Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Вегетарианство и мясоедение в Библии (часть 1)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 310/2020-06-19

Доброго времени суток. Предлагаю вашему вниманию новую статью:

Вегетарианство и мясоедение в Библии.

В данной статье рассматриваются ключевые библейские тексты и комментарии об употреблении мясной пищи, ограничении потребления мяса и вегетарианстве в иудаизме и христианстве. Хотя христианство и иудаизм не запрещают мясоедение, традиции обеих религий в той или иной мере поощряют ограничение потребления мяса. Многие комментаторы библейских текстов рассматривают вегетарианство как идеальный образ жизни после сотворения, который был утрачен, и существует мнение, что он должен восстановиться. Некоторые комментаторы видят библейский идеал в постепенном возвышении человечества до вегетарианского образа жизни, и некоторые рассматривают вегетарианство поощрительным в настоящее время.

Пища в Ветхом Завете (Танахе)

Христианство и иудаизм имеют общие библейские книги, которые называются в христианстве Ветхим Заветом, а в иудаизме -- Танахом. Центром веры в иудаизме являются пять книг Торы, которые в христианстве называются Пятикнижием Моисея (в нем содержится Закон Моисея). Христианство добавляет к этим книгам Новый Завет.

Порядок после сотворения

В Библии говорится, что в сотворенном мире изначально не было мясоедения. Данное представление отражено в традиционных христианских и иудейских трактовках. Согласно библейскому тексту:  "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма" (Быт. 1:27-31) (библейские цитаты в статье приводятся в синодальном переводе).

Как видно из текста, согласно Библии, хотя человек был поставлен Творцом выше животных как властелин земли, власть человека не подразумевала того, что люди должны были убивать животных и питаться ими: первым людям для пропитания была дана вегетарианская еда (растения, их плоды и семена). Также и животные после сотворения, согласно библейскому тексту, были травоядными, а не хищниками. Данный текст является главным библейским аргументом в пользу того, что животные не были сотворены для пищи людей, а волей Творца было вегетарианство. Эта трактовка является основной как в христианстве[1], так и в иудаизме[2]: ее разделяет большинство комментаторов обеих религий.

В частности, например, святой Василий Великий писал: "Не сказал (Бог): "Я дал вам в пищу рыб, дал вам скот, пресмыкающихся, четвероногих". (Писание) гласит, что не ради этого Он создал их. Но первое законодательство допустило вкушение плодов..."[3]. В иудаизме авторитетный комментатор XIII в. Рамбан[4] объяснял то, что люди изначально должны были питаться растительной пищей, а не животными, ссылаясь на наличие у животных души[5].

Книга пророка Исайи

Уильям Струтт, "Малое дитя будет водить их"Вторым значимым текстом, имеющим отношение к теме вегетарианства в иудаизме и христианстве, являются слова книги пророка Исайи о мессианской эпохе: "Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море" (Ис. 11:6-9).

Хотя эти строки трактуются аллегорически целым рядом христианских комментаторов (включая ряд отцов церкви) как символ всеобщего примирения, другие христианские комментаторы[1][6] понимают текст аналогично иудейским[2] как возвращение мироздания к тому первоначальному состоянию, когда животные не пожирали друг друга, не причиняли вреда человеку, и человек также не причинял животным никакого вреда. Об этом восстановлении творения, по мнению ряда христианских комментаторов[1], писал апостол Павел в Послании Римлянам: "Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих ... в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих" (Рим. 8:19-21) (согласно этому тексту, в новой реальности животные, как и люди, не будут умирать, поскольку под тлением подразумевается смерть).

Отдаленным предвестием такого будущего мира в ортодоксальной христианской традиции могут рассматриваться события жизнеописания некоторых святых, которые, согласно преданиям, находились в гармонии с животным миром. Так, например, преподобный Серафим Саровский, по преданию, кормил медведя из рук[7], а святой Франциск Ассизский, который называл все творения своими братьями и сестрами[8], по преданию, уговаривал волка не причинять вреда другим живым тварям[9]. Хранение подобных преданий выражает христианское чаяние возвращения мира к первозданной гармонии. И, хотя текст пророка Исайи, как и жития святых, делают акцент на упразднении хищничества животных, в контексте библейской истории сотворения очевидно, что ни животные, ни человек в будущем мире уже не должны более убивать друг друга. Некоторые христиане[10] и иудеи[11] видят в текстах о сотворении и мессианской эпохе библейские основания начать практиковать вегетарианство уже в настоящем. 

Иллюстрации: 1) Лукас Кранах Старший, Райский сад (1530); 2) Уильям Струтт, "Малое дитя будет водить их" (1896).

Продолжение следует. 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Cтарый сайт  "Путь в бесконечность"Блог "Записки бунтаря"

Фейсбук: Прогрессивная религия. ВКонтакте: Независимый исследователь 


В избранное