см.: Жизнь и чудеса Серафима Саровского: что здесь правда, а в чем есть сомнения. Журнал Фома, 1 августа 2019). Для нашей статьи, однако, это не играет важной роли, поскольку подобных жизнеописаний в христианской агиографии немало, а нас интересует не столько историческая доказанность всех подобных событий, сколько значение таких преданий для христианского миросозерцания в целом.

[8] Laudes Creaturarum ("Восхваление творения") - стихотворное произведение святого Франциска, известное как "Гимн брату Солнцу" (на латинском языке, хотя авторский оригинал написан на умбрийском диалекте староитальянского языка). Папа Иоанн Павел II объявил святого Франциска покровителем экологии.

[9] Цветочки Святого Франциска. Глава XXI О благочестивом чуде Святого Франциска, укротившего лютого волка в Агуббио // Цветочки славного мессера святого Франциска и его братьев. Пер. А.А.Клестова. СПб., 2000

[10] Например: Withrow-King, Sarah (2016). Animals Are Not Ours: An Evangelical Animal Liberation Theology. Wipf and Stock 

[11] Jewish Dietary Laws (Kashrut): Rabbinic Teachings on Vegetarianism Edited by Richard Schwartz, Ph.D. (Jewish Virtual Library)

[12] Иустин Философ. Беседа с Трифоном иудеем 20

[13] Святитель Иоанн Златоуст. Беседы (гомилии) на Бытие, 27

[14] Блаженный Феодорит Кирский. Толкование на книгу Бытия. Вопрос 56. Почему узаконил Бог вообще ядение мяса?

[15] Епископ Виссарион (Нечаев). Толкование на паремии из книги Бытия. Паремия, положенная на вечерне в понедельник четвертой седмицы Великого поста (Быт. 8:21-22, 9:1-7)

[16] Митрополит Московский Филарет (Дроздов). Толкования на Книгу Бытия (Быт. 9:3)

[17] Митрополит Антоний Сурожский. Человек перед Богом. - М.: Паломник, 2000, с. 383

[18] Schwartz, Richard H. Judaism and Vegetarianism. Lantern Books. New York, 2001. pp. 1, 12, 16, 19, 188 

[19] Joseph Albo, Sefer ha-Ikkarim, Vol. III., Chapter 15

[20] Малбим --  акроним имени раби Меир Лейб бен Иехиэль Михаэль (1809-1879), известный комментатор Библии и проповедник

[21] Как иудаизм и Тора относятся к вегетарианству? (Статья веб-сайта "Иудаизм и евреи" организации Толдот Йешурун)

[22] Rabbi Isaak Hebenstreit, Graves of Lust (Hebrew), (Rzeszow, Poland, 1929), p. 6

[23] Рав Кук основательно поддержал вегетарианство с точки зрения иудаизма в статье  "Видение вегетарианства и мира" (A Vision of Vegetarianism and Peace).

[24] Nehama Leibowitz. Studies in Bereshit (Genesis : in the Context of Ancient and Modern Jewish Bible Commentary). - World Zionist Organization, 2010). P. 77

[25] Дж. Х. Уолтон, В. Х. Мэтьюз, М. У. Чавалес. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет. (англ. The Ivp Bible Background Commentary: Old Testament). Пер. Батухтина Т. Г., Платунова А. П. - СПб.: Мирт, 2003

[26] Раши -- акроним имени рабби Шломо Ицхаки или Шломо бен Ицхак (1040-1105), крупнейший комментатор Талмуда и Библии

[27] Samuel H. Dresner. The Jewish Dietary Laws. - Burning Bush Pres, 1959. P. 29

[28] Кашрут в Электронной еврейской энциклопедии

[29] Раввин Ашер Альтшул. Кашрут для чайников. Шхита - кошерный убой (веб-сайт Habad.ru)

[30] Юрий Голдес. Шхита и запрет причинять страдания животным (журнал Лехаим, апрель 2007)

[31] Убой ритуальный в Электронной еврейской энциклопедии

[32] Abraham Chill, The Commandments and Their Rationale, (New York, 1974), p. 400 

[33] Rabbi Abraham Isaac Kook, "Fragments of Light," in Abraham Isaac Kook, ed. and trans. Ben Zion Bokser (New York: Paulist Press,1978), pp. 316-21

[34] David Sears. The Vision of Eden: Animal Welfare and Vegetarianism in Jewish Law and Mysticism. - Orot 2003

[35] Rabbi Pinchas Peli, Torah Today (Washington,D.C.: B'nai B'rith Books, 1987), p. 118

[36] Рамбам --  акроним от словосочетания раббену Моше бен Маймони или Маймонид (1135 или 1138 -  1204), крупнейший раввинистический авторитет и кодификатор Галахи, философ, ученый и врач; самый прославленный ученый послеталмудической эпохи

[37] Раввин Иосиф Телушкин. Энциклопедия еврейской культуры. Книга первая. От Библии до Холокоста; Пер. С. Демина. - Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Неоглори, 2009. С. 109

[38] Комментарий раби Шимшона-Рефаэля Гирша на Тору

[39] Смирнов И.А., Смирнова Н. Ю. Манна лишайникова и манна небесная. / Виноград, № 2 (34) - 2010. С. 81 (версия в интернете: Лишайниковая манна, образовательный портал "Слово")

[40] Для общего познания можно посмотреть научно-популярное видео (не имеющее отношения к библейской тематике): "Коронавирус и его друзья: откуда приходят эпидемии" на сайте или ютуб-канале "Все как у зверей"

[41] Святитель Григорий Нисский. О жизни Моисея Законодателя. Часть 1-ая (изложение жизни Моисея)

[42] Комментарии Даласской богословской семинарии (Roy B. Zuck and John  F.Walvoord. The Bible Knowledge Commentary: An Exposition of the Scriptures by Dallas Seminary Faculty, изд. 1980; русс. изд. 1989-1996)

[43] Преподобный Ефрем Сирин. Собрание творений. Толкования на пророческие книги Ветхого Завета. Толкование на Книгу Даниила. - Сибирская Благозвонница, 2017

[44] Lauren Wicks. What is The Daniel Fast? Here’s everything you need to know about this short-term, Biblical diet plan. (Cooking Light, January 14, 2019)

[45] The Daniel Fast -- web-site daniel-fast.com

[46] White, Ellen G (1938). Counsels on Diet and Foods. Washington, D.C.: Review and Herald Publishing Association, 1976

[47] Bloomer, Richard J; Mohammad M Kabir; Robert E Canale; John F Trepanowski; Kate E Marshall; Tyler M Farney; Kelley G Hammond (2010). "Effect of a 21 day Daniel Fast on metabolic and cardiovascular disease risk factors in men and women". Lipids in Health and Disease. 9: 94.

[48] Давид Стерн. Комментарии к Еврейскому Новому Завету (Jewish New Testament Commentary, изд. 1992).

[49] Такие толкования дают, например: Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский, Беда Достопочтенный, Максим Исповедник и другие

[50] Shurtleff, W.; Aoyagi, A. (2014). History of Seventh-day Adventist Work with Soyfoods, Vegetarianism, Meat Alternatives, Wheat Gluten, Dietary Fiber and Peanut Butter (1863-2013): Extensively Annotated Bibliography and Sourcebook. Soyinfo Center. p. 1081

[51] Например, Жан Кальвин.  Толкование на Деяния святых апостолов. - Евангелие и Реформация, 2009

[52] Например, контраргументы: Архиеп. Аверкий (Таушев) в толковании Евангелия от Матфея, на стих Матф. 15:11

[53] Новый библейский комментарий (Gordon J., Wenham, J. Alec Motyer, D.A. Carson, R. T. France. New Bible Commentary. — IVP Academic, 1994)

[54] Например, пять хлебов в первом чуде трактуется как образ Пятикнижия Моисея (Иероним Стридонский, Феофилакт Болгарский, Августин), две рыбки - как два завета или как закон и пророки (Иероним Стридонский) или как евангелие и послания апостолов (Феофилакт Болгарский) или же как священник и царь в Ветхом Завете (Августин), а семь хлебов во втором чуде - как число полноты, указывающее на то, что к евреям в церкви присоединятся язычники (Иероним Стридонский), или как образ Святого Духа (Феофилакти Болгарский). Ловля сетями рыб в тексте, повествующем о воскресении Иисуса, часто трактуется как предсказание будущей проповеди апостолов, а пойманное множество рыбы числом 153 трактовалось некоторыми отцами церкви как обращение полноты язычников (100), остатка иудеев (50) к вере в Троицу (3 божественнные ипостаси) (Кирилл Александрийский, Феофилакт Болгарский).

[55] Комментарии Новой Женевской учебной Библии (New Geneva Study Bible, изд. 1995; Reformation Study Bible, изд. 1998)

[56] Стивен Розен. Вегетарианство в мировых религиях. - Философская книга, 2008 // Rosen, Steven J. Food for the Spirit: Vegetarianism and the World Religions, Preface by Isaac Bashevis Singer, - Bala Books, 1987

[57] Августин Иппонский. Трактат на Евангелие от Иоанна 123.2 Cl. 0278, 123.2.20

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Cтарый сайт  "Путь в бесконечность"Блог "Записки бунтаря"

Фейсбук: Прогрессивная религия. ВКонтакте: Независимый исследователь 


В избранное